Культура  ->  Литература  | Автор: Юрий Уюрченко | Добавлено: 2014-11-20

Что такое односоставные предложения

Предложения по составу бывают двусоставными и односоставными. Главная конструктивная разница между ними ярко выражена: в грамматическом ядре двусоставных предложений два главных члена – подлежащее и сказуемое, а в ядре односоставных предложений – один главный член. Но этим отличия не исчерпываются, так как громадное большинство людей, используя в своей речи предложения, выбирают определенный тип не потому, что предпочитают ту или иную структуру – этого как раз никто и не замечает, а потому, что двусоставные и односоставные предложения передают тонкие различия в смысле.

Свойства предложений бывают структурными, семантическими и коммуникативными.

Односоставные предложения делятся на два основных типа – с главным членом – сказуемое, и с главным членом – подлежащее. К первому типу относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные предложения, а ко второму – именные или назывные.

Общее семантическое свойство односоставных предложений с главным членом сказуемым – обращать внимание на действие или состояние, оставляя за кулисами субъекта, производителя действий, упоминание которого оказывается совершенно несущественным, то есть в предложении важно само действие. Сопоставим двусоставные односоставные предложения с главным членом сказуемым более подробно.

Определенно-личные предложения – это такие односоставные предложения, главный член которых выражается глагольной формой 1 и 2 лица единственного и множественного числа, повелительного или изъявительного наклонения Субъект действия в этих предложениях всегда известен – это говорящий или собеседник. Среди всех односоставных предложений именно определенно-личные ближе всего к двусоставным. Но между ними есть и отличие. Определенно-личные предложения по сравнению со своими двусоставными соответствиями динамичнее, эмоциональнее. Поэтому они часто используются в повествовательном тексте с глаголами движения при изображении быстро развивающихся действий. Например:

  • Постой, батько! / Велено тебе отдать эту записочку/ - проговорил Левко. .

Определенно-личные предложения – приказы более категоричны, чем их двусоставные синонимы, так как введение подлежащего превращает приказ в совет. Поэтому они преобладают. Например:

/ - Полно тебе дурачить людей!/ - проговорил голова, ухватив его за ворот. .

Сравним с двусоставным предложением:

  • Ты не дурачь людей!

Определенно-личные предложения используются в авторской речи от первого лица в научном и художественном повествовании. Они также употребляются в живой разговорной речи, и являются непременными элементами деловой речи. Определенно-личные предложения сходны по функции с неопределенно-личными.

Неопределенно-личные предложения – это такие односоставные предложения, которые заключают в себе сообщение о самом факте совершения действия, а не о том, кто т это действие совершает. Поэтому, в отличие от определенно-личных предложений, действующее лицо указывается неопределенно. Главный член неопределенно-личного предложения выражается глагольными формами 3-его лица множественного числа настоящего и будущего времени или формами множественного числа прошедшего времени. В неопределенно-личных предложениях, также как и в определенно-личных, субъект действия есть всегда, но он не называется, потому что, во-первых, он в какой-то мере ясен и без специального называния. Это те, кому «положено» осуществлять определенный вид деятельности. Например:

Знаю, знаю все:/ за мою голову дают две тысячи червонных./

Во-вторых, субъект может быть неизвестен говорящему. Например:

Долго еще находили в тех местах запорожские коротенькие люльки

Такие неопределенно-личные предложения синонимичны двусоставным предложениям с подлежащим – неопределенным местоимением. Но производитель действия может быть подсказан второстепенным членом. Например:

  • /Скоро нам будет видно/, - сказала проводница.

Сосредоточение внимания на действии и игнорирование деятеля объясняет близость неопределенно-личных предложений к пассивным двусоставным конструкциям. Например: / Дом разрушен/ и /Дом разрушили/.

Обе эти конструкции могут употребляться в любом стили речи, но страдательные причастия предпочтительнее в книжной, а неопределенно-личные в непринужденной разговорной речи.

В отличие от определенно-личных и неопределенно-личных предложений, в обобщенно-личных глагол-сказуемое указывает на обобщенное лицо. В обобщенно-личных предложениях главный член обычно глагольная форма 2-ого лица единственного или множественного числа повелительного наклонения. Например, слова Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи».

