Общество  ->  Религия  | Автор: Денис Петров | Добавлено: 2014-11-05

Как крестили Русь

Первые сведения о крещении, сообщаемые из Священного Писания, мы находим в Евангелии. В нем говорится о проповеди Предтечи Христа, Иоанна Крестителя, народу иудейскому, приходящему на реку Иордан, где и крестил их этот великий пророк. Но крещение Иоанново по сути было не таким, какое, несколько позже, совершали ученики Христа - апостолы, которые и по ныне совершают их приемники-епископы и пресвитеры единой апостольской Церкви. Предтеча Господень крестил людей в покаяние. То есть своей проповедью и крещением он призывал народ к покаянию, и готовил сердца их к принятию грядущего Христа. И только после того, как Сам Господь наш Иисус Христос, придя к Иоанну принял от него крещение, сущность данного священнодействия приобрело в корне другой характер. Если крещение Иоанна Предтечи приготовляло сердца приходящих к нему людей принимать слово Божие и веру в грядущего Христа, то апостольское крещение открывает сердца для принятия в себя уже Самого Господа Иисуса Христа.

В век апостольский и мужей апостольских (1-2 век) крещение отличалось простотой и состояло: из наставления в вере Христовой, или оглашения; покаяния, или отречения от прежних заблуждений и грехов и открытого исповедания веры во Христа и самого крещения через погружение в воду с произнесением слов во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В конце 2 и в 3 веке в чин крещения был введен ряд новых действий. Подготовка к крещению и испытание (оглашение) совершались в более продолжительный срок времени (от нескольких дней до нескольких лет), ввиду гонений и осторожности принятия новых членов, чтобы не принять слабых в вере. В 3 веке были введены пред крещением заклинания, отречение от сатаны, сочетание Христу, после этого помазание тела елеем¹; пред погружением крещаемого в воду было освещение воды. После крещения новопросвещенного облачали в белые одежды и надевали венец (на Западе) и крест. В 4-8 веках составлены многие молитвы, которые и теперь существуют в чине оглашения, освящения воды и крещения.

Крещение, по учению Церкви,- это второе рождение, то рождение от воды и Духа, о котором, как о необходимом условии спасения, говорил Иисус Христос. Если физическое рождение является вхождением человека в мир, то Крещение становится вхождением в Церковь. Участие в обряде крещения считалось ступенькой лестницы, ведущей в небо. Христианская церковь учит, что крещение есть таинство, в котором верующий... умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. Для большинства православных крещение считалось вторым рождением, более важным, чем первое: это было рождение Человека, созданного по образу и подобию Божьему. Поэтому в народе часто говаривали, что некрещеный ребенок - чертенок. Бытовали и иные поверья, например такое: души некрещеных превращаются в птиц и летают, вьются неподалеку от дома, прося имени.

Одной из первых на Руси приняла крещение княгиня Ольга, для которой оно было не только вопросом политики, но и ответом на многие вопросы совести. К этому времени она многое пережила: трагическую смерть мужа, кровавые расправы с врагами.

Многие считают, что все это проходит бесследно для человеческой души. Я думаю это не так. Считаю, что человек обязательно подводит итоги своей жизни, и необязательно в старости. И конечно спрашивает: зачем я жил? Что сделал в этой жизни? Христианство обращается к миру человеческих чувств, человеческому разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, но при условии, что человек на земле будет вести праведную жизнь, будет справедливым, гуманным и терпим к людям. Вот поэтому Ольга и приняла крещение, чтобы как можно больше принести славы своему Отечеству. Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь.

Князь Владимир вошел в историю как князь-креститель. Попытавшись реформировать и унифицировать язычество (980) и не преуспев в этом, в 988-989 гг. князь крестился сам и заставил креститься Русь. Да, может, снова не окончательным было решение, это и понятно - трудно решиться переменить веру. Но тут свершилось чудо. По преданию, Владимир неожиданно ослеп. Царевна послала сказать ему: Если хочешь избавиться от болезни - крестись. Если так случится,- решил Владимир,- то поистине велик Бог христианский. Во время крещения князь прозрел...

Слепоту и прозрение князя толковали как символ перехода от языческой тьмы к свету христианской жизни. Даже имя получает новое. Князю Владимиру дали имя Василий.

Княгиня Ольга и князь Владимир приняли крещение уже в зрелом возрасте. А одна из древних православных традиций обычай крестить людей в младенческом возрасте. Благодаря Крещению человек вступает в абсолютно иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом - отношения верности, послушания и любви. Все это конечно требует от человека его свободного усилия. Бог никогда не спасает человека без свободного изволения самого человека. Человек имеет право делать сам выбор: жить ему с Богом или нет. Православный взгляд тем и отличается, что младенцев можно крестить и по вере родителей. В Новом Завете есть упоминания о Крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража. Все эти Крещения совершались по воле главы дома. Дом - это семья, и скорее всего, там могли быть и маленькие дети.

