Общество  ->  Религия  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-04

Казанская икона Божьей матери

Явление иконы Божией Матери в Казани

Иконы часто получали названия от имен городов, в которых являлись в мир каким-либо чудесным образом. Так было и с Казанской иконой Пресвятой Богородицы.

История обретения Богородичной иконы, получившей название «Казанская», восходит к царствованию Иоанна Грозного. В июле 1579 года, через 25 лет после покорения Иваном Грозным татарского царства, случилось в Казани событие, которое было воспринято, как небесная помощь Пресвятой Богородицы проповедникам новой веры – православия - среди неверных магометан.

Иван Грозный завершил дело, начатое еще Андреем Боголюбским в 1164 году, когда тот разбил волжских булгар и в честь своей победы и победы царя Мануила над сарацинами установил 1 августа праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой богородицы. Однако насаждение новой веры среди татар шло нелегко, и когда в июне 1579 года случился страшный пожар в Казани, уничтоживший многие дома и почти половину Казанского Кремля, это было воспринято как гнев Божий, обрушившийся на христиан. «Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием…»

Жил в то время в Казанинекий стрелец Даниил Онучин. Его дом также был уничтожен пламенем, и когда он начал строить новый недалеко от пожарища, случилось то самое чудо, которое было так необходимо для утверждения православия, для укрепления в вере вновь обращенных казанских жителей.

Ночью во сне девятилетней дочери стрельца Матроне явилась сама Богородица и повелела ей объявить городским и церковным властям, чтобы взяли они из земли Богородичный образ. Пресвятая Дева указала и место, где он лежит, сокрытый от всех.

Девочка рассказала об этом матери, но та не придала значения словам ребенка.

Через некоторое время снова явилась Дева Мария той же Матроне и повторила повеление. Но мать опять не поверила детским ночным грезам.

В третий раз Богородица явилась в огненных лучах, которые, казалось, могут испепелить все вокруг, и грозно сказала, что если не возьмут Ее образ из земли, он явится в другом месте, а девочка может погибнуть.

Матрона испугалась, поведала о новом видении матери, и они вместе пошли к градоначальнику и архиерею и указали место, где надо взять из земли святую икону. Но высокие городские власти не поверили девочке.

Тогда мать и дочь взяли лопаты и стали копать в том месте, которое указала Богородица. Начал стекаться народ, иконы все не было. 8 июля после долгих, напрасных трудов именно девочка Матрона смогла найти икону.

Обретенная в подвале сгоревшего дома святыня действительно лежала в земле, завернутая в рукав старого кафтана, но была как новая и сияла несказанным светом.

Жители города, прослышав о чуде, во множестве собрались к месту явления, дали знать городским властям и архиепископу. Святитель с крестами вышел на то место, где была обретена икона, с глубоким почтением принял ее и повелел нести в близлежащую церковь, моля Божью Матерь простить всех за неверие.

Сразу же проявилась и чудотворная сила новоявленной святыни: некий нищий, который был слеп 3 года, вдруг прозрел, затем стал видеть еще один человек, больной глазами.

Икону Пресвятой Богородицы торжественно перенесли в приходскую церковь, настоятелем которой был священник Гермоген, впоследствии митрополит Казанский, а затем патриарх всея Руси, мученически погибший в Смутное время. Гермоген и описал явление иконы в сказании «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани».

Из приходской церкви Святителя Николая Тульского икона была перенесена в казанский собор Благовещения Пресвятой Богородицы, где она прославилась многими чудесными исцелениями.

Это сказание, написанное в 1594 году, отличается большой точностью в изложении событий, в нем описываются многие случаи исцеления от святой иконы и само ее явление.

Донесение о случившемся и список с иконы вместе с описанием ее явления и чудес были отправлены царю, и Иван Грозный повелел строить в Казани церковь во имя Пресвятой богородицы Одигитрии, а на месте явления - женский монастырь для 40 монахинь и там хранить икону. Матрона и ее мать стали первыми инокинями этого монастыря.

В 1904 году, в ночь на 29 июня, несколько святотатцев ограбили казанский храм Успения Богородицы. Грабители были найдены, но икона исчезла бесследно, с чем верующие связывают поражение России в войне с Японией.

Казанский Собор в Москве

Существует несколько мнений о судьбе Казанской иконы. Одни полагают, что подлинная икона хранилась в Москве, куда ее мог привезти Гермоген при переходе на патриаршую кафедру. При перенесении столицы в Петербург икона была переправлена в петербургский Успенский собор.

Есть и другое мнение, что подлинная икона была послана из Казани князю Пожарскому в 1612 году, во время польского нашествия. Икона прибыла в Москву вместе с казанским ополчением. Греческому архиепископу Арсению, плененному в Кремле поляками, было явление преподобного Сергия Радонежского, сообщавшего, что молитвами Божьей Матери город будет избавлен от врагов. Действительно, 22 октября 1612 года поляки были выбиты из Китай-города и сдали Кремль.

