Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Юрий Михалик | Добавлено: 2014-11-06

Как используют освещение в живописи

Человек воспринимает реальную форму предмета благодаря отражению от этого предмета световым лучам. В распределении отраженного света существуют определенные закономерности, благодаря чему предмет воспринимается объемно.

Совокупность оттенков света на предмет ( от самого светлого до самого темного) называют светотенью. Распределение светотени показано на рисунке:

Наиболее освещенные части, т.е. поверхности, обращенные к источнику света, на которые падает наибольший поток прямых лучей, принято называть светом. Косые (скользящие) лучи света образуют полутень. Тенью называется та часть поверхности предмета, на которую лучи света от источника света не падают; ее принято называть собственной тенью, а падающая тень образуется на поверхностях, находящихся за освещенными предметами, где они преграждают световой поток.

Говорят, что даже муравей отбрасывает тень. Действительно, любое непрозрачное освещенное тело, каким бы крохотным оно ни было, отбрасывает тень или, строго говоря, поглощает световые лучи, мешая проникновению света на соседнюю поверхность. Падающая тень помогает выяснению пространственных соотношений между освещенным предметом и источником света, который всегда находится с противоположной от тени стороны. Форма падающей тени определяется в основном конфигурацией тела.

Предметы освещаются не только лучами, идущими непосредственно от источников света, но и отраженными от соседних предметов лучами, поэтому собственная их тень в отдельных местах высветляется. Это явление называют световым рефлексом. Самый светлый участок поверхности предмета, отражающий наибольшее количество лучей света, называют бликом.

Особенности распределения светотени учитываются при рисовании. Так, тени в живописи используются не только для того, чтобы передать объем предмета с помощью средств двухмерного изображения, но и для того, чтобы придать ему большее сходство с самим предметом.

В XVII веке были широко распространены силуэты – теневые изображения человеческой фигуры. Старинный способ создания силуэтов изображен на данном рисунке:

Позирующий располагал голову так, чтобы тень давала его характерный профиль на полупрозрачном экране, а рисующий обводил ее очертания. Затем поверхность внутри контура заливали тушью, вырезали и наклеивали на белую бумагу – получали силуэтный портрет. На следующем рисунке изображен силуэт А. А. Блока.

Удачные силуэты отличаются поразительным сходством с оригиналом, передают характерные черты человека.

В 1666 году И. Ньютон обнаружил, что белый свет – это комбинация видимых цветов спектра. Дальнейшие исследования (М. В. Ломоносов, Т. Юнг и другие ученые) показали, что основными цветами являются красный, зеленый, синий; остальные можно получить при различных вариантах их смешивания. Для того чтобы показать, какой цвет получится при сложении основных цветов, удобно воспользоваться цветовым треугольником. В его вершинах расположены основные цвета, на сторонах – цвета, полученные наложением соответствующих основных цветов; друг против друга – дополнительные цвета, при смешивании которых получается белый цвет ( круг в центре треугольника). На эффекте сложения основных цветов, в результате которого можно получить любой цвет, основаны цветное кино и телевидение, фотография и печать, а также трехцветная теория зрения.

Основу хроматической палитры художников составляют 3 краски: красная, желтая, синяя, причем смешивание красок дает совершенно иные результаты, чем смешивание света соответствующих цветов. Так, если смешать все три основные краски (желтая, красная, синяя), то получится черный, а не белый цвет, который образуется при сложении основных цветов света. Соединение основного цвета краски с дополнительным дает серый цвет, а не белый, как в аналогичном случае спектральных цветов. Однако на практике не бывает чистых красок, поэтому их смешивание дает разные отклонения от идеального случая.

Если разместить спектральные цвета по окружности, то получится цветовой круг; цвета его фиолетово – голубой части называется холодными, а красно – желтой части называется теплыми.

В живописном отношении эти цвета противоположны друг другу, их применение усиливает выразительность композиции. Детали картины теплого цвета, кажутся как бы выступающими вперед, а детали холодного цвета, напротив, - удаляющимися от зрителя. Это свойство красок учитывается живописцами, поскольку случайное, без учета особенностей восприятия теплых и холодных цветов размещение предметов на плоскости может исказить их воспроизводимое пространственное расположение.

Каждый цвет с его правым и левым соседом по кругу называют родственными или гармоническими; они усиливают цветность своей группы. Гармонические цвета хорошо сочетаются друг с другом в одежде, интерьере помещения.

Цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга, именуют контрастными. Помещенные рядом, они оттеняют, подчеркивают друг друга. Яркие контрастные цвета в одежде, в отделке дома дисгармонируют и часто не приятны для глаза. Но если уменьшить их интенсивность и значительно сократить площадь, занимаемую одним цветом по отношению к площади другого, то один цвет будет обогащать противоположный ему и создавать приятное сочетание.

Цвет предметов зависит от рядом находящихся других цветов. Так, желтый лимон на синем фоне приобретает оранжевый оттенок. Эта закономерность называется цветовым контрастом.

Если на цветном фоне находится предмет серого цвета, то он приобретет оттенок цвета, дополнительного к фону. Так, на красном фоне это будет зеленоватый оттенок, на желтом – синеватый, на зеленом – розоватый. Этим объясняется то, что тропинки в зеленом лесу кажутся нам красноватыми, а теневые участки морских волн – пурпурными.

В живописи для выделения, какого – либо предмета из фона создают контрастное окружение. Пользуясь цветовым контрастом, можно придавать тому или иному цвету любой нужный оттенок.

Чтобы добиться лучшего оттенка, используют различные способы освещения.

В световом потоке ламп накаливания преобладают теплые цвета, поэтому освещаемые ими объекты имеют желтый или оранжевый оттенок. При этом освещении желтые краски “ выбеливаются”, поскольку желтый свет, накладываясь на желтую поверхность, делает ее более светлой. В потоке ламп дневного света преобладают холодные тона. Солнечный свет дает белое освещение. Однако со временем в нем больше желтого и красно-оранжевого цвета. Поэтому краски, которые не отражают лучи красно-оранжевой части спектра, заметно темнеют. Белые предметы, отражающие лучи всего спектра, приобретают вечером яркий закатный цвет.

При слабом освещении предметов их цвет становится малонасыщенным: они тускнеют, сереют. Это наблюдается при вечернем сумеречном освещении – тогда предметы как бы растворяются в среде. А при освещении лунным светом они настолько утрачивают свою цветовую определенность, что выглядят как одноцветные, имеющие холодный серо – синеватый или зеленоватый оттенок.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)