Семантика этих предложений – сообщение об обычном, повторяющемся действии, которое может в определенной ситуации относиться к любому лицу. Именно поэтому форма обобщенно-личных предложений характерна для пословиц и афоризмов. Эти односоставные предложения обладают постоянной эмоциональной окрашенностью, они имеют отпечаток доверительности, задушевности общения с собеседником, и это делает обобщенно-личные предложении я невозможными в официальной речи. Часто в разговорной речи наряду с обобщенно-личными предложениями употребляются безличные предложения.

Безличные предложения – это такие односоставные предложения, сказуемые которых не допускают при себе подлежащего. Обычно структурой такого предложения является глагол в 3-ем лице единственного числа прошедшего времени, сказуемое в безличных предложениях могут означать:

  • Состояние природы и окружающей среды. Например: Вечереет. Светает.
  • Стихийные явления; явления, приписываемые случаю. Например: В лесу горит.
  • Физическое и психологическое состояние человека. Например:/Плохо мне. Тяжело на сердце/
  • Оценку действия. Например: Хорошо плыть ночью по реке.

Сказуемое в безличном предложении может быть выражено:

  • Безличным глаголом. Например: Смеркалось. Похолодало.
  • Личными формами глаголов в значении безличных. Например: Зажгло грозою дерево.
  • Глаголом не было в отрицательных предложениях. Например: Собрания не будет.
  • Словом нет. Например: На небе нет ни облачка.
  • Глаголом быть в сочетании с наречием состояния. Например: В саду было тихо и прохладно.
  • Глаголом быть в сочетании с кратким страдательным причастием в форме среднего рода. Например: Про все было забыто.
  • Сочетанием безличного глагола или наречия состояния с неопределенной формой глагола. Например: Сырую воду нужно кипятить.

К безличным также относят и предложения, в которых сказуемое выражено неопределенной формой глагола. Например: Быть грозе великой.

Семантика безличных предложений – стихийные непроизвольные действия или состояния, охватывающие объект, а также действия, у которых вообще не может быть объекта. Многие из этих предложений вообще не «принимают» именительный падеж подлежащего, в отличие от личных, которые его допускают, но сразу перестают быть односоставными. Таким образом, субъект может быть назван только в косвенном падеже. Те безличные предложения, в которых не может быть субъекта, не имеют синонимов среди двусоставных предложений. Они являются единственным способом названия некоторых ситуаций.

Односоставные предложения, в которых главный член выражен независимым инфинитивом, называются инфинитивными. Инфинитивные предложения могут указывать на возможность или невозможность, желательность или нежелательность данного действия.

Ко второй категории односоставных предложений с главным членом относятся назывные предложения. Назывные предложения состоят только из подлежащего с пояснительными словами. Например:

  • Эх, как важно развернулся! /Фу ты, какая пышная фигура!/ - говорил он, остановивши коня.

/так вот она, Сечь!/ Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!

Назывные предложения утверждают существование предметов и явлений времени. С частицами вон, вот приобретают указательное значение. Например:

/Вот моя Отчизна!/ И понесу я Отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет её оттуда!

Назывные предложения – специфическое средство экономного и выразительного описания. Называемые в них предметы воспринимаются как образы, как картины природы. Они обычно используются в начале художественных произведений для быстрого ввода в сюжет. Это единственный тип предложений, обладающий собственной интонацией – повествовательно-утвердительной. Назывные предложения чаще всего употребляются в художественных описаниях, журнальных статьях и очерках, так как придают речи лаконичность и выразительность. Также номинативные предложения могут встречаться в разговорной речи. Они имеют значение приказов, пожеланий. Например:

Доброе утро! Внимание!

Главный член предложений – имя существительное в именительном падеже. Назывные предложения используются в качестве ремарок в художественных произведениях. Например:

Городничий, Бобчинский, придерживая шпагу, Добчинский и Квартальный .

Назывные предложения, указывая на место или время, называя предметы, вводят читателя в обстановку действия.

Односоставные предложения в произведениях Н. В. Гоголя

Разобрав предложения по структурным, семантическим и коммуникативным свойствам, выясним, с какой целью в произведениях Н.В.Гоголя употребляются те или иные виды односоставных предложений, и зависит ли их отбор от жанра произведения. Для этого разберем отрывок из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:

«Попалась ворона! – кричали ляхи. – Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». И присудили сжечь его живого в виду всех. Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден казак, принялись тут же раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты все было видно, как на ладони».

