Развлечения  ->  Психологические тесты  | Автор: Голованова Альбина Сергеевна | Добавлено: 2015-04-21

Стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте

Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой явления и длительное время не были объектом научного исследования. Со временем менялись условия жизни – видоизменялись и конфликты.

Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой явления и длительное время не были объектом научного исследования. Со временем менялись условия жизни – видоизменялись и конфликты.

Индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения конфликтной науки.

У общества свои нравы, обычаи и потребности. Многие годы развивался человек, а вместе с ним и его психология и взаимоотношения.

Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой явления и длительное время не были объектом научного исследования. Со временем менялись условия жизни – видоизменялись и конфликты.

Религиозные учения не могли не ставить проблему отношения к конфликтам. В христианстве к проблеме насилия сложен, а в некоторых аспектах неразрешим, поскольку в различных христианских культах позиции по данному вопросу оказывались противоположными. Многие религии не принимают насилия, в то же время в них стирается противопоставление добра и зла.

Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в художественно – образных формах отражения действительности. Все виды искусства всегда художественно отражали конфликты, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей. Искусство стало служить мощным фактором духовно – практического освоения людьми конфликтов, влиять на их определение своего поведения. Художественное определение реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов.

Использование искусства, литературы, СМИ является одним из весьма перспективных направлений повышения конфликтологической культуры, что намного повышает практические возможности науки по изучению и регулированию прежде всего социальных конфликтов.

Практические знания содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Определяют стратегию поведения человека в конкретном конфликте. Представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и частично передаваемые от поколения к поколению сведения о принципах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения конфликтной науки.

Конфликт. Что это и как его рассматривает психология?

Думается, что все развитие человека основано на разрешении противоречий. Многие ученые – психологи изучали это развитие.

Борис Иосифович Хасан утверждает: «В работе Г. Зиммеля «Конфликт современной культуры» проблема конфликта выступает как поиск ресурса, средства для осуществления выбора. Особенность современной ситуации в подходах к конфликту и его описаниям состоит в кризисе попыток. Анализ этих попыток приводит к мысли, что выход из кризиса современной конфликтологии связан с необходимостью разработки и построения целостной полной структуры конфликта, включающей три уровня:

  • Основания столкновения, то есть то противоречие, важность которого являет нам конфликт как необъяснимый феномен;
  • Действительность столкновения, которая представляет собой взаимное влияние в виде действия, стремящиеся к автономии путем оказания определяющего влияния, приспособления и др.;
  • Метаконфликтные феномены: переживание отношений к предмету противоречия и/или конфликтного действия, интеротношений, аутоотношения субъекта конфликтного действия и т. д.»

После прочтения данной цитаты у меня сложилось впечатление, что это полная структура конфликта. Такой подход имеет смысл, так как назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие реализовавшегося в нем противоречия.

По моему мнению, задача сегодняшней конфликтологии и состоит в том, чтобы преодолеть традиционный страх к конфликту, разработать такие языки описания, пользуясь которыми можно было бы разрабатывать и применять эффективные психотехники.

Существует необходимость определения признаков или критериев, которые позволили бы отделять конфликтные явления, подлежащие научному осмыслению и анализу, от нестрогих, образных или метафорических случаев использования понятия конфликта.

Проблемы, возникающие с определением конфликта, и сегодня не решены.

Понятие конфликта можно рассмотреть с разных сторон:

  • Стояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.
  • Состояние открытой, часто затяжной борьбы.
  • Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.
  • Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.
  • Эмоциональное напряжение, возникающее в силу столкновения противоположных импульсов или от неспособности согласовать, примирить внутренние импульсы с реальностью или моральными ограничениями.
  • Трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Анализ синонимических рядов показывает, что практически неизменным компонентом значения данного понятия является столкновение оппозиционных начал, чаще всего – двух. Очевидно, «конфликт» представляет собой большей частью резиноподобное понятие, которое можно растягивать и полученное использовать в своих целях.

Сложность самого явления конфликта, разнообразие подходов к его пониманию, нередко апеллирующих к разной феноменологии, естественным образом приводят к разным исследовательским стратегиям, отражающим исходные установки авторов относительно природы изучаемых ими явлений.

