Культура  ->  Музеи  | Автор: Лидия Власова | Добавлено: 2014-10-24

Экскурсия по архитектурно-парковому ансамблю Царицыно

Архитектурно-парковый ансамбль Царицыно - примечательный памятник истории и культуры XVIII-XIX веков. Построенный в стиле неоготики, он предназначался для подмосковной резиденции Екатерины II.

Когда-то на месте Царицыно находилось село Черная Грязь, принадлежавшее князьям Кантемирам. Современное название усадьба получила в 1775 году, когда была куплена у прежних владельцев Екатериной II. В 1776-1785 годах в усадьбе с размахом велось строительство по проекту архитектора В. Баженова. В 1779-1782 годах были построены два дворца, которые соединяла галерея с ажурной аркой ворот; в 1784-1785 годах - Большой Кавалерский корпус и Хлебный дом. Одновременно с постройкой дворцов и павильонов был разбит пейзажный парк. Здания, построенные в готическом стиле, отличались эффектным сочетанием красной кирпичной кладки с белокаменными цоколями и декоративными деталями.

Однако работа Баженова не пришлась по вкусу царственной заказчице: помимо всего остального, Екатерину возмутило обилие в декоре масонских символов - и архитектор был отстранен. Продолжать строительство поручили М. Казакову. В 1797 году, через год после смерти Екатерины, строительные работы в усадьбе полностью прекратились.

В 19 веке Царицыно перешло к Удельному ведомству и стало местом массовых народных гуляний. Среди павильонов, сохранившихся до наших дней, - галерея “Миловид” с колоннами тосканского ордера, построенная в 1804 году архитектором И. Еготовым, купольный павильон “Нерасстанкино” и восьмиколонная беседка “Золотой сноп” (”Храм Цереры”).

В 1860 году Дворцовое ведомство объявило о продаже Царицыно под снос, однако усадьбе удалось избежать окончательного разрушения. В 1926 году усадьба была передана в ведение Главнауки, а через год был открыт музей “Царицыно”. После Великой Отечественной войны были проведены восстановительные работы в парке и реконструированы парковые павильоны XIX века.

В 1984 году в Царицыно открылся Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, а в 1993 году был создан Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник “Царицыно”. Это самый большой по площади из всех музеев-заповедников Москвы.

В настоящее время в усадьбе ведется реставрация, которая началась осенью 2005-го года. Была проведена очистка прудов, а на месте промзоны, находившейся между станцией метро «Царицыно» и прудами, была разбита прогулочная территория с клумбами и фонарями. К сентябрю 2006-го года отреставрирован Хлебный дом, в котором уже принимаются первые посетители и проводятся выставки. Работы по реставрации, которые планируется завершить осенью 2007-го года, коснуться большинства строений на территории усадьбы, а кульминацией станет восстановление, наверное, самых известных исторических руин России — Большого дворца. Следует отметить, что, несмотря на восстановительные работы, в усадьбе проводятся экскурсии, а количество посетителей не только не уменьшилось, но и увеличивается с каждым днём. Сегодня для проведения выставок используются Оперный дом, Малый Дворец и Второй Кавалерский корпус.

Малый дворец

В 1803 – 1804 годах, когда Царицыно стало для публики, Малый дворец был перепланирован и его сдали в аренду. Но спустя некоторое время, дворец разрушался, и к середине XX века от него почти ничего не осталось. Но в 1987 – 1996 годах его восстановили и открыли как выставочный зал музея-заповедника.

Главный фасад обладает осевой симметрией относительно центрального окна, также осевая симметрия присутствует в самих окнах. Для украшения фасада использованы бордюры, основанные на комбинировании зеркальных отражений. Такие бордюры имеют наряду с продольной также поперечные оси симметрии.

Средний дворец ("Оперный дом")

К середине XX века дворец разрушался, от него остались только разрушенные стены. Но после реставрации 1988 – 1996 годах и до 2006 года дворец использовался как главный концертный и выставочный зал музея-заповедника.

В архитектурном убранстве Оперного дома используются элементы с выдержанной осевой симметрией и различными бордюрами.

