Культура  ->  Литература  | Автор: Королева Анастасия | Добавлено: 2015-03-17

Что такое постмодернизм

Литература- это один из самых моих любимых предметов. Меня с детства приучили любить классиков: А. С. Пушкина, написавшего «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку», «Медный всадник»; М. Ю. Лермонтова и его замечательные произведения: «Герои нашего времени», «Княгиня Лиговская»; Н. В. Гоголя с его «Мертвыми душами», «Миргородом», «Вечерами на хуторе близ Диканьки»; и, конечно, же Л. Н. Толстого, с его гениальными творениями: «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина». Я много раз перечитывала произведения этих писателей. Большинство из них запали мне глубоко в душу. Но я люблю не только прозу, но и поэзию: Фета, Тютчева, Некрасова, Бунина.

Что же касается литературы постмодернизма, то это направление для меня новое. Хотя мы в школе изучали несколько таких произведений, я раньше не очень ими интересовалась. Я привыкла к тому, что классики учат нас, как относиться к жизни, что нужно делать в той или иной ситуации, что хорошо, а что плохо. В постмодернизме ничего не объясняется, не прослеживается авторское отношение, да и для понимания и восприятия эти тексты очень сложные.

Чтобы стать хорошим читателем, чтобы ты сам мог считать себя таким, и окружающие могли бы тебя таковым воспринимать, необходимо иметь определенное литературное образование, которое бы помогло понимать литературные произведения разных направлений. Прежде чем читать и разбирать какой-либо рассказ, повесть, поэму или даже сказку, нужно познакомиться с творчеством этого автора, с его биографий. Также желательно изучить устои, нравы, обычаи тех времен, когда было написано произведение. Без этого очень трудно понять смысл художественного текста, невозможно понять авторскую идею: для чего он вообще написал это произведение.

Если говорить об изучении классики и литературы последних десятилетий в школе, то, безусловно, современную литературу и современных авторов мы практически не знаем. Большинство художественных текстов печатается в «толстых» журналах, которые отсутствуют в школьных библиотеках, да и количество часов на уроки внеклассного чтения и современной литературы очень ограничено. Но ведь именно произведения последних десятилетий и дают понять нашему читателю, что русская литература - живое развивающее явление. Например, в современных произведениях по-новому строятся взаимоотношения писателя и читателя. Если в литературе Х1Х, середины ХХ века почти всегда авторы чётко выражали свою позицию, в современных произведениях это отсутствует. В другом ракурсе смотрят на «вечные мотивы и темы» и сами авторы.

Я надеюсь, что благодаря современной литературе, мы начинаем лучше чувствовать живую связь между старыми и новыми книгами, а также начинаем понимать, что литература - это не памятник культуры, но явление дружественное, противоречивое, влекущее к себе, живое.

Начиная с 70-х годов, радикальное изменение культурной ситуации отразилось в появлении и всё более широком использовании понятия «постмодернизма». Сегодня современная русская литература немыслима без него. В наиболее широком значении это обобщающее понятие, указывающее на перемены, которые произошли в сознании человечества и в значительной степени – в самом мире во второй половине ХХ века. В этом смысле постмодернизм – эвристическое понятие, поисковый термин, применяемый для анализа явлений, отличающих нашу эпоху, таких как кризис прогрессивного мышления, разочарование в идеях, осознание угрозы самоуничтожения человечества.

Знакомство с лучшими образцами русского постмодернизма необходимо. Важно иметь представление о современной культурной ситуации, чтобы вписаться в сегодняшний непростой мир. Этому должно способствовать изучение современной литературы, выражающей определённый способ мышления, системы ценностей современного общества. Размышление над сегодняшней литературой способствует самовыражению, так как мы сами являемся частью современной культуры. Отсутствие общепринятой «правильной» оценки современного искусства побуждает нас, читателей, отстаивать собственную независимую позицию, вырабатывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. У меня современная литература вызывает живой, непосредственный интерес. Вероятно, близость мироощущения или, наоборот, новизну и необычность, в отличие от традиционной классической литературы, преподаваемой в школе, не позволяет нам оставаться равнодушными, заставляет горячо обсуждать прочитанное, спорить, размышлять.

«Одно из свойств современной литературы – её недооценочность: писатель никогда не делает окончательных выводов, не судит своих героев, оставляет читателю возможность собственного суждения, собственного выбора. В современной литературе привлекает прежде всего то, что автор не учит своих читателей, но остаётся с ним наравне, не даёт полезных советов. Не читает моралей, он просто рассказывает».

Что такое постмодернизм?

