Отдых  ->  Туризм  | Автор: Денис Петров | Добавлено: 2014-11-20

Святые места Козьмодемьянска

Гора над Волгой. Сюда поднимаются люди, чтобы полюбоваться красотой русской реки, её размашистым половодьем, перелетными журавлями над лесистой равниной, уходящей к горизонту. Перед нами крутой спуск к воде среди разнотравья, зарослей черемухи и берез. Слышится тонкое журчание - это подает голос горный ключ.

Местные умельцы выложили по боковине склона вросшие тросы, укрепили на них большие деревянные буквы, покрашенные белой краской. Вышло название города - Козьмодемьянск. Он не велик по размерам, но велик рекой Волгой и историческим прошлым, настоящим и будущим.

Лето 1552 года от Р.Х. Легенда гласит: царь Всея Руси Иоанн IV со дружиною после покорения Казани возвращался в Москву по водному пути; застигнутые бурею, они молились свв. Косме и Дамиану и были спасены.

Высадившись на горный берег Волги, отслужили молебен этим святым. Полноводная Волга , пологий берег, защищенный высокой горой, лесные массивы, противоположный луговой берег - все это понравилось русскому царю.

И повелел Иоанн построить здесь город и назвать его в честь свв. Космы и Дамиана.

В Поволжских лесах обитали племена мари - т.е. воинов, хорошо владеющих старинным оружием - луком и стрелами. Они помогали создавать и охранять город и пути, ведущие в Казань и Москву.

Это было первое упоминание о городе Козьмодемьянске, которое подтверждается фактами нахождения в церквях города икон, купленных и подаренных в 60-е годы 16 века.

Лето 1583 от Р.Х. Первая историческая запись о возникновении города. В книге 17 века существует запись о том, что по указу Иоанна IV на месте поселения Козьмодемьянск был построен острог, т.е. крепость для защиты волжских берегов. Указ царя был приведен в действие.

Старый Козъмодемьянск славился своими церквами. Их колокола возвещали людям радость, вселяли в сердца горожан веру и надежду. Колокольный звон в будни и праздники широко разливался по волжским просторам.

Колокола, как люди, имели свою судьбу, порой трагическую. Сохранились сведения о Козьмодемьянских церковных колоколах, позволяющие воссоздать их биографии.

Каждый колокол имел свое имя: Большой колокол, Новый колокол, Первый колокол и т.д. На каждом колоколе было клеймо с датой, именем мастера, местом изготовления, с надписью, гласившей о тех, кто пожертвовал деньги на колокол, а также слова молитв, например, «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». На клейме был указан и вес колокола.

Колокола производились в Чебоксарах, в Вятской губернии, в Казани и в самом Козьмодемъянске.

В праздничный день по всему городу разносился звон колоколов, сливаясь в один радостный звук торжества Божия, каждая церковь гордилась своими колоколами.

Колокола - это настоящие произведения» шедевры художественного литья, памятники духовной культуры народа, Где они сейчас? Какова их судьба? Они, как и люди, пострадали от лихих ветров XX века: одни пропали без вести, другим отрезали языки и выбросили на свалку, иные отправлены на переплавку. Возможно, где-то, у кого-то сохранились чудом.

«Благовествуй, земле, радость велию,,.» - это через века доносится далекий глас Козьмодемьянских церковных колоколов.

Церковь Пресвятой Троицы

На месте нынешнего храма и даже на этом же фундаменте был Христорождественский собор, который в 60-е годы 18в. за ветхостью был разобран и построен каменный Троицкий собор. Храм был построен в 1733г в архитектурных формах XVII столетия. В начале XX века эту церковь называли лучшей в городе, до 1874г она являлась собором. Основной куб храма, украшен каменным пояском в виде гирек, венчает ряд декоративных закомар. Центральный барабан световой, остальные - глухие. Они крыты куполами красивого рисунка из железа. Граненые главы возносят ажурной формы кресты. С запада к церкви примыкает трапезная, завершающаяся 3 - ярусной четырехгранной колокольней, выстроенной уже в строгих формах позднего классицизма.

В начале XX века церковь была трехпрестольной : главный храм во имя Святой Троицы, приделы: правый в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и левый -- во имя иконы Божией Матери «Страстная». Ежегодно 4-18 июля совершался крестный ход богомольцев Козьмодемьянского и Чебоксарского уездов в село Палец Нижегородской епархии по обещанию предков жителей города, в память избавления от свирепствовавшей чумы. Имелись местночтимые иконы святителя Николая Чудотворца, Архистратига Михаила и Божией Матери Троеручницы.

22 сентября 1884г. в храме была открыта церковно-приходская школа, начали обучение 32 мальчика. В 1901г. приходским священником был Иван Львович Булгаков.

На колокольне церкви в начале XX века имелось 7 колоколов.

Большой колокол имел вес около 100 пудов и надпись: «Божиею милостью вылит сей колокол в городе Казани в слободе Подлужной на заводе Луки Степанова Рукавишникова. Второй колокол отлит в 1869г. весом около 60 пудов, имеет надписи: «Лили сей колокол на заводе потомственных почетных граждан саратовских 1-гильдии купцов братьев Гудковых; «Благоветствуй, земле радость велию, хвалите небеса Божию славу», «Господи возлюбих селения твоя».

Третий колокол , имел надпись старинной вязью: «...Лил мастер города Чебоксар Григорий Иванов сын Визин».

В 1938г. Троицкая церковь была закрыта. Здание передали под квартиры. В 90-е годы XX века началось возрождение. В настоящее время - действующая церковь.

Троицкой церкви принадлежала Стрелецкая часовня. Каменная часовня против Спасской башни на базарной площади. На том месте прежде стояла часовня, затем - лавки отставных стрельцов Ивашки Шерстобитого и Алешки Замятина. Более 300 лет напоминает она о ратