Культура  ->  Литература  | Автор: Лидия Власова | Добавлено: 2014-10-23

Творчество и биография Фета А. А.

В своей книге-очерке о творчестве А.А. Фета Л.А. Озеров говорит, что жизнь поэта небогата внешними событиями, но зато его духовная жизнь интенсивна и сложна. «Не бурнопламенными страстями, не демоническими взлетами и падениями, а несметной множественностью оттенков восприятия мира». Где обычно слышится один-единственный тон, там Фет улавливает бесчисленное количество переходящих друг в друга полутонов. Нескончаема цепь его переживаний, чувствований, ощущений, воплощенных в слове.

По возможности Фет старался избегать в лирике прямой автобиографичности, характерной для других поэтов. Но как бы он ни избегал ее, как бы ни уходил от непосредственного рассказа о своей жизни, именно в лирике надо искать ответ на многие недоуменные вопросы, которые ставит его биография. Психологические предпосылки фетовского творчества складывались именно в его житейской судьбе.

Описание этапов жизни и творчества А.А. Фета представлено в книге Б.Я. Бухштаба «А.А. Фет: очерк жизни и творчества». Здесь изложена подробная биография Афанасия Афанасьевича Фета, упоминаются все его университетские друзья, а также люди, с которыми поэт был в очень теплых отношениях и сотрудничал на протяжении всей жизни.

Интересна статья А. Тархова, в которой рассматриваются сборники стихотворений А.А. Фета. Тархов называет поэта «служителем идеала» и говорит: «Фетовская лирика вовсе не зовет к «уходу из жизни» - она лишь предлагает собственную программу поэтического действия в ней. Много в этой программе или мало – пусть решает современный читатель».

Познакомиться с окружением Фета помогли личные письма самого поэта, а также его воспоминания.

Сведения об отдельных адресатах обнаружены лишь в энциклопедических словарях.

Стихотворные послания А.А. Фета и их адресаты

После знакомства с литературой, рассказывающей о жизни и творчестве Афанасия Афанасьевича Фета, начато исследование по изучению лирики поэта, а также его окружения.

Известно, что в основе лирики лежит настроение автора, его переживания и чувства, связанные с различными жизненными впечатлениями. Так как стихи более полно способны передать душевное состояние поэта, его тончайшие оттенки, Фет довольно часто прибегал к форме послания. Кому же поэт посвящал свои послания и почему?

Традиционно в лирике выделяют следующие основные жанры: ода – торжественное стихотворение, воспевающее чьи-либо достоинства; эпиграмма – сатирическое стихотворение, обращенное к определенному лицу; элегия - грустное размышление; послание – стихотворение, адресованное кому-либо.

Были рассмотрены все стихотворения А.А. Фета, которые содержатся в полном собрании сочинений поэта, и выбраны стихи, адресованные каким-либо конкретным людям. Всего было обнаружено 138 посланий.

Адресатов этих произведений можно увидеть на диаграмме .

По результатам исследования видно, что больше всего Фет в своих посланиях обращался к друзьям. Им посвящено 60 посланий, что составляет 43% от общего числа всех посланий. На протяжении всей жизни Фет сталкивался с удивительными людьми, дружбу с которыми он проносил через всю свою жизнь. Судьба поэта была отнюдь не такой простой, но его друзья, товарищи и соратники помогали пережить сложные моменты в жизни.

Стихотворения, посвященные друзьям и близким, полны трогательной доверчивости, признания, благодарности. Это обращения к Л.Н. Толстому, И.С. Тургеневу, П.А. Козлову, В.С. Соловьеву. Приведем для примера лишь отдельные произведения.

Множество стихов, отнесенных к этой группе, Фет посвящал замечательным женщинам, восхищаясь их красотой, умом, вежливостью и обходительностью. Среди них Софья Толстая, жена знаменитого писателя А.К. Толстого, О.М. Соловьева, А.А. Олсуфьева.

28 мая 1886 «Графине С. А. Толстой» ("Я не у вас, я обделен!..")

Следующую также достаточно большую группу занимают любовные послания, которых мы обнаружили 47, что составляет 34% от общего числа посланий. Любовная лирика занимает одно из ведущих мест в творчестве А.А. Фета. Возможно, это связано с трагической любовью к юной красавице Марии Лазич, а возможно, это связано непосредственно с самим характером поэта.

Когда Фет встретился с Лазич, ей было 24 года, а ему 28. Фет увидел в Марии Лазич не только привлекательную девушку, но и на редкость культурного человека, музыкально и литературно образованного.

Свои стихи Фет посвящал и жене Марии Петровне. Это была уникальная женщина, способная перенести все тяжбы вместе с мужем. Всю жизнь она помогала ему в работе, являлась редактором его произведений, но самое главное - Мария Петровна оказывала моральную поддержку своему любимому мужу, уважала и ценила его. Фет чувствовал любовь этой замечательной женщины и, конечно, отвечал ей взаимностью.

Но, несмотря на женитьбу на Боткиной, поэт восхищался многими молодыми женщинами и, по мнению некоторых критиков и исследователей, довольно часто влюблялся. Им написаны послания Т.А. Кузминской, Е.Д. Дункер, княгине С.Н. Голицыной, С.П. Хитрово и другим замечательным женщинам.

А.А. Фет был высококультурным человеком. Для него было большой честью общаться с лицами, представляющими «верхушку» русского общества. Среди представителей царской фамилии, которым было посвящено 16 стихотворений, что составляет 12% всех посланий, были князья Константин Константинович, Павел Александрович, княгини Елисавета Маврикеевна и Александра Георгиевна, а также королева эллинов Ольга Константиновна.

В своей жизни А.А. Фет сталкивался со многими великими людьми России, в связи с этим выделена отдельная группа, которая посвящена посланиям деятелям культуры, науки и искусства. Они составляют 7% от общего числа и насчитывают 10 посланий. Со многими людьми Фет общался как с хорошими знакомыми (Чайковским, Крюковым), другие же являлись его кумирами (Тютчев, Пушкин). Послания такого рода показывают значимость в русском обществе высококультурных и образованных людей.

Следующую группу составляют послания родственникам. Они составляют 3% от общего числа. Обнаружено, что А.А. Фет писал стихи родственникам со стороны своей жены, замечательной семье Боткиных, которая была не только талантливой, но и очень дружной. Дмитрий Петрович очень интересовался искусством, у него была богатая коллекция картин. Особое сближение Фета с Боткиными произошло после женитьбы его на Марье Петровне Боткиной. Она принадлежала к большой купеческой семье (отец был чаеторговцем), младшие члены которой были одарены незаурядными талантами и вошли в русскую историю. Помимо брата Василия Петровича, прославил себя брат Сергей Петрович, один из основоположников научной школы лечения внутренних болезней. Известно в истории и имя Михаила Петровича Боткина, живописца, гравера и искусствоведа, автора книги о великом русском художнике А.А. Иванове. Фет был очень частым гостем Боткиных, возможно, именно поэтому им посвящено достаточно много посланий.

Окружение А.А. Фета

Мария Лазич

Мария была племянницей М. Петковича и дочерью отставного кавалерийского генерала сербского происхождения К. Лазича, сподвижника Суворова и Багратиона. Отставной генерал был небогат и обременен обширным семейством. Мария — старшая его дочь — разделяла все хозяйственные и воспитательные заботы отца.

Мария Лазич не была ослепительной красавицей. Признавали, что она «далеко уступает лицом» своей младшей замужней сестре. Однако Фет безошибочно признал в ней родственную душу. «Я ждал женщины, которая поймет меня, — и дождался ее», — писал он своему другу Ивану Петровичу Борисову, с которым вместе провел детство в Орловской губернии. «Поэзия и музыка не только родственны, но нераздельны», — считал Фет. Мария вполне разделяла его убеждения. Оказалось, что она еще с ранней юности полюбила фетовские стихи, знала их все наизусть. Поэт, вспоминая первые моменты общения с Лазич, писал: «Ничто не сближает так, как искусство, вообще — поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия. Люди становятся чутки и понимают то, для полного объяснения чего никаких слов недостаточно».

Мария Лазич оказалась близкой Фету по духу – не только по сердцу. Но она была такой же бедной, как Фет. И он, лишенный состояния и твердой социальной основы, не решился связать с нею судьбу. Жизнь девушки закончилась трагически. Она погибла от неосторожного обращения с огнем.

Фет недаром сказал: « Смерть… хороший пробный камень». После трагической кончины Марии Лазич к нему в полной мере приходит осознание любви. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви – высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Князь Константин Константинович Романов

Константин Константинович, великий князь, второй сын великого князя Константина Николаевича. В 1891 году назначен командиром лейб-гвардии Преображенского полка, в 1900 году - главным начальником военно-учебных заведений, в 1910 году - генерал-инспектором военно-учебных заведений. С 1889 года президент Академии Наук; с 1900 года почетный академик по разряду изящной словесности. Великий князь Константин Константинович наследовал от отца артистические вкусы и способности: он пианист и выступал как актер в ролях Гамлета, дона Цезаря в "Мессинской невесте" Шиллера и Иосифа Аримафейского в своей трагедии "Царь Иудейский". Как поэт он известен под инициалами К. Р.; дебютировал в "Вестнике Европы" стихотворением "Псалмопевец Давид". По направлению своему, муза К. Р. всецело примыкает к "поэзии чистого искусства". Оставшись совершенно в стороне от поэзии страстей и бурных переживаний, К. Р. вырос под обаянием поэзии Майкова, Полонского, Фета, которым посвятил несколько восторженных посланий.