Первое, что бросается в глаза – это иноязычная приставка «пост», переводимая как «после». Таким образом, постмодернизм можно рассматривать как - то, что идёт после модернизма, то есть явление, следующее за модернистским искусством, в какой - то мере отличное от него, но обладающее и общими характеристиками, что подчеркивает своё название.

В целом это направление характеризуется рядом принципов.

  • Множественность истины. Факт, что постмодернизм не имеет одного чёткого определения, свидетельствует о том, что это явление, постоянно стремящееся к множественности, разнообразию. В качестве примера можно вспомнить притчу о мудреце, к которому на суд пришли две женщины. Они обвиняли друг друга в воровстве, и каждой из них мудрец сказал: «Ты права. Когда возмущённый зритель воскликнул: «Как же это может быть? Они утверждают совершенно противоположные вещи и не могут быть правы одновременно!» мудрец улыбнулся ему и сказал: «И ты тоже прав». Современное постмодернистское искусство как раз и отражает эту парадоксальную ситуацию. Как повествует И. С. Скоропанова: «Постмодернисты стремятся показать реальную многоликость истин, множественность её смыслов». «Абсолютной истины быть не может, и вообще очень сложно отдать предпочтение чему-либо перед чем-то иным; каждая религия, система идей, суеверий, любой образ жизни и поведения, вкусов и пристрастий, высокий стиль – равноценны и равноистинны (ибо единой истины нет)». Долгое время господствующая коммунистическая идеология «уберегала» нас от духовных проблем века. В последние два десятилетия эта защитная скорлупа оказалась пробита, духовные веяния овладели сознанием людей. И в России начинают осознавать множественность истин.
  • Особенностью постмодернизма является то, что он итожит накопления всех культурных эпох, подвергая в то же время их ценности сомнению, создавая из цитат, ссылок на чужие образы свой собственный, уникальный текст, обладающий особым замыслом и композицией. Постмодернизм по сути своей не сводим к использованию легко заменяемых декораций. Напротив, он требует, чтобы отдельные цитаты не звучали подобно словесным отрывкам, но наглядно представляли логику и специфические возможности того или иного используемого языка. Создавать что-то новое в духовной сфере можно лишь из осколков прошлого, используя различные фрагменты мировой культуры, совмещая самые разные пласты и явления в новых неожиданных комбинациях. Когда мы начинаем анализировать тексты постмодернизма, то постепенно приходим к пониманию того, что «не так уж всё просто, как кажется с первого взгляда. И дело здесь не «в могу – не могу», а в целостном взгляде на мир, в постановке вопроса: «А о чём это?» Опыт исследования постмодернистской русской литературы 1990 – 2000 годов настраивает читателя на обострённое восприятие современного искусства, активизирует интерес к самостоятельному анализу произведений и, что не менее важно, пробуждает самосознание. Лев Гумилёв констатировал: «…всякое новаторское искусство, если оно не выражает нового мироощущения, не искусство, а балаган. О постмодернизме потому-то и можно, и нужно говорить всерьёз, что он выражает новое мироощущение, сформировавшееся в последней трети ХХ века в сознании очень многих людей». В-третьих, в текстах постмодернизма действительность непознаваемая, её бытие и смысл имеют ту же реальность и ценность, что миражи, фантазии, миры. создаваемые воображением каждого из нас. Павший прежде целостный мир, основывавшийся на каких-то общих принципах, раскололся на множество различных миров, ничем не связанных между собой (теоретически каждый субъект на Земле живёт в своём свободном мире). Реальность строится по законам художественного текста (мир – это большой текст).
  • Явная, тонкая, скрытая ирония являются наиболее характерным его признаком.
  • Другая характерная черта – внутренняя противоречивость текста, заранее запрограммированная невозможность прочитать его в одном, определённом смысле. «Мир есть хаотическое сочетание фрагментов, а поэтому произведение зачастую представляет собой сочетание отрывков разрозненных писем, воспоминаний или дневниковых записей. Из всех этих сочетаний родится новый смысл, а может, и нет – главное для автора не в этом, а в том неуловимом, что называется стиль, чтобы вызвать эстетическое наслаждение читателя». Прежде чем начать интерпретацию рассказов Н. Садур «Сом – с – усом» и «Запрещено – все», литературы постмодернизма, необходимо остановится ещё на одном, чрезвычайно важном моменте. Предположим, человек разделяет все те основные постулаты постмодернистского мироощущения, о котором шла речь выше. Но далее возможны два совершенно разных отношения к этому литературному направлению и две различные модели поведения современного читателя.

