Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Шипицына Дарья Сергеевна | Добавлено: 2015-02-01

Что такое граффити и как смысл оно несет

Эстетика ХХ века стала раз личать два понятия – «те кст» и «произведение». «Текст» – это знаково-смысловое поле, при этом не оговаривается его ценностная зна ч и мость. «Произведение» – это текст, связанны е со средой его создания и существов а ния ( с реа льностью, с историей его создания, с автором и предшествующей культ у рой (2, с. 457) .

Утверждение, что граффити является составляющим элементом текст а современной культуры основано на факте, что о бразцом и архе типом всех граффити являе тся « надпись » – то есть свидетельство, «знак присутствия» , порой содержащий в себе элементы примитива, и даже с элементами ж аргонной, ненормативной лексики. Этим, возможно, и объясняется самая распространенная его характеристи ка как «вызывающего» антикультурного феномена, занимающего погранично е положение в культуре . Однако выше приведенные характ еристики подтверждают, что с одной стороны , граффити , бес спорно, принадлежат письменной традиции, а с другой – традиции устной фольклорной, (архаич ной, «первобытной) , так как их язык тяготеет к прос тоте и сниженности разговорной речи. « Эти тексты самодостаточны, их составители знают, что нужное им не может быть передовере но официальным текстам «вы сокой» культу ры… скоротечность жизни подобных т екстов в знач и тельной мере уравновешивается тем, что время не только стирает тексты, но и со з даёт и р епродуцирует новые, так или иначе восстан авливающие учитываемые о б разцы…» , как считал Дмитрий Лихачев (см. по 3 , с. 34) .

Классическое же психологическое и с оциологическое (2) объяснение того или иного феномена с троится с помощью таких понятий, как «ценность», « орие нтация на о п ределённу ю ценность», «норма», «ожидание» и т.д. При работе с надписями гра ф фити наиболее эффективной становиться применение положений существовавшей в самый начальный период ра звити я социологии «теории подражания» . Сейчас она кажется достаточно примитивной, однако предлагаемые ею объяснения св о дятся к простой схеме: « о днажды сделали – увидели – позже сделали то же с а мое » .

В случае с граффити это, казалось бы, естественный способ опис ания того, как из «Ничего» возникает «Н ечто » .

Действительно, как с помощью данной теории можно установить множество пр и чин, заставляю щих и / или провоцирующих или мотивирующих достаточн о взро с лого человека писать на стене , на п арте в студенческой, а не только школьной ауд и тории или в ли фте ? Если рассмотреть такие социально и культурно знач имые дейс т вия, как голосование, замужес тво или покупка телевизора, то здесь ситуац ия совсем другая: сказа ть, что « некто Х купил телевизор потому, что увидел, как это сделал Y » , – сказать слишком мало, это только некоторое начальное объясн ение.

Такое же социальное действие , как создание настен ной надписи, является «белым пятном» в « картине мира » современного человека (4) . Исследователи сталкиваются с дефицитом объяснения, котор ое ещё не наработано «стихийным» психологизир о ванием и социологизированием. Тем не менее, мы постараемся выделить некоторые социок ультурные функции граффити .

Во-первых, граффити-н адписи помога ют молодому человеку , имеющему множ е ство трудностей в самовыражении и поиске спо собов к взаимопониманию , что типично для искусства в целом. В то же время своими выразительными средствами (крупные, по вторяющиеся формы и элементы, контрастные сочетания цветов, ре з кие и перетекающие линии).

Они способны передать даже в формате «неоискусства» всё многообразие чел о веческих эмоц ий, мотиваций, установок и т.д. , т.е. воплотить ся в достаточно стройную коммуникативную систему .

Эти возможности граффити позволяют выразить различные представления о жизни, законах мироустр ойства и отношениях людей (от агрессивно разруш и тельных до наивно-сентиментальных, ностальгических и фанта стических) в единообразной форме, предусматривающей двусто роннюю коммуникацию и длительное взаимодействие со зрител ем . Именно эта черта неоискусства пок а зательна представлена в убранстве фасадов г. Ке мерово

Во-вторых, с большой уверенностью м ожно сказать, что чувство неуверенности и страх , а т очнее борьба с ним и , является причиной появления надписей: они в ы ступают как механизм снятия коллективного напряжени я , способом сублим а ции коллективног о бессознательного (по З. Фрейду) . Когда группа или конкр е т ный индивид чувствуют страх или испытывают нап ряжение, посредством графф и ти происх одит репрезентация себя или объекта страха, и, таким образом, д е монстрируется простейший способ индиви дуальной и социальной терапии ( аналог в области классического психоанализа – вспоминание сюжета, подвергш е гося вытеснению ) .