Этот отрывок является описанием развития действий, поэтому в тексте преобладают глаголы: глядел, думал, притянули, прибили, принялись, сжечь, разбило и другие. Среди двусоставных предложений есть и односоставные неопределенно-личные предложения, сказуемые которых выражены 3-им лицом множественного числа настоящего времени. Субъект не называется, потому что он ясен и без специального названия. Главной задачей Гоголя становится изображение сильного, героического характера, величие национальных и патриотических идеалов Тараса Бульбы, который даже в минуту смерти думает только о спасении своих друзей, своего войска. И решению этой авторской задачи помогают неопределенно-личные предложения: они создают эмоциональную экспрессивность.

В душе его нет ничего эгоистичного, мелкого, корыстного, она проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа. И поэтому он с такой ненавистью говорит о ничтожных душах предателей. Это ярко выражают неопределенно-личные предложения. Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению «товариществу», отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценя в человеке, прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам. Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни.

Судьбы героев повести раскрываются в единстве с народным движением, так и Остап, Шило, Бовдюг и другие казаки объединены одной целью, одним стремлением общим для них всех – стремление к свободе народа, они проникнуты сознанием величия того дела, которому служат. Так неопределенно-личные предложения раскрывают также и характер человека. Например, речь Кукубенко, высказывающего перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут ещё лучше, чем мы».

В этой повести перед нами проходит галерея цельных и сильных духом, словно вылитых из металла, человеческих характеров, богатых умом и проникнутых глубоким патриотическим чувством, все мелкое и будничное вытиснуто из сердца этих людей. Этим людям при всем их глубоком индивидуальном своеобразии свойственна одна общая черта: беззаветная преданность идеалам Сечи и русской земле. С помощью неопределенно-личных предложений Н. В. Гоголь подчеркивает слитность, общность, мощь всей запорожской рати.

Определенно-личные предложения, также как и неопределенно-личные, помогают писателю динамично описать действие, субъект которого всегда известен. Например:

Отрывок из произведения Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»:

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, развернулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете: и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движется океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и спокойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно целует их. Весь ландшафт спит. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба…»

Этот отрывок представляет собой художественное описание, поэтому в тексте преобладают имена существительные и прилагательные . В нем Н. В. Гоголь использует односоставные назывные предложения, главным членом которых является подлежащее. Предложения: «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» несут восклицательно-утвердительную интонацию. Несмотря на лаконичность, назывные предложения ярко и выразительно передают красоту пейзажа украинской ночи, а также помогают читателю зрительно представить изображенную писателем картину и проникнуться восторженным настроением. Но назывные предложения также выражают мнение автора. Так Н. В. Гоголь с помощью назывных предложений решает основную авторскую задачу – ярко и образно описать украинскую ночь.

В отрывке из «Страшной мести» основной задачей Гоголя является не только описание пейзажа, но и создание определенного психологического состояния: «Любо глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зеленые леса! Горы те – не горы: подошвы у них нет, внизу, как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою и над волосами высокое небо. Те луга – не луга: то зеленый пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц».

Писатель для выражения своей точки зрения использует безличное предложение «Любо глядеть с середины Днепра на высокие горы…», а для изображения картины природы безличное предложение, где для выражения главного члена предложения употребляется слово нет: «… подошвы у них нет…».

Также безличные предложения в отрывке из того же произведения «Страшная месть» употребляются писателем для изображения психического и физического состояния:

«Крест на могиле замотался, и тихо поднялся из неё высохший мертвец. Борода до пояса: на пальцах ногти длиннее самих пальцев. Тихо поднял он руки вверх. Лицо всё задрожало у него и покривилось. Страшную муку, видно, терпел он. «Душно мне! Душно! – простонал он диким нечеловеческим голосом. Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушел под землю».

Восклицание «Душно мне! Душно!» является безличным предложением и выражает вечные страдания и муки мертвеца.

Безличные предложения могут выражать душевное состояние человека. Например, в повести «Вечер накануне Ивана Купала»; «Плохо мне. Тяжело на сердце. И родной отец враг мне: неволит идти за нелюбимого ляха».

В отличие от назывных и безличных предложений неопределенно-личные и определенно-личные предложения являются описанием действия. Рассмотрим в качестве примера отрывок из повести «Тарас Бульба»:

«Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой о своем не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у него подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть у него, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко полую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать!... Никому, никому!... Не хватит на то мышиной натуры их!».

