Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Юрий Уюрченко | Добавлено: 2014-10-24

Натуральные материалы для рисования

Тушь

Тушь широко применяется при рисовании пером или кистью. Изготовляют тушь из газовой сажи, спиртового раствора, шеллака, глицерина, сахара, поверхностно-активного вещества - желчи и антисептика. Кроме жидкой, тушь выпускается в виде палочек, и тогда она содержит еще и каолин.

Главной особенностью туши является глубокий черный цвет, какого не знает акварель.

Выпускается также цветная тушь на органических красителях. Цветная тушь может быть в виде жидкого раствора и пастообразная. Пастообразная тушь разводится трехкратным объемом воды.

Так как работа тушью близка к технике работой акварелью, то иногда некоторые художники работают смешанной техникой, соединяя тушь с акварелью и другими материалами, применяемыми в рисунке.

Тушь разбавляется водой, это дает возможность при работе черной тушью изменять ее цветовую насыщенность: тон туши может колебаться от буроватого до серебристо-серого, при этом разбавленная водой тушь не дает жестких контурных затеков по краям рисунка.

После высыхания тушь не растворяется водой, так как в ее состав входит спиртовой раствор шеллака, растворимый лишь спиртом.

Существует два вида художественной туши: водорастворимая и водостойкая. Оба вида бывают самых разных цветов, а также традиционного черного. При выполнений линий водорастворимой тушью их следует растворять водой и смешать цвета. При использовании водостойкой туши линии остаются четкими и не размываются после высыхания, поэтому сверху можно накладывать другие оттенки без использования воды. Водорастворимой тушью можно наполнять любые ручки, кроме перьевых, поскольку они могут засориться.

Не важно, смел ли динамичен рисунок или тщательно прорисован в деталях, тушь всегда производит сильный эффект. Ручка и чернила - это средства нанесения линий. Нанесенные ручкой штрихи не меняют оттенков в зависимости от силы надавливания на перо, как при работе с карандашами. Различные оттенки и эффект светотени достигают за счет плотности штриховки, смешивания линий и штрихов, комбинации разных техник. С тушью можно работать и кисточкой, создавая акварельный эффект, только в этом случае используется разбавленная тушь.

Бистр

Бистр - материал для рисования кистью или пером. Бистр имел широкое применение до конца XVIII века и был вытеснен тушью и сепией.

Цвет бистра - коричнево-рыжеватый. Бистр делают из сажи, получаемой при сжигании буковой древесины. Сажу собирают, растирают на каменной плите или шероховатом стекле и несколько раз промывают в горячей воде, удаляя из нее смолистые вещества. Полученный порошок сажи отмучивают в воде, воду сливают и тонко отмученный осадок смешивают с клеевым раствором вишневой или сливовой камеди или декстринового клея. После этого выпаривают воду до получения массы, напоминающий мягкий воск. Полученное вещество формируют в таблетки, напоминающие акварель. Таблетки высушивают. В зависимости от степени пережога буковой древесины и прокаливания сажи получают тот или иной оттенок бистра.

Чернила орешковые

Самые древние и самые устойчивые чернила изготовлялись на основе древесного угля и сажи, и разводилась на клею или растительно-фруктовой смоле - камеди.

Затем в течение многих веков для письма и рисования служили орешковые чернила темно-коричневого цвета, отличавшиеся высокими качествами и светоустойчивостью. У них было удивительное свойство: под действием света они не только не теряли своего цвета, а, наоборот, приобретали более интенсивный темно-коричневый оттенок.

В настоящее время орешковые чернила промышленность не производит и некоторые графики, работающие пером, эти чернила приготавливают сами.

Чернила говорят из орешков - галлов, светло-зеленных или красноватых наростов на листьях некоторых видов дуба. Они образуются от укола орехотворки, в галлах она выращивает свое потомство.

Для приготовления чернил галлы-орешки с листьями отрывают осенью, когда они становятся большими. Собранные и промытые орешки измельчают и из них выжимают сок. Для выжимания сока пользуются марлей, сложенной вдвое. Вначале чернила имеют легкий коричневый оттенок. Для придания им более интенсивного цвета В них добавляют раствор железного купороса, от которого чернила становятся темными и приобретают холодный оттенок. Затем чернила выдерживают на свету 10 - 12 дней, и они приобретают еще более темный цвет.