Б. И. Хасан утверждает, что конфликт существует отдельно как вещь, не зависимо от нас. Но с другой стороны, с ним нельзя столкнуться как с другим человеком, наткнуться на него как на стену или попасть в него как в яму. Конфликт – это один из необходимых характеристик любого взаимодействия как внешнего, так и внутреннего. В то же время не каждое взаимодействие можно квалифицировать как конфликтное. Все зависит от того, на сколько трудно его разрешение.

Причины конфликтов

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием групп факторов и причин:

Объективные причины, к ним можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Такие причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации. Объективные причины на столько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся можно отнести естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности, слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей, недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ и т. п.

Субъективные причины связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее решения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт в контексте сказанного выше, способ реагирования – субъективны.

Практически у любого конфликта существует комплекс объективно – субъективных причин.

Социально – психологические причины обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включенности в социальные группы.

Потенциальной причиной конфликтов выступают потери и искажения информации не только при общении оппонентов, но и в самом восприятии людьми окружающего мира.

Часть информации, которая в принципе может быть выражена словами, не высказывается человеком из-за ограниченности его словарного запаса. По причине недостатка времени в процессе общения теряется существенное количество информации. В ситуациях межличностного общения значительная часть информации, касающейся предмета разговора, существует на уровне бессознательного и в принципе словами выражена быть не может. Многое из того, что человек может выразить словами, он не считает нужным говорить. Часть словесной информации слушающий не усваивает потому, что просто ее не слышит, так как отвлекается, думает о своих проблемах. Не все, что говорит человек, бывает сразу понятно другому.

На основании одной и той же информации разными сотрудниками могут быть сделаны не только разные, но и противоположные выводы о позиции говорящего.

Динамика конфликта представляет собой ход его развития во времени, изменение под воздействием различных внутренних механизмов, а так же внешних факторов и условий.

Исследования, проведенные в социологии и психологии, показывают, что существуют различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют. Существует зависимость длительности конфликтов и их итогов. В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоционально – личностная основа конфликта. Важной особенностью динамики криминальных конфликтов является быстрая эскалация конфликтного взаимодействия, завершающаяся применения насилия.

Структура конфликта

Если воспользоваться идеей Л. С. Выготского, то можно представить конфликт как способ удержания противоречия в процессе его разрешения, где сами столкнувшиеся и изменяющиеся действия есть со-держание (процесс и форма совместного удержания), а разрешимое противоречие есть со-держимое то, что удерживается. Или, иными словами, материал конфликта.

В каждом конфликте есть конфликтующие стороны. В межличностном конфликте – это пресоны, чьи интересы, будучи противоречивыми, при необходимости взаимодействия, реализуются через столкновение.

Функциональное рассмотрение предполагает, что продуктивный или деструктивный характер конфликта зависит от особенностей материала конфликта, ресурсов, установок и умений сторон, специфики контекста, в котором конфликт разворачивается.

Перечисленные элементы в определенной взаимосвязи образуют то содержание, которое задает конфликтную ситуацию или/и извне описываемую действительность любого конфликта. Конфликтная ситуация возникает и формируется либо как субъективная действительность любой из сторон конфликта, либо как объективация взаимодействия участником (как бы со стороны) или внешней инстанцией, то есть всякий раз это чье-то видение, интерпретацией взаимодействия через аспект столкновения действий (деятельностей). При этом вполне возможны существенно различающиеся интерпретации как самих участников (например, одна сторона рассматривает взаимодействие как конфликт, а другая - нет), так и внешней инстанцией.

Цикл жизни конфликтной ситуации может совпадать или не совпадать с циклом жизни конфликта. Последний начинается с момента фактической взаимодетерминацией действий и продолжается до тех пор, пока действия не приобретут автономии. В таком смысле важно различать конфликтный акт и конфликтную деятельность. Конфликтная же ситуация может возникать для любой из инстанций как образ предвосхищающий реальные действия, как своеобразный сценарий, то есть раньше действительного столкновения, и продолжаться после его фактического завершения.

Для полноты качественного описания необходима такая психологическая сторона феномена, как переживание конфликтующих сторон или целостное переживание носителя внутреличностного конфликта. От этих переживаний в значительной мере зависит интенсивность конфликтных действий.

Функции конфликтов

По мнению Л. Козера, конфликт может разрядить и снять напряженность между антагонистами, накопление которой только обостряет их отношения. По-своему объединяет людей общностью ситуации, позволяя им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия.

