Общество  ->  Религия  | Автор: Никита Сидоренко | Добавлено: 2014-11-10

Что такое шаманизм

Шаманизм - особая стадия в развитии религиозных верований человечества, сложившаяся во времена, когда основными средствами жизнеобеспечения были охота, рыболовство и собирательство.

Для идеологии шаманизма характерны одушевление или олицетворение всего окружающего мира, населенного духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе , тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Духов нередко представляли в виде людей или человекообразных существ ; широко распространенный их облик - животное. Этому мировоззрению соответствуют и особенности культа, основанные на вере в необходимость иметь посредника между людьми и божествами . Задачи такого посредника многообразны: испрашивать у богов и духов благополучия и здоровья, обильного потомства людям и животным, удачи в промыслах, защиты от бед, исцеления сородичей от болезней. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Своих целей шаман достигал при содействии духов - помощников, без которых он был бессилен. Его избирали и наделяли особыми свойствами духи - покровители, благодаря ним он общался со сверхъестественными существами и посещал иные миры.

Шаману недостаточно верить в свое призвание, он должен доказать окружающим, что способен выполнять свое предназначение. Деятельность шамана - одна из социальных функций, оформившаяся в эпоху родоплеменного строя: в общении с духами и божествами он выступал как защитник и представитель своего рода. У многих народов считалось, что шаманский дар передается по наследству. Слово «шаман» впервые встречается в русских документах XVII в. Одни ученые считают его тунгусским, другие - санскритским, принесенным буддизмом. У народов Сибири существовали свои названия - саман у эвенков, тадебя у ненцев, тэтыпы у селькупов, нга у нганасан, сенинг у кетов и т.д. От тюркского названия шамана кам происходит слово «камлание» - ритуал, совершаемый шаманом. В XIX в. народы Сибири и европейского Севера верили, что вселенная состоит из трех миров: Верхнего , Среднего и Нижнего .

Небеса считались твердью, имели три слоя или более, куда шаман проникал через особые отверстия. Алтайцы верили, что верховный бог Ульгень живет на девятом, двенадцатом или пятнадцатом ярусе неба. Кеты полагали, что небо имеет семь слоев, выше которых простирается небосвод. Некоторые народы считали Солнце и Луну живыми существами. Нивхи думали, что на Луне живет женщина или, по другому варианту, собака, которая пытается съесть Луну.

Нижний мир также имел несколько ярусов. Дорогу туда знал только шаман. Нганасаны представляли подземное царство темным и холодным, селькупы и якуты думали, что там жарко. В верованиях селькупов и нанайцев важное место занимало так называемое «мировое древо», соединяющее все три мира. На «картах» вселенной, нарисованных шаманами на бубнах, реальные и фантастические миры изображены вместе.

Даже у одного и того же народа обрядовая одежда шамана представлена в разных вариантах. При всем внешнем разнообразии шаманский костюм воссоздавал образ зверя-птицы. «Железную корону», которую мог завести себе только «сильный» шаман, украшали выкованные из железа оленьи рога, иногда и фигурки птиц. Разнообразные подвески, обычно из железа, символизировали духов-помощников, а также оружие и орудия шамана. Обилие железных подвесок делало костюм тяжелым: у эвенкийских шаманов он весил более 30 кг. На шаманских костюмах некоторых народов подвески или нашивки изображали кости скелета - человеческого или звериного . Эвенки, например, считали, что на костюме символически представлен костяк самого шамана, который, подобно щиту, оберегал его от враждебных духов. Костюм включал в себя космогоническую символику, верхняя или правая его половина была связана с Верхним миром, нижняя или левая - c Нижним.

У долган сохранялись анимистические воззрения. Божества и духов они делили на три категории: невидимые существа, способные вселяться в любой объект ; духи, доброжелательные к людям ; духи, недоброжелательные к людям, обитающие в подземном мире . У шаманов костюм и бубен были якутского типа. Как и у соседних самодийских народов, долганские шаманы различались по уровню владения магическим мастерством: «певцы-врачеватели» , не имевшие костюма с погремушками и бубна; «шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира» ; «шаман, имеющий удила» , т.е. обладающий комплектом ритуальных атрибутов. Как у эвенков и якутов, шаманы долган могли быть «мелкими, слабыми» , «средними» и «великими» избранниками духов. Народ почитал семейных и охотничьих покровителей . Ими могли быть различные предметы , в которые шаман вселил духа - иччи. Наряду с этим существовала культовая деревянная скульптура.

Нганасаны верили в нгуо - добрых духов неба, солнца, земли и др., коча - духов болезней, дямады - духов - помощников шаманов, баруси - одноруких и одноглазых чудовищ. Все явления считались порождением Матери Земли , Матери Солнца , Матери Огня , Матери Воды , Матери Дерева и т.п. Почитались родовые и семейные покровители - в виде камней, скал, деревьев, антропоморфных и зооморфных фигур и т.п. У духов-покровителей испрашивали удачи на охоте, излечения от болезней и пр. Почти у каждой кочевой группы был свой шаман. Он общался с миром духов и просил обеспечить людям здоровье, счастье и благополучие. Важное место занимал праздник «чистого чума» , проводившийся после окончания полярной ночи и длившийся от 3 до 9 дней. Иногда вместо праздника «чистого чума» устраивали праздник прохождения через «каменные ворота» . В течение трех дней шаман проводил камлания, и в завершение все присутствующие трижды проходили через специально устроенный каменный коридор. Во время летнего солнцестояния проводили праздник Аны’одялы, которым руководила самая старая женщина, а молодежь в это время устраивала игры и состязания .

Религиозные верования основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я-небя - Мать Земля – старуха - покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения , чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.

По народным представлениям жизненная сущность человека проявлялась в виде крови, дыхания, тени, образа. Смерть - потеря одной из этих субстанций или же следствие вселения в тело человека вредоносных духов . Загробный мир находился на поверхности земли или под землей. Для ненцев характерны были наземные погребения. Гроб ставили на землю между вертикальными столбами, соединенными деревянными планками, или, оберегая от хищников, в ящик и клали на него бревно. Рядом с покойным помещали его орудия труда, посуду и т.п. на месте погребения убивали оленя, оставляли нарты, хорей. Однако с XIX в. под влиянием христианизации умерших стали хоронить в земле.

Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству. Камлание происходило в чуме шамана. В настоящее время его одежда с подвесками и железной «короной» на голове сохранилась только на Енисее. У каждого шамана был особый набор культовых предметов: изображения духов-помощников и ездовых животных, а также бубен с рукоятью на внутренней стороне и колотушкой. Свои атрибуты он хранил на специальных священных нартах.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)