Для приготовления раствора железного купороса его растворяют в горячей воде и оставляют на 2-3 часа. Образовавшуюся пену снимают, а раствор купороса сливают, стараясь не потревожить осадок. Гуммиарабик служит связующим и загустителем чернил. Взамен гуммиарабика можно взять декстрин.

Орешковые чернила пригодны лишь при рисовании гусиным или тростниковым пером

Сепия

Сепия применяется, как материал для рисунка. Техника работы ею аналогична акварельной. Цвет натуральной сепии - коричневый с сероватым оттенком, отличается прозрачностью. Натуральная сепия приготовлялась на основе органического красителя и входит в акварельные краски. Искусственная сепия от натуральной отличается многообразием цветовых оттенков.

Соус

Соус выпускается трёх цветов: чёрный, серый и коричневый, он обладает интенсивной красящей способностью. Приготовляется соус из пигмента , часов-ярской глины, мела и препарата ОП-7.

Соус даёт бархатистый тон , он легко разносится по поверхностибумаги. Рисунок соусом выполняется и мокрым, и сухим способом. Обычно непосредственно стержнем соуса не пользуются, так как он пачкает руки (хотя и обёрнут алюминиевой фальгой), поэтому пользуются бумажной растушёвкой с острым концом.

Соусом пользуются и как акварелью, работая кистью. При этом он похож на чёрную и цветную тушь.

Виды перьев для рисования и их историческое прошлое

Для рисования применяются перья металлические, тростниковые, птичьи. Тростниковое перо известно под названием калам (используется на Востоке). Вплоть до середины XIX века наиболее распространенными были гусиные перья.

Для рисунка выполненного пером, характерной является штриховая манера исполнения. Металлическое перо известное с (XIX века) дает наиболее тонкую и ровную линию. Работы, выполненные тростниковым пером, отличаются энергичным штрихом, весьма разнообразным по характеру; трудности этой техники - В особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии. К технике тростникового пера иногда приближается техника гусиного пера, но возможности ее более ограничены. Гусиное перо очень хороший инструмент для деталировки в акварельной живописи.

Пользование гусиным или иным птичьим пером, например индюшачьим, глухариным, вороньим и др., относятся к глубочайшей древности, упоминание об этом уже в VII веке нашей эры. Как для письма, так и для рисунка гусиное перо особым образом подготавливали, умело обрезали и оттачивали. Особенно важно было сделать правильный очин и расщеп, для этого существовали специальные расщепные ножи. Для рисунка перо должно быть с тонким расщепом. Вот образцы заточки гусиного и тростникового пера.

Лучшим для работы являются перья из левого крыла,, а именно второе, третье и четвертое от края; из правого крыла перья менее удобны для держания в руке. Одним из важных моментов подготовки птичьих перьев к работе было их закаливание. Для этого перья вставляли в песок и нагревали примерно до температуры 60, после чего они становились более твердыми и пружинистыми.

Гусиное перо при рисовании позволяло делать линии самой различной толщены.

Гусиным пером написаны и иллюстрированы книги Древней Руси, которые стали памятниками графического искусства.

Гусиным пером А. С. Пушкин не только написал свои велики произведения, но и создал целую серию портретов в минуты творческих раздумий. По данным исследований, им создано более 50 таких портретных набросков. Кроме того, только с 1820 по 1831 год он нарисовал более 60 графических автопортретов. Вот некоторые из них.

В начале XIX века обработка гусиного пера была механизирована, появилась машинка для расщепления пера, но большого распространения она не получила.

Изобретение металлического пера по праву можно причислить к достижениям человеческого гения. Незаметное на первый взгляд усовершенствование - переход от гусиного пера к металлическому - сыграло огромную роль в истории мировой письменности.

Уже в Древнем Мире имелись перья, изготовленные из бронзы, меди и серебра. Из обрез и расщеп были примерно такими, как сегодня. Особенностью этих перьев, в частности, было то, что они не списывались и оставались вечно прочными.

В1798 году в Англии было изобретено металлическое перо, которым можно было писать на литографском камне. Это явилось важным шагом в дальнейшем приспособлении пера к бумаге.

В 1818 году в Германии было сделано стальное перо для письма на бумаге.

В1828 году в Германии же снова было сделано стальное перо и приспособлено к гусиному перу, которая стала служить в качестве ручки. Однако это приспособление для писания не имело успеха у современников.

