Культура  ->  Литература  | Автор: Маннапова Зульфия | Добавлено: 2015-03-06

Гарри Поттер и Классика

Что ответит современный человек, если спросить у него, что такое классическая литература? Он назовет имена Пушкина и Достоевского, вспомнит «Войну и мир», а еще скажет, что классика – это крупные произведения, признанные во всем мире. И все это верно. Классика в той или иной степени знакома каждому человеку, но мало кто задумывался над тем, сколько осуждения, критики и непонимания выпало на долю писателей, прежде чем их произведения были признаны в литературе. Об этом моя работа, и показать нелегкий путь великих книг я хочу на примере творчества британской писательницы Джоан Кетрин Роулинг, написавшей самую известную книгу нашего времени - «Гарри Поттер».

За похождениями этого молодого мага, затаив дыхание, следит почти полмира. Сам же он, став легендой при жизни, с завидным упорством выкручивается из новых опаснейших приключений. На большие экраны вышел уже пятый фильм о его учебных буднях, а на прилавках магазинов лежит заключительная книга невероятных и захватывающих приключений. Написана серия в жанре фэнтези.

ФЭНТЕЗИ (англ. phantasy букв. фантазия) - жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. В изобразительном искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом, сюрреализмом или претворяются в фантастический реализм.

Об авторе книг

Интересна судьба самой британской писательницы Джоан Роулинг, создавшей кумира нового столетия. Из бедной учительницы она превратилась в одну из самых богатых женщин мира, став звездой ярче звезд Голливуда и шоу-бизнеса. Не случайно ее жизненное кредо и неизменный девиз – вера и упрямство. Но начиналось все далеко не так сказочно.

После неудачной попытки поступить в Оксфорд Джоан пришлось идти в Университет Эксетера, где ее любимым местом стала библиотека. С дипломом филологического факультета Джоан устроилась секретарем в одну из лондонских организаций, но «самая худшая в мире секретарша», как она сама оценивает свою неудавшуюся карьеру, большую часть времени просиживала в кафе, воплощая в жизнь мечту о создании романов. Однако в конторе нужны были служащие, а не писатели, и Джоан осталась без работы. В то время Роулинг писала для собственного развлечения, даже не помышляя о карьере писателя, несерьезный, с ее точки зрения, роман о маленьком волшебнике. Ее забавляло придумывание все новых подробностей из жизни волшебников, разные типы метел и волшебных палочек, учебники по колдовству, рецепты зелий и т.д. Все это записывалось на разрозненных листочках и складывалось в коробку из-под туфель. Тогда же умерла мать Джоан, девушка хотела было вернуться в родительский дом, но неожиданно для себя узнала о женитьбе отца на собственной секретарше, и восприняла его новое супружество как предательство. Последней каплей в череде грустных событий стало ограбление квартиры: воры унесли даже несколько памятных вещей, оставшихся от матери. К счастью, коробка из-под туфель, полная набросков к «Гарри Поттеру», им не понадобилась. Правда, Джоан в то время еще не знала, что эти наброски – ее главная драгоценность. После всех этих передряг Роулинг решила, что надо резко поменять свою жизнь. Прочитав в газете объявление о наборе преподавателей английского языка для работы в Португалию, она покинула Англию. Но чарующая своим палящим солнцем и ароматными цветами Португалия не оправдала надежд, и вот разведенная мать-одиночка снова без гроша в кармане возвращается на родину. Теперь единственным источником существования было государственное пособие да те деньги, которыми время от времени помогала сестра. Теперь она снова засиживалась в маленьких кафе, где на листах из блокнота и салфетках могла писать свой роман.

На первую книгу о Гарри у Роулинг ушло пять лет, и, возможно, она никогда бы ее не закончила, если бы за издание не взялось агентство «Блумсбери». При этом глава издательства с сожалением заметил, что на детских книгах больших денег не сделаешь. Первая книга вышла в 1997 году, а в 1999 Роулинг стала миллионершей.

Гарри Поттер. У кого-то это имя заставляет быстрее биться сердце в груди, а у кого-то не вызывает никаких эмоций, но вряд ли найдется в мире человек, который бы никогда не слышал о приключениях юного волшебника.