Конфликт приводит к установлению более четких границ между группами; формирование более четких централизованных структур, ответственных за принятие решений; укреплению внутреннего единства; усилению нормативности поведения.

Конфликты могут оказывать влияние на то социальное целое, в рамках которого развиваются: могут способствовать интеграции, позитивным изменениям и нововведениям, уменьшению враждебности и ослаблению напряжения, выполнять сигнальную функцию, привлекая внимание к необходимости изменений.

Самая неожиданная из возможных позитивных функций конфликта состоит в его способности сдерживать сам конфликт.

Позитивные возможности реализуются только при определенных условиях, касающихся остроты конфликта, характера отношений внутри группы, жесткости социальной структуры, в которой возникает конфликт, частоты возникновения конфликта.

К Боулдинг дополняет данную теорию Л. Козера тем, что победа может быть разрушительной, а победа плодотворным. Он утверждает, что существует немало исторических свидетельств того, как основной выигрыш от конфликта оказывается связанным с реакциями на поражение.

Существует понятие “Зиммелевского парадокса”, которое состоит в следующем: «Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное значение сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта».

Также функции конфликтов можно разделить на два влияния:

Конструктивные функции конфликтов:

  • Устранение полностью или частично противоречия;
  • Позволяет участникам конфликта более глубоко оценить друг друга;
  • Ослабляет психическую напряженность;
  • Служит источником развития личности и межличностных отношений;
  • Может улучшать качество индивидуальной деятельности;
  • Способствует повышению авторитета участника, отстаивающего справедливые цели;
  • Служит одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной жизненной позиции.

Деструктивное влияние конфликта на оппонентов:

  • Негативное взаимодействие на психику участников;
  • Сопровождается стрессом, способен вызвать ухудшение состояния здоровья;
  • Истощение личностных ресурсов;
  • Деструкция системы межличностных отношений;
  • Формируется негативный образ другого – «образ врага»;
  • Закрепляет в социальном опыте негативные способы разрешения противоречий;
  • Отрицательное влияние на развитие личности.

Предназначение и позитивная функция конфликта в том и состоит, чтобы через него представлялась возможность разрешать противоречия нашей жизни.

Стратегии поведения в конфликте

Наиболее популярной, широко используемой в переговорах и излагаемой во всех пособиях по конфликтологии является концепция К. Томаса – Р. Киллмена. Авторы исходят из очевидного допущения, что в конфликте люди как стремятся удовлетворить собственные интересы, так и вынуждены считаться с желаниями и возможностями противника.

Данная концепция включает в себя пять стратегий поведения в конфликте:

Соперничество – человек имеет целью удовлетворение только своих собственных интересов. Такая стратегия считается ущербной для решения проблем, так как не дает оппоненту возможности реализовать свои интересы.

Приспособление – требованиям противника делаются все возможные уступки. Принять такую стратегию вынуждают: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом; незначительность проблемы.

Компромисс – договоренность, оппоненты руководствуются принципом взаимных уступок. Характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовность простить.

Сотрудничество – договоренность; обсуждаются не позиции сторон, а их интересы, осуществляется совместный поиск взаимовыгодного решения. Наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте.

Избегание – участник конфликта не делает ничего, то есть не проявляет стремления к решению конфликта. Оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий.

Основания для выбора стратегии:

  • Культурная традиция. Способ поведения людей в конфликте во многом зависит от культуры, того, что считается приемлемым или недопустимым в различных социальных группах.
  • Модель семейного воспитания, способы поведения в споре, с которыми ребенок сталкивается в детстве, могут существенно повлиять на его отношение к конфликтам в зрелом возрасте.
  • Особенности межличностного восприятия.
  • Рационализация - обдумывание ситуации.

Признаки конфликтов

Сравнение и анализ различных определений конфликта позволит выделить его вариантные признаки и хотя бы в первом приближении ограничить его проблемное поле.

Авторы большинства существующих определений конфликта сходятся к одному определению – «столкновение». Любой конфликт, не зависимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, «противоборства». Вооруженное столкновение соседних государств, семейная ссора и во многих других конфликтах присутствует столкновение противоречивых или несовместимых интересов, взаимодействие противостоящих ценностей, установок и мотивов.