В-третьих, т очно так же, в данной форме неоискусств а вытеснены « ненормал ь н ые» с точки зрения господствующих социальных норм , сюжеты. Содержание «идеальной» заборной н адписи и мыслится как претендующее н а сокрушение самих основ «но рмы» , что опять же «способствует» отрицанию со стороны общества л ю бой ценности , данной формы проявления лично сти. В случае с граффити- надписями возникают с пецифические трудности с определением адресата, отсутс т в ующие при работе с другими видами коммуникации в современном мире, где п р а во авторства ревностно соблюдается и далеко не всякий во спринимает как получ а тель той или иной информации. Таким об разом, неопределённость адресата следует считать отличительной характ еристикой граффити вообще и в этом качестве сделать её предметом особог о анализа.

Как известно п онятие « автора » в ыкристаллизовалось на относительно поздних ст а диях разви тия культуры. Даже в античности этот компонент культуры не всегда признавался значимым. Средневековье же его принципиально исключало из практ и ки творчества и только гуманизм Возрождения способ ствовал его становлению.

Его возникновению также предшествовало фольклорно е творчество , не всегда ан о нимное . Эти к омментарии о г раффити позволяют говорить об архаич еской природе надписей. Все пишут – все читают. Если учесть, что первыми и звестными формами «письма» были имена и знаки собственности на предмет ах, то современные надписи можно объявить их прямыми потомками. Однако ф еномен надписей тесно связан с таким модернизирующим (в плане своей соци альной функции) инструментом, как город. Не случайно первые упоминания о граффити на территории России относятся именно к периоду возникновени я городов. И, видимо, дело здесь не только в том, что в деревнях у надписей меньше шансов сохранится (дерево менее долговечный материал, чем к амень), а в том, что феномен надписей связан с такой ключевой х а рактеристикой современного города, как анонимность (5) . Надпись не имеет автора и обращается ко всем, даже к тем, кто её не по нимает в силу культурного языкового барьера. Именно различные аспекты г ородской анонимности позволяют «скрыть» себя и обратиться ко всем.

Большая часть граффити связана с подростковой и молодёжной субку льтурой, с невзрослым миром. Граффити – такой же необходимый, хотя и не ст оль зн а чимый, элемент образа жизни подростка , как при верженность определённому музыкальному течению и стилю одежды. Нам пре дставляется, что настенные надписи являются частью процесса социализа ции – обучения, освоения зн а ний, навыков, ценностей, устано вок, присущих и обществу в целом, и соц и ально-возростной гру ппе, к которой относится индивид.

Мы видим общую причину российского «отставания от Запада», равно отн о сящую ся к граффити, рок-музыке и т.д., то есть к «неразвитости» молодёжной культ уры в целом. Она связана с вышеизложенным психологическим по ним а нием функционального этапа « юн ости как периода ролевого эксперимента » : дело в том, что в Р оссии этот период очень сильно ограничен во времени. Время, когда молодо й человек уже «вышел» из детства, но он ещё «не работ а ет», в Р оссии гораздо короче, чем на Западе. Наиболее распространённый п о казатель этого – количество лет, проведённых в учебных заведени ях того или иного типа (6) .

Если с редним образ ованием у нас охва чены большинство подростков, то процент студен тов среди молодёжи и продолжительность обучения в высших учебных зав е дениях в России ниже, чем на Западе. Следует отметить , что даже развитие рыно ч ных отношений даст свой положитель ный эффект (увеличение срока, отпущенного на «молодость» в жизни каждого человека) далеко не сразу, так как молодёжь очень сильно требуется на рын ке труда.

Происходит это в силу того, что из-за своей большей образованности и способности «включаться» в рынок молодёжь пользуется даже большим сп росом, чем люди средних лет. Сейчас срок начала «взрослой» жизни наступа ет раньше, чем это было при социализме . Наиболее зримое доказатель ство этого – двенадцатилетние торго в цы и менеджеры.