К.Р. очень тесно общался с А.А. Фетом. Их общение побуждало Константина Константиновича к творчеству. Фет был ему наставником, именно поэтому К.Р. адресовано такое большое количество посланий.

Иван Сергеевич Тургенев

Первое знакомство Фета с И.С. Тургеневым состоялось в мае 1853 года. Близкие отношения этих двух талантливых людей долгие годы поддерживались разнообразными литературными, житейскими связями и взаимной художнической симпатией; но не менее существенны были и их всегдашние мировоззренческие разногласия, приведшие в конце концов к разрыву отношений.

Иван Сергеевич помогал Фету в издании его стихов. Был ли Тургенев хорошим советчиком и редактором? Вопрос этот трудный, и однозначно ответить на него нельзя. Фет так писал о работе над изданием, в котором принимал самое непосредственное участие Тургенев: «Конечно, я усердно благодарил кружок, и дело в руках его под председательством Тургенева закипело. Почти каждую неделю стали приходить ко мне письма с подчеркнутыми стихами и требованиями их исправлений. Там, где я не согласен был с желаемыми исправлениями, я ревностно отстаивал свой текст, но по пословице «Один в поле не воин» - вынужден был соглашаться с большинством, и издание из-под редакции Тургенева вышло настолько же очищенным, насколько и изувеченным».

К концу жизни отношение Фета к Тургеневу изменилось – стало намного холоднее, чем в молодости.

Александра Львовна Бржеская

В годы военной службы у Фета были подлинные радости – высокие, истинно человеческие, духовные. Это прежде всего встречи с приятными и добрыми людьми. К таким интересным знакомствам, оставившим по себе память на всю жизнь, относится знакомство с супругами Бржескими. Муж и жена были людьми образованными, с живым умом, любили поэзию. Об этих людях Фет всегда говорит с любовью, по его рассказам становится ясно, как дорога ему эта пара. Особую любовь Фет питал к Александре Львовне. Эта женщина произвела на него неизгладимое впечатление и осталась в памяти на всю жизнь. Бржеская оставалась добрым другом Фета до конца его дней, они состояли в переписке. После того как умер ее муж и она осталась одна, Фет приглашал поселиться ее в его имении. Ей он посвятил несколько самых задушевных стихотворений: «Далекий друг, пойми мои рыданья…», «Опять весна! опять дрожат листы…», «Мы встретились вновь после долгой разлуки…» и другие.

Софья Андреевна Толстая

Софья Андреевна Толстая (урожденная Бахметьева) после первого брака вышла замуж за А.К. Толстого, была его постоянной помощницей, принимала гостей, занималась хозяйством усадьбы и воспитанием детей. Она была человеком незаурядным, со страстной натурой и открытой душой, человеком энергичным и трудолюбивым и вызывала дружеское расположение у многих гостей. «Графиня умела оживить свой чайный стол каким-нибудь тонким замечанием о старинном живописце, или о каком-либо историческом лице, или, подойдя к роялю, мастерской игрою и пением заставить слушателя задышать лучшею жизнью…»

Фет был в восторге от жены Алексея Константиновича. Она привлекала своей непринужденностью, добротой в обхождении, имела очень приятный характер, но с другой стороны была очень образованной, любила живопись, музыку. Всегда могла поддержать разговор. Софья создавала очень приятную обстановку в доме, поэтому в дом Толстых Фет стремился вновь и вновь.

Лев Николаевич Толстой

Длившаяся четверть века дружба Фета и Толстого показывает, в чем эти художники были схожими, в чем различны. Как бы там ни было – они сошлись – две стихии, лирика и эпос, «стихи и проза», сошлись дополняя друг друга.

Наиболее дружелюбными отношения Фета и Толстого были в период написания «Анны Карениной». Расхождение их началось в конце 80-х годов. Если Толстой был повернут спиной к царю, а лицом к мужику, то Фет, наоборот, стоял спиной к мужику, лицом к царю. Фет отрицательно отнесся к толстовскому начинанию – роману о декабристах. У Фета и Толстого имели место споры о христианстве. Если первый находил убежище в красоте, то второй – в патриархальном укладе крестьянской жизни. Длительная дружба и сотрудничество обоих оставили след в их творчестве.

Федор Евгеньевич Корш

Родился в семье известного литератора Е. Ф. Корша. До поступления в университет овладел греческим, латынью и основными западноевропейскими языками. Впервые выступил в печати в 1860. Коршу принадлежат многочисленные исследования в области классической филологии, славяноведения, иранистики, семитологии и тюркологии. Как лингвист занимался типологическим изучением языков, пользуясь сравнительно-историческим методом. Изучал античное, древнеиндийское, персидское, тюркское и славянское стихосложение. Многие историко-литературные работы Корша посвящены критическому анализу текстов классических авторов (Гесиода, Софокла, Еврипида, Горация, Овидия, Плавта и др.). Работы Корша в области славяноведения охватывают проблемы этимологии, исторической фонетики и грамматики, истории русского языка и диалектологии, сравнительной грамматики славянских языков, русской литературы, фольклора и мифологии.

