Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Людмила Довгань | Добавлено: 2014-11-05

Какими красками рисовали в древности

Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра (от греч. ochros - "желтый"). Окислы и гидраты окислов железа придавали краске красноватый или желтый цвет. Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь. Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Красной охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка - гематит (от греч. haima - "кровь").

Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Работать с этими красками было сложно: более темные краски с большим содержанием угля высыхали гораздо медленнее, чем оттенки с большим содержанием охры.

В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения красок: одни замешивали пигмент на яичном белке - так делали итальянцы Ф. Анджелико1 и Пьеро Делла Франческа.2 Другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок уже в римских храмах). А фламандец Ян Ван Эйк3 ввел в обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета.

Поначалу с масляными красками не все получалось гладко. Так, расписывая стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие, Леонардо да Винчи4 попробовал смешать масляную краску с темперой (краской на основе разведенного в воде яичного желтка). В результате его "Тайная вечеря" начала осыпаться уже при жизни мастера.

Краски подразделяют на кроющие или корпусные (создающие непросвечивающий слой), и на лессировочные, дающие прозрачный или полупрозрачный слой.

Состав

Связующими веществами в живописи (кроме техники фрески и силикатной живописи) являются растворенные, эмульгированные или суспендированные в воде белки или углеводы - клеи животного или растительного происхождения, смолы, растворимые в воде и в маслах углеводороды, твердеющие масла). Для приготовления красок всех типов — масляных, темперных, акварельных — используются одни и те же пигменты и различные связующие.

Цвет красок обусловливают входящие в их состав пигменты (от лат. «pigmentum» — «краски»). Известно, что пигменты бывают природные и синтетические, органической и неорганической природы, хроматические (от греч. «chroma» — «цвет») и ахроматические.

Хроматические пигменты, необходимые для составления цветовой гаммы радуги:

  • красный — свинцовый сурик (Рb3О4) или товарный красный железооксидныи пигмент;
  • оранжевый — смесь красного пигмента с желтым;
  • желтый — свинцовый крон (РbСrО4), товарные охра или желтый железооксидныи пигмент;
  • зеленый — медянка (Сu(СН3СОО)2 Cu(OH)2 -Н2O), зеленый крон (Сr2О3) или смесь желтых и голубых пигментов;
  • голубой — малахит ((СuОН)2СО3) или товарный ультрамарин ((Na2O -А12O3 mSiO2)x·Na2Sn);
  • синий — берлинская лазурь (Fe4[Fe(CN)6]3 ·KxFe(CN)6·nН2О);
  • фиолетовый — кобальт фиолетовый светлый (CoNH4PO4•Н2О) и кобальт фиолетовый темный (Со3(РО4)2).

Ахроматические пигменты определяют белую (оксид цинка ZnO или диоксид титана ТiO2)и черную (сажа) окраски, а также всю лежащую между ними серую цветовую гамму.

Среди пигментов художественных красок часто встречаются оксиды и соли.

Оксид хрома - лишь одно из ярко окрашенных соединений элемента № 24. На его основе готовится несколько отличных художественных красок, в том числе зеленая хромовая - самая прочная и светостойкая краска, не поддающаяся атмосферным газам. Растертая на масле хромовая зелень обладает большой кроющей силой и способна к быстрому высыханию, поэтому с 19 века её широко применяют в живописи.

Диоксид титана — сегодня, безусловно, лидирующий пигмент. Он имеет высокую степень белизны, мелкодисперсен, легко измельчается и диспергируется (от лат. «dispersio» — «рассеяние») как в органических, так и в водных средах, к тому же, весьма химически стоек. Однако он недешев, так как технология его получения из природного сырья довольно сложна.

Цинковые белила вполне можно получить в лаборатории.

Железная окалина — это одна из смешанных оксидных форм железа — Fe3O4, или FeO -Fe2O3. Вещество это имеет черный цвет и довольно инертно по отношению к агрессивным средам. Однако в качестве пигмента оно не получило широкого применения. Окалина имеет большой удельный вес и в силу этого выраженную склонность к седиментации (от лат. «sedimentum» — «оседание») — интенсивному оседанию взвешенных в жидкости твердых частиц под действием силы тяжести. Такая краска будет быстро расслаиваться. С этим неудобством можно бороться, тщательно и часто перемешивая краску. Но у этой краски плохая кроющая способность

Оксид свинца РbО — свинцовый глет — также имеет желтую окраску, и раньше его использовали в качестве пигмента, но по интенсивности окраски он уступает свинцовому крону. Поэтому свинцовый глет как желтый пигмент сейчас не используют; он интересен как сырье для получения свинцового сурика - другой оксидной формы свинца, имеющей интенсивную красную окраску. Легенда гласит, что в глубокой древности афинский художник Никий с нетерпением ждал, когда ему привезут свинцовые белила с острова Родос. Однако долгожданный груз уничтожил пожар в Пирейском порту, а в обуглившихся бочках Никий нашел красивый красный пигмент — свинцовый сурик: Pb3O4

Длительным прокаливанием, чередующимся с растиранием увлажненного порошка, можно перевести значительную часть свинцового глета (РbО) в сурик (Рb3О4).

Многие соли металлов, так же как и оксиды, являются пигментами художественных красок.

Берлинский ученый А. С. Маргграф (1709-1782) разработал стабильный метод получения «щелочи, воспламененной бычьей кровью», которая впоследствии получила название «желтая кровяная соль» (гексацианоферрат (П) калия), а в России в XVIII-XIX вв. из-за основного назначения называлась синькалью.

Берлинская лазурь — не единственный синий пигмент. Некоторые соединения кобальта используются в качестве очень высококачественных, но весьма дорогостоящих художественных пигментов. Например, алюминат кобальта СоО•А12О3 так и называется — кобальт синий. К сожалению, самостоятельно получить кобальт синий сложно, а вот изготовить фиолетовые кобальтовые пигменты можно.

Малахит всегда был дорог и не слишком доступен для художников. Кроме того, он имеет свойственный только ему оттенок и не может удовлетворить все потребности живописцев в зеленых тонах. Поскольку выбор природных минералов зеленого цвета невелик, в старину для приготовления красок широко использовали растения. Краски растительного происхождения имеют меньшую прочность: хлорофилл, являющийся их хромофором, постепенно разрушается, и яркие зеленые тона превращаются в коричнево-оливковые.

Яркие, красивые органические красители благодаря хорошей растворимости в воде и органических растворителях способны прокрашивать материал на всю толщину, поэтому основной областью их применения является производство тканей и ниток. Тем не менее, некоторые из таких красителей издавна применялись художниками. Для этого их непременно наносили на нерастворимую минеральную основу — каолин, мел, а сейчас — главным образом на гидроксид алюминия. В наше время эту краску получают из каменноугольной смолы.

Художники всегда очень много внимания уделяли качеству красок. А когда такое внимание ослабевало, картины становились менее долговечными.

Сложная в исполнении энкаустическая техника позднее была вытеснена другими, более простыми — темперой и затем масляной живописью. Секрет приготовления энкаустики постепенно был утрачен. Восстановить секрет забытой техники стремились многие ученые и художники, в том числе Леонардо да Винчи. Однако время ее возрождения пришло позже: в 1935 г. секреты древних были разгаданы потомственным российским живописцем Василием Вениаминовичем Хвостенко. Успех пришел в результате выполнения множества опытов, в том числе химических.

Применение

Краски могут быть предназначены для раскрашивания или для окраски предметов для создания живописных полотен, росписей, для получения декоративных покрытий. После высыхания или полимеризации краски образуют окрашенную однородную пленку, обычно непрозрачную или полупрозрачную.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)