Культура  ->  Литература  | Автор: Городилова Олеся Владимировна | Добавлено: 2015-03-19

Образ Петра Первого в поэме «Полтава»

Основная тема «Полтава» - судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Пётр 1, а центральным эпизодом - Полтавский бой и пир после победы.

Во время длительной Северной войны (1700-1721) 27 июня 1709г. В районе города Полтавы произошло решающее сражение между русскими и шведскими войсками, которое закончилось блестящей победой русских.

Шведские войска вторглись в пределы Русского государства в 1708 г. и заняли город Могилев. На помощь шведскому королю Карлу XII подходил корпус (16 тысяч человек) генерала Левенгаута.28сентября 1708г. Русские войска под командованием Петра I настигли этот корпус при деревне Лесной и разгромили его. Поражение корпуса Левенгаупта под Лесной, отсутствие достаточного количества продовольствия и усталость войск побудили Карла XII оставить мысль о походе на Москву. Войдя в соглашение с гетманом Украины Мазепой, изменившим своему народу, он двинулся на Украину. В конце апреля 1709 г. шведы достигли Полтавы и начали осаду города. Русская армия насчитывала до 42 тысяч человек (в её состав входили и украинские части), шведская – 30 тысяч человек.

Пётр I построил свои войска так, чтобы измотать противника на передовой позиции, после чего нанести ему решительный удар. Шведы, прижатые к берегу Днепра, вынуждены были сдаться. После разгрома шведских войск Карл XII вместе с Мазепой бежал в Турцию.

В Полтавском сражении шведская армия потеряла на поле боя 9234 человек убитыми и 32 орудия; было захвачено в плен 18794 человек (в том числе почти все генералы),264 знамени и штандарта.

В результате полтавского сражения в Северной войне произошёл коренной перелом в пользу России. Швеция как великая держава была сокрушена, а международный авторитет России поднялся. В предисловии к первому изданию «Полтава» (31 января 1829 г,) Пушкин дал свою оценку Полтавскому сражению.

«Полтавская битва есть одна из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге, обеспечили новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразование, совершаемого царём.

Ошибка шведского короля вошла в пословицу. Его упрекают в неосторожности, находят его поход на Украину безрассудным. На критиков не угодишь, особенно после неудачи. Карл однако ж, сим походом избегнут славной ошибки Наполеона: он не пошел на Москву. И мог ли он ожидать, что Малороссия, всегда неспокойная, не будет увлечена примером своего гетмана и не возмутится против недавнего владычества Петра, что Левенгаупт три дня сряду будет разбит, что наконец 25 тысяч шведов, предводительствуемых своим королем, побегут перед нарвскими беглецами? Сам Петр долго колебался, избегая главного сражения «яко зело опасного дела». В сем походе Карл XІІ менее, нежели когда-нибудь, вверялся своему участию; оно уступило гению Петра.

«Посвящение»-адресат «Посвящение» неизвестен. Предположение, что оно адресовано Марии Раевской (Волконской), не имеет убедительного обоснования. «Уходит Розен сквозь теснины; сдается пылкий Шлипенбах…» - в начале Полтавского сражения шведы наступали на слабо укрепленный пункт русских войск. Атаку вели генералы Шлипенбах и Розен, вскоре под сильными ударами русских они были вынуждены отойти и сдаться. Ренин Аникита Иванович (1668-1726) – русский военный деятель, генерал-фельдмаршал. Был стольником и ближайшим соратником Петра. В Полтавском сражении командовал центром боевого порядка русских войск. Меншиков Александр Данилович (1673-1729) –видный русский государственный деятель и выдающийся полководец, генералиссимус русской армии, ближайший соратник Петра Ι. В Полтавском сражении Меншиков, командуя сначала авангардом, а позднее левым крылом, уничтожил колонну Росса и тем самым способствовал разгром шведов. Карл XII (1682-1718) – шведский король с 1697 по 1718 г. Стремился к расширению господства на Балтийском море и проводил захватническую по отношению к России и Польше. Кульминационным пунктом агрессивной политики Карла XII явилось вторжение в Россию.