В 1630 году на средства князя Дмитрия Пожарского и царской казны на Красной площади столицы начали возводить собор, специально предназначенный для Казанской иконы Божьей Матери. Через три года строительство было завершено. В день освящения князь Пожарский, много лет хранивший икону, вышел из своего дома на Лубянке с образом Богоматери на руках и пешком принес икону в Собор, названный Казанским (Собор Казанской иконы Божией Матери). У входа его встречал народ во главе с царем Михаилом и Патриархом.

С этого дня икона стала почитаться защитницей столицы и охранительницей рода Романовых. Все русские цари делали крупные вклады в Казанский Собор. Но размеры этой иконы были значительно меньше той, которая была в Казани. Видимо, это был список с нее, по вере народа также ставший чудотворным.

Казанской иконой Божией Матери благословляли Михаила Кутузова накануне Бородинского сражения. Позднее, в 1812-1814 г.г., Казанская икона вместе с русской армией ходила в Европу и вернулась в Москву.

В советский период (в 1930-е годы) Казанский собор был разрушен.

4 ноября 1993 г. закончилось строительство возрожденного храма – это был первый Собор Москвы, восстановленный после революции. И снова случилось чудо: в день освящения, задолго до рассвета, сторожа, выносившие строительный мусор, увидели в темном небе луч света, направленный на храм.

Роль иконы Казанской Божией Матери в Смутное время

До 1612 года Казанская икона Богоматери была чтима только местно. Но через 32 года после явления икона была прославлена участием в исторических событиях, имевших большое значение для всей России.

Конец 16 - начало 17 века в истории называют Смутным временем. Период междуцарствия, низвержение с престола в 1611 году Василия Шуйского, нападение польских войск, которые грабили и жгли города, села, храмы и глумились над православной верой, – все это привело к тому, что враги захватили столицу и сердце ее – Московский Кремль – обосновались там как хозяева, попирая русские святыни, грабя храмы, сдирая с икон золото и серебро, растаскивая церковную утварь.

В этот трудный период во главе Русской церкви стоял патриарх Гермоген. Будучи непримиримым противником поляков, святитель открыто выступал против их господства, рассылал по всей стране грамоты с призывами выступить в защиту православной Руси.

Может быть, именно он был инициатором того, что в ополчение прислали из Казани чудотворный образ Божьей Матери, вернее – список с нее как знак его пастырской поддержки и освящения похода против врагов.

«С верою и упованием на милосердное заступничество Богоматери приняли ратники святую икону, и при помощи Святой Богородицы поразили поляков, отняли у них хорошо укрепленный Новодевичий монастырь, забрали много пленных и неоднократно побеждали их во многих столкновениях…»

Но еще не пришло время окончательного изгнания поляков из Русской земли. Первое ополчение потерпело поражение, князь Пожарский был ранен в одном из боев на Лубянке и отправился в свою нижегородскую вотчину для лечения. Туда, по указанию Козьмы Минина, явились к нему послы с предложением встать во главе нового ополчения.

А патриарх Гермоген в это время находился в Чудовом монастыре, куда его заточили поляки за непокорность и выступления против них. Узнав о новом походе, он поддержал его: «Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да изольется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и в будущем…»

Зимой 1611 года Казанскую икону Богоматери отправили обратно в Казань, но в Ярославле ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода. Узнав о чудотворной иконе, ее взяли с собой в новый поход к Москве и постоянно молились перед ней.

В день освобождения Кремля состоялся торжественный крестный ход на Лобное место. Над ликующим народом возвышались воинские хоругви, чудотворная Казанская икона, другие святыни.

Православное воинство встречало свои святыни с благоговением и радостью. Их проводили в Успенский собор Московского Кремля, где был совершен благодарственный молебен Спасителю и Его Пречистой Матери. В память избавления Москвы от поляков 22 октября был установлен праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери, но отмечался он вначале только в Москве и Казани. Всерусское празднование в честь Казанской иконы учреждено в 1649 году, при царе Алексее Михайловиче.

Три иконы Казанской Божьей Матери и их чудотворные списки

Вообще в России были как бы три главные чудотворные иконы Богоматери, носившие название Казанской. Одна – это явленная икона в Казани, в Богородицком монастыре. Другая – икона царя Ивана Васильевича Грозного, перенесенная императором Петром 1 в Петербург. Третья – это икона в Московском Казанском соборе, дарованная князем Дмитрием Пожарским.

Образ Богоматери, присланный Ивану Грозному, находился в Москве до 1721 года, затем он был поставлен в Санкт-Петербурге, во временной каменной церкви на Васильевском острове, откуда перенесен в Александро-Невскую лавру. При императрице Анне Иоанновне был сооружен деревянный храм в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте близ нынешнего Казанского собора, и туда в 1737 году перенесли Казанскую икону, богато украшенную драгоценными камнями. Со времен императора Павла 1 храм стал называться Казанским собором, но нынешний собор сооружен в начале 19 века при Александре 1. В день его освящения, 15 сентября 1811, года сюда была перенесена чудотворная Казанская икона и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе.

Иконостас Казанского Петербургского собора тонкой чеканной работы был сделан из ста пудов серебра. 40 из них принесли в дар храму донские казаки в 1812 году, после победы над французами.

Образ, принадлежащий князю Пожарскому и пребывающий в Казанском соборе Москвы, ныне хранится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы.

