Культура  ->  Литература  | Автор: Рыжкова И. В. | Добавлено: 2015-02-26

Мифология народов мира

В мифологии многих народов мира есть предания и сказания о русалках, сиренах, леших, сатирах, наядах и других экзотических существах. В древности на Руси русалки были вполне обычным явлением. В старинных книгах описывается поведение русалок, места их обитания, внешний вид и методы, которыми они пользуются для общения с людьми. Героинями некоторых произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и других авторов являются русалки. Рассказывают, что, будучи молодым, Иван Сергеевич Тургенев однажды купался в небольшой речке, где повстречался со страшным существом, по описанию напоминавшем русалку. Русалка преследовала его, когда писатель пытался убежать от нее. Она отстала лишь тогда, когда молодой пастух отогнал ее кнутом. Через несколько лет Тургенев поведал эту историю Мопассану и Флоберу. Впоследствии Мопассан описал эту встречу в новелле "Ужас".

Обычно русалки появляются в четверг, после Троицы. В древности, жители в эти дни не выходили на рыбалку и не купались (Русалочья неделя). Очевидцы рассказывают, что русалки похищают в деревенских банях гребни и расчесывают ими свои длинные волосы. В Америке их называют "Пери". В Грузии – "Каджи". Есть свидетельство, что лесная женщина, покрытая волосами, жила в одной деревне. У нее было много детей от жителей деревни. Потомки Каджи до сих пор живут в Аджарии. В Чувашии их называют "Ар-сурри", в Иране – "Алмасты", у славян – это "Дивы". Молодые русалки очень привлекательны. Старея, они становятся страшными, и их называют Кикиморами. Обычно русалки заманивают мужчин в болота, реки, озера, вступают с ними в связь, затем защекочивают и топят их. Некоторым мужчинам удавалось сбежать, и они рассказывали о поведении русалок. В 1952 году в Западной Сибири, в Лесном озере, купался парень. Вдруг рядом с ним вынырнула русалка. Вот что он рассказывает: "Она подняла голову с длинными черными волосами, на меня глянули ее большие синие глаза, она с улыбкой протянула ко мне руки". Испугавшись, парень поплыл к берегу, где ему помогла вылезть из воды его жена, оставшаяся на берегу. Русалка схватила ее платок и, расхохотавшись, ушла под воду. Старожилы этих мест часто встречают в озере русалок, а сами в нем не купаются. В качестве примера ниже приводятся рассказы о русалках.

Подобные мифологические рассказы в народе принято называть «быличками» от слова «быль». Они имеют свои структурные и тематические особенности. О быличках говорилось в предыдущей работе «Основные образы в мифологических рассказах» (Фестиваль «Портфолио 2007\2008»). В новом исследовании хотелось бы проследить использование образа русалки и его интерпретацию в произведениях художественной литературы XIX века.

Очень многие писатели и поэты использовали образ водяной девы в своих трудах. Чем же этот образ так привлекателен? Думается, что все дело заключается в некоей двойственности восприятия русалки, двоякости трактовки образа этого мифологического существа. В некоторых преданиях мы встречаемся с тем, что русалка – старая, безобразная женщина. Но чаще всего в нашем представлении возникает образ холодной красавицы с длинными волосами, сияющим взором и нежным голосом. Какая же она на самом деле? Вот уже вопрос, на который нет ответа. Но ведь главное противоречие заключается не в этом, а, скорее, в том, что перед нами женщина-загадка, а загадки нужны для того, чтобы их разгадывать. Красива, но холодна; притягательна, желанна, но опасна. Поддаться искушению или бежать без оглядки? Таинственное и, на первый взгляд, хрупкое существо другого мира – оно причинит нам вред или мы невольно помешаем его спокойному существованию? Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые художники слова пытались найти ответ.

Особое место образ русалки занимает в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, который не раз воссоздавал этот образ в своих бессмертных творениях.

На разных этапах его жизни оараз русалки воспринимаетсч и трРктуеЀся им по-раЗному. В балладе «РЃсалочка», напИсайной в 1819 году (Пушкину тогда было 20 лет), щтоB персонаж Юбладает чертами фолшклорной русалки – привЫекательна, таинственна, Ѝо оЇень опасна. «е;а, как ранний сЕег хогмов…»; «чу4ная дева»; «прелестма а бледна» % она и п6чвляЕтся в рамкаЅ такобо6е тАинственНого пЕйзажа Во врдмЎ разгуЛа нечисти, еоЇью (ªДубЀавы делались чернеб, Тсман наФ озЕроЬ клу1ился, И красйый МеAяц в облаках Тахомфко по неау катилсO»). Рур0ккР ювляется «запретнЋм ЯлодоЬ» для влавного героя ‑ мОнаEа, иркЃрает егк, манат за сОбой. ЌонАх поддаеЂся исктшению, и за это герой наказан.

В стихотворении 1826 Года Пушкин ристет русалку-аозлюблХйнЁц$ котОрач ТОсприБиМаХтся лирШчбскиД героЕм иак любимая и любящая женщиЭа. «ЎЮутана зЕлднKми власРии»; Šу стройных ног, как пена, белых»; «5ё глаза то меркнут, тЮ блисЂают, как на неае мерцающие звезды»; «но сколь пронзительно сах синих уст орохладмое лобзанье бХз дыханья, томительно и сладко»; «игривые персты»; «А речь её… какие звуки могут сравниться с ней – младенца первый лепет, журчанье вод, иль майский шум небес, иль звонкие Бояна Славля гусли». Русалка соблазняет героя, но ему это приятно, им хорошо вместе. Она не похожа на «земных» девушек, загадочна, таинственна. Герою очень хочется разгадать её. Она отвлекает его от повседневной суеты, однообразной столичной жизни. Пейзаж соответствующий - «пустынные дубровы»; «берега сих молчаливых вод»; «крутые берега».

В 1833 году (Пушкину 34 года) поэт вновь обращается к русалочьей теме. В «Песнях западных славян » есть новелла «Яныш Королевич», главный герой которой влюблен в бедную девушку, но женится на богатой. Из-за предательства любимого девушка утопилась. Как такового описания русалки здесь нет, но мы знаем, что она обычная земная девушка, наверное, красивая, раз ее полюбил королевич. Главный герой ее совсем не боится, относится к ней, как к обычному разумному человеку. Интересно то, что морская царевна вышла утром на зеленый берег Моравы («рано утром, чуть заря зарделась»). Увидев её, герой понимает, что совершил роковую ошибку в своей жизни.

На примере данной новеллы автор пытается донести до читателя мысль о том, что русалка – существо, которое когда-то было обычной девушкой, ушедшей из жизни по своей воле. Отголоски земного прошлого здесь очень хорошо просматриваются: русалка обижена и жаждет мести, а, возможно, до сих пор не простила измены, ревнует.

На протяжении всей своей жизни Пушкин не раз обращался к образу русалки. На разных этапах его жизни образ русалки меняется от образа нечистой силы, до образа бедной девушки, не нашедшей счастья на земле.

В творчестве М.Ю.Лермонтова также не раз встречается образ русалки. Он связан, в первую очередь, с образом любви. В балладе «Русалка» рассказывается о том, как русалка, плывя по реке, пела песню о неразделенной любви, о смерти возлюбленного.

Лермонтовская русалка отличается своей добротой, грустью, и является романтичной героиней. Она имеет живые человеческие черты, ей доступны переживания, грусть, тоска, любовь.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)