Культура  ->  Музеи  | Автор: Часовская Светлана Михайловна | Добавлено: 2015-02-25

Скульптура Кенигсберга

Истинным украшением старого Кенигсберга были различные произведения скульптурного искусства, которые можно было увидеть на улицах и в общественных зданиях .

Ценнейшие памятники и монументы размещались на площадях, в парках и скверах Кенигсберга, придавая ему вид огромного музея скульптуры под открытым небом.

В средневековом Кенигсберге скульптурные изображения, как это было принято в католических странах, украшали кирхи, а также произведения скульптуры включались в интерьер общественных зданий .

Герцог Альбрехт поощрял развитие искусств и приглашал в Кенигсберг знаменитых художников. Среди них был Я. Бинк, который создал богато украшенную эпитафию супруги герцога Доротеи в Кафедральном соборе. Эти произведения скульптуры, как и некоторые другие, находящиеся там же в соборе, сохранились до наших дней.

В начале 20 века кенигсбергские скульпторы обратились к жанровым сценам: на берегу Верхнего озера были установлены четыре фигуры морских зверей, которые сохранились и поныне. Тогда же стали украшать скульптурами здания, в том числе и жилые.

До наших дней дошло около тридцати скульптур и рельефных украшений фасадов зданий, авторами которых являются немецкие скульпторы. Среди них: памятник Герману Клаасу (скульптор В. Резенберг, 1913г.) в Калининградском зоопарке, фонтанная группа «Борющиеся зубры» (скульптор А.Гауль, 1911г.) перед зданием КГТУ пр. Мира, горельеф «Каменотес» на фасаде Дома техники (скульптор Г.Брахерт, 1924г.) на ул. Профессора Баранова и др.

Самым известным произведением скульптуры, из дошедших до нас с довоенного времени памятников, является гробница Иммануила Канта, автор которой, архитектор Ф.Ларс очень известен и своими другими архитектурными произведениями. Мавзолей сооружен в 1924г к 200-летнему юбилею философа у северо-восточной части Кафедрального собора. К сожалению, большинство памятников, имевшихся в Кенигсберге, оказались утраченными в годы войны. В 1946г. под охрану государства были взяты всего два памятника – могила (Мавзолей) Канта и памятник Шиллеру.

Из истории Кенигсбергской Академии художеств

Памятники искусства отражают богатое культурное наследие нашего города. Большая часть из них – сохранившаяся до наших дней городская скульптура Кенигсберга. Авторами многих работ были преподаватели и студенты Кенигсбергской академии искусств.

Кенигсбергская академия художеств была создана в 1841г. по инициативе обер-президента провинции Восточная Пруссия Теодора фон Шона и профессора Кенигсбергского университета Эрнста Августа фон Хагена.

В 1881 г. в академии был открыт класс скульптуры, первым преподавателем которого стал Иоганн Фридрих Ройш. Его величественными работами (памятниками и скульптурами) были украшены ансамбль Королевского замка, и фасады многих административных зданий Кенигсберга того времени. К сожалению, до наших дней они не сохранились. В 1907г. преемником Ройша на месте руководителя класса скульпторов академии стал профессор Станислаус Кауэр.

К началу 20 века Академия художеств не могла больше расширяться из-за большой тесноты, и администрация города предоставила академии строительную площадку в Ратсхофе.

В начале были сомнения в связи с большой удаленностью академии от центра города. Однако, вскоре были замечены и определенные преимущества чудесного открытого ландшафта, растянувшегося от улицы Росслинден (Бассейная) на восток и проходившего через ниже расположенный ручей до Дюрерштрассе (Лесопарковой). Чтобы привязать профессоров академии к Кенигсбергу предполагалось рядом с главным зданием и по Дюрерштрассе возвести отдельно стоящие дома с собственными мастерскими.

Здание Академии

Архитектор Фридрих Ларс, скульптор Станислав Кауэр. Строительство начато в 1910 году, окончено в 1919 г., выезд в 1916 г.

Строгость фронтальной стороны не повторяется на обратной стороне (обращенной к саду), здесь выдаются два боковых флигеля, соединяя пространство между собой в одну террасу в форме двора. Широкий холл открывается к саду большими и высокими окнами и четко разделяется пилястрами и колоннами. Сбоку две широкие лестницы ведут к коридорам второго этажа. Отдельные помещения для работы на обоих этажах имеют формы и размеры классных комнат (поэтому стало возможным нынешнее использование здания под школу) и расположены по северной стороне, что необходимо для художественных ателье и является недостатком для школьных классов. В освоенном чердачном помещении были мастерские учеников и помещения для собраний. В восточном боковом флигеле располагался актовый зал, используемый не только для праздничных целей, но и для выставок. В западном боковом флигеле внизу располагалась аудитория, а вверху помещение для работы с гипсом.

