Общество  ->  Религия  | Автор: Олег Попов | Добавлено: 2014-11-04

История возникновения Бирюченских храмов

Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке (скинии), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

В первые три столетия христианства, из-за постоянных преследований, христианские храмы были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания (в 313-ом году), христианские храмы начали возникать повсеместно.

Поначалу храмы имели форму базилики - продолговатого помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых «нефами» (или кораблями). Средний неф был выше боковых. На верху его устраивались окна. Базилики отличались обилием света и воздуха.

Вскоре стали возникать и другие формы храма. Начиная с V-го столетия в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Византийская церковная архитектура оказала большое влияние на православный Восток. Храмы имели форму: восьмиугольника, корабля, креста, круга

Одновременно с принятием христианства на Руси возникает русская церковная архитектура. Ее характерной особенностью является устройство купола, напоминающего пламень свечи. Позже появились и другие архитектурные формы, на Западе, например, - готический стиль: храмы с высокими шпилями. Таким образом, облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый облик.

Наибольшее распространение в Древней Руси получили 2 архитектурных системы: крестово-купольный и шатровый. 1-й – опорные конструкции по типу креста с возведённым в центре куполом. Начиная с XIV века на севере сложился шатровый стиль. Шатровые храмы были отменены при Иване Грозном.

Количество куполов (глав) на храме имеет свое значение. Один купол ставится в честь единого Бога, три - в честь Святой Троицы, пять -в честь Спасителя и четырех Евангелистов, семь - в честь семи таинств, тринадцать - в честь Спасителя и двенадцати апостолов.

Над входом в храм или несколько в стороне от него помещается колокольня. Звон колоколов напоминает верующим о богослужении в храме.

Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина, которая формировалась в VI-IX вв. Именно тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создающий архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашается словом и священнодействиями богослужения.

Вместе с принятием христианства и всей полноты догматического вероучения Православия Русь в X в. восприняла от Византии и символическое толкование храма.

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Храмы Бирюченского благочиния: история и современность

Храмовое зодчество началось с принятием христианства и развивалось на протяжении всех долгих веков. Взяв за образец построение византийских храмов, русские зодчие не могли не выразить себя, не вложить душу в храм. И вскоре православные церкви стали частью русской культуры.

Эти особенные, неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Самым ярким и привлекательным объектом во многих произведениях старинного и современного искусства является храм. И это неудивительно, потому что русские люди стараются посвящать Богу всегда самое лучшее, на что они способны.

Трудно ли, радостно ли живётся людям - и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека, ибо это дом Божий.

В нашем Бирюченском благочинии действуют девятнадцать храмов и один собор. Каждый храм по-своему уникален. А много ли может рассказать обычный сельский житель о своём храме? Конечно, назовёт имя священнослужителя, название, может быть, век постройки. И всё. Как же так? Ведь храм «пережил» те же невзгоды, тяготы, что и люди, он ветшал, перерождался и возрождался, следуя ветрам истории.

Читая историю наших храмов, ловишь себя на мысли, что почти в каждом рассказе есть множество повторяющихся деталей.

Большинство действующих храмов построены в конце XVIII – XIX вв. на месте разрушенных временем деревянных церквей или часовен.

Поселение, сначала временное, расширяется, приходит время ставить храм (или часовню) сначала, конечно, из дерева. Поселение развивается, жители подают прошение о построении каменного храма и возводят сначала одну церковь, а потом, при нужде, ещё и ещё. В некоторых сёлах, например, в Ливенке, (ранее город Ливенск), предположительно было 4 храма, окружавшие его с четырёх сторон.

После революции началась борьба советской власти с церковью за умы людей. На смену религиозным ценностям должны были прийти другие: вера в светлое будущее, идеи всеобщего равенства, но нужно было искоренить старую веру. Процесс этот был целенаправленным и поэтапным, поэтому сначала подготовили общественное мнение. Активно пропагандировали лозунг «Религия – опиум для народа», а затем началось массовое наступление на церковь. Правительство предприняло меры по их полной ликвидации или закрытию, перестройке под клубы, школы, склады.

В двадцатые-тридцатые годы XX века подавляющее большинство церквей закрыли и передали в колхозы. Чаще всего из-за размера помещения их использовали под зерносклады, (храм Живоначальной Троицы с.Большебыково, храм Пророка Илии с. Верхососна, Успенский храм с.Ливенка, Покровский храм с.Палатово и др.), под клубы (храм арх. Гавриила с. Гредякино, собор Покрова в г.Бирюч). Рушили колокольни, разбивали колокола, с куполов срывали кресты, изымали ценности, а иконами закрывали дыры в полу.

В 1943 году, после известного «разрешения» Сталина, во многих храмах начались богослужения, но чаще всего открывалась для верующих только часть помещения, а после войны в большинстве церквей службы проходили эпизодически, а сами здания ветшали. Так проходили десятилетия…

Тысячелетие Крещения Руси показало изменение советской религиозной политики и явилось началом массового восстановления церквей. В нашем районе именно в это время во многих сёлах стали возобновляться богослужения. Реставрируются храмы на пожертвования, как было испокон веку, и государство не забывает, неустанно заботится о возрождении духовности, ведь понятие «красота» и «святость» на Руси неразрывно связаны. При воссоздании образа храма руководствуются старыми фотографиями, рассказами старожилов, стараются не потерять былую красоту и в большинстве случаев реставраторам это сделать удаётся.