Прежде всего, столкновение предполагает наличие противоречащих друг другу начал. В данном случае важно, что конфликтующие позиции взаимно предполагают друг друга, как подчеркивают философы. Это означает, что противостояние не может существовать просто так, вне своих конкретных носителей.

Если взаимодействие реализуется по старой и известной схеме, с автоматизированным привлечением имеющегося ресурса мы не фиксируем его конфликтный аспект. Он просто нуждается во внимании и разрешится как бы сам собой. Точно также мы не фиксируем операционный аспект любого действия. Он выступает как условие этого действия. Это ведь не значит, что его нет.

Вопрос о появлении феномена конфликта связан не только со спецификой взаимных действий, но и с их интенсивностью. Существует такая граница в столкновении, когда взаимодействие становится «видимым» и требует на себе специального сосредоточения. Эту видимую часть взаимодействия обычно и называют конфликтом.

Отсюда конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации.

Также можно описать конфликт достаточно распространенным способом, через ассоциирующиеся с ним феномены позволяет легко выделить значительное количество признаков негативных переживаний, которые можно свести к трем известным жизненным ситуациям. Вместе с конфликтом это стресс, фрустрация, кризис.

Можно обсуждать стрессовую ситуацию как переживание своеобразной растерянности – незнания как реагировать на внезапный интенсивный и значимый раздражитель, то столкновение с другим действием – безусловно, стрессогенно. Это значит, что конфликт в качестве психологического атрибута имеет стресс. Данная реакция появляется как сопутствующий эффект первого акта столкновения действий, но затем можно оказаться существенной содержательной детерминацией процесса разрешения конфликта.

Фрустрация атрибутивный спутник и одновременно генератор конфликтности. Сам факт обнаружения другого действия как помехи или взаимоисключенности, несовместимости действий при их одновременной и равносильной желательности, можно рассматривать как собственно механизм фрустрации. Не всякая фрустрация по механизму тождественна конфликту в части фиксации переживания и субьективной направленности разрешения.

Наиболее сложным является отношение конфликта и кризиса. Термин кризис означает фиксированное в переживании и действии несоответствие или недостаточность имеющегося ресурса новой ситуации. Нелокальный характер такого переживания во многих жизненных сферах обсуждается в психологии как возрастные этапные характеристики. Обычно возрастной период в возрастной динамике описывается как деструктивный благодаря его конфликтной насыщенности.

Таким образом, кризис как переходное возрастное явление собственно и представляет собой смену периода разрешаемых конфликтов (и потому незаметных) периодом неразрешимых. Иными словами, кризис являет себя как невозможность, отсутствие средств для продуктивного конфликтования, при этом старые, имеющиеся средства не срабатывают в силу изменившейся ситуации, - и проявляется как поиск новых средств. При этом, согласно данным исследователей, по-видимому, различие между деструктивно и конструктивно конфликтными областями указывает на границы кризисных областей. Значит, анализ конфликтных систем в кризисные периоды и реализации продуктивных стратегий в разрешении конфликтов есть одновременно и путь продуктивного выхода из кризиса.

Возможности выхода из конфликта

Достаточно очевидно, что для своего разрешения противоречие должно воплотиться в действиях, а точнее в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет.

Для выхода из конфликта характерны следующие способы:

Подавление (насилие). Более слабая сторона принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны путем открытого давления (например, с помощью драки). Этот способ позволяет снять проблему быстро, но не гарантирует прочного успеха. Логической точкой в конфликте будет физическое уничтожение противника; образ «победителя» приобретает негативную окраску.

Разъединение сторон. Стороны лишаются возможности взаимодействия (стороны покидают «поле битвы», бегство слабейшего).

Примирение сторон. Истинное примирение возможно только путем переговоров, завершающихся принятием согласованного решения о дальнейшем поведении сторон.

Завершение конфликта с помощью третьей стороны. В основном, третьей стороной выступает нейтральный участник разрешения конфликта – беспристрастный посредник, его задача – справедливо рассудить действующие стороны конфликта.

Зависимость способа разрешения конфликта от стратегий, избираемых оппонентами. Принципиальное значение для того, каким способом завершается конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него. Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента не его заключительном этапе. Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные особенности оппонента, уровень нанесенного или полученного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, последствия, длительность конфликта и т. д.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)