Культура  ->  Литература  | Автор: Пикалова Дина Юрьевна | Добавлено: 2015-03-10

Рассказы Телуховой Валентины Ивановны

2005 –это год 60-летия Победы над фашизмом. Отмечает эту дату весь мир. Для поколения наших прабабушек и прадедов - это горький праздник со слезами на глазах, а для нашего поколения –это возможность ещё раз оценить подвиг наших предков и попытаться понять, что двигало их на героические подвиги на фронте и в тылу. Ответ один: любовь к Родине. Из письма Павла Михеева сыну Ивану на фронт (книга «Солдатский треугольник») это отчётливо видно: отец даёт сыну наказ жить ради любви к Родине, «как сын нашей социалистической Родины, должен выдержать большие испытания только на «отлично», будь бесстрашен в боях с врагами, бей их метко, без промаха…». Именно такая любовь к своей Родине помогла нашим воинам одержать победу над вероломным фашизмом.

Родина начинается с того места, где ты родился и живёшь и с тех людей, которые тебя окружают. Обычно мы ко всему этому настолько привыкаем, что не замечаем ни красоты окружающего леса, ни безобразной грязи на улицах посёлка, а люди, окружающие нас, кажутся нам ничем не примечательными, почти одинаковыми. Мы здороваемся с ними и проходим мимо, занятые своими делами, и совсем не интересуемся, что за человек живёт рядом с тобой.

Так я относилась к Телуховой Валентине Ивановне, пока от учителя литературы не узнала, что Валентина Ивановна – писатель, пишет стихи и рассказы.

С Валентиной Ивановной я была знакома давно, но, прочитав её рассказы, поняла, что я совсем не знала её.

Чем привлекают рассказы Валентины Ивановны? Всё, о чём бы она ни писала,- узнаваемо. Ты такое либо сам видел, либо слышал об этом, либо сам попадал в такие ситуации. Вот только мы как- то проходим мимо них, не замечая особенности ситуации, иногда огорчимся по этому поводу. А вот Валентина Ивановна умеет не только подмечать эти моменты, но и как-то увидеть их комическую сторону: Иван Захарович вёз дрова, но колесом автомобиля нечаянно наехал на алюминиевую тарелку, из которой ел целых, пять лет его Барбоска, тарелка расплющилась в блин. Обычное дело, чего тут интересного? А то, как Валентина Ивановна сумела повернуть ситуацию. Под её пером она приобретает комическую сторону. Оказывается, Иван Захарович её (тарелку) выпрямить решил. Он долго стучал молотком по чашке, пытаясь вернуть ей прежнюю форму. Но тарелка принимала форму то блина, то шлема. Иван Захарович был человек горячий. Когда в пятый раз тарелка приняла форму шлема, он в сердцах швырнул её в огород. Но почему-то в огород она не упала, а со свистом описав в воздухе дугу, ударилась о трубу соседнего дома и наделась на голову соседки, словно каска…(рассказ Летающая тарелка»). Представив эту картину, я расхохоталась и вспомнила, как чуть не попала в такую ситуацию. На тарелку мой папа тоже как-то раз нечаянно наехал, но выпрямлять я, ее, слава богу, не стала. А потом представила, что было , если бы я её стала выпрямлять, а в случае неудачи швырнула её в соседний огород - мне явно бы не поздоровилось, соседка у нас ух какая строгая!

Читая рассказ, я сразу представила некоторых наших ребят, как они сидят на уроке, прячась за спины своих товарищей, чтобы их только учитель не заметил. Как упорно молчат или начинают «уважительные» сочинять причины, когда спросят у них домашнее задание. Как расстраиваются учителя, ругаются, а некоторые начинают даже кричать. И все грозят вызвать мать. Это всегда так страшно, когда хотят вызвать мать. Мамы потом всегда плачут. Мам всегда очень жалко. И учителя иногда говорят: « Не вызываю родителей, потому что твою мать жалею».

Рассказ «Теорема синусов» как раз о такой маме

Рассказ вызывает противоречивые чувства. С одной стороны Светлану Аркадьевну жалко. Сразу представляешь, что происходило в учительской, хотя в рассказе об этом говорится мало: « Она как это бывает, когда разозлённые учителя нападают на одну бедную родительницу не услышала ничего хорошего. Подходили другие учителя и в один голос жаловались на сына». Но каждый хорошо может представить, что чувствовала мать в такой ситуации. Тем более дело-то идёт уже к экзаменам, девятый класс всё-таки, и учителя уже не только в тревоге, но и в отчаянье. И Светлану Аркадьевну становится жалко. Но рассказ-то не об этом.