В православном Требнике находятся молитвы жене родильнице по четыредесятих днех. На сороковой день читаются молитвы на очищение матери и на воцерквление ребеночка. Момент совершения самого Крещения в разные времена и в разных поместных церквах менялся. Сейчас в Русской Православной Церкви, в соответствии со сложившейся традицией, младенцев крестят чаще всего на сороковой день. В старину было не так: тогда крестили на восьмой день, именно отсюда и возник обычай для матери не присутствовать на крестинах своего ребенка, так как мать до сорокового дня, до прочтения над ней очистительных молитв, не имеет права входить в храм. Никаких канонов, которые бы вообще запрещали матери находиться во время Крещения в храме, строго говоря нет.

В Требнике есть и еще одна особая молитва жене егда извержет младенца. Эта молитва относится только к тем обстоятельствам, когда с женщиной и с ее еще не рожденным ребенком случился несчастный случай, не зависящий от ее сознательных действий, направленных на избавление плода. Никакого отношения к аборту молитва не имеет. И если окажется, что женщина в чем-то виновата, то священник эту молитву не читает, так как женщина совершила грех, который может быть преодолен только через Исповедь.

Далее в Требнике присутствует молитва во еже сотворити оглашеннаго, за ней следует и весь чин оглашения. Оглашение - это чинопоследование, которое непосредственно предшествует Крещению; это отдельное чинопоследование, имеющее своей целью приготовить человека к Крещению: освободить его от власти сатаны и принять его в достояние Церкви, в достояние Христово. Последование, которое есть сегодня в Требнике, сформировалось в целом к 10 веку в Византии и оттуда перешло на Русь.

Для принимавшего Крещение человека, по существовавшему в древности обычаю, был необходим всего один восприемник (крестный): для мужчин - мужчина, для женщины - женщина (в соответствии с 22-м правилом 1 Вселенского собора). Таковой восприемник назывался по-гречески анадехоменос, т.е. поручитель за должника. Это юридический термин: всякий человек как бы должник Бога, и восприемник за него поручается. А обычай иметь двух крестных - русская традиция, распространившаяся лишь с 14 века.

Существует древняя традиция (со 2-3 веков) облачать новокрещенного в белые одежды. В литургических богослужебных текстах и святоотеческих писаниях эти одежды называются блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления. Они символизируют духовную чистоту и праведность, приобщенность новорожденного христианина Божественной благодати. На новокрещенного христианина также возлагается крест. Исшедшему из купели и одетому в белые ризы человеку вручается свеча, свидетельствующая о возжженном свете веры, который пребывает теперь в его душе, и о славе будущей жизни, к которой он призван.

На основе вышеизложенного прихожу к выводу о том, что конечно данный обряд претерпел некоторые изменения на сегодняшний день. Но, главное остается смысл Таинства Крещения - Это Таинство, через которое человек становится христианином. А христианин это тот, кто последует Христу - в своих мыслях, поступках, отношении к миру.

Любовь к совершенному есть источник религиозной веры. Именно на этом пути человек становится верующим в подлинном и чистом смысле этого слова. Во всех сферах жизни нашего общества: в экономике, политике, семье - укрепляется понимание необходимости строить жизнь на основах христианских традиций и христианской нравственности. Одна из таких традиций - Таинство Крещения. Это самое первое, основное Таинство, потому что оно служит дверью в Церковь Христову. Крещение называется еще духовным рождением. С момента Крещения начинается духовная жизнь.

Крещение недаром называют новым рождением. Именно поэтому таинство это может быть совершено лишь однажды в жизни: нельзя родиться повторно. Крещению всегда должно предшествовать ознакомление с верой. Человек, принимающий крещение, должен осознавать не только умом, но и всем существом, что в этом таинстве он обретает новое, доселе ему неведомое понимание жизни, вступает в абсолютно новые отношения с миром.

Когда человек принимает Крещение, очень важно, чтобы он понимал все то, что происходит в момент самого совершения Таинства, Потому что человек - не просто какой-то объект, над котором священники совершают какие-то манипуляции, он сам участник этого Таинства. Соответственно, если Крещение принимает ребенок, который в силу своего возраста не может осознать происходящее, то это должны осознать восприемники, чтобы в последствии объяснить крестнику не только значение самого Таинства, но и символику его обрядовой стороны.

Отец Алексей нашего Воскресенского храма говорит о том, что перед Крещением нужно побеседовать с крещаемым или восприемниками и всегда это делает. Готовит их к первой исповеди перед Крещением, рассказывает о символических действиях, которые будут совершаться. Рассказывает о наречении имени. Хотя, человек приходит в храм и у него уже есть имя, но очень важно получить его не от людей, а от самого Бога. В Православной Церкви принято давать имена уже имеющихся канонизированных святых. Но человек может сам выбрать себе любое имя, если этот выбор не противоречит определенным церковным канонам. Я уверенна в том, что ориентироваться нужно не на понравившееся звучание имени или отдавать дань моде, а насколько близок сердцу и душе тот святой, имя которого собираются носить после Крещения. Тем более, в дальнейшем этот святой становится небесным покровителем, и молитвенником за человека перед Богом, поэтому для христианина большой праздник- день памяти святого, имя которого носит. Именно с новым именем человек будет приступать ко всем Таинствам.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)