Много времени Корш уделял стихотворным переводам с древних и живых языков, а также с русского языка на другие языки мира (в частности, ему принадлежат переводы стихотворений Пушкина на латынь).

Корш находился в приятельских отношениях с Фетом. Нельзя сказать, что они дружили. Их связывал определенный интерес к творчеству и искусству. Именно поэтому послания к нему содержат чаще всего критику.

Елизавета Дмитриевна Дункер

Елизавета Дункер, в девичестве Боткина, являлась дочерью Д.П. Боткина и Е.П. Баратынской. Жена Фета, Мария Боткина, являлась Елизавете родной тетей и состояла с ней в постоянной переписке. Но, несмотря на родство, молодая девушка сумела очаровать Афанасия Афанасьевича. Она была его музой на протяжении нескольких лет. Фет был влюблен в девушку, о чем свидетельствуют строки:

Я расскажу, что тебя беспредельно люблю,-

Муза поведает, что я за муки терплю.

Это признание говорит о том, что любовь поэта была безответна, но несомненно оставила светлый отпечаток в его душе.

Cвязь количества посланий с событиями в жизни А.А. Фета

При изучении фетовских стихотворных посланий было обращено внимание на то, что в одни годы поэт часто обращался к этому жанру, а в другие - редко или не обращался вовсе.

Графическая зависимость количества написанных стихотворных посланий от года их создания.

Исследуя представленную диаграмму, не трудно заметить, что написание стихотворных посланий у поэта очень неравномерно. Можно предположить, что такая закономерность связана с событиями в жизни А.А. Фета. В начале 40-х годов произведения Фета начинают печатать два самых крупных в то время журнала – «Москвитянин» и «Отечественные записки». Более того, некоторые стихи Фета попадают, как образцовые, в известную в то время «Хрестоматию» А.Д. Галахова. Осенью 1844 года умирает скоропостижно дядя Фета, Шеншин Петр Неофитович. Фету он был близким и дорогим человеком, нежно его любящим, помогавшим ему деньгами во время учения. Теперь он умер, а деньги его загадочным образом исчезли. Это было еще одним потрясением. Возможно, именно по этой причине в этот период времени у Афанасия Афанасьевича было не так много стихотворных посланий.

После поступления на военную службу Фет почти полностью простился с творчеством. В 1844 году он пишет всего 10 оригинальных стихотворений, а в 1845 – только 5.

Особый отпечаток на творчество поэта, а именно на его стихотворные послания наложили любовь к Марии Лазич и знакомство с семьей Бржеских. В память о Марии Фет посвящает ей в 1850 году 4 стихотворения.

В 50-е годы Фет возвращается со службы в Москву. Имея большое желание выпустить новый сборник стихов, поэт активно занимается его подготовкой. Редактирование берет в свои руки И.С. Тургенев. Фет отправляется в путешествие за границу, там он знакомится со многими образованными людьми.

В 1857 году поэт женится на Марии Петровне Боткиной, поэтому не случайно Фет посвятил своей возлюбленной 3 послания.

В начале 60-х годов А. А. Фет, разочаровавшись в профессиональной литературной деятельности, купил поместье и занялся сельским хозяйством. В это время он ведет активную переписку со своими друзьями, в том числе со Львом Толстым и Иваном Тургеневым. В 1860 году было написано 6 посланий, которые адресованы как друзьям, так и Марии Лазич, любовь к которой поэт до конца своих дней хранил в сердце.

В 70-е годы Афанасий Афанасьевич покупает имение в Воробьевке и возвращается к работе над сборником стихов. В 1877 году выпускает четыре сборника стихов под общим названием «Вечерние огни».

К концу жизни творческий потенциал Фета резко увеличился. Он начал заниматься активными переводами, которые доставляли ему особое удовольствие. В 1886 году Фету за переводы античных классиков присвоено звание члена-корреспондента Академии наук. В этом году написано наибольшее количество посланий, их насчитывается 14. Среди них больше обращений к царским особам, с которыми Фет не так давно вступил в хорошие дружеские отношения. Его пятидесятилетний литературный юбилей в 1889 году был отмечен торжественно, пышно и вполне официально. Новым императором Александром III ему было пожаловано звание старшего ранга – камергер.

В ходе исследования стало очевидно, что большую часть посланий поэт написал уже ближе к концу жизни. Это связано с тем, что Фет добился высокого звания, вернул истинную дворянскую фамилию Шеншина со всеми ее почестями.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)