Развлечения  ->  Психологические тесты  | Автор: Суздалова Юлия Михайловна | Добавлено: 2015-03-19

Влияние общения на формирование личности человека

Общение включено в практическое взаимодействие людей обеспечивает планирование и осуществляет контроль за их деятельностью. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.

Общение с окружающими людьми складывается постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие, у младенца в первые дни его жизни при контактах с взрослыми одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого.

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических, психологических концепциях личность- это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы: многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни и другое.

Эта тема интересна тем, что все люди являются актом общения, актом взаимодействия с другими. В этом смысле и внешний облик человека не являются исключением. Например: короткая юбка, яркий макияж, украшения, как бы говорят: « Я привлекательна и не прочь познакомиться»; строгая, официальная одежда предупреждает: « Никаких вольностей».

Эта тема в жизни пригодится любому человеку, даже если человек будет один, он будет черпать силу в воспоминаниях о дорогих и близких ему людях, ему помогут выжить советы, данные когда-то друзьями, и сведения из прочитанных прежде книг, ведь в его памяти живут стихи, рассказы, поэмы и сказки.

Общение- это процесс взаимного обмена мыслями и эмоциями между людьми, иначе говоря, обмен информацией при их непосредственном межличностном или группой контакте. Обособление- это внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой принадлежит личность, вследствие достижения определенного уровня самосознания.

Развитие личности, в общении, - это уподобление себя в чем-то другим людям в результате общения и отличие себя от других личностей в результате процесса обособления. Причем исторический анализ свидетельствует о том, что и общение, и обособление протекают в тесном единстве между собой, ибо без каждого из них, очевидно, немыслимо развитие общества и личности. Но сущность этих процессов противоположна.

Входя в различные общности, человек выступает в них как субъект, и как объект общения. То есть в процессе общения он испытывает на себе влияние окружающих и, в свою очередь, оказывает определенное воздействие на них.

Для общение необходимо, по крайней мере три элемента:

  • Лицо, которое говорит.
  • Речь, которую это лицо произносит.
  • Лицо, которое эту речь слушает.
    • Каждый индивид, вступающий в общение, не только посылает определенные сигналы, содержащие определенную информацию о его мыслях, чувствах, действиях, но и получает информацию от тех индивидов, с которыми он общается. При общении индивид не только корректирует себя, но и обогащается новым пониманием и ведением различных сторон тех, с кем он взаимодействует, то есть человек черпает новую информацию о себе самом, что позволяет ему оперировать ею в целях приспособления своей личности к окружающей среде.

      Человек- существо общественное, следовательно, он может проявиться только в обществе- в процессе общения. В результате этого происходит влияние общества на личность. Человек в обществе ведет себя определенным образом, проявляя при этом какие-то качества своей личности. Наличие индивидуальных качеств и свойств, отличающих данного конкретного человека от других, тесно связано с процессом обособления личности в обществе. Ибо, входя в различные общества, личность усваивает элементы их норм, но не поглощает ни одной из этих общностей. Личность становится носителем общественных отношений тем в большей степени, чем более склонна она к обособлению в конкретной общности и чем более она к обособлению в конкретной общности и чем более она готова к вхождению в другие общности.

      С другой стороны индивидуальное развитие личности в принципе невозможно без общения. Поэтому успех индивидуального развития человека зависит не только и не столько от приспособления к непосредственно окружающей его среды. Это одно из условий наиболее возможного полного проявления всех богатств индивидуальности личности, всех ее подлинно человеческих черт и способностей.

      Воспитательные функции общения

      Общение школьников - это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога школьника как «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность групп, коллективов и личности школьника.

      Общение не только самостоятельная сфера жизнедеятельности школьников, оно пронизывает и все остальные сферы. Этим определяется та важнейшая роль, которую общение играет в процессе становления и жизнедеятельности личности. Этим объясняется и интерес к этому феномену, стремление выявить его роль в формировании личности, его воспитательные возможности.

      Воспитательные функции общения школьников:

      • Нормативная - отражающая освоение школьниками норм поведения.
      • Познавательная – отражающая приобретение школьниками индивидуального опыта в процессе общения.
      • Эмоциональная – отражающая общение как аффективный процесс.
      • Актуализирующая – отражающая реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности школьника.

      Тесная связь между структурами личности и процессом общения приводит к тому, что нарушения общения неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот. При этом связь изменений личности и нарушений общение носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса общения преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и общения. Оптимальная организация общения создает условия для действия личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)