Таким образом, силы «нынешней» молодёжи уйдут (в лучшем случае) на постро е ние рыночной экономики, а молодёжной культуре (и мо лодёжным граффити как её части) придётся ждать следующего поколения мол одых и талантливых в эстетич е ской сфере.

Художники давно (с пещерны х времён) расписывают стены – во всех городах мира, везде и всюду, лишь бы не прогоняли. Этот вид рисования и получил официальное наименование – г раффити. По сообщения в одной из советских газет в 80-х годах была заметка, ч то , когда американские астрона вты сели на поверхность Лун ы, их более всего поразило следующее : все большие камни здесь были исписаны загадо ч ными символами. Это, конечно шу тка, но если молодежь всё-таки полетит на Луну, то уж краски с собой точно з ахватит – такое поле деятельности ! Данная ист ория о т сылает нас к необходимости комментариев о с уществовании дв ух версий о прои с хождения граффити.

Одни считают, что первым, кто стал писать на стенах, был нью-йоркски й курьер, который везде писал ручкой своё прозвище и номер улицы, на котор ой он жил. По другой версии граффити зародилось в нью-йоркском метро, где н адписи делались с помощью распылителей краски, и также содержали в себе имя и адрес художника. После того, как в 1989 году муниципалитет города запре тил разрисовывать подзе м ку, граффитчики стали разрисовыв ать стены и заборы Нью-Йорка. Но ведь и те кр о маньонцы, что ук рашали стены своих пещер, тоже были… гр а ффитчиками. Или это не правда?

В Россию граффити пришло где-то около 1985 года. Первыми яркими предст авит е лями в то время были Баскет, Луне и Монтэл. Трудно сказа ть, имена это или пр о звища. Скорее второе. Рисовали ребята кр аской невысокого качества, производства завода «Лавбытхим». Граффитчи ков в СССР ловили с милицией, так как правител ь ство считало их «искусство» американской пропагандой. И вскоре самые известные маст ера настенной (ах, почти нетленной!) живописи уходят из граффити. Куда – н еизвестно.

Вторым рождением граффити в России можно считать 1995-й год. На чистые стены кидаются как бывшие лидеры жанра, так и неофиты: Alex , CGS , DBC . Теперь их время. Фестиваль «Красочный город», прошедши й в 1997 году в Москве, в Оли м пийской деревне, можно рассматрива ть, как официальное признание стиля графф и ти. Принимающие в нём участие художники уже рисуют краской motip -евро, к а ж дый из семи цветов этой краски имеет более 700 оттенков. Сам ыми известными мастерами на сегодняшний день являются: Шаман из группы BFG , А lex , Worm , Mark , Dik из группы Zak и Чу б. Эти художники стремятся создать евро-русский уровень граффити, отличн ый от американского уровня, повышающий его.

Известному среди поклонников граффити г раффитчику по про звищу А lex двадцать лет, он рисует уже пять лет, и сейч ас проводит конкурс граффити в Москве, в Кр ы латском. Его иск усство – нечто экстремальное, это размах и самовыражение. С п о мощью граффити он пытается раскрасить серую жизнь, одновременно у крашая г о род.

Главное, ребята ставят перед собой великую цель – раскрасить сер ую действител ь ность. Новичку Диме четырнадцать лет, и рисуе т он всего один год. За этот год он «испортил» несколько домов, а точнее из рисовал подъезды и даже стены. Более опытные граффитчики относятся к так им новичкам, как к варварам, единственной целью которых является оставит ь свой след, а что он гадок то им наплевать.

Итак, подведем итоги. К г раффити можно относится по-разному: одному нравится, а другому – нет. Но, главное – прошло время, когда отношение к данной форме де я тельности человека в культур е и обществе было лишь как к хулиганству , так как н а стоящее граффити не просто тяготеет к искусс тву , оно является таковым Достато ч но вспомнить, с од ной стороны, что. у этого термина со словом «графика» один к о рень. С другой стороны, без граффити невозможен современны й архитектурный дизайн, анализу которого на примере деятельности худож ников Кеме рово и посв я щена следующий раздел .

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)