Наверное, самой главной точкой на жизненном пути Роулинг стал вокзал Кингс-Кросс. Отсюда от платформы 93/4 отправился в школу волшебников удивительный мальчик, которого летом 1983 года придумала восемнадцатилетняя девушка, возвращавшаяся в поезде домой после неудачной попытки поступить в Оксфорд.

Главный герой книги – худой, черноволосый парнишка по имени Гарри Поттер. Внешность у него неказистая: изумрудно-зеленые глаза на худощавом лице спрятаны за круглыми очками, черты лица показывают, что он не привык смеяться, а топорщащиеся, черные, как смоль, волосы лишь дополняют его неряшливую внешность.

Именно первые тома серии наиболее «сказочны», в них образ главного героя близок к знакомым всем нам героям сказок. Часто Гарри сравнивают с Золушкой Шарля Перро – ведь жизнь Гарри нельзя назвать счастливой: после трагической гибели родителей он вынужден был жить у тети и дяди, которые ненавидели все, связанное с магией, и вдвойне ненавидели Гарри за то, что он волшебник, держали его вместо прислуги и заставляли жить в чулане. Мальчик привыкает обходиться малым, учится видеть радости, недоступные людям, окутанным суетой, чувствует красоту природы вокруг, даже если его «природа» ограничена одной и той же картиной за окном. Тяжелая жизнь сделала его болезненным и угловатым на вид, но в то же время наделила многими важными для человека качествами, такими как терпимость, честность, порядочность.

Гарри растет в мире, где необычайные способности отличают его от других людей, и в этом мире герой чувствует себя изгоем. Однако однажды Гарри получает письмо, из которого узнает, что он – волшебник и что есть целый мир волшебников. А не напоминает ли вам герой Роулинг Гадкого Утенка Ганса Христиана Андерсена? Но в отличие от героя детской сказки Гарри не прячется ото всех, его жизнь – это борьба. Счастье не приходит само, его нужно заслужить, и юный волшебник доказывает это на своем опыте.

Автор книги все время убеждает нас в том, что свою жизнь мы делаем сами, и какой она будет, зависит только от нас. Каждая книга – это победа Гарри Поттера над собой, это путь к счастью, преодоление своих ошибок, заблуждений, победа над своими страхами и недостатками.

  • 1 книга «Гарри Поттер и философский камень» – осознание собственной силы, первое столкновение со злом, победа благодаря собственной отваге и вере в дружбу – невозможно никого победить без верных друзей. Гарри получает волшебную палочку, но в то же время понимает, что главная сила - далеко не в волшебстве. В чем?.. Ему еще предстоит разобраться.
  • 2 книга «Гарри Поттер и Тайная комната» - цель не должна оправдывать средства, не должно быть победы любой ценой, главное - оставаться человеком. Выдержав насмешки и обвинения, он спасает сестру друга и не бежит от своего злейшего врага, а вступает с ним в схватку. Не боясь жертвовать собой, Гарри снова побеждает.
  • 3 книга «Гарри Поттер и Узник Азкабана» - нет преград, которые не сможет преодолеть человек, ничто не может быть сильнее любви, доброты, счастливых воспоминаний. Человек не должен забывать обид, но должен уметь прощать, поэтому Гарри не позволяет убить предателя, из-за которого погибли его отец и мать, так как не хочет, чтобы лучшие друзья его родителей стали убийцами.
  • 4 книга «Гарри Поттер и Кубок Огня» - к сожалению, не бывает победы без потерь, и взросление часто бывает болезненным, взрослый мир жесток, а зло не щадит никого.
  • 5 книга «Гарри Поттер и Орден Феникса» - Гарри узнает о существовании пророчества, из-за которого Волан-де-Морт и хотел убить его пятнадцать лет назад.
  • 6 книга «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» - сказка заканчивается, впервые главный герой задумывается над разницей между легким и правильным и, выбирая правильное, навсегда чувствует себя отрезанным от мира. Но вновь вера в дружбу спасает его – он не один; хоть бремя тяжело, друзья не позволяют герою нести его одному.
  • 7, заключительная, книга «Гарри Поттер и Дары Смерти» - Гарри наконец находит силу, самую могущественную из всех, что есть на земле; находит ее в себе самом, как когда-то нашла ее его мать, пожертвовав собой, чтобы спасти сына. Поверив в эту силу, герой обретает бессмертие, но не то, за которым гнался его главный враг – Гарри обретает бессмертие в сердцах всех людей, ради спасения которых он жертвует собой… и побеждает саму смерть.

