Культура  ->  Литература  | Автор: В.Я.Коровина | Добавлено: 2015-03-11

Тема Москвы в лирике Б.Ш.Окуджавы

Работа посвящена исследованию московской темы в лирике известного российского поэта 20 века Булата Шалвовича Окуджавы, выявлению степени ее влияния на творчество Б.Ш.Окуджавы в целом.

Шестидесятые годы 20 века получили название «эпохи оттепели». В этот период наблюдается необыкновенный расцвет культуры, возрастает интерес к поэзии, появляются «поющие поэты», чье творчество сразу же привлекает внимание слушателя и читателя. Среди множества ярких имен этой эпохи Булат Шалвович Окуджава выделяется удивительным умением «негромко разговаривать со своим собеседником». Судьба и творчество Б.Ш.Окуджавы связаны с советской культурой, он отразил ее лучшие и драматические черты, стал зеркальным отражением эпохи, ее совестью.

Говоря о теме Москвы в лирике Б.Ш.Окуджавы, мы высказали мысль о том, что московская тема стала семантическим и духовным центром его лирики. Москва, ее улицы, люди, любимый Арбат давали ему силы всегда оставаться самим собой, там истоки его высокой духовности, интеллигентности, светлой доброты. Там родился кодекс чести, который поэт сохранит на всю жизнь.

Методом работы стал лингвистический анализ текста. Была составлена картотека стихотворений поэта, проведен историко-литературный анализ, который позволил уверенно говорить о том, что Б.Ш.Окуджава немыслим без Москвы, ее стареньких улочек, ее знаменитого Арбата. Он стал в буквальном смысле певцом Москвы и Арбата. Понятия духовности, высокой нравственности, чистой совести для него тесно слиты с Москвой, Арбатом, Отечеством. Москва – ядро его творчества, «маленький арбатский дворик» - место духовного мужания поэта. Таким образом, результаты лингвистического анализа стихотворений Б.Ш.Окуджавы позволяют уверенно говорить, что московская тема – семантическое и духовное ядро лирики поэта, ключ к пониманию творчества.

Материалы работы были использованы на уроках литературы, на факультативных занятиях и при подготовке литературного вечера, посвященного творчеству Б.Ш.Окуджавы.

Стихотворения о Москве занимают в творчестве Б.Ш.Окуджавы значительное место. «Моя родина – это Арбат»,- так говорил сам поэт. «Я родился на Большой Молчанке, воспитывался на Арбатском дворе. Потом меня стали возить в Грузию, родину отца и матери. Я учился в Тбилисском университете, но чувствовал себя арбатцем». Арбат в творчестве Окуджавы – своеобразный город в городе. Арбат особенно любим поэтом, недаром он появляется в словесном ряду: «Солнце, май, Арбат, любовь…» Соседство с солнцем, любовью, весной только усиливает светлый поэтический образ Арбата.

История Москвы избрала этот район для наиболее полного самовыражения. Арбат – сердце Москвы – район, страна, живая история, наша культура. «Я даже подозреваю,-говорит поэт,- что у него есть душа, и она вот уже несколько столетий источает невидимые волны, благотворно действующие на наше нравственное здоровье». Арбат для Окуджавы включает в себя не только понятие Родины, это еще мерило духовности и человечности. Арбат – романтический город, где дома не имеют замков, где на улицах можно встретиться с Пушкиным и поболтать с ним, а жители знакомы и близки читателю – об этом свидетельствуют формы имен: Ленька, Наденька, Оля.

Жители Москвы – особые люди, дорогие поэту, здесь нет безликих и незнакомых, потому что царит взаимопонимание и высокая духовность. Мы встретим в стихах необычных героев – это московский муравей, кузнечик, часовые любви, грустные комиссары, арбатские ребята. По улицам Москвы «плывет» знаменитый «синий троллейбус», приходя на помощь попавшим в беду. Окуджава создает свой поэтический мир, где царствуют законы Добра и Красоты. Все в этом мире прекрасно, краски неярки, нежны. На женщине – прекраснейшей из женщин – старенькие туфельки, пальтишко, у нее обветренные руки, губы. Такую поэт называет: «Ваше Величество Женщина».

Москва, Арбат, духовность для Окуджавы – это Отечество, смысл и творчества, и самого существования. Понятия сливаются в одно целое: «Упрямо я твержу с давнишних пор: меня воспитывал арбатский двор», «я жизнь свою сверяю по двору…» Законы такой Москвы становятся для поэта законами жизни:

Москва, ты не веришь слезам – это время проверило.

Железное мужество, сила и стойкость во всем…

Окуджава говорит о Москве, как говорят о любимых: «Ты и радость моя, и моя печаль…», «от любови твоей вовсе не излечишься…», «ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия…». Характерная ососбенность творчества Б.Ш.Окуджавы – высокое соседствует с интимным, домашним, и это наполняет торжественные понятия сердечностью, теплотой. Для стихов характерна интонация беседы, дружеского общения. Его стихи адресованы не обществу, а каждому, хорошо знакомому и дорогому. «Мой дорогой», «а мы с тобой»,- так обращается к читателю поэт.

Москва в стихах Окуджавы часто сравнивается с рекой: «Ты течешь как река…», « Мы плывем ночной Москвою…» «Москва, как река, затихает…». Река – жизнь, место, где проверяются характеры.

Город в лирике Окуджавы одухотворен: «Он такой похожий на меня, то грустен он, то весел он, но он всегда высок…» Городу «присваивается звание» Москвы. Само понятие города существенно меняется, как меняется понятие слова «двор». От слова «двор» Окуджава образует «дворянин», в творчестве появляется образ «дворянина с арбатского двора, своим двором введенным во дворянство». В московском арбатском дворике существует свой кодекс чести. Здесь не лгут, не бросают в беде, здесь умеют любить и этим измеряют человека. Играя со словом «двор», Окуджава придумывает «арбатство», напоминающее «братство». Однородность паронимов, их духовное родство очевидны. Принцип зеркального отражения помогает увидеть самое главное, ради чего и стихи, и сама жизнь. «Арбатство, растворенное в крови, неистребимо, как сама природа»,- утверждает поэт. Арбатство – качество души, а не только упоминание о месте проживания.

Обращаясь к Москве, Окуджава часто слагает романсы. Романс предполагает негромкий разговор со слушателем, любителем музыки и поэзии, часто дилетантом, ведь исполнять романсы очень любили непрофессионалы. Дилетант для Булата Шалвовича Окуджавы – дорогое понятие, означающее увлеченность, душевную тонкость, отсутствие каких-либо эффектов, стремления к известности. В последние годы появляется романс-плач. В Москве начинается реконструкция. В творчестве поэта появляется мотив эмиграции, связанный с темой Москвы.

Размышляя о стихах Булата Шалвовича Окуджавы, мы видим, что что поэтический образ Москвы с ее сердцем Арбатом – центр лирики поэта. Без Москвы немыслим Окуджава. Не прнимая блеска и столичного сияния, поэт воспевает высокую духовность, истинный талант и умение «в любой ситуации всегда оставаться человеком». Памятник, установленный поэту на Арбате, где поэт всегда среди москвичей, может вызывать споры, но бесспорна любовь, которая осталась в стихах и в сердце, которая зажигает сегодня и наши сердца, которая вечна уже потому только, что она Любовь.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)