Культура  ->  Музеи  | Автор: Крячков А. | Добавлено: 2015-02-23

История появления танка Т- 34

Всё дальше от нас огненные годы Великой Отечественной войны. Уже нет рядом с нами многих из тех, кто в 1945 году праздновал великую Победу, кто вынес на своих плечах боль утрат 1941 и 1942 годов, кто защищал Одессу и Севастополь, Москву и Сталинград, кто освобождал Заполярье и Белоруссию, кто штурмовал Кенигсберг и Берлин, тех, кто победил германский фашизм.

Мое родное село Алакуртти с сентября 1941 года по сентябрь 1944 года было оккупировано немецкими и финскими войсками. О тех далеких днях нам напоминают улицы, названные именами Героев Советского Союза, а также многочисленные памятники.

У памятников, как у людей, свои биографии, свои праздники, свои будни. В праздничные дни к ним идут сотни, иногда тысячи и даже десятки тысяч людей. Памятники утопают в цветах. Торжественно звучит музыка. В будни сюда чаще всего приходят те, для кого война - не просто дата в календаре, факт минувшей истории, а тяжелое горе, оставившее глубокий след в памяти на всю жизнь.

Танк - боевая гусеничная бронированная машина. Их классифицируются по весу и назначению. По весу - малые (до 4 т), лёгкие (до 20 т), средние (до 40 т), тяжёлые (свыше 40 т). По назначению – линейные, прорыва, сопровождения пехоты, артиллерийские, крейсерские, пехотные, разведывательные, авиадесантные. Первые проекты танков появились в России, Австро-Венгрии, Англии. Один из первых проектов такой машины был разработан в 1911 году инженером В.Д.Менделеевым – сыном знаменитого учёного Д.И. Менделеева.

В 1915 году наш соотечественник А.А.Пороховщиков построил первый в мире танк «Вездеход», который имел длиной 3,6 метра, ширину 2 м и высоту (без башни) 1,5 м, обтекаемый корпус с бронёй толщиной 8 мм, был вооружён пулемётом. В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель мощностью 14,7 кВт. Масса «Вездехода» составляла 4 т, он успешно прошёл испытания, однако царское правительство не сочло нужным развивать танкостроение. Впервые танки применили английские войска в 1916 году, во время 1-ой мировой войны. Производство отечественных танков началось в 1917 году, после революции, на заводе «Красное Сормово».

После первой мировой войны основные тенденции развития танков заключались в увеличении огневой мощи, скорости, проходимости, а также усиления толщины брони.

В октябре 1937 года начались разработки нового манёвренного колесно-гусеничного танка. Михаил Ильич Кошкин – главный конструктор танкового КБ Харьковского завода имени Коминтерна лично подбирал конструкторов: Астахов А.И., Морозов А.А., Гузеева А.И., Молоштанов А.А., Торшинов М.И., Матюхин В.Г. «Менее чем за год был спроектирован танк с новой формой корпуса: броневые листы сваривались не под прямым углом. Новый танк А- 34 (потом ему присвоили марку Т-34) перегнали из Харькова в Москву в марте 1940 года, руководил пробегом М.И.Кошкин. 17 марта 1940 года два Т- 34 прибыли на Ивановскую площадь Кремля. И.В.Сталину машины понравились, и он распорядился, чтобы «заводу 183 была оказана помощь». До конца 1940 года было выпущено 115машин. Во время пробега М.И.Кошкин серьёзно простудился, тяжело заболел и 26 сентября 1940 года умер».

К сожалению, не смотря на мобилизацию всех сил и ресурсов, к началу войны с Германией нашей стране не удалось укомплектовать Красную Армию необходимым количеством современных боевых машин: доля новых типов танков составлял лишь 18,2%. Не хватало техники для обеспечения боевой эффективности танков: артиллерии, авто транспорта, тракторов. Преобладали легкие машины Т-37, Т-38, Т-40, Т-26. Но в течение войны было сделано 102500 танков и САУ, т.е. почти вдвое больше чем в Германии. В первом полугодии1941года было выпущенно111 танков Т-34, летом 1941года начался серийным выпуском Т-34 на Сталинградском тракторном заводе. В конце 1941года создал первую танковую колону Т-34 Уральский вагонно-строительный завод. Средний танк Т-34 в 1941 году оказался самым неприятным сюрпризом для немецкой армии. Ни один из танков фашистской Германии не мог выдержать открытого поединка с Т-34.

К 1943 году танк Т- 34 стал самым массовым в войсках. На базе Т – 34 начался выпуск самоходных артиллерийских установок СУ- 122, вооружённых 122 – мм гаубицей, несколько позже – СУ – 85, в 1944 – СУ – 100.

Т-34 называли идеальным, потому что у него:

  • масса 28,5-32 т
  • мощная пушка 85 мм
  • самая максимальная толщина лобовой брони 50-90 мм.
  • максимальная мощность двигателя 500 л.с.
  • скорость до 70 км/ч.
  • вместительность 4-5 чел
  • два дополнительных пулемета
  • низкий силуэт
  • простота конструкции
  • малая величина среднего удельного давления на грунт
  • большие углы наклона брони создают блестящие возможности защищаться.

У Т-34 один недостаток бросается в глаза - это люк механика-водителя, расположенный прямо в лобовом листе корпуса. Огромный вырез под люк существенно ослаблял бронеплиту, да и сам люк, подвешенный на петлях, не мог противостоять ударам противотанковых снарядов. Пушка Т-34 орудие эффективное, но только против средних танков. Для борьбы с танками тяжёлыми нужна или пушка более крупного калибра, или орудие с более длинным стволом.

В тяжёлых условиях Заполярья, где на многие километры лишь каменистые сопки, покрытые мхом, ледяная вода и коварные непроходимые болота танкистам приходилось действовать лишь на отдельных участках, причём малыми группами. «В 1941 году на Кандалакшском направлении применялись: Т- 28, КВ- 1, КВ-2, Т- 38, Т – 26, Т- 27, БТ- 5-7».

А как же Т- 34? В 1941 году в силу объективных обстоятельств они не применялись. Документально подтверждено, что они использовались в 1944 году. Вот что писал в 1953 году в книге « Армия в Арктике» бывший генерал – лейтенант Г. Хельтер: «Русские под огнём форсировали реку Тунсу, навели мост и вышли на дорогу Салла – Корья (дорога Миоккалахти – Куолаярви) причём этот путь проделала не только пехота, гужевой транспорт и вьючный транспорт, но и танки Т- 34».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)