Общество  ->  Религия  | Автор: А. Ю. Минаков | Добавлено: 2015-01-28

Религия и секты в СССР

В 1917 году к власти приходят большевики, и начинается тотальное уничтожение Православной церкви в России. Вот какие данные приводит Владислав Цыпин: «Всего с 1917 по 1940 г. погибло более 250 православных архипастырей. Тотальному истреблению подверглись в годы большого террора не только архипастыри, но и все российское духовенство. О масштабе репрессий можно судить хотя бы по тому обстоятельству, что в один только день 17 февраля 1938 г. в Москве были расстреляны игумен Епифаний (в миру Захар Филиппович Авдеев), иеромонах Нестор (Балашов Николай Иванович), иеродиакон Афоний (Александр Егорович Вишняков), схимонахиня Рафаила (Вишнякова Мария Архиповна), священник Симеон Григорьевич Григорьев, тайная монахиня Лидия Митрофановна Иванова, иеромонах Иероним (Киселев Иван Васильевич), тайная монахиня Софья Сергеевна Тучкова. Это жертвы только одного из тысяч расстрельных дней за три страшных года, и только те, чьи имена удалось установить».

А что же происходило с российским сектантством?

Как уже было сказано, секты в дореволюционной России не признавали существующую власть, например духоборы заявляли: “Никакой земной власти не признаем… Всякую организацию, установленную насилием, почитаем незаконною; такова власть земная и человеческие установления, законы; повиноваться им не желаем, они учат людей убийству… Земля — Божия; она создана для всех равно... У христиан все должно быть общее, ни у кого своего ничего нет… Отечества на земле не знаем… стремимся к отечеству небесному, а земным не дорожим и охранять его не хотим”.

Эти установки роднили сектантов с революционерами.

Надо также отметить, что с давних времен (и в наше время) самой мощной силой, которая боролась с "ересью сектантской", являлась Православная Церковь, и потому сектанты надеялись, что смена государственно-политической системы позволит им вытеснить Православную Церковь с арены общественной жизни. Поэтому, пришедшие к власти большевики во главе с В.И. Лениным использовали сектантов, прежде всего в борьбе с Церковью.

Можно сказать, что Владимир Ильич поддерживал сектантство, так в 1919 году он подписал декрет об освобождении представителей ряда сект от воинской службы, затем вторично его подтвердил 14 декабря 1920 года декретом «Об освобождении от воинской обязанности по религиозным убеждениям», и это притом, что советская Республика испытывала тяжёлую ситуацию на фронтах.

Есть и такой факт: после II съезда РСДРП, на котором была принята специальная, написанная Лениным, резолюция о необходимости социал-демократической работы среди «вольнолюбивого» сектантства, стал издаваться особый «социал-демократический листок для сектантства» - «Рассвет».

В своей работе «Что делать?» Ленин писал о том, что необходимо воспользоваться сектантством, но умело. Он видел положительную роль сект не только в борьбе с Православной Церковью, но и в строительстве новой жизни, так в 1921 году в газетах появилось его воззвание, в котором говорилось, что: "В России имеется много сект, приверженцы которых, согласно их учению, издавна стремятся к общинной, коммунистической жизни". А в 1924 году на XIII съезде РКП (б) была принята резолюция, в которой содержался призыв "направить в русло советской работы, имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы".

В 1925 году в газете «Безбожник» было опубликовано открытое письмо под названием «Социально-революционная роль сектантства», в котором говорилось о революционных заслугах сектантства. Оно было подписано крупнейшими руководителями сектантских общин России, а адресовано – ВЦИК. Сектанты пытались с максимальной для себя выгодой использовать идеологический союз с большевиками: «Громадное число сектантов в своих проповедях громко уверяют о наступлении коммунизма только при условии массового вступления в секту». Советский исследователь религиозного сектантства А.И. Клибанов высказывал мнение об идеологической связи сектантства с коммунистическим движением, называя секты «коммунистическими образованиями», чьи «коммунистические стремления облеклись в силу исторических условий в религиозную форму».

