Культура  ->  Литература  | Автор: Денисова Елена Романовна | Добавлено: 2015-01-30

Произведения Пушкина и Шекспира

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», - так думала я, когда мы закончили изучать трагедию Шекспира, посвященную юным героям. Сила любви Ромео и Джульетты очаровывает. Несмотря на то, что молодые супруги погибают, финал произведения вызывает у меня светлые чувства, потому что в трагедии Шекспира любовь остается непобежденной. Разрешение конфликта в том, что любовь примиряет вековую вражду Монтекки и Капулетти.

Естественно, эта история казалась мне самой необыкновенной из всех мною прочитанных. Но через некоторое время мы, обратившись на уроках к творчеству А.С. Пушкина, читали и изучали роман «Дубровский». Пушкинское произведение взволновало меня и даже показалось современным, потому что несправедливый суд, неравный брак, отчаянные и безуспешные попытки спасти свою честь – это, к сожалению, реалии сегодняшнего дня.

Неожиданно я поймала себя на мысли, что роман «Дубровский» напоминает трагедию Шекспира, которая потрясла меня. «Почему гибнут Ромео и Джульетта?» - такова была тема моего итогового сочинения. Закончив изучение романа, я размышляла над темой «Владимир Дубровский и Маша Троекурова». И чем больше я погружалась в мир переживаний пушкинских героев, тем чаще вспоминала историю любви Ромео и Джульетты, не испугавшихся смерти. Благородные герои погибают, но одерживают моральную победу. Почему же о шекспировской трагедии принято говорить: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»? Вот этот стереотип мне захотелось разрушить. Ведь это в романе Пушкина противостояние чувств и «предрассудков» завершилось победой законов среды. Вот уж действительно – «нет повести печальнее на свете…»

Совсем по-другому сложилась история взаимоотношений молодых героев романа «Дубровский». Они, несмотря на возможность быть вместе, не смогли использовать свой шанс. Как мне кажется, Маша слишком медлила прибегнуть к помощи Дубровского. Не он опоздал в церковь к венчанию, а она поздно решается передать его кольцо как знак просьбы о помощи. Может, она недостаточно сильно любила Владимира Дубровского? Или ей мешали сословные предрассудки? Я думаю, свою трагическую роль сыграло и то и другое. Противостояние чувства и предрассудков завершилось победой законов среды. Маша готова подчиниться судьбе и не бунтует против норм общественной морали. Она молила не губить себя и своих чувств, но бороться, как Дубровский, не стала.

Не стоит судить героиню за это, потому что каждый человек имеет право на собственный выбор.

Так или иначе, знакомства наших героев (Ромео и Джульетты, Владимира и Маши) и их отношения начинаются и благодаря, и вопреки вражде и неприязни родителей. Вот только в романе А.С. Пушкина ничто поначалу не предвещало ссоры Андрея Гавриловича с его старинным приятелем Троекуровым. Более того, Кирила Петрович «часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу». Однако мудрый отец, Дубровский, отказывается от этого замысла, считая, что «бедному дворянину лучше жениться на бедной дворяночке».

Получается, что в романе Пушкина все начинается не с вражды, а с дружбы, которая не выдержала испытания «общим законом» зависимости бедного человека от богатого, наделенного властью. По замыслу самого автора, долго оставаться «вне общего закона» невозможно. Следовательно, уже сама завязка в романе «Дубровский» сложнее, интереснее, трагичнее. Как же развиваются события в произведениях классиков дальше? Какие испытания выпали на долю наших героев?

Совсем иначе начинают разворачиваться события в романе А.С. Пушкина. «Дубровский» открывается биографией «отцов»: Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. По происхождению Троекуров – «старинный русский барин», «знатного рода», а Дубровский – «бедный дворянин» («беден и независим»); у первого – «богатство… и связи», «пространственные владения», у второго – 70 душ крепостных, «смиренное состояние»; Троекуров – «отставной генерал-аншеф», Дубровский – «отставной поручик». Но судьбы обоих похожи: соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит дочь, другой – сына; оба страстные охотники.

Нечаянный случай на псарне оказывается выражением социальной закономерности. Долгое согласие взорвано ссорой, которая стала первым звеном в цепи событий, определивших судьбу Дубровских: несправедливое решение суда, потеря отца, смятение Владимира, пожар, жажда мести и… любовь!

Молодой Дубровский, гордый, дороживший своей гражданской честью так же, как и его отец, из-за глубокого и самоотверженного чувства отказался от мести и вошел в дом Троекурова в роли слуги, где не мог рассчитывать ни на благосклонность, ни на уважение. По своему зависимому положению и званию бедный Дефорж был обязан терпеть все обиды и прихоти хозяина, но дворянин Дубровский не мог допустить и мысли о безропотном подчинении даже во имя любви – он всегда носил с собой заряженный пистолет, рассчитывая на него как на единственное средство защитить свою честь.

Владимир понимал, что Марья Кириловна не любит его, но надеялся заслужить ее любовь своей преданностью и постоянством. Он просит Машу лишь о праве помочь, если ее постигнет несчастье и не от кого будет ждать покровительства: «Обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего для вашего спасения?»

Бескорыстная любовь Дубровского глубоко волнует и трогает читателей. Марью Кириловну же терзают «гордость и боязливые сомнения», когда она идет на свидание с учителем-французом. Маша, потрясенная признанием; «Я не ...Дефорж, я Дубровский», на все призывы не отвергнуть его преданности отвечает молчанием и слезами. И только страх погубить Дубровского заставляет ее прошептать: «Обещаюсь».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)