Общество  ->  Религия  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-10-31

История возникновения иконописи

Задолго до крещения Руси христианские богословы, обосновывая культ почитания икон (икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как «изображение тайных и сверхъестественных зрелищ»), выработали жесткую систему их написания - иконографический канон. По легенде, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом («Спас Нерукотворный»), либо были написаны с натуры (изображение Богородицы евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик). Поэтому православная церковь никогда не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника и требовала четкого соблюдения иконописного канона, который закреплял те особенности иконописных изображений, которые отделяли «горний»(божественный) мир от мира «дольнего» т.е. земного. Условность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность. Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными, использовалась особая система изображения пространства (обратная перспектива) и временных отношений (вневременное изображение). Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Все изображение на иконе пронизано этим светом, и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царстве Божием нет теней. Православные теологи называли иконы «богословием в красках» и видели в них средство направить помыслы и чувства верующих к горнему миру. «Евангелие зовет нас к жизни во Христе, икона нам эту жизнь показывает»,- писал Л.А.Успенский.

Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками: толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета («Пророк Даниил млад, кудреват, аки Георгий, в шапке, одежды испод лазорь, верх киноварь» и т.д.) или лицевыми, т.е. иллюстрированными (прориси – графическое изображение сюжета). Все это в полной мере касается всех иконографических типов изображения Богородицы.

Греческое слово «канон» первоначально означало «шест» или «трость», используемые для измерения длины. Впоследствии этим словом стали обозначать любое правило или закон.

Иконописный канон – это совокупность правил и приемов, знаков и символов, принятых в православной иконописной практике. Он вырабатывался веками и представляет собой основу создания иконы. Он не ограничивает индивидуальность художника. Если взять несколько икон на один сюжет, например Благовещение или Успение можно легко понять, что в иконе остается всегда неизменным (каноническим), а что изменяется в зависимости от художественной интерпретации или богословской трактовки. Канон позволяет иконописцу оставаться в рамках иконного жанра, отличающегося от религиозной живописи не сюжетом, а подходом к изображению, которое ближе к тексту, чем к живописи. Считалось, что рукой мастера управляет Божественная воля.

На иконах никогда не ставились подписи авторов. Важно не имя мастера, а само изображение. С давних пор соблюдался неписаный закон – к иконописи допускались только чистые и светлые в помыслах люди. Позднее Стоглавый собор (1551 год) постановил, что иконописец должен быть человеком праведной, чистой жизни, а его ремесло есть служение Богу и Церкви.

В старину все иконы писались на досках: в Византии – на кипарисовых, на Руси – на липовых и сосновых. Доску сверху покрывали левкасом (от греческого «леукос» - «белый») – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка. по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой (от греческого «олиефа» - «мазь», «масло») – веществом на основе растительного масла, образующем пленку. Эта пленка защищала живопись от влаги и повреждений вместо лака. Ни византийские, ни русские мастера не догадывались об одном очень коварном свойстве олифы: со временем (через 80-100 лет) она темнеет. В прошлом яркие, жизнерадостные краски иконы темнеют, закрывая живопись черной завесой. На иконе смутно вырисовывается изображение; такую икону в старину считали не «непригодной». На Руси существовало несколько способов избавляться от таких «непригодных» икон: их пускали в половодье по реке ликом вверх или выносили на перекресток и после молебна сжигали. Иногда доску с потемневшим изображением «записывали» новой живописью, сохраняя таким образом на века древнюю. Реставраторы, расчищая иконы, часто обнаруживают несколько слоев более поздней живописи.

В византийской традиции иконостасом называлась невысокая перегородка, на которой помещался крест – древний символ распятого Христа. На иконостасе располагался и деисус т. е. композиция, написанная на одной или трех досках, где изображались фигуры Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи. Духовное содержание подобной композиции заключено в обращении человека к Богу.

В 14 веке на Руси, переживавшей в тот момент духовный и художественный расцвет, появился новый тип иконостаса, у истоков которого стояли Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. Они впервые создали иконостас как сплошную стену, где иконы располагались рядами (чинами) по строгой иерархической теме. Общая композиция иконостаса отражает идею небесной иерархии, Небесного Града. Это небо, открывающееся земле.

Верхний ряд – праотеческий; он представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея.

Следующий пророческий ряд представляет Церковь, получившую Закон от Бога. Уже в этом ряду помещают икону Богоматери Знамения. Каждый пророк изображается со своим символом или эмблемой, установленными иконописным канонм.

