Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Денис Петров | Добавлено: 2014-11-20

Освоение живописного мастерства

Непременным условием успешной деятельности в области искусства, как и в любой другой практической деятельности, является мастерство. Д. Ушаков объясняет слово «мастерство» как «исключительное умение, высокое искусство в какой-нибудь области».

Художественное мастерство обеспечивает произведению долгую жизнь, а иногда и бессмертие. Произведения живописи высокого мастерства обладают огромной силой воздействия, не угасающей в течение жизней многих поколений.

Понятие живописного мастерства, как правило, связывают с технологией творчества, с теми его важными компонентами, которые завершают процесс создания того или иного произведения. Такой подход вполне понятен. Мысли и чувства художника материализуются в сочетание красок и художественные образы. Сложная, кропотливая работа изучения жизненного материала, многолетний труд художника «снимается» снимается артистическим исполнением.

Именно художественное мастерство в живописи составляет ценность произведения. Содержание темы произведения передается художником с помощью мастерства, системы линий, цветовых пятен, различных способов наложения красок и т. д. Понять смысл каждого элемента в живописи – значит понять язык художника, на котором он разговаривает со зрителем, понять способ передачи мыслей и чувств. Одним из важнейших моментов достижения художественного мастерства в живописи является умелое использование свойств материала, овладение формальными средствами художественной техники.

Подобное отношение к художественному мастерству оправдано при одном условии: если оно учитывает сложность и многосоставность творческого процесса.

Однако не всегда это имело место. Преувеличенное внимание к смысловому содержанию сменялось абсолютизированием мастерства исполнения. «Это новое направление пыталось в центре своего внимания поставить находившуюся раньше в пренебрежении художественную форму; оно исходило при этом не только из неудач прежних попыток понять искусство, отбросивши его форму, но и из основного психологического факта, который, как мы увидим ниже, лежит в основе всех психологических теорий искусства. Этот факт заключается в том, что художественное произведение, если разрушить его форму, теряет свое эстетическое действие. Отсюда соблазнительно было заключить, что вся сила его действия связана исключительно с его формой. Новые теоретики так и формулировали свои взгляды на искусство, что оно есть чистая форма, не зависящая ни от какого содержания» .

В этих суждениях проблемы мастерства предстают только внешней, легко обозреваемой стороной. Они обходят причины, ограничиваясь следствием.

Замысел произведения тесно связан с его воплощением. «Надо любить искусство слишком головой и теоретически, чтобы прощать художнику небрежное исполнение — ради идеи... Если на холсте, кроме идей, не окажется чисто живописных качеств, картина отправляется на чердак» — писал И. Н. Крамской.

Однако живописное мастерство не ограничивается исполнением. Оно распространяется и на содержание, объединяется с ним. Исполнение, не несущее глубокого смысла, не может быть мастерством. Мы не можем назвать мастерски выполненным пейзаж, лишенный чувств, мыслей художника, или портрет, не раскрывающий внутренний мир изображенного.

Художественность мастерства в живописи слагается не только из технического исполнения, но и глубоко осмысленного и прочувствованного содержания. Еще Гете отмечал, что техника в соединении с пошлостью — это самый страшный враг искусства. Художники-реалисты всегда стремились к единству эмоциональной выразительности формы и содержания в живописи.

Сравнительно недавно началось исследование искусства методами структурного анализа. Роль структурно-системных методов в теории искусства вскрывается в литературе по эстетике. В исследовании методами структурного анализа уже получены заслуживающие внимания результаты и накоплены интересные наблюдения, несмотря на то, что сами эти методы еще находятся в процессе становления. Этот метод дает нам возможность выделить несколько уровней в целостной системе художественного произведения: геометрической композиционной схемы, графического контурного рисунка, светотени, колорита, сюжетно-тематический и идеологический.

Если понятие художественного мастерства ограничить только первыми четырьмя уровнями, то нарушатся основные принципы художественного произведения — целостности и соответствия. В таком случае выпали бы два основных уровня, которым подчинены все другие уровни. Их отсутствие в системе художественного произведения характерно для живописи абстракционистского плана.

Естественно, что исключение из понятия художественного мастерства элементов содержания мыслей и чувств ведет к формалистическому пониманию мастерства, к произволу и распаду средств художественной выразительности, поскольку в этом случае они лишились бы своего назначения.

В эстетике уже отвергнута бытовавшая ранее мысль, что мастерство есть совокупность приемов и навыков, безразличных к содержанию произведения. Оно не сводимо к понятию технического ремесла.

