Работа  | Автор: Юрий Уюрченко | Добавлено: 2014-11-11

Подробно про космонавтов

Подготовка к полету

Будущий космонавт должен пройти врачебные "огонь, воду и медные трубы" - жесткое клинико-физиологическое обследование, показывающее готовность человека к будущим нагрузкам и то, как могут эти нагрузки повлиять на организм. Доктор Гарсо был одним из первых врачей, начавших изучение влияния больших скоростей, ускорений и перегрузок на организм человека . Возникшая сразу после окончания Первой Мировой войны новая отрасль знаний – авиационная медицина в наши дни переросла в медицину космическую. Первая начала исследовать и устранять вредные влияния на человека полетов в авиации, а вторая – в космонавтике.

Дальше после обследования, после жесткого отбора следует программа обучения. Прежде, чем совершить какой-либо подвиг в космосе, космонавт совершает его на Земле. Этот подвиг – тренировки.

Ю.А.Гагарин писал: "Физкультурный зал для космонавта – место упорного труда. Длительное одиночество, перегрузки на центрифуге, термокамеры – все это было испытано нами на Земле".

Прежде, чем занять кресло пилота корабля, нужно очень и очень много работать. Тренировки позволяют непосредственно подготовить космонавтов к реальным полетам, выявить закономерности в развитии профессиональных навыков. Но и психологический анализ формирования навыков на тренажерах показывает, что особенности становления у разных космонавтов зависят от индивидуальности. И все же люди с различным типом высшей нервной системы добиваются одинаково высоких показателей в работе.

И так… Важной частью подготовки космонавтов являются прыжки с парашютом: несколько десятков раз – это лишь часть программы. Прыжки быстро усложнялись: прыгали с грузом и без груза, прыгали днем и ночью, прыгали на сушу и в море.

Дальше учатся управлять самолетом: транспортным или реактивным. Но хочу заметить, что практически все кандидаты в космонавты – летчики.

В специальных лабораториях будущих космонавтов приучают к состоянию невесомости. Самые первые тренировки на невесомость показывают, что организм прекрасно справляется с этим испытанием.

Следующая тренировка – тишина. Да, да, тишина! Так называемая, камера тишины, или сурдокамера, является тренажером, похожим на маленький корабль. В сурдокамере человек остается один на один со стенами, приборами и со своими мыслями. На таком тренажере готовились многие известные космонавты и даже В.Терешкова.

"Единственный различаемый звук – стук собственного сердца и шум крови", - писала Валентина.

Даже если захочется выбраться из этой комнаты, хоть с кем-то поговорить, услышать звуки повседневной жизни, то этого делать нельзя. За испытуемым неустанно наблюдают врачи, следят за ритмом дыхания, пульса, электрокардиограммой. И если "пациенту" понадобится помощь, то врачи немедленно ее окажут. А если помощь не нужна, то врачи продолжают свое наблюдение: они следят за тем, как испытуемый спит, ест, чем занимается. Чтобы как-то отвлечься, испытуемые придумывают разные занятия: кто-то читает стихи, кто-то решает математику, кто-то поет.… Не выдержать испытание сурдокамерой означает сойти с "взлетной полосы".

Тренировки на центрифуге – это испытание на выносливость. Они показали, что если лежать совершенно ровно, то во время ускорения возникает сильная боль в коленях. Опыт показал, что человека нужно уложить так, чтобы ноги были полусогнуты. Для этого испытателя "кладут" в кресло. Выносливость при этом повышается. Однако и в таком положении при большой перегрузке возникают боли в сердце, затрудняется дыхание. Эти неприятности исчезают, если спинку кресла, в котором лежит космонавт, немного, на 10-120, наклонить по отношению к оси движения . В такой позе человек может переносить перегрузку в 8 раз превышающую норму, и это в течение 6 минут!

Но поза – это еще не все. Огромное значение имеют особенности организма человека. Для этого и проводится медицинский отбор. Интересно, что по отношению к ускорению наименее чувствительными оказываются люди в возрасте от 30 до 40 лет. Имеет значение и форма кресла. Они изготавливаются индивидуально, точно по телу человека. Если же на космонавта надеть еще и противоперегрузочный костюм , то выносливость значительно возрастает.

Конечно, тренироваться мужчинам легко. У них летное прошлое, они превосходные спортсмены, все много раз прыгали с парашютом. Но космонавтами могут стать и женщины. И как быть? Неизвестно, как поведет себя женский организм в трудных условиях космического полета. Перегрузки, невесомость, тишина… Пессимисты считают, что со всем этим женская психика будет справляться тяжелее, чем мужская. Однако, большинство ученых считают, что женщина способна перенести тяжелые испытания не хуже мужчин. Но это все теория. А что на практике? Хочу вас заверить, что со всеми испытаниями и тренировками женский организм справляется превосходно и, причем, не хуже мужского.

