Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Юрий Уюрченко | Добавлено: 2014-10-24

Изобразительное искуство древнего Египта

Изобразительное искусство Древнего Египта ярко выражено в архитектурных и скульптурных произведениях. Скульптурный портрет в Египте, подобно рельефу, был связан с религией, с той сложной системой анимистических представлений, которые были разработаны жречеством в целях утверждения существовавших классов отношений. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («ка»), так же его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи - магического двойника. Лицо в статуе должно было быть портретным, чтобы эта жизненная сила человека нашла свою земную оболочку. Из этих своеобразных идей египетского анимизма, идея дублирования в статуе действительно существовавшего лица, рождается реалистический скульптурный портрет.

Сфинкс – как один из скульптурных символов, символизирует достоинство, королевскую власть, мудрость, могущество и силу. В Древнем Египте существовало три разнообразности сфинкса: с человеческой головой и телом льва (андросфинкс); с головой сокола (хиеракосфинкс) и с головой барана (криосфинкс).

Архитектурный облик Древнего Египта ярко представлен в пирамиде выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джосера - первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она находиться в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. В конструкции пирамиды Джосера отражены три основных принципа возведения подобных сооружений - гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов пятой династии: Хуфу (Хеопса), Хафрана (Хефрена), Менкаура (Микерин). Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Это поистине необычайный памятник непреклонной воли фараона и каторжного труда сотен тысяч рабов. Пирамиды строили для того, чтобы охранять тела умерших фараонов и их сокровища. Когда-то у пирамид были ровные края, но из внешних сторон камни вытащили, и сейчас они выглядят ступенчатыми. Тогда уже сложились монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков.

Страна Нила бедна деревом, зато богата превосходным строительным камнем. С введением каменной балки был введён и каменный столб, а тем самым и новый способ создания подвижности пространства. Большие помещения могут быть перекрыты потолком, варьированы в плане, снабжены пролётами. Например, в памятнике Заху-ре, колонна является просто стержнем цилиндрической формы с основанием и абакой, иногда у равноугольного столба срезаются края, четырёхгранная форма превращается в восьми - или шестнадцатигранную и стороны «каннелируются»… Совсем иные, фантастические, колонны, воспроизводящие растительные формы, появляются в храмах-усыпальницах пятой династии; постепенно усложняясь, они встречаются и в позднейшее время. Эти колонны восходят по своей форме к пальме, пучку папируса, цветку лотоса, лилии. Египетский храм, как образ сада, в котором из колонн и из украшений стенного цоколя вырастают грациозные пальмы и водяные цветы, над которыми широко раскинуто открытое небо, - это чистейшая поэзия. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями - они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания. Самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи, ставшим для современного Египта символом национальной гордости, по праву считаются два связанных друг с другом храма в Абу-Симбеле в Нубии, целиком, вырубленные в скале на левом берегу Нила в период правления Рамсеса второго. Фасад Большого храма в Абу-Симбеле, посвящённого Амону-Ра. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов.

В эпоху Древнего Царства город Мемфис стал религиозным и художественным центром страны. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Ведущие художники - зодчие, скульпторы и живописцы - были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почётом. Они гордились деяниями своих рук едва ли не так же, как цари своими победами; только гимны царей начинались словами: «я разрушил…», «я покорил…», а гимны художников - «я воздвиг…», «я соорудил…», «я выполнил работы прекрасные…». И, тем не менее, проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась как роль хранителя священных канонов. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равновесие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц. В то же время они удивительно жизненны. В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Из столетия в столетие переходили каноны сюжетных композиций. Даже в деталях египетское искусство отличалось удивительным постоянством. И всё же его нельзя назвать застывшим. Под покровом канонов в нём шёл процесс внутреннего развития, и, как ни странно, в своих бесконечных повторениях оно не утрачивало чувства жизни и природы. В Древнем царстве впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Сохранилось множество прекрасных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. В сюжетах рельефов гробниц господствует движение. Египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)