Начало массового производства стальных перьев относился к 1852-1856 годам, когда был налажен выпуск стальной ленты, из которой штамповали перья. Однако стальные перья еще не были похожи на современные: они имели форму трубки или цилиндрика со сходящимися краями, образующие посредине щель. Боковые стороны были обрезаны так же, как у гусиного пера.

Лишь в 1828-1829 годах в Англии уже после усовершенствования перья, которые стали более эластичными, быстро приобрели широкую известность. Но техника применения стального пера для рисования и писания была освоена не сразу. Переход от гусиных перьев к стальным был очень длительный. Только в середине 1880-х годов металлическое перо постепенно укрепляется в учебной практике, хотя для некоторых технических надобностей, а тем более рисунка, гусиное перо сохранило свое значение и до настоящего времени.

В практике рисунка наиболее широкое применение имеют стальные перья. Техника работы пером требует стального гибкого пера, плотной, гладкой хорошо проклеенной бумаги и туши, легко стекающей с пера. Движения пера по бумаге должно быть свободным. Некоторым неудобствам при работе пером является то, что не всякие перья могут передвигаться в любом направлении. Если перо имеет острый конец его движение по бумаге весьма ограничено, особенно трудно работать таким пером на шероховатой бумаге.

Классическим инструментом для рисования является тростниковое перо. Им рисовали Рембрандт, Боттичелли, Пизанелло, Франс Гальс и многие другие художники. Несмотря на примитивность этого инструмента, оно не утратило свое значение для художников - графиков и рисовальщиков в настоящее время.

Тростниковое перо обычно делают из камыша, бамбука, а также из стеблей зрелой пшеницы и риса. Для того чтобы тростниковое перо было эластично, прочно и нехрупкое, лучше всего срезать тростник и камыш поздней осенью, когда он вполне созрел. Достоинство тростникового пера состоит в том, что линия ведется им очень легко и может быть очень широкой. Подготавливают тростниковое перо следующим образом: срезав тростник или камыш, выбирают наиболее прочные его части и острым ножом или бритвой срезают очень косой срез. Затем тростник срезают с обоих боков наподобие обыкновенного стального пера и делают небольшой разрез.

Рисование тушью-пером

В свободное время ребята часто исчерчивают авторучкой клочки бумаги. Рисуют карикатуры, автомобили и самолеты, чертиков, всевозможных модниц и барышень. При этом, не подозревая, что пером и тушью (бистром, чернилами) выдающиеся художники создавали шедевры рисунка. Попробовать в этой технике и свои силы полезно каждому школьнику, любящему рисовать. Для занятий не требуется громоздких приготовлений, необыкновенных инструментов.

Какую натуру подобрать для первых зарисовок?

Лучше начать с предметов, графические качества которых наиболее четки. Эффектно смотрятся на фоне светлого неба силуэты деревьев, ажур ветвей, наряден узор крыльев бабочки, любопытны формы комнатных растений. Прогуливаясь, обратите внимание на сухие цветы. Они разнообразны, очень интересны и встречаются в любое время года. Стебельки одних - тонкие, нежные; других - твердые, упругие. Можно составить букет, подобрав причудливые по очертаниям травы. Много растений брать не надо. Поместите их в вазе. Сделайте так чтобы стебли чередовались по высоте, форме, толщине. Фон - белый. Рисунок начинают с продумывания композиции: выбора формата листа. Он может быть квадратным; вытянутым по вертикали или горизонтали, пропорции его должны соответствовать характеру букета.

Многие начинают рисовать с вазы и так увлекаются, что забывают про букет, стоящий в ней. Чтобы избежать такой ошибки, вначале рекомендуется тщательно всмотреться в натуру, наметить едва заметными штрихами главные соотношения букета и вазы. Затем дать легкими линиями направление стебельков. Лучше это делать не карандашом, а сразу выбранным материалом - тушью, пером.

Работа пером приучает к наблюдательности, внимательности, уверенности. Ошибки, легко исправляемые в рисунках, сделанными другими материалами, здесь практически не исправимы. В этом, как ни странно, одно из самых привлекательных свойств данной техники. Техника рисунка пером отличная - школа тренировки верности руки, точности глаза.

Сочетание графики и акварельных техник

Леонардо да Винчи сравнивал рисование с черновиком к поэме, который производит большое впечатление по причине своей незаконченности. В памяти дольше сохраняются немного загадочные незавершенные образы. Ведь в этом случае зритель, будто сам принимает участие в создании картины, подбирая недостающие элементы в своем воображении.