Вместе с героем книг мы учимся понимать, что страх можно победить смехом, что нужно уметь видеть хорошее и доброе в том, что тебя окружает, что никогда не нужно отчаиваться, а, преодолевая трудности, идти вперед.

Церковь и церковная критика

Во все времена книги, вызывающие бурную реакцию среди читателей, подвергались всесторонней критике. К самым суровым критикам, безусловно, относится Церковь. Как правило, мнение ее сторонников бывает неоднозначно. Классических произведений, оказавшихся под рассмотрением Церкви, можно назвать немало. Пожалуй, самым ярким примером является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», знакомый читателям всего мира.

Главное обвинение роману Булгакова таково: строки пропитаны сатанизмом и черной магией. Однако сложно говорить об антихристианских мотивах в романе, где философия Иешуа Га-Норци, являющегося, во многом, прототипом Христа, противопоставляется понятиям о смысле существования Воланда, сатаны, ведь идеи равенства и справедливости Иешуа, безусловно, более выигрышны, чем убеждения дьявола о мелочности людей. За все годы существования романа гораздо большим людям он дал веру в любовь и справедливость, чем в силу зла и дьявола.

Но обвинения не заканчиваются на этом, церковь спорит по поводу романа до сих пор. Так происходит с «Гарри Поттером».

В чем же обвиняют церковники роман Роулинг? Главное обвинение то же, что было предъявлено бессмертному произведению М.А. Булгакова: писательница пропагандирует черную магию, чтение ее романов ведет к сатанизму и преданию истинной религии. Своим первым доводом они приводят то, что цикл романов о юном волшебнике был высочайше оценен мировым вождем сатанистов Алексом Кроули. Данное же обвинение является самым необоснованным. Во-первых, пропаганды сатанизма или антихристианских мотивов в книге нет. Если быть точнее, в книге вообще нет никаких религиозных мотивов, кроме факта празднования Пасхи и Рождества (но вряд ли это можно засчитать за антихристианские мотивы). Во-вторых, Александр Кроули (Александр – христианское имя; в сатанизме он взял себе имя Алистер) действительно мировой вождь сатанистов. Но он умер в 1947 году – за 50 с лишним лет до появления обсуждаемых в настоящей работе книг.

Говоря о критике Церкви, нельзя не вспомнить еще одно великое произведение – поэму «Двенадцать» А.Блока. Появление образа Христа в конце произведения можно объяснять по-разному, однако мне наиболее близка такая точка зрения: Иисус появляется для того, чтобы вновь принять на себя все грехи, которые вершат люди ради своих целей, и спасти этим их души. Можно провести параллель между этим произведением, Библией и романом Роулинг, в заключительной части которой главный герой сдается своему врагу, не боясь смерти, с целью спасти тех, кто в него верит, пожертвовав своей жизнью, как сделал, по Библии, Иисус Христос. Книжки про Гарри Поттера дают церковному педагогу повод поговорить с детьми о главном – не о праздничных тропарях и не о символическом значении какого-нибудь церковного предмета, а о том, от чего и как нас спас Христос.

Можно много спорить о том, совместимо ли вообще христианство с магией. Однако в данном вопросе спорящему необходимо прежде всего строго определить для себя, что он считает магией. Волшебство, которое использует Гарри Поттер – сказочно, оно не идет от злых духов или от сатаны. На самом деле истинная магия, с помощью которой главному герою удается противостоять злу – это те силы, которые живут в каждом человеке.

Да, автор убеждает, что волшебники – мы все, но под волшебством она подразумевает такие человеческие ценности, как дружба и любовь, без которых невозможна наша жизнь. Верные друзья – самая большая ценность главного героя, ведь, по сути, без них он никогда не смог бы добиться всех своих побед и вынести горьких поражений.

…в отделе тайн, в Министерстве Магии, есть комнатка, которую всегда держат запертой, - сказал Дамблдор. – В ней хранится сила, одновременно более чудесная и более ужасная, чем смерть, чем человеческий разум, чем силы природы. Пожалуй, она еще и самая загадочная из всех сокровищ, что там хранятся. Именно этой силой ты, Гарри, обладаешь в достатке, а Волан-де-Морт, наоборот, вовсе ее лишен. Имя этой спасительной силы – любовь.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)