Архитектурные особенности храмов Бирюченского благочиния

На Руси самая распространённая форма храма – корабль (ковчег) – вытянутый четырёхугольник, иногда с двумя приделами, очень часто встречаются храмы крестообразной формы. Большинство сельских храмов нашей местности однокупольные, с колокольней над входом и куполом над центральной частью, выстроенные ковчегом или крестообразной формы. Таков, например, храм Святителя Митрофана в городе Бирюч, церковь Великомученика Дмитрия Солунского в селе Раздорное, храм Казанской иконы Божией Матери села Солдатка и другие.

В нашем районе в подавляющем большинстве храмов встречаются шлемовидные главы, над колокольнями – шатровые.

Цвет купола вполне может меняться много раз в «жизни» храма. Сделали деревянный, тесовый, со временем тёс посерел, несколько раз менялся. Потом обили железом, а железо выкрасили медянкой, стал купол зелёный. Потом пришёл благотворитель, пожертвовал денег, и купол (верхушку) вызолотили. После революции позолоту ободрали. Потом реставрация, снова тесовая кровля. Потом вместо тёса - металлическая, чёрного цвета.

Строгих требований подбирать краску для купола в зависимости от посвящения церкви нет, а раньше, когда с красками было гораздо тяжелее, чем сейчас - и вовсе не было.

Но в храме всё имеет своё символическое значение, и цвет купола тоже.

Золото куполов символизирует небесную славу. Купола небесно-синего цвета с золотыми звёздами напоминают о Рождестве Иисуса Христа. Церкви, посвящённые святым, украшают серебряными и зелёными куполами. Также зелёный цвет купола может быть и у Троицких соборов, потому что это цвет Святого Духа.

В храмах нашего района цвет куполов чаще всего серый – цвет стали или цинка. В некоторых храмах купола окрашены в синий (с.Гредякино, Весёлое), зелёный (собор Покрова г.Бирюч), голубой (с.Верхососна) цвет. Встречаются храмы, купола которых украшены звёздами на синем или зелёном фоне (с.Большебыково).

Цвет стен наших храмов разнообразен: от серого (оштукатуренные), бежевого до ярко-красного с белым (с.Раздорное), голубого (с.Стрелецкое, г.Бирюч), цвета красного кирпича. Украшений обычно немного: арктурные пояски, другие фигурные элементы, выделенные белым цветом. Есть в Красногвардейском районе храмы, резко отличающиеся по цвету, привлекающие особое внимание. Это храм Всемилостивого Спаса в Стрелецком – очень нежный, «небесного» цвета храм, богато украшенный резьбой по камню и храм Великомученика Димитрия Солунского в селе Раздорное. Издали заметны его яркие красно-белые стены и высокая колокольня.

Храмы нашего района венчают кресты – символы христианского вероучения. Чаще всего они восьмиугольные. К прямоугольному изображению креста сверху добавлена малая перекладина в память дощечки, прибитой ко кресту Христову, на которой было написано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Перекладина наискось внизу русских восьмиконечных крестов напоминает о двух разбойниках, распятых по правую и левую сторону от Спасителя. Разбойник, висевший справа, раскаялся в своих грехах, поверил в Господа и пошел в рай (перекладина указывает вверх правой стороной), а разбойник, висевший слева, озлобился, хулил Христа, и поэтому погиб (перекладина указывает вниз).

Есть храмы, увенчанные крестом с полумесяцем (с.Ливенка). Обычно считают, что такого рода кресты появляются после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. Это мнение не совсем правильно, такого рода кресты существовали еще в домонгольский период. Крест и полумесяц символизирует соединение Христа и Богородицы.

Есть в Бирюченском благочинии деревянный храм, построенный в XVIII веке! Это Храм Пророка Божия Илии в селе Верхососна. Его строили из дубовых брёвен, которые и сейчас едва поддаются топору. Этот храм восстанавливали буквально по брёвнышку, перенесли подальше от оживлённой дороги и сейчас он радует всех местных жителей и приезжих своей красотой. Деревянные храмы на Руси часто возводили «всем миром», вместе. Может быть, так же был срублен в 1790 году храм Преподобной Марии Египетской в Марьевке, очень красивая однокупольная церковь с колокольней над притвором. В конце XIX века в селе Гредякино был построен деревянный храм Архангела Михаила, на каменном фундаменте, с деревянной колокольней. Сейчас в нём полностью завершены ремонтно-восстановительные работы.

В деревнях встречаются остовы храмов, каменных или деревянных. Входя под своды, до дрожи чувствуешь его величественность и проникаешься пронзительным чувством сожаления. Разрушенные храмы символизируют Время, неустанно летящее вперёд, оставляя за собой следы былого величия.

Независимо от исторических причин происхождения разнообразных форм христианского храма, каждая их этих форм имеет символическое значение, напоминая о какой-нибудь невидимой священной стороне Церкви и веры христианской. Так, базиличная продолговатая форма храма, похожая на корабль, выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь — корабль, на котором можно безопасно достигнуть тихой пристани — Царства Небесного. Крестообразный вид храма (византийский и романский стили) указывает на то, что в основание общества христиан положен крест Христов. Круглый вид —Церковь Божия будет существовать бесконечно. Купол — наглядно напоминает нам о небе, куда мы должны устремляться мыслями, особенно во время молитвы в храме. Кресты на храме издали напоминают, что храмы назначены для прославления распятого Иисуса Христа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)