Валентина Ивановна разговор в учительской использует лишь для завязки. А дальше в рассказе между строк читается проблема: кто виноват в том, что ученики, которые учатся в начальной школе хорошо, потом становятся троечниками и, наконец, двоечниками. Очень незаметно, ненавязчиво подводит нас к ответу Валентина Ивановна.

Правда, сначала ответ звучит в очень резких каких-то учительских словах Ларисы Александровны, ее приятельницы: « Сама виновата. Не проявляешь никакого интереса к его школьным делам. Типичная ошибка всех родителей». Какой знакомый, какой раздражительный голос у этой Ларисы Александровны. Его даже слышать не хочется. Так и представляешь всем недовольное её лицо, кислое выражение, скрипучий голос. Но свою речь она смягчает словами: «Найди хоть маленький успех и очень ему обрадуйся. Помоги ему, ты в школе умницей была». Наверное, она всё же неплохая учительница. Наверное, всё же у своих учеников она ищет маленькие успехи. Может она только с виду злая такая, а внутри очень добрая.

Но Валентина Ивановна тоже идёт дальше: слова подруги заставили Светлану Аркадьевну задуматься. Она пока думает только о том, как выучить теорему синусов. Ей пока слова Ларисы Александровны непонятны. Она только боится, поймёт ли теорему. Она даже о сыне не думает. И учить непонятную теорему её совсем не хочется, лучше сделать то, что знакомо: «На кухне она замесила тесто на вареники». Но, по-видимому, Лариса Александровна заставила хорошо задуматься, потому что Светлана Аркадьевна подумала: « Руки заняты, а голова свободна», принесла на кухню учебник геометрии и стала его громко читать». События развиваются сами собой. Светлана Аркадьевна занята ужином и теперь ещё учит эту теорему, а сын, как всегда, нагулявшись, хочет ещё и музыкой развлечься. Но что-то непонятное ворвалось в их дом. Он ещё не этого знает. И Светлана Аркадьевна тоже не знает. Она учит теорему. Но совет Ларисы Александровны действует. Попытка выучить теорему- это попытка понять сына. Не теорему она понять не может, а сына. И тут Алёша делает шаг ей навстречу. Правда, он не собирался ей помогать, она его тоже со своими вечными заботами и придирками всегда раздражала. Он старался не замечать её слов. Но сейчас она эму мешала. И он: «влетел пулей на кухню и был разгневан». Он начинает объяснять теорему матери, которую воспринял на слух: « Чего ты раскричалась? Чего ты не понимаешь? Да это проще простого, я на слух и то понял, а ты твердишь сто раз одно и тоже…Белое облачко пыли поднялось над головами сына и матери, но они оба ничего не замечали».

Впервые за многие годы мать и сын думали об одном и том же и понимали друг друга. Так теорема синусов стала точкой сближения двух далёких друг от друга, но таких родных людей. Оказалось, так хорошо делать всё вместе. Трудно вникать в чужие проблемы, но так хорошо, что и оставшиеся от ужина холодные вареники вкусны.

Пятёрка Алёши была заслужена, но это была не только его пятёрка, поэтому он и позвонил: «Мама! Мама! Теорема синусов- пять! Пять! Все - в шоке! Меня даже поздравили. Ну, я пошёл!». И всё вокруг Светланы Аркадьевны стало «за-ме-ча-те-ль-но!». Даже пожилой мужчина, которому она ласково улыбнулась. Пусть он принял это насчёт свитера, но ведь у него теперь тоже настроение улучшится, и он подарит улыбку ещё кому-нибудь.

Рассказ Валентины Ивановны «Теорема синусов» о том, как, наконец, мать с сыном нашли друг друга. Наверное, теперь уже не потеряют никогда. Читателя рассказ тоже заставит задуматься. Во-первых, не всегда плохие ученики -совсем лодыри, нередко это люди, потерявшие интерес к учению, часто из-за родительского равнодушия. Значит, этот рассказ обязательно надо почитать родителям.

А ещё меня заинтересовало начало, слова главврача о своих взрослых детях: «Да! Степенные, солидные; прежде, чем мы их вырастили, они нам нервишки попортили». Выходит, озорник в школе не значит - плохой человек. Тогда нам, школьникам, тоже надо быть внимательнее друг к другу и не вешать ярлыков: «Тупица, лентяй» и т.д. Ещё неизвестно, что из кого вырастет.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)