Идущий следом праздничный ряд отражает период новозаветной истории: в нем представлены основные события из жизни Иисуса Христа и Богородицы, чаще всего – 12 двунадесятых праздников церкви, среди которых многие – Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Успение – связаны с Девой Марией.

Деисусный чин – ядро иконостаса, и иконы в нем чаще всего самые большие по размеру. В центре располагается изображение Христа Вседержителя, а справа и слева от него – образы Богородицы и Иоанна Предтечи, представленные в традиционной позе молитвенного заступничества. В этот ряд русские мастера помещали фигуры архангелов Михаила и Гавриила, святых отцов и святых мучеников. Основной смысл деисусного ряда заключен в посреднической молитве, в заступничестве за род людской перед ликом Царя Небесного.

Под деисусным чином должна находиться алтарная преграда с тремя дверями, ведущими в алтарь. Посреди иконостаса, прямо перед престолом, стоят главные, так называемые, царские врата. По сторонам от них по традиции располагают икону Спасителя и Богородицы с Младенцем. Рядом должна находиться местная икона т.е. того праздника или святого, которому посвящен храм. В этом ряду могут быть и иконы тех святых, которых особо почитают в данной местности. Над царскими же вратами должна по традиции помещаться икона «Тайная Вечеря».

В любом православном храме, независимо от его размеров, на иконостасе в его центральных точках размещены иконы Богородицы, начиная с местного, самого близкого к верующим чина (где могли находиться несколько изображений Девы Марии), деисусного ( в нем икона Богородицы в рост должна была быть слева от центрального изображения Иисуса Христа) и завершая праздничным, где обязательные несколько икон были связаны с событиями из жизни Богородицы. Следовательно, иконы Богородицы разных иконографических типов обязательно присутствуют на иконостасе, центре, к которому стремится взгляд пришедшего в храм человека. Кроме иконостаса, иконы с изображением Богородицы могли располагаться как отдельные в боковых приделах и просто отдельно в пространстве храма. Без иконы Богородицы православный храм немыслим , также как и церковные службы, праздничные и рядовые, не возможны без молитв и песнопений в честь Богородицы.

В искусстве стран православного мира самыми любимыми были иконы, изображающими Богоматерь. Исключительное ее почитание объясняется тем, что из всего человеческого рода Мария первой достигла обожения: вместе с Христом она правит судьбами мира. Распространение типа Богоматери Оранты относится ко времени византийского императора Константина Мономаха (1042-1058), а самое раннее из сохранившихся изображений датируется 9 веком. На таких иконах Богоматерь изображается в рост с разведенными в стороны, воздетыми в молитве руками. Жест рук Богородицы очень древний по происхождению, восходит к молитвам ветхозаветных праведников. Момент телесного усилия и волевой непреклонности, который присутствует в этом жесте, делает изливающуюся в нем доброту родственной по духу доброте воина.

История иконографического типа Оранты уходит корнями в раннехристианскую эпоху. Слово «оранта» по-латыни означает «молящаяся». Идея осуществления в молитве связи мира земного и небесного со временем трансформировалась в образ Богоматери Оранты, которая молится за весь род людской. В 1037 году образ Богоматери Оранты занял традиционное место в алтаре только что выстроенного Киевского Софийского собора. В русской традиции образ получил наименование «Богоматерь Нерушимая стена». Лик киевской Оранты ясный, человечный и непреклонный; у нее сильные плечи и широкие ладони, устойчиво стоящие ноги, твердо прорисовывающиеся под складками хитона. Мастеру, работавшему в Софии, удалось передать настроение победоносной и яркой для русской истории эпохи, когда молодое киевское христианство осознало свое приобщение к глубинам эллинской мудрости.

В византийской иконографии известны также иконы Богоматери Оранты, на груди которой в складках мафория или в медальоне помещен образ Младенца Спаса Эммануила. Такие иконы греки называли «Богоматерь Великая Панагия». Есть предположения, что идея поместить Младенца в медальоне на груди Богоматери частично возникла от развитого в Древнем Риме культа императора и традиции изображать его на особом типе круглого щита с каймой по краю (круг в данном случае символизировал вечность и власть императора над миром); а также от существовавшей на Востоке традиции изображать божество в мистическом сиянии, в ореоле. Обе традиции слились воедино в византийском образе Младенца Христа, заключенном в круглый медальон, помещенный на груди Богоматери. На Руси Великую

Панагию стали именовать Богоматерь Воплощение и чаще изображать в поясном изводе, который известен уже с 11 века. А с 12 столетия за подобным изображением закрепилось особое название «Знамение» (что по-старославянски значит «чудо»).