Первый Кавалерский корпус

Во второй половине XIX - начале ХХ века разрушившийся Первый Кавалерский корпус стали сдавать под дачи. После реставрации 1992 - 1995 гг. зданию возвращены его первоначальный облик и планировка.

Второй Кавалерский корпус("Восьмигранник")

На протяжения полутора столетий ветшавшему зданию не было найдено достойного применения. Но после реставрации, завершенной в 1994 году, во Втором Кавалерском корпусе была открыта первая экспозиция, знакомившая с основными художественными коллекциями музея.

Второй Кавалерский корпус, имеющий форму восьмиугольника, имеет восемь осей симметрии и один центр симметрии. Все фасады симметрично выдержаны: четкая планировка окон и колонн. Крыша украшена парапетами с колоннами.

Третий Кавалерский корпус

В 1810-х годах здание использовалось как трактир. В 1927-1937 гг. был размещен Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. После реставрации 1998-2003гг. зданию возвращен его первоначальный облик, восстановлена более полутораста лет не существовавшая башня-бельведер, центральный вход в круглый зал-ротонду со стороны церкви и замечательное декоративное убранство фасадов.

План музея – заповедника «Царицыно»

Все постройки музея – заповедника «Царицыно» выполнены в готическом стиле.

Го́тика — это период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию проникновение готики шло позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В к. 14 в. Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Готический стиль в основном проявлялся в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. В отличии от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вымперги, тимпаны и т. д.) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль.

Это направление в архитектуре напрямую связано с симметрией.

Симметрией называется одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Существует несколько видов симметрии: зеркальная, симметрия левого и правого, центрально-осевая, винтообразная и диссимметрия (небольшое отклонение от симметричности расположения основных объемов).

Желаемый эффект от восприятия симметрии в архитектурном пространстве достигается лишь в том случае, если симметричные элементы могут быть охвачены с первого взгляда. Если симметричный порядок нельзя воспринять из одной точки или с одной линии наблюдения, то охватить единство композиции, полученное благодаря равновесию частей, не удастся.

Симметричные формы могут произвести впечатление ненужной величественности и жесткой организованности. Они способны подчинить себе волю человека и стать причиной дискомфорта. Вообще четко симметричных интерьеров лучше избегать, так как они консервативны и не способны к развитию.

Асимметрия — противоположный симметрии метод организации пространства и формы. Единство является целью построения асимметричной системы в той же степени, что и симметричной, однако достигается оно иным путем. Тождество частей и их расположения заменяется зрительным равновесием. Асимметрия всегда индивидуальна.

Восприятие асимметричной композиции сложнее, чем симметричной, так как понять закономерность ее построения возможно, лишь увидев сооружение в целом. Но в этом есть свое преимущество: грамотно сделанные асимметричные интерьеры динамичны, всегда готовы к трансформациям и изменениям.

В 2005 году московское правительство приняло решение о реконструкции "Царицына" и всей прилегающей территории. На территории музея-заповедника проводились крупномасштабные работы по восстановлению архитектурно-исторических памятников, а также благоустройству парковой зоны.

За это время было восстановлено 70 объектов на площади 550 га. Среди них павильоны "Миловида", беседка "Золотой сноп", Фигурные ворота, Большой и Малый гроты, Оранжерейный и Фигурный мосты, Башня-руина. Также проведена экологическая реабилитация верхнего и среднего царицынских прудов.

Главный объект, который откроется в этом году, - Большой дворец. Согласно проекту, вся инфраструктура дворца (музейные залы, кафе, сувенирные магазины, технические помещения) расположится в подземной части между Хлебным домом и Большим дворцом, а пол в нижней части дворца оснастили стеклянными элементами, сквозь которые можно будет видеть фундамент прежнего дворца. Кроме того, более полугода назад был завершен выставочный комплекс "Хлебный дом", а 28 декабря прошлого года был открыт парадный подземный вход в Хлебный дом, по которому можно было попасть в Большой дворец.

В 2007 году благоустроено 60 га территории парка. Музей- заповедник "Царицыно" открылся для посетителей в начале сентября ко Дню города.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)