Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Алена Межова | Добавлено: 2014-11-05

Первая японская живопись

Укиё-э – техника ксилографии, или печати с деревянных досок, появилась Японии ещё в период ХЭЙАН (794-1185 гг.) вместе с распространением буддизма. Техника печати с деревянных досок вначале использовалась при изготовлении черно-белых оттисков с изображениями различных буддийских святых и при иллюстрировании текста сутр.

Первые оттиски с использованием красного цвета (бэнидзури-э) появились в середине XVIII в. Постепенно число досок для цветной печати увеличилось, и в 1765 г. появились первые многоцветные гравюры, получившие название «парчовые картины» (нисики-э).

Гравюра была наиболее массовым и доступным для горожан видом искусства. Темами для гравюр укиё-э зачастую являлись сюжеты жанровых рассказов укиё-дзюси, пьес театра КАБУКИ, классической и современной ПОЭЗИИ.

В процессе создания гравюры укиё-э участвовали художник, резчик и печатник. Важную роль играл издатель, изучавший спрос и определявший тираж. Зачастую именно он задавал тему гравюры и влиял на характер издания.

Расцвет пейзажного жанра в японской классической ксилографии связан с именами двух великих художников – Кацусика Хокусая (1760 – 1849 гг.) и Андо (Утагава) Хиросигэ (1797-1858 гг.).

Андо Хиросигэ (1797-1858 гг.) – один из крупнейших японских графиков

Хиросигэ родился в Эдо в семье мелкого самурая Андо Гэнэмлна. Благодаря раннему обучению иероглифической письменности Токутаро (первое детское имя художника) также хорошо разбирался в свойствах бумаги, кисти и туши - основных материалов восточной живописи.

В шестнадцать лет Андо торжественно вручили документ, подписанный рукой Тоёхиро. С тех пор он мастер гравюры – Утагава Хиросигэ.

Хиросигэ создает серию «Тридцать шесть видов горы Фудзи». В эти же годы художник обращается к изображению причудливых скал, пещер, водопадов, ущелий и переправ через них. Своей последней пейзажной серии, состоящей из трех триптихов, Хиросигэ дал старое поэтическое наименование «Снег, луна, цветы». В течение трех последних лет жизни Хиросигэ постепенно выходили гравюры его самой большой серии – «Сто видов Эдо».

Кацусика Хокусай (1760 – 1849) – выдающийся японский живописец

С четырнадцати до девятнадцати лет Хокусай работал в мастерской гравера, где тщательно изучил ремесло резьбы и, подражая рисункам заказчиков, сам стал пробовать свои силы в изготовлении гравюр.

Одаренность и трудолюбие юноши были отмечены, он получил право на самостоятельную работу. Уже через два года гравюры молодого мастера с портретами актеров в ролях стали пользоваться большой популярностью.

Хокусай всегда критически относился к своим достижениям и постоянно стремился к совершенствованию, посвящая этому почти все время.

Его чувство юмора и изобретательность нашли в этой области блестящее применение. Хокусая часто называют пейзажистом, хотя это только одна из граней его творчества. Но именно в этой сфере наиболее значительно проявились его самобытность, философская глубина и человеческая мудрость в сочетании с высочайшими художественными достоинствами. Вместе с АНДО ХИРОСИГЭ (1826-1869 гг.) он стал родоначальником жанра пейзажа в японской ксилографии.

Даже небольшим произведениям он умеет придать масштабность, даже самые незамысловатые конкретные сюжеты приобретают у него красоту и величие.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)