Выдающиеся творческие деятели Академии

Фридрих Ларс (1880 – 1964) Родившийся в Кенигсберге Фридрих Ларс посещал Реальную гимназию в Лебенихте, потом учился в Высшей школе в Берлине - Шарлоттенбурге, сдал с отличием экзамен и стал правительственным руководителем строительства. В 1906 г он получил премию Шенкеля. В 1908 г вернулся в Кенигсберг, где возглавил кафедру архитектуры в Академии искусств, став в 1911 г там профессором. В 1934 г ему пришлось покинуть Академию искусств. В январе 1945 г он бежал из Кенигсберга и позднее поселился в Штутгарте. В 1956 г вышла его книга «Кенигсбергский замок», которую он смог закончить только к тому времени благодаря спасенным рукописям. Среди его самых известных работ в Кенигсберге: здание финансового ведомства (областная администрация ул. Дм. Донского), Зал искусств у башни Врангеля (торговый склад ул. Баранова), Академия искусств (школа №21 ул. Бассейная), вилла Винтер (Каштановая аллея 26-28), мавзолей Канта.

Когда Фридрих Ларс, с 1911 года искусств, сам принадлежавший к числу профессоров Академии, проектировал новое здание Академии исторический стиль и «югенстиль» в архитектуре уже отошли в прошлое. Новый прагматический стиль уже применялся в Германии, но Кенигсберга еще не достиг. Однако, многие новые течения, которые предшествовали прагматичному стилю, затронули и творчество Ларса: возвращение к простоте, отказ от декоративных украшений, предпочтение больших и ясных форм. Все это было отражено в его проекте, что было данью вновь возрожденного в 1910 году течению классицизма. Он спроектировал очень длинное главное строение, которое чуть заметно было разделено ризалитами. На это длинное тело он установил нерасчлененную крышу, которая не прерывалась четырехугольными слуховыми окнами (какой она стала в послевоенное время), а была разделена одной нерасчлененной оконной лентой по длине. Главный двухэтажный фасад, выходивший на озелененную площадку, он плавно поделил протяженными лентами окон. Равномерный ритм прерывается в центре окном полуцилиндрической формы, с обеих сторон от которых вводятся два плоских фасадных барельефа – единственных, а потому производящих большой эффект, украшений здания.

Станислаус Кауэр (1867-1943) Вырос в семье скульпторов. Первое образование получил от отца, учился за границей, с 1905 года работал в Берлине. В 1907 году был приглашен профессором в Академию искусств в Кенигсберг, где и работал до самой смерти.

Основные произведения:

  • Памятник Шиллеру, вылит в бронзе в 1910 году. Установлен напротив Драматического театра.
  • Барельеф «Геркулес» украшает шлюзовый домик, создан из известняка-ракушечника в 1912 г.
  • Утиный фонтан, создан в 1908 году, установлен недалеко от портовой больницы, бывшей университетской клиники.

Герман Брахерт (1890-1972) – немецкий скульптор, 25 лет с 1919 по 1944 гг. жил и работал в Восточной Пруссии. Занимался скульптурой, медальной пластикой, ювелирным делом. Работал в традициях неоклассицизма. Создал более 20 монументальных скульптур для Кенигсберга и провинций Восточной Пруссии. 20 лет был консультантом и дизайнером Государственной янтарной мануфактуры. Преподавал в Школе искусств и ремесел в Кенигсберге. В 1944 г. уехал в Штутгарт, где работал ректором Академии художеств и продолжил свои творческие поиски.

Кете Кольвиц (1867-1945) Кете Кольвиц, урожденная Шмидт, родом из Восточной Пруссии, из Кенигсберга, где испокон веков жили её предки. Кете Кольвиц выросла в глубоко религиозной семье; её дед основал первую свободную евангелическую общину, которую позднее возглавил отец художницы.

Почти во всём творчестве Кете Кольвиц события рассказываются как бы от лица жертв - объектов истории, испытывающих удары судьбы и произвол сильных мира сего. Если большинство немецких художников - графиков запечатлевало в своих гравюрах виновных - военных победителей и спекулянтов, изящных жуиров и спесивых генералов, развлекающихся в увеселительных заведениях и дорогих борделях, то герои Кете Кольвиц - это обманутые жизнью, униженные и оскорбленные. В 1910 году Кете Кольвиц делает первые шаги в ваянии. В 1916 – состоится первая выставка скульптур «Влюбленные» в берлинском Сецессионе. В 1919 Кете Кольвиц становится первой женщиной-членом Прусской академии художеств и одновременно получает звание профессора. Под впечатлением ксилографий Эрнста Барлоха создается первая ксилография "В память о Карле Либкнехте". По приглашению советского правительства в 1927 году Кольвиц посетила Советский Союз. Выставка в Москве. В 1928 году в Академии художеств ей поручено руководство мастерской по классу графики для особо одаренных художников. В 1933 - спровоцированный нацистами вынужденный выход из прусской Академии художеств, лишение преподавательской деятельности как руководителя мастер-класса графики, потеря художественной мастерской. Нацисты практически лишают художницу возможности выставляться. Кете Кольвиц скончалась 22 апреля в городке Морицбург вблизи Дрездена за несколько дней до окончания Второй Мировой войны. До последних дней её не оставляла надежда, что после Второй Мировой войны - второй по счёту, которую её пришлось пережить - возникнет новый, лучший мир: "Но однажды появится новый идеал, и тогда со всеми войнами будет покончено. Я умираю с этим убеждением. Для достижения этого идеала придётся потрудиться, но он будет достигнут... Это новая идея, идея братства людей".

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)