Не только государство шло навстречу сектантам, но и сектанты шли навстречу государству, так члены молоканской коммуны «Новая жизнь» в 1925 году пишут в Центральный совет секты: “Коммуна просит, чтобы Советскую власть поддерживали всеми силами и средствами… Ибо власть Советов поставлена и утверждена самим Богом. Партию большевиков-коммунистов считать благословенной Богом, члены их верные служители Божии; это верно, аминь! Мировая революция быстро приближается и исчисляется не годами, а месяцами, Бог ускоряет Свое дело”.

О том, что секты неплохо сотрудничали с новой государственной властью, говорит и тот факт, что в 1925 году при Наркомземе была создана «Комиссия по заселению совхозов, свободных земель и бывших имений сектантами и старообрядцами», т.е. «Оргкомсект».

Но уже с конца 20-х годов происходят большие перемены, большевики, упрочнив свой режим, стали освобождаться от попутчиков. 8 апреля 1929 года было принято постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях». Можно сказать, что В.И. Сталин, учитывая деятельность сектантов внутри страны, приравнял их к «врагам народа», но с 1942 года он решает использовать потенциал сектантов, которые активно выступали за борьбу с фашизмом. Здесь надо сказать вообще об отношении Сталина к различным религиозным учениям, в том числе и к церкви.

В начале и во время войны гонения на церковь заметно ослабевают. Это связано и с самой войной (церковь нужна была для того, чтобы поднять воинский дух людей) и с политикой Сталина. Режим Сталина в сороковые годы уже не был режимом революционной диктатуры, мечты о мировой революции не определяли планов Вождя в такой степени, потому его основной целью было укрепление собственной власти, которая хотя и оставалась большевистской, но также учитывала национальные интересы. Официальный атеизм в позднесталинский период был во многом лишь данью традиции, восходящей к ленинскому режиму.

Все это отразилось и на деятельности сект. В мае 1942 года был создан временный «Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов», который призывал верующих "быть лучшими воинами на фронте и лучшими тружениками в тылу", а в 1944 году был создан "Союз евангельских баптистов СССР".

Вообще же надо сказать, после окончания Великой Отечественной войны большинство общин баптистов, евангельских христиан, пятидесятников и других сект действовали официально.

После смерти Сталина происходит частая смена власти, но именно при Н. С. Хрущеве религия вновь становится «врагом». 7 июля 1954 года было подготовлено постановление ЦК КПСС под названием «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», в котором говорилось, что: «Церковь и различные религиозные секты значительно оживили деятельность, укрепили свои кадры и, гибко приспосабливаясь к современным условиям, усиленно распространяют религиозную идеологию среди отсталых слоев населения. В результате наблюдается увеличение количества граждан, соблюдающих религиозные праздники и отправляющих религиозные обряды, оживляется паломничество к так называемым «святым местам»».

Новый натиск на Церковь получил широкую огласку на Западе и критические комментарии в зарубежной печати. Это оказалось совсем не ко времени и подрывало авторитет советского руководства, предпринимавшего особенно энергичные усилия по выводу страны из изоляции, по смягчению холодной войны и предотвращению угрозы третьей мировой войны. Аргументы противников развязывания новой кампании борьбы с религией дошли до Хрущева, и он согласился с ними. По его инициативе 10 ноября 1954 г. было принято новое постановление ЦК под названием «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». По существу это постановление было знаком отбоя.

В 1961 году начались новые гонения на Церковь, которые в отличие от репрессий 1920-30-х гг. теперь носили более «мягкий» характер. В этот период священнослужителей и мирян не убивали за веру, а сажали в тюрьму по сфабрикованным обвинениям.

По неофициальным данным в 1968 году в Советском Союзе насчитывалось около 20 000 Свидетелей Иеговых, кроме того, в стране неплохо распространялись секты пятидесятников (протестантское учение, возникшее в начале 20 века в США) – воронаевцы, смородинцы, мурашковцы, а также в 1971 возникает «Международное общество сознания Кришны».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)