Н. В. Гоголь использует неопределенно-личные предложения, в которых сказуемое выражено третьим лицом множественного числа настоящего времени. Субъект действия в них не называется, потому что в какой-то мере он ясен и без специального названия. Неопределенно-личные предложения помогают автору раскрыть образ Тараса.

В произведении «Страшная месть» субъектом действия является говорящий: «Если бы мне удалось отсюда выйти, я бы все кинул. Покаюсь: пойду в пещеры, надену на тело жесткую власяницу, день и ночь буду молиться богу. Не только скоромного, не возьму рыбы в рот! Не постелю одежды, когда стану спать! И все буду молиться, все молиться! И когда не снимет с меня милосердие божие хоть сотой доли грехов, закопаюсь по шею в землю или замуруюсь в каменную стегну; не возьму на пищи, ни пития и умру; а все добро свое отдам чернецам, чтобы сорок дней и сорок ночей правили по мне панихиду».

В этом отрывке определенно-личные предложения выражают не только действия, но и в сочетании с предыдущими поступками отца Катерины придают его речи неискренность, хитрость, когда впоследствии он использует свои черные силы, чтобы освободиться от цепей, обман колдуна становится явным.

Характер личности в повести «Нос» складывается из разговора майора Ковалева: «Боже мой! Боже мой! За что это такое несчастие? Будь я без руки или без ноги – все бы это лучше; будь я без ушей – скверно, однако ж все опаснее; но без носа человек – черт знает что; птица не птица; гражданин не гражданин, - просто возьми да и вышвырни за окошко! И пусть бы уже на войне отрубили или на дуэли, или я сам был причиною; но ведь пропал ни за что ни про что, пропал даром, ни за грош!... Только нет не может быть, - прибавил он, немного подумав. – Невероятно, чтобы нос пропал; никаким образом невероятно. Это, видно, или во сне снится, или просто грезится; может быть, я как-нибудь ошибкою вместо воды выпил водку, которую вытирают после бритья себе бороду».

Восклицание Ковалева «Боже мой! За что это такое несчастие?» является назывным предложением и выражает отчаяние майора, а его отношение к потере носа выражено безличным предложением «… но без носа человек – черт знает что: … гражданин не гражданин, - просто возьми да и выкини в окошко…».

Для Ковалева человек без носа олицетворяет никчемность, потому что без носа невозможно восхождение по чиновничьей лестнице, и это обстоятельство характеризует мир чиновничьего Петербурга, как нелепый, перевернутый, и поэтому рассуждения людей противоречат здравому смыслу, здесь нет места истине, добру, любви.

Неопределенно-личные предложения, в которых субъект неизвестен, встречаются во многих произведениях. Например, рассказ о запорожце в произведении «Ночь перед Рождеством»: «Этот пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Давно уж, лет десять, а может, и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: нигде не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой не сделал он шаг, ног было совершенно незаметно, и казалось – винокуренная падь двигалась по улице. Может быть, это самое подало повод прозвать его Пузатым. Не прошло нескольких дней после прибытия его в село, как все уже знали, что он знахарь. Бывал ли кто болен чем, тот час призывал Пацюка; а Пацюку стоило только пошептать несколько слов, и недуг как будто рукою снимало. Случалось ли, что проголодавшийся дворянин подавился рыбьей костью, Пацюк умел так искусно ударить кулаком спину, что кость отправлялась куда ей следует, не причинив никакого вреда дворянскому горлу. В последнее время его редко видали где-нибудь. Причина этому была, может быть, лень, может, и то, что пролезать в двери делалось для него с каждым годом труднее. Тогда миряне должны были отправляться к нему сами, если имели в нем нужду».

В этом отрывке неопределенно-личные предложения помогают автору передать через речь рассказчика отношение людей к Пацюку.

Рассказчик свое отношение к изображаемому выражает через определенно-личные и безличные предложения, как например, в отрывке из произведения «Старосветские помещики»: «Но более всего мне нравились самые владетели этих скромных участков, старички, старушки, заботливо выходившие навстречу. Их лица мне представляются и теперь, когда в шуме и толпе среди людных фраков, и тогда вдруг на меня находил полусон, и мерещится былое. На лицах у них всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие, что невольно отказываешься, хотя, по крайней мере, на короткое время, от всех дерзких мечтаний и незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь. Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы, теперь уже нет, но душа моя полна еще до сих пор жалости, и чувства мои странно сжимаются, когда воображу себе, что приеду со временем опять на их прежнее, ныне опустелое жилище и увижу кучу развалившихся хат, заглохший пруд, заросший ров на том месте, где стоял низенький домик, - и ничего более. Грустно! Мне заранее грустно!».