Тренировки сменяются занятиями в лабораториях и классах, занятия – тренировками на стендах и установках, имитирующих фрагменты космических полетов, невесомость. Заключительная тренировка – "полет" в реальном масштабе: время, связь, действие всех СЖО , но, к сожалению, без невесомости и перегрузок.

Космонавт в своем полете

В реальном полете невесомость, перегрузки и пр. факторы действуют не порознь, как на тренажерах, а последовательно или одновременно: нервно-психическая напряженность, изоляция, воздействие радиации…. Поэтому, отправившись в рейс, космонавт должен связать вместе все его навыки и знания. В результате тренировок, занятий взлет происходит довольно таки хорошо и без неприятных ощущений.

Жизнь на орбите

Первые 3-5 дней у космонавтов идет адаптация – привыкание к полету, к невесомости. Заботясь о хорошем самочувствии космонавтов, инженеры и медики более 30 лет назад придумали новшество: в отсеках ракет станций четко различаются пол, потолок и стены, как по компоновке оборудования, так и по окраске. Это помогает ориентироваться в условиях невесомости. Поэтому сейчас космонавты чувствуют себя превосходно. Давайте посмотрим на условия их жизни.

Мини-Земля

Начнем с атмосферы. Давление чуть выше земного. За ним ведется строгий контроль: разнообразные датчики следят за давлением, а специальная система автоматически поддерживает его уровень на нужной отметке.

Воздух на станции земной. Автоматика внимательно следит за содержанием кислорода и углекислого газа.

При длительных полетах смена атмосферы просто необходима. Но как это сделать? Чтобы сменить воздух, весь его выпускать не надо. Конструкторы поступили хитро: система смены воздуха устроена так, что "старый" воздух сразу же заменяется "новым". Примерно, вот так:

На станции веет приятный ветерок. Легкое дуновение – не роскошь, а необходимость. В невесомости воздух плохо перемешивается, и могут создаваться застойные места. Поэтому несколько вентиляторов усердно перемешивают атмосферу космического комплекса.

Более комфортные условия придают влажность и температура. Влажность может колебаться от 30 до 70% - это довольно сухой день. Лучше всего среднее значение в этом диапазоне. А вот с температурой немного иначе. Если дома самая приятная обстановка это 20-230С, то на орбите этого может быть мало.

Не только воздух, но и вода на космических станциях земная, только в нее добавлены ионы серебра, сохраняющие свежесть воды.

Снабжение технической и питьевой водой – проблема. Поэтому приходится "делать" воду прямо на борту. Но как? Специальные теплообменники конденсируют влагу, перерабатывающуюся в жидкость, испаряющуюся с поверхности тел космонавтов и выдыхаемую ими. Но пить эту воду нельзя – в ней много примесей. Поэтому ее очищают, добавляют соли, микроэлементы, ионы серебра.

С чего начинается день

Космонавты просыпаются по побудке Земли. Они "выплывают" из своих спальных мешков, к которым пристегиваются на ночь. День начинается под приятную мелодию, которая сопровождает космонавтов во время зарядки и утреннего туалета. Все простые операции в космосе не такое простое дело. Оно требует особого внимания и технологии. Во время первых полетов космонавты только протирали открытые места с помощью влажных гигиенических салфеток. Сейчас, при более длительных полетах, космонавты "по-старому" используют гигиенические салфетки. Но теперь их смачивают холодной или горячей водой, когда это необходимо. А пропитанные специальными растворами полотенца служат для умывания, обтирания и других процедур.

Зубная паста тоже со своими секретами. Она подобрана по вкусу космонавтов, содержит витамины и, что самое главное, не пенится. Щетки тоже необычные – они не только хорошо чистят зубы, но и массируют десны, а также легко очищаются салфетками.

Бреются космонавты с помощью электробритв, так как при бритье с кремом все может разлететься по атмосфере корабля.

Следующая на очереди процедура – стрижка ногтей. Но и здесь есть свои особенности. В космосе ногти не стригут, а спиливают. Мелкие частички пыли, которые образуются при такой процедуре, отсасываются кондиционером.

И, наконец, последняя процедура. Хотя ее выполняют не каждый день, но она важна и необходима – это душ. Но он не похож на наш "земной". Называется он СПВП, то есть система проведения водных процедур, система со множеством шлангов, бочков, электроприводов.

Помыться в таком душе не так просто. Перед этим необходимо прочесть "инструкцию по применению" и при пользовании душевой кабинкой следовать всем пунктам этой "инструкции".

Сначала космонавт прикрепляется к босоножкам , затем вкладывает в рот загубник , надевает специальную маску и зажимает нос зажимом .

После принятия душа следует вытереться, всю воду с мылом и воздухом собирают "водососом", который гонит все это в контейнеры для бытовых отходов и все. С легким паром, космонавт!