Икона Богоматери Одигитрии – наиболее распространенное изображение Девы Марии с младенцем Иисусом Христом на руках. Ни один иконографический тип Богоматери не имеет столько вариантов и чтимых, прославленных образов, как Одигитрия. Древнее предание рассказывает, что икона Богородицы, известная под именем Одигитрии, была принесена из Иерусалима между 422-466 годами императрицей Евдокией, женой императора Восточной Римской империи Феодосия Младшего, и подарена его матери царице Пульхерии, ревностно почитавшей святые иконы. В середине 5 века повелением Пульхерии был построен храм во имя Богоматери, называемый Одигон(храм Одигов), что в переводе с греческого на русский означает «храм вождей»

В нем византийские императоры молились перед отправлением в военные походы, в которые обычно брали с собой и икону Богоматери.

По имени храма икона стала называться Одигос, или Одигитрия. Предание сообщает также, что икона эта была написана епископом Фиваид в христианском Египте Лука. Достоверно известно о построенном в 9 веке монастырском храме Одигон при императорском дворце во Влахернах в Константинополе. Храм возвели на месте той часовни, где еще в глубокой древности почиталась икона Богоматери. К 9 веку относится и появление самого имени – Одигитрия. Путешественник Игнатий, посетивший Царьград в 1391 году, сообщает, что русские переводят имя Одигитрия как Наставница. На протяжении столетий эта икона хранилась в монастыре во Влахернах. Одигитрия была самой почитаемой и прославленной иконой – главной покровительницей и заступницей Византии, ее эмблемой.

Византийские иконы Одигитрии появились на Руси вскоре после принятия христианства. Одна из них, воспроизводящая строгий тип Одигитрии, стала чтимым образом Смоленска. О происхождении ее есть две легенды. Согласно одной икону принесла на Русь супруга великого князя Владимира – Анна. По другой версии, ее привезла царевна Анна, выданная в 1046 году замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича: она передала икону князю Владимиру Мономаху, поставившему ее 1101 году в соборе Успения Богоматери в Смоленске. К этому же типу Одигитрии относятся иконы Тихвинской, Иерусалимской, Грузинской Богоматери.

Есть также погрудные варианты чудотворных икон Одигитрии. Появление некоторых связано либо с известными лицами (как Богоматерь Петровская, по преданию написанная митрополитом Петром), либо с какими-то событиями русской истории ( как икона Казанской Богоматери).

В 11-12 веках получили широкую известность иконы, в которых головы Богоматери и Младенца тесно соприкасались друг с другом; в некоторых из них младенец изображался нежно обнимающим мать за шею, играющим с нею и ласково трогающим ее за подбородок. Подобные иконы нередко имели надпись «Гликофилуса»(Сладкое лобзание) или «Елеуса» (Милостивая) На Руси эти образы называли Умиление. К ним относятся и самая почитаемая на Руси икона Владимирской Божией Матери, и Донская, и многие другие. В последнее время многие старинные иконы Богородицы возвращены в нашу страну после длительного пребывания за рубежом в основном стараниями русских людей, проживающих за границей: в январе 2006 года православные верующие обрели чтимую икону Смоленской Божией Матери, также недавно вернулась икона Тихвинской Богородицы.

В большом количестве в православных церквях находятся иконы Богородицы типа символических изводов: это и Животворящий источник, и Неопалимая купина, и многие другие варианты, возникновение которых связано с различными чудесами, происшедшими в разные времена в разных странах с иконами Божией Матери.

Наш город Салават в республике Башкортостан возник в 1948 году, население в нем многонациональное и многоконфессионное; у нас есть мечеть для верующих мусульман, есть духовное управление ислама.

Недавно стала действовать – с 29 ноября 2002 года – православная двупрестольная церковь во имя Святого Дмитрия Донского. Власти города долго не разрешали строить ее в нашем городе. Место для церкви выбрал и благословил митрополит Уфимский Никон. Архитектор – Семенов, проживающий сейчас в Санкт-Петербурге. Спроектирована церковь по образцу православного храма в г. Октябрьском. Святой Дмитрий Донской канонизирован недавно. Церквей в его честь нет или очень мало. Основной престол нашей церкви освящен в честь святого Дмитрия Донского, а второй – в честь Сергия Радонежского, святого покровителя Дмитрия Донского. Наша церковь – трехглавая; вокруг нее строятся часовня для отпевания, здание церковной библиотеки и воскресной школы, здание для хозяйственных нужд и приезжих, сухой колодец. Внутри церкви сейчас создается иконостас, но почти все иконы новоделки. У нас в городе есть живописец, который пишет иконы. В нашем иконостасе есть икона Богородицы иконографического типа

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)