Однако же подлинной иконы Казанской Богоматери в Москве, как уже сказано, нет. Издавна существовала версия, что она вместе с многочисленными богатствами была вывезена из России католиками. К концу 20 века стало известно, что икона хранится в одном из католических монастырей Португалии.

Кроме этих трех главных икон Казанской Божьей Матери было известно и множество чудотворных списков ее, что говорит об особом почитании святыни. Вот некоторые из них: Тобольская, Каплуновская, Нижнеломовская, Каргопольская, Ярославская. Второе название у них у всех – Казанская, первое же имя дано по месту нового явления или пребывания.

Пожалуй, ни одна икона не была так распространена, как Казанская. Особенно много ее списков приходится на 17 век. Так, в Третьяковской галерее есть иконы Казанской Божьей Матери, выполненные изографом Прокопием Чириным в 1603 году, Строгановскими мастерами, а также царскими мастерами Оружейной палаты.

Сейчас, когда в Москве на Красной площади восстановлен Казанский собор и в нем ежедневно идет служба, к Казанской иконе Божьей Матери обращаются взоры верующих, взывая: «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: ты бо еси Божественный покров рабом Твоим…

Чудеса, творимые иконой Казанской Божьей Матери

Протоиерей Василий Швец в «Чудесах от Казанской иконы Божьей Матери» пишет: «Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря было 3 видения во время службы в храме:

Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».

Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: «Я не оставлю Россию».

Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним». Спаситель сказал: «Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню…»

Началась страшная война. Враг хотел одного: уничтожить Россию, Святую Русь, уничтожить народ России, стереть с лица земли само понятие – Россия. Тогда произошло событие, имеющее огромное значение для судьбы России, а может, и для всего мира. Мы часто думаем, что все чудеса и знамения были в прошлом, но они совершаются постоянно, только нужно быть в молитве.

Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр 3 обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось тогда у нашей страны.

Православный митрополит Гор Ливанских Илия взял на себя многодневный подвиг поста и молитвы. Он дал обет не принимать пищу, пока не получит откровение от Господа, как спасти Россию.

В огненном столпе ему явилась сама Богородица. Она повелела открыть по всей России храмы и монастыри; совершить молебен перед Казанской иконой в Москве, а затем отправить ее в Сталинград. Матерь Божия велела митрополиту Илии после войны явиться в Москву и засвидетельствовать увиденное.

В московских архивах хранятся письма и телеграммы митрополита Илии тогдашнему Патриарху Алексию 1 и Сталину. Сталин решился все выполнить. Открылись храмы, духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры, несколько монастырей.

И произошло чудо. Фашисты, прорвавшиеся вплотную к Москве, были остановлены и отброшены назад. Москва была спасена.

Сталинградская битва началась молебном перед Казанской иконой. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где было критическое положение, в места, где готовилось наступление.

Киев был освобожден 22 октября в день празднования Казанской иконы. И это было весьма знаменательно для народа России: отсюда началась Русь наша; здесь произошло Крещение народа русского, который избрал навсегда Христианство, Православную Веру!

В Ленинграде из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божьей Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг города. И город выстоял. Подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном Петру 1 о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская икона ее в городе, и есть молящиеся, враг не может войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. Она все время была их заступницей.

Рассказы о чудесных случаях можно было слышать от многих фронтовиков, даже от неверующих. Вот что рассказывал офицер, бывший в центре событий во время штурма Кенигсберга: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны, и чаша весов колебалась: мы могли потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, с ним священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…» Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли вперед. И вдруг стрельба с немецкой стороны прекратилась, как оборвалась. Был дан сигнал – и наши войска начали штурм одновременно с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы стали сдаваться в плен. Как потом рассказывали пленные: перед самым штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называли Богородицу), которая была видна всей немецкой армии, и они не могли сделать ни одного выстрела».

Церковь благословила Отечественную войну русского народа, и благословение это было утверждено на Небе. От Престола Всевышнего и возгорелся дух России!.. Сколько старших офицеров, не говоря уже о солдатах, молились перед боем. Многие командиры, да и сам маршал Жуков, говорили перед боем: «С Богом!» Один офицер, сидевший на связи с летчиками во время боевых вылетов, рассказывал, что часто слышал в наушниках, как пилоты горящих самолетов кричали: «Господи, прими с миром дух мой!..»

В 1947 году Сталин исполнил свое обещание и в октябре пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить указания Божией Матери, ибо все пророчества, переданные владыкой Ливана, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего уже Патриархом, и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская церковь?»

Святейший предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке.

Прибывший митрополит был растроган и торжественной встречей, и подарками. Он сказал: «Я счастлив, что мне довелось стать свидетелем возрождения Православной Веры на Святой Руси и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а напротив – почтили ее особым Благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли Русской, как память о любимой мною стране и ее народе».

Правительство наградило митрополита Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны. От премии владыка отказался, сказав, что деньги монаху не нужны: «Пусть они пойдут на нужды вашей страны».

Таким образом, я узнала, что икона Казанской Божией Матери имеет свою историю и является одной из главных святынь земли русской.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)