Безличное предложение «Грустно! Мне заранее грустно!» кратко, но ярко и образно передает грусть и печаль рассказчика, и его душевное состояние, навеянное воспоминанием о старосветских помещиках – Афанасии Ивановиче и Пульхерии Ивановне.

Определенно-личные и неопределенно-личные предложения могут сочетаться и принадлежать грамматической структуре одного односоставного предложения, и, следовательно, в таком предложении два субъекта действия, например, как в отрывке из произведения «Сорочинская ярмарка»: « - раз, за какую вину, ей богу, уже не знаю, только выгнали одного черта из пекла.

  • Как же, кум? – прервал Черевик, и как же могло это статься, чтобы черта выгнали из пекла?
  • Что ж делать, кум? Выгнали, да и выгнали, как собаку, мужик выгоняет из хаты. Может быть, на него нашла блажь сделалось какое-нибудь доброе дело, ну и указали дверь. Вот черту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли. Что делать? Давай с горя пьянствовать. Угнездился в том самом сарае, который ты видел, развалился под горою и мимо которого не один добрый человек не пройдет теперь, не оградив наперед себя крестом святым. И стал черт такой гуляка. Из того не сыщешь между парубками. С утра до вечера то и дело, что сидит в шине…».

Чаще всего в одном отрывке могут сочетаться несколько видов односоставных предложений. Это придает многоплановое изображение и оценку изображаемого. Например, в «Майской ночи, или Утопленнице» употребляются неопределенно-личные предложения: «Не бойтесь, прямо хватайте его! Чего струсили! Нас десяток. Я держу заклад, что это человек, а не черт! – так кричал голова своим сопутникам, и Левко почувствовал себя схваченным несколькими руками, из которых иные дрожали от страха. – Скидывай-ка, приятель, свою страшную личину! Полно тебе дурачить людей! – проговорил голова, ухватив его за ворот и оторопел, выпучив на него глаз свой. – Левко, сын! – вскричал он, отступая от удивления и отпуская руки. – это ты, собачий сын! Вишь, бесовское рождение! Я думаю, какая эта шельма, какой это вывороченный дьявол спросит, шутил! А это, выходит, все ты, Невареный кисель твоему батьке в горло, изволишь заводить по улице разбой, сочиняешь песни! Эге-ге-ге, Левко! А что это! Видно, чешется у тебя спина! Вязать его!

  • Постой, батько! Велено тебе отдать эту записочку, - проговорил Левко».

Так как в неопределенно-личных предложениях отсутствует подлежащее, то это превращает просьбу в более категорическое предложение, то есть приказ. Назывные и безличные предложения также могут согласовываться в одном отрывке.

Они лаконично передают не только действия, но и описание предмета:

«Единодушный взмах десятка и более блестящих кос; шум падающей стройными рядами травы, изредка заливающиеся песни птиц, то веселье, как встреча гостей, то заунывные, как разлука; спокойный, чистый ветер, и что за вечер! Как волен и свеж воздух; как тогда оживленно все: степь краснеет, синеет, и горит цветами: перепела, дрофы, чайки, кузнечики, тысячи насекомых, и от них свист, жужжание, треск, крик, и вдруг стройный хор, и все не молчит ни на минуту. А солнце садится и кроется. У! Как свежо и хорошо! По полю то там, то там раскладываются огни и ставятся котлы, и вдруг вкруг котлов садятся усатые косари, и пар от галушек несется. Сумерки сереют…». .

Обобщенно-личные предложения относятся к любому, то есть к обобщенному лицу. Например, «Сотник помолчал и, казалось, минуту оставался в задумчивости: - и как же ты познакомился с моею дочкою? – не знакомился, вельможий пан, ей богу, не знакомился. Еще никто дела с панночками не имел, сколько ни живу на свете. Цур им, чтобы не сказать непристойного. – отчего же она не другому кому, а тебе именно назначила читать? Философ пожал плечами: бог его знает, как это растолковать. Известное уже дело, что панам под час захочется такого, чего и самый наиграмотнейший человек не разберет; и пословица говорит / «Скачи, враже, як пан каже!»/.