«Ещё напор – и враг бежит». Из примечаний А.С. Пушкина: «Благодаря прекрасным распоряжениям и действиям князя Меншикова, участь главного сражения была решена заранее. Дело не продолжалось и двух часов. “Ибо (сказано в жур. Петра Вел.) непобедимые господа шведы скоро хребет свой показали, и от наших войск вся неприятельская армия весьма опрокинута”. Пётр впоследствии времени многое прощал Данилычу за услуги, оказанные в сей день генералом князем Меншиковым». Описание Полтавского сражения Пушкин начинает с яркой метафоры «Горит восток зарею новой».

Вначале Пушкин дает общее описание поля боя. Затем постепенно он как бы приближает к нам отдельные детали, фрагменты, выделяя их крупным планом. Как верно было отмечено исследователями (З.Я. Рез), сначала «пространство» боя: равнины, холмы, поднимающийся от разрыва снарядов дым. Затем – сомкнутые ряды полков. Далее- еще ближе и крупнее: «В кустах рассыпались стрелки». Наконец- ядра, пули, штыки.

Автор переживает каждый эпизод битвы. Когда он пишет: «Тесним мы шведов», «Наш каждый шаг запечатлен»,это относится прежде всего к России. «Мы» - это Россия. И в то же время «мы» - это полки, русское войско, в единстве с которым воспринимает себя поэт, живший спустя более ста лет после Полтавской битвы.

Карла Пушкин рисует при помощи эпитетов: «бледен, недвижим, страдая раной», «смущённый взор», «слабым манием руки». Показывая слабость Карла, автор называет его всё-таки героем, т.к. ему много лет подряд удавалось одерживать победы над странами Европы, он лично руководил Полтавским сражением.

Зачастую в литературе, посвящённой поэме «Полтава», можно прочитать о «музыке» пушкинского стиха. Например, «музыка» битвы: сочетание звуков[р, ш, ж] создаёт звуковой образ боя, жужжанья клинков и штыков.

Петр считал себя учеником шведов, они действительно многому научили русского царя. Необходимость постоянно обороняться от шведов способствовала созданию русского флота и боеспособной армии. Пётр мог оценить мужество противника, поэтому Пушкин даёт противникам эпитет «славные».

Современники Пушкина (Н.И. Надеждин и другие) обвиняли поэта в простонародности языка поэмы «Полтава». Действительно, поэма написана простым, доступным языком. «Простонародный язык» в его национально-типических выражениях стал для Пушкина к половине 20-х годов XΙX века сферой чистой «народности» и первобытной простоты. По поводу критических нападок на «простонародность» «Полтавы» Пушкин писал: «Слова: усы, визжать, вставай, рассветает, ого показались критикам «низкими, бурлацкими». Никогда не пожертвую краткостью выражения провинциальной чопорности, бояся казаться простонародным, славянофилом и т.п.» (Виноградов В.В. Язык Пушкина.- М., 2000).

Пётр I был чрезвычайно противоречив, в его личности и делах прекрасное сочетается с тем, что поистине ужасно и отталкивающе. Пушкин хорошо это знал, о Петре он думал всю жизнь, его отношение к царю сложное, меняющееся, но всегда как бы потрясённое. Всё это отразилось в портрете Петра в эпизоде Полтавского боя.

На протяжении эпизода из восьми строк троекратно повторяется один и тот же мотив: «свыше вдохновенный», «За дело, с Богом!», «Божия гроза».

Мотив присутствия Бога как бы охватывает весь эпизод; отрицательное определение «ужасен», окружённое положительными, светится, как тёмная луна, отражающая свет Солнца. Свет – тоже «признак Бога»; и даже «ужасное» оборачивается у Пушкина возможностью «прекрасного», когда человек ведом Богом и идёт за Богом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)