Первое – радостная эйфория: наконец-то свобода от любых ценностей, высших истин и идеологий, все жанры, все стили равноценны. Вот, что повествует об этом французский исследователь Ж. Ф. Льотер: «…постмодернизм хотя и трогается с места там, где первое условие – кончается время целого, но распускает свои паруса лишь в том случае условие второе, если позитивная оборотная сторона этого раскрепощения познаётся и схватывается как счастливый случай». В отечественной духовной традиции испытывать радостные ощущения от распада целостного миро едва ли возможно, поэтому у нас преобладающее настроение в постмодернистском искусстве – трагизм или странное желание удержать распавшиеся фрагменты мира, хотя бы скрепив их собственной кровью. И последнее: возможно ли в русле постмодернизма создание подлинных литературных шедевров? Постмодернизм реально существует и будет ещё какое-то время существовать; это направление, пожалуй, наиболее адекватно современному состоянию человеческого сознания и таит в себе немалые интересные потенциальные возможности. Когда же сознание людей вновь обратится к высшим духовным реалиям, что обязательно и весьма скоро произойдёт – наступит время для другой литературы, которая будет существовать и с постмодернизмом, и с иными направлениями.

Интерпретация рассказа Нины Садур «Сом - с - усом».

Попытавшись проинтерпретировать этот рассказ, невольно замечаешь, что название написано через дефис. Так пишутся названия некоторых городов, фамилий. Я считая, что тем самым автор нам хочет показать уникальность этого животного, его особенность. Мы можем предположить, что автор приравнивает сома к человеку. Сом – удивительное животное. Сома некоторые сравнивают с человеком и считают его умным существом. Но, несмотря на это, сомы считаются деликатесом, и многие люди отлавливают их и с удовольствием употребляют в пищу.

О соме нельзя говорить, не упомянув об его замечательных усах. Когда он ими шевелит, то кажется, будто в его голове идет бурная мыслительная деятельность, он о чем-то размышляет, думает…В самом начале рассказа мы видим молодую продавщицу, которая торгует живыми сомами. Но она не похожа на обычных продавцов, которые занимаются только своим делом и не обращают внимания на товар. Очень интересный факт: она была похожа, как указывает нам автор, на доктора в белом халате. От нее шла такая же прохлада. Действительно, она похожа на медсестричку, которая должна спасать чьи - то жизни. Я считаю, что автор неслучайно сравнивает ее с доктором, потому что она, хочет помочь этому сому, её интересует его судьба. Там мы видим: «Сама молодая, она непроизвольно потянулась к нему, молодому, руки сами его выбрали – прикоснуться». Молодую продавщицу привлек именно этот сом, он выделялся среди других. Для него была велика жажда жизни, он хотел покинуть этот ужасный мир и вернуться в свою родную стихию, в воду. Только там он чувствовал себя в безопасности, только там он был свободен: он может, зарывшись в ил, наблюдать за людьми, но наблюдать из своего мира. Пока люди находятся на суше, а он в воде, сом ощущает себя равным с ними, а на земле, конечно же, люди сильнее, их жизнь намного дороже, чем жизнь обычного сома - с - усом, и поэтому нужно биться, биться изо всех сил, чтобы выбраться на свободу.

По моему мнению, здесь можно проследить один из признаков постмодернизма, а точнее тонкую скрытую иронию автора. Ведь у сома практически нет шансов выбраться на свободу, он не в состоянии справиться с людьми в их мире, то есть на суше. Но даже если сом сможет вырваться из нежных, но цепких рук продавщицы, то он будет все равно обречен на смерть под колесами автомобиля или просто исцарапается брюхом о стекла, камни, валяющиеся на дороге. Скорее всего, он даже не доползет до воды. Но, несмотря на это, автор все равно детально показывает, как сом борется, не подчиняется продавщице, которая нежно, но решительно сдавливает его, тем самым показывая свое превосходство: «…он на миг замирал - послушать, а она наклонялась над ним лицом неясным, светловатым и шептала, чтоб не трепыхался, дался взвеситься». Молодая продавщица пытается общаться с сомом, как с человеком, успокаивает его, и ей это удается. В этом эпизоде мы видим превосходство продавщицы над животным. Качества, которые помогли продавщице побороть сома: нежность, ласка, решительность, твердость характера. Она общается с сомом на равных. Сразу же возникает вопрос: почему она ведет себя с сомом, как с человеком, заслуживающим внимания? По- моему мнения, потому что именно этот сом - с - усом уникален. Если другие сомы, лежащие на прилавке, уже свыклись со своей участью: что им суждено умереть, они уже выглядят мертвыми, то этот сом еще борется за свою свободу. Но когда он подчинился, продавщица сразу же потеряла к нему интерес, он больше не привлекал ее, он стал таким же, как и другие сомы, он стал продуктом, товаром.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)