Общество  ->  Религия  | Автор: Никита Сидоренко | Добавлено: 2014-11-07

Шаманизм как религия

Исконной верой бурят нашего округа был и остаётся шаманизм. Главное и характерное в нём - обоготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов . Шаманизм до самого последнего времени оставался традиционной принадл ежностью значительно изменившегося быта населения округа.

Существуют особые люди - шаманы, с помощью, которых можно влиять на богов и просить обеспечить благ ополучие, отвратить беду.

Боги представляют сложную, но интересн ую иерархическую структуру. Во главе всех стоят тэнгэрины – небожители , старшим из которых считается Эсэгэ Малан. Они делятся на две группы: зап адные – добрые и восточные – злые. Добры е - во главе с Хор мустой и злы е - во главе с Ута Уланом. Главным богом - творцо м считается Вечное Синее Небо. Ниже тэнгэринов стоят их дети- ханы -послан ники на земле. Далее следуют духи – эжины ( хозяева ) священных мест,таких как (Байкал, Ангара, Лена, Мунку Сардык и т. д.) , духи великих предков ш аманов. Местом нахождения всех богов считается вершина восточных Саян. Н изкую ступень занимают бесчисленные души простых смертных людей. Особу ю низшую группу образует демонология – ада, шудхэр, анахай и прочие.

Но почти век спустя многие обряды перете рпели значительные изменения или были забыты.

Обрядовая система бурятского шаманизма весьма сложна и многообразна . В этой обрядовой системе есть обряды обязательные и необязательные, об щественные, семейно- родовые, групповые и индивидуальные. Общественные моления проводит знаток – старейшина. Все другие обязательные, необяза тельные, семейно- родовые, общественные и индивидуальные проводят шаман ы. Все бурятские шаманы имеют наследственный дар, но перед тем как стать шаманами, они проходили школу подготовки, посвящение в шаманы и подразд елялись на белых и чёрных, высших и не высших.

Атрибутами шамана являлись костюм, бубен, трость. Среди верующих шаманов обязательно шаманизм должен продолжаться по мужской линии. И каждый до лжен поклоняться по линии отца.

Духовная культура наших предков - очень стройная, слаженная система, в которой все компоненты взаимосвяза ны и подчинены друг другу - культ гор был тесно связан с культом священног о дерева, с образом матери- земли. « Родовая» гора была олиц етворением понятий «Родина» и «Родная земля» .

Рассмотрим духовное развитие бурят на материале верований и по читания хозяев местности и культуры огня, отражающих эту реальность, это время общественного родового сознания, к оторое ощущало единств о с другими родами – сознаниями. Одной из форм таких взаимоотнош ений является и по сей день Тайлган .

Тайлган

Тайлган – жертвоприношение духам – хозя евам гор, рек, озёр и ключей, устраивавшийся родом или союзом родов , сопровождался состязаниями между различными родами в стрельбе из лука, а также в конных скачках. В древние времена снаряжение было обязательным атрибутом родового шамана. При нём имелся налучник ( хоромго ), колчан (падак) с четырьмя стрелами ( годло ), имеющими богатую оправу из серебряного металла.

Обоо

Обоо – это святилище, место пребывания са мого сильного духа. Обоо сооружается в виде нагромождения камней на верш инах гор, на перевалах, на берегах озёр, в степи.

В прошлом все роды бурят имели на с воих территориях святые места и каждый год совершали жертвоприношения духам- хозяевам данной местности (собдагам ).

На обоо съезжаются все местные жители, при нося с собой угощения из молочных и мясных блюд. Цель обряда – умилостив ить хозяев данной местности, чтобы они вовремя отправляли дожди, тепло, о храняли от разных болезней. Жгли на каменных алтарях можжевельник, благо вонный аромат которого считался для духов, божеств приятной пищ ей. Она расценивалась как жертва – дар, который не требовал немедленной материальной отдачи. По шаманской мифологии, в мифах других народов – г оры – место, где духи земные встречаются с духами неба.

Обоо, тайлганы проводились с середины мая до конца осени. Обоо и тайлган посвящался конкретному божеству – эжину. Старейшины рода, улуса решали вопрос: какую кобылицу приносить в жертву, выбирали самых лучших барано в из стада. Тайлганы могли быть семейными и общественными молебнами. И ко была обязательно должна была быть жерёбой.

Обоо и тайлганы устраивались на вершинах гор, откуда был широкий обзор н а расположенные у подножия улусы - дух обычно живёт там, откуда может обо зревать свои владения. Племена устраивались у подножия горы, на берегу р еки или озера, каждый тайлган имел своё постоянное, живописное место про ведения. У нас в Хадахане тайлган проводится на берегу Ангары.

В наше время, когда утр ачиваются многие духовные ценности народа, возродить народные о бряды, ритуалы необходимо, чтобы молодое поколение знало истоки духовно й культуры своих предков.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)