В этом решительном изображении обнаженного мужчины, выполненного техникой графики и акварели, художник скомбинировал живую работу кистью и жидкой тушью с изящными линиями, нанесенной тростниковой ручкой. Рисунки, в которых сочетается графика и акварель, очень выразительны, но не многословны и, скорее, немного таинственны. Секрет заключается в том, что работа происходит быстро. Художник следует своей интуиции, позволяет краскам ложиться поверх готовых линий, но, не следуя им слишком строго.

Работа ручкой, кистью и тушью - это такое причудливое и чрезвычайно эффектное смешение графики и живописи. Сочетание аккуратных тонких линий и прозрачной акварели производит великолепное впечатление и помогает уловить саму суть сюжета, создано достаточно скупыми средствами.

Вариантов использования этой техники существует несколько. Можно в соответствии с традиционным способом сначала нанести рисунок ручкой, а за тем, после того как он высохнет, сверху наложить разведенную тушь или акварель. А можно сначала наложить акварель в качестве основного тона, а когда он высохнет, прорисовать линии тушью. Однако всего лучше наносить линии и тон одновременно, чтобы они ложились как одно целое.

Для рисования линий важно подобрать соответствующую тушь. Если хочется чтобы при наложении краски линии сохраняли четкие контуры, нужно использовать водостойкую тушь. А если хочется придать рисунку большую мягкость, сделать линии немного расплывчатыми нужно выбрать водорастворимую тушь.

Иновационные техники работы тушью с солью, сахаром, белилами

Тушь, как и акварель, является достаточно летучим материалом, способным создавать неожиданные, спонтанные эффекты. В этой смелой интерпретации художник приметил несколько инновационных техник и активно использовал этот материал.

Чтобы передать яркую энергетику этого насыщенного пейзажа, художник наносил штрихи белил на выполненное яркой тушью изображение, разбрызгивал тушь и выбеливал деревья. Кроме того он щедро посыпал участок неба солью и сахаром, чтобы создать необыкновенную фактуру.

Посыпанная солью или сахаром мокрая тушь на бумаге создает интересную фактуру. Гранулы немного разъединяют пигмент, а когда тушь высыхает, их можно смести кисточкою, после чего на рисунке останется утонченный узор из бледноватых пятнышек кристаллической формы в тех местах, где соль или сахар впитали в себя. Такая пятнистая фактура подходит для изображения многих природных явлений, например падающего снега или рисунка на камнях и скалах.

Данная вариация техники предлагает наложение большого количества соли или сахара на мокрую тушь. Вместо того чтобы сметать гранулы после высыхания туши, их оставляют на бумаге. По мере высыхания туши гранулы соли, и сахара склеиваются и образуют эффективную зернистую структуру.

Графическая работа на восковой подкладке

Есть еще один вид графической работы. Выполнив ее мы получим только один экземпляр - подлинник. Она несколько напоминают гравюру, так как тоже создается линией разного направления, плавности, длины, полученных за счет углубления, процарапывания поверхности.

Для этой работы понадобится: кусочек стеариновой свечи, черная гуашь и тушь, акварель или гуашь и какой-нибудь острый предмет для процарапывания.

Прежде всего, нужно сделать рисунок красками. Он может быть любым. Допустим, рисунок готов. Нужно тщательно протереть его кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. Это очень важно, потому-то там, где не окажется стеарина, работа будет испорчена. Теперь, смешав в небольшой посудине черную гуашь и тушь (1/3 гуаши, 2/3 туши), покрыть всю работу.

И вот наступает, пожалуй, самое интересное: нужно взять предмет для процарапывания и начинать процарапывать рисунок. Есть множество вариантов этой техники. Можно, например, не делая предварительного рисунка, закрасить лист сочетаниями выбранных тонов, предположим, постепенно переходящих один в другой - голубой, синий, фиолетовый. А потом уже наносить линии рисунка. Безусловно, прежде чем прокладывать цвета, следует задумать как говорят художники, сюжет.

Можно вообще не наносить на лист краски. Можно просто протереть его стеарином, а потом, промазав черной смесью и процарапав, получится линейное черно-белое изображение.

Такого рода работу можно делать как маленького, так и большого размера.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)