В данном отрывке Н. В. Гоголя из произведения «Вий» обобщенно-личное предложение принимает вид пословицы, благодаря этому речь героя имеет живой непринужденный характер. Сцены разговоров Хомы Брута с сотником и с казаками – отчасти привычные и обыденные как бы противопоставляются сценам в церкви – они несут в себе фантастический и даже мистический оттенок: - Приведите Вия! Ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца.

И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и вскоре раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви: взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное, его привели под руки и прямо поставили под то место, где стоял Хома – Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий – и все сонмище кинулось поднимать ему веки.

  • Не гляди! – шепнул какой-то внутренний голос философу. Не востерпел он и глянул.
  • Вот он! – закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько было, кинулись на философа. Бездыханный грянул он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Для яркого изображения картины Гоголь использует определенно-личные предложения: «Не гляди!; «Поднимите мне веки: не вижу!», «Приведите Вия! Ступайте за Вием!» .

«И он принялся прилепливать восковые свечи ко всем карнизам, полям и образам, не жалея их нимало, и скоро вся церковь наполнилась светом. Вверху только мрак сделался как будто сильнее, и мрачные образа глядели угрюмей из старинных резных рам, кое-где сверкавшие позолотой. Он подошел к гробу, с робостью посмотрел в лицо умершей и не мог не зажмурить несколько вздрогнувших своих глаз».

Назывные предложения могут служить не только выражению мысли героя, но и автора, и рассказчика.

«Такая страшная, сверкающая красота!» . Здесь показано не только мнение героя, но и мысль автора.

В следующем отрывке с помощью назывных предложений выражается только мнение героя: «Философ стоял на высшем во дворе месте, и, когда оборотился и глянул в противоположную сторону, ему представился совершенно другой вид. Селение вместе с отлогостью скатывалось на равнину. Необозримые луга открывались на далекое пространство; яркая зелень их темнела по мере отдаления, и целые ряды селений синели вдали, хотя расстояние их было более, нежели на двадцать верст. С правой стороны этих лугов тянулись горы, и чуть заметно вдали полосою горел и темнел Днепр.

  • Эх, славное место! – сказал философ. – Вот тут бы жить, ловить рыбу в Днепре и в прудах, охотиться с тенетами или с ружьем за стрепетами и крольшнепами!» .

Назывное предложение «Эх, славное место!» является выражением мнения философа об увиденном пейзаже.

«Чего бояться? – думал он между тем сам про себя, - ведь она не встанет из своего гроба, потому что побоится божьего слова. Пусть лежит! Да и что я за казак, когда бы устрашился? Ну, выпил лишнее – оттого и показывается страшно. А понюхать табаку: эх, добрый табак! Славный табак! .

Повтор назывных предложений создает впечатление, что философ испуган, и поэтому старается думать не об умершей панночке, а о вещах посторонних и обыденных.

Это вид односоставных предложений может выражать мнение рассказчика. В качестве примера рассмотрим «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: /«Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие слушки! Фу ты, пропасть, какие слушки: сизые, с морозом!/ Я ставлю, бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните, ради бога, на них, - особенно если он станет с кем-нибудь говорить, - взгляните, ради бога, на них, - особенно если он станет с кем-нибудь говорить, - взгляните сбоку: /что это за объедение!/, Описать нельзя: / Бархат! Серебро! Огонь! Господи, боже мой, Николай чудотворец, угодник божий!/ отчего же у меня нет такой бекеши! Он сшил её тогда ещё, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? Та самая, что откусила ухо у заседателя»/.

/Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде!/ Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под навесом везде скамейки. Иван Иванович, когда сделается слишком жарко, снимет с себя и бекешу к исподнее, сам останется в одной рубашке и отдыхает под навесом и глядит, что делается во дворе и на улице. /Какие у него яблоки и груши под самыми окнами!/ отворите только окно – так ветки и врываются в комнату. Это все перед домом; а посмотрели бы, что у него в саду! Чего там только нет! / Сливы, вишни, черешни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница/.

/Прекрасный человек Иван Иванович!/ Он очень любит дыни. / Это его любимое кушанье/. Как только отобедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас приказывает Гапке принести две дыни. И уже сам разрежет, соберет семена в особую бумажку и начнет кушать. Потом велит Гапке принести чернильницу и сам, собственной рукою, сделает надпись над бумажкою с семенами: «Сия дыня съедена такого-то числа». Если при этом был какой-нибудь гость, то: «участвовал такой-то».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)