Общество  ->  Религия  | Автор: Рабинович И. | Добавлено: 2015-03-06

История храмов города Зимы

В 1880 году вместо ветхой деревянной строится новая, каменная Троицкая церковь (ныне восстанавливаемая) (фото 2). Она имела один престол, освященный иркутским архиепископом Вениамином. Церковь была приходская: к концу 19 века прихожан насчитывалось более 3300 человек.

С 1934 года председатель Зиминского райисполкома начал компанию за ликвидацию храма. Община верующих, насчитывающая в то время 392 человека, оказалась бессильной в борьбе за церковь, и 9 апреля здание было передано под нужды Культпросвета, затем (вспоминает Солянникова К.И., 1931 года рождения., проживающая по улице Лазо, 27а, квартира 27) использовалось как складское помещение. В конце 40-х годов была взорвана колокольня. По воспоминаниям местных жителей Старой Зимы взорвать и разрушить храм удалось не сразу, пытались еще несколько раз. Дело в том, что одной из особенностей построения этого храма (как впрочем, большинства и других на Руси) являлось добавление в раствор сырого яйца, что придавало очень большую прочность постройкам.

По воспоминаниям местных жителей Кривоножко /Г. Г., историка школы № 8 Ртищевой С. С. и других, судьба многих взрывателей впоследствии оказалась трагичной.

В настоящее время сохранилась лишь нижняя часть стены, но и сейчас фасадные формы сохранили нарядность и выразительность.

Но наступили другие времена. Вот уже более 20 лет ведется реставрация храма (фото 3). Организатор её - Иркутская епархия в лице местного духовенства. В настоящее время работами руководит настоятель Свято-Никольского храма иерей Игорь Бартенев. Выполняет работы бригада мостопоезда № 5, начальник Я.С. Шилин, бригадир Волков С. В.

По словам отца Игоря, восстановление церкви дело очень сложное. Каждая деталь стены, фриза, узоров кропотливо реставрируется, тем более что не сохранились до наших дней ни фотографии, ни рисунки, ни чертежи. Приходится прибегать к аналогии с похожими сооружениями, а иногда применять логику.

Кроме того, нужно учитывать то, что храм был возведён более 120 лет назад и строительные материалы- кирпич, например, совершенно отличаются от современных. На данный момент заново отстроены колокольня, восстановлены стены и узоры на них, ведутся работы на верхней отметке здания. Но до завершения работы ещё далеко: как всегда главная проблема - финансы, вернее их отсутствие.

Хорошо то, что этот храм занесён в регистр реставрируемых памятников архитектуры и за счёт федерального и областного бюджетов через Иркутский историко-архитектурный центр «Наследие» ежемесячно перечисляется 25 тысяч рублей, что явно недостаточно. Вносит свою лепту и город: с 2001 года было выделено 100 тысяч рублей из бюджета.

В частном порядке, по словам батюшки, помощь оказывают Восточно-Сибирский транспортный банк (директор И. И. Румянцев), Зиминский лесхоз (директор Н. Ю. Артемьев), посильные пожертвования вносят горожане.

Рядом с железнодорожным вокзалом на месте сгоревшего дома культуры имени Гринчика была церковь великомученика Феодора Тирона. К сожалению, о ней мало что известно.

Ещё мы узнали, что рядом с центральным рынком была церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сейчас на этом месте возводится часовня Пресвятой Богородицы.

Церковь Святителя Николая Чудотворца

А ныне действующий храм Святителя Николая Чудотворца был построен в 1929 году. Интересно, что русские люди чествовали Николая Чудотворца с особым усердием и чаще чем к другим обращались к нему с молитвой.

Образ святителя находился во всех православных домах, в храмах и соборах, ибо этот святой считался надёжным заступником и верным покровителем всех страждущих. И не было на Руси, пожалуй, ни одного города без Никольской церкви. Так и у нас в Зиме появилась церковь имени епископа далёкого, неведомого города Миры, расположенного в римской провинции Ликии, на юго-западном побережье малой Азии, жившего в конце III- начале IV века.

В 1938 году храм Николая Чудотворца был переоборудован в пионерский клуб, но в 1945 году возобновились богослужения.

В самом факте строительства церкви в такое время (она была единственным религиозным сооружением, построенным в Иркутской епархии за годы советской власти) есть некое чудо.

Валентина Гончарова, прихожанка Свято-Никольского, рассказала о том, что её дед Чернигов Авраам Степанович принимал участие в строительстве храма. По словам Губанова Николая, прихожанина храма, принимал участие в строительстве и Зобнин Василий Васильевич. Они привели примеры, подтверждающие наличие глубоких духовных корней: до сих пор некоторые наши земляки сохранили память о своих предках: иереях, диаконах, пономарях и просто прихожанах зиминских церквей. С октября 2001 года настоятелем Свято-Никольского храма является Бартенев Игорь Николаевич. Вот уже три года отец Игорь исполняет в Зиме свою нелегкую службу. Создан приходской совет из председателя – старосты Данилко Владимира Сергеевича, помощника старосты Курдыбан Марины и казначея Кирпичниковой Елены Нестеровны. В период между заседаниями Приходского собрания Приходской совет рассматривает и решает планы хозяйственной деятельности, годовые планы расходов и финансовые отчеты, приобретает для прихода имущество, решает текущие хозяйственные вопросы, распоряжается денежными средствами, заботится об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния и порядка во время богослужений и крестных ходов (фото 7).

Многие зиминцы уверены в том, что город и люди его находятся под покровительством Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца.

Настоящее храма. Интервью с настоятелем Свято-Никольского храма Игорем Бартеневым.

В интервью отец Игорь рассказал о том, что приход живет. Проблем очень много. Самая главная не финансовая, а человеческая. Мало верующих по-настоящему. В городе проживает несколько десятков тысяч человек, а на литургии в храме и 50 не бывает. Да и из них не каждый религиозен. Ведь православный христианин не тот, кто крестик носит, а тот, кто следует законам, данным нам свыше, благодаря чему готовит себя к жизни вечной. Одним из таких является обязанность посещения воскресной Литургии.

Ведь на Страшном суде Всевышний с каждого спросит, что он сделал для спасения души. И не только как молился, постился… Он разделит всех пришедших на Суд. Одних отведет по правую сторону от Себя, других по левую. Первых будет благодарить за то, что они накормили Его, когда был голоден, напоили, когда жаждал, одели, когда был раздет. На вопрос – когда это случится? Тогда, когда помогли нуждающемуся ближнему, то есть сделали доброе дело: накормили ребенка, навестили больного в больнице и т. д. И за это последует Царствие Небесное. Другим же, забывшим о ближних, уготованы муки вечные.

Батюшка посетовал на то, что трудно идет восстановление Троицкой церкви в Старой Зиме. Назвал фамилии только двоих предпринимателей, которые помогают возводить часовню, ремонтировать Свято-Никольский храм. Это Александр Тимошкин и Денис Шлыков. Это на их деньги перекрыли крышу, крыльцо. Сейчас ремонт приостановили – нет денег. Администрация города помогает, но пока вместо 300 тысяч рублей в 2004 году получили 190 тысяч.

Отец Игорь уверен в том, что если возродим Православие, и дальше будет жить Россия. К сожалению, деградация продолжается: дети убивают родителей, брат встает на брата, улицы полны беспризорных, сирот при живых родителях, чиновник ворует у бесправного ближнего. И до сих пор подавляющее число людей не осознало, что стоит у пропасти, из которой лишь один выход: вернуться к вере православной. Власть хочет все проблемы решить экономически, забывая о приоритете духовного.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)