Космическое меню

"Все должно быть на привязи. Даже… кушанье. Оно будет качаться на ниточке, описывать дуги, пачкать стол или физиономию соседа. Рыхлое, рассыпчатое будет при резании разлетаться в разные стороны, попадая то в нос, то в рот, то в глаза, то в уши, то в волосы и карманы" К.Э. Циолковский.

При составлении космического меню учитываются вкусы и пристрастия космонавтов: котлеты, мясо, пирожки, фрукты, даже рыбка сухая. Не забывают и о питательных смесях и соках, но они являются лишь частью рациона.

Полеты показали, что космонавты могут питаться всем, главное – правильно приготовить. В "космическом борще", например, не плавают кусочки мяса, капусты, картошки, свеклы. И хотя по составу он не отличается от земного, по виду он совсем иной – это протертый суп, упакованный в специальную тубу. Из нее суп выдавливается прямо в рот.

Вторые блюда, как правило, хранятся в консервных банках . Это сделано для того, чтобы облегчить космонавтам приготовление завтрака, обеда и ужина.

Хлеб нужен и в космосе. Но пекут его по-особому: из той же муки, по той же технологии, но буханочки крошечные, словно ириски. Они хранятся в двойном целлофановом пакете и поэтому долго не черствеют и не теряют вкуса. А еще такой хлеб не оставляет крошек: положил прямо в рот и жуй.

Некоторую еду сублимируют, то есть обезвоживают и высушивают, сохраняя при этом все витамины, вкус и даже аромат. Чтобы приготовить такую еду в космосе, нужно просто прилить немного теплой воды и подождать. Таким способом можно приготовить пюре или даже сок, кофе, чай.

Набор блюд меняется каждый день, повторяясь только на шестой или седьмой день. Но иногда хочется разнообразия. Но как же разнообразить меню? Помог в этом "Прогресс", грузовой транспортный корабль, запущенный 20 января 1978 года. С его появлением на борт космической станции стали доставлять любимые блюда космонавтов, иногда даже свежие фрукты и овощи.

Тарелки в космосе не предусмотрены, потому что еда с них может разлететься. Поэтому космонавты едят в бытовом отсеке, где есть стол со специальными зажимами для посуды.

После приема пищи весь мусор собирают и отправляют в контейнер для отходов.

"Здоровье в порядке – спасибо зарядке"

Находясь в невесомости, человек постепенно разучивается сохранять вертикальную позу, его мускулатура атрофируется. Чтобы этого не произошло, на станциях обычно бывают "малые орбитальные стадионы": бегущая дорожка, велоэргометр , нагрузочные костюмы и др. Каждый день космонавты отдают примерно час на тренировки на "стадионе". Отменить эти тренировки никто не может.

Занятия физкультурой на борту необходимы. Переход от невесомости к земной тяжести по возвращению на Землю требует подготовки. Выносливость здесь не нужна, главное – легко переносить скачки нагрузок.

Весь рабочий день космонавты носят специальный тренировочный костюм "Пингвин". Он сшит из легкой ткани и напоминает одежду подводника или горнолыжника. Это не просто удобный комбинезон, но и "система", создающая нагрузку для мускулатуры и скелета.

После полета

После приземления у космонавтов начинается реадаптация, то есть адаптация к условиям Земли.

После полетов некоторые космонавты писали:

"Сразу после приземления открываем люк, беремся за его обрез, а выйти трудно, необходима помощь".

"Космический полет еще очень сложен: его может выдержать лишь физически хорошо подготовленный человек. Трудно после приземления при попытке встать, первоначального усилия недостаточно".

Врачей и тех, кто принимал участие в подготовке космонавтов, всегда волнует то, как пройдет реадаптация. В чем же особенности функционирования организма человека на Земле сразу после длительного пребывания в условиях невесомости?

В невесомости некоторые органы и системы человека, которые, так или иначе, связаны с весом, как бы перестают действовать с полной нагрузкой. Мышцы почти бездействуют, сердце качает невесомую кровь…. Постепенно организм привыкает к такому состоянию, поэтому те же мышцы и сердце уменьшаются в объеме. Такие изменения затрагивают более скрытые процессы организма, такие как обмен веществ, координацию в работе органов и систем.

Поэтому при подготовке к длительным полетам особо много внимания уделяется адаптации к земным условиям. Был разработан целый комплекс специальных физических упражнений, которые космонавты должны выполнять в полете – это и бег на месте, и прыжки, и приседания, и занятия с эспандером.

Итак, корабль приземлился, и экипаж сразу же попадает к врачам. Первый медицинский осмотр показывает, что общее состояние космонавтов удовлетворительное. Наблюдалось нарушение координации движений, космонавтам трудно поддерживать вертикальную позу.

А.Г. Николаев однажды даже заявил, что он так привык к невесомости, что в условиях Земли ощущал, будто находится на центрифуге и переносит небольшую перегрузку.

Адаптация к земным условиям протекает медленнее, чем привыкание к условиям невесомости. Механизмы процесса адаптации еще не изучены до конца. Но это задача медиков и врачей-специалистов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)