Творческий процесс художника складывается из ряда закономерных этапов цепи мастерства, слагаемыми звеньями которой выступают назначение и принцип искусства. Указанные звенья определяют последующие: предмет, метод, содержание и форму, которые не могут быть истолкованы исчерпывающе и объективно, без учета их причинности.

Все эти компоненты мастерства выступают в неразрывном единстве, что означает наличие совершенного единства формы и содержания, целостности и соответствия всех частей произведения искусства.

Мастерство обеспечивает создаваемому творению высокую эстетическую ценность и максимальную дееспособность. Оно является источником не только эстетической, но и художественной информации.

Формализм в живописи характерен неполноценностью мастерства, ущербностью художественной формы. Здесь форма выступает в отрыве от содержания. Следовательно, отрицание познавательной функции мастерства открывает дорогу формалистическому толкованию творческого процесса. С другой стороны, отстаивание передовых политических взглядов, глубокий анализ явлений действительности возможны только тогда, когда мастерски используются возможности формы.

Такая сложная многосоставность художественного мастерства способствует тому, что различные поколения по-новому воспринимают одни и те же произведения искусства, для каждого из них раскрываются другие неизвестные ранее стороны. Впервые на свойство многослойности произведений искусства указал Ф. В. Шеллинг в «Системе трансцендентального идеализма».

Отдельные слои в некоторых произведениям живописи могут утратить свое былое значение. Может потерять значение всего лишь один слой произведения , но сохранились другие важные слои.

Разнообразие индивидуальных качеств художника входит важной составной частью в его мастерство. Ставя своей задачей изучить закономерности формирования художественного мастерства, мы должны выявить сущность явления, отделив его от всех примесей и случайностей. Однако случайность, непохожесть, индивидуальность включены в самую суть творчества художника, поэтому анализ диалектического взаимодействия объективных и субъективных сторон мастерства, соотнесение общих законов с индивидуальным опытом, характером, темпераментом и т. д. представляются важной стороной в осмыслении методов обучения живописи.

Живописец совершенствует свое мастерство всю жизнь, но ого основы закладывает художественная школа. Особое значение в связи с этим приобретает правильная методика преподавания художественных дисциплин, методика формирования основ художественного мастерства.

Рассмотрим некоторые вопросы методов формирования у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов основ художественного мастерства в живописи.

Индивидуальное мастерство художника обусловлено не только личным опытом, но и ступенью развития искусства; индивидуальный опыт художника строится на основе коллективных достижений предшествующих поколений, имеющих общественное социальное происхождение. Даже художник, открывающий своим творчеством новое направление в искусстве, подготовлен всем ходом предшествующего развития искусства.

Обращение к опыту художественного познания действительности, освоение существующих эстетических ценностей не сглаживает индивидуальности художника, а способствует формированию личности. Овладение традициями дает простор, стимулирует самостоятельную деятельность. Таким образом, главный механизм формирования индивидуального художественного мастерства в живописи — усвоение исторически сложившихся художественных ценностей, так как знание закономерностей позволяет увидеть исключения, отклонение от общего закона, найти свой правильный, индивидуальный путь.

Исходя из указанных данных, можно утверждать, что основным средством художественного воспитания студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа является изучение сложившейся художественной культуры.

Основным условием успешного обучения живописи является овладение изобразительными и выразительными возможностями и технологией живописных материалов.

Однако этот фактор выступает в единстве с рядом других. Задача воспитания культуры обращения с живописными материалами решается на самых разнообразных учебных заданиях в совокупности с другими проблемами: передачи пространства, цветовых и тональных отношений, лепки объема и др. так, без овладения методом работы цветовыми и тональными отношениями не может быть достигнуто успешное решение поставленных нами задач формирования основ художественного мастерства в живописи.

В свою очередь изучение техники живописи создает благоприятные условия для успешной передачи пространства, лепки объема, овладения методом цветовых и тональных отношений.

Техника живописи, ее чисто физические законы используются в зависимости от метода работы художника, от стоящих перед ним задач, поэтому изучение техники живописи должно соединяться с изучением метода работы в живописи, с достижением мастерства. Знание студентами технических процессов живописи и овладение ими на практике обеспечивает успешное формирование основ художественного мастерства, которые строятся на знаниях, умениях и навыках. Эти положения имеют значение методологического принципа. Оно определяет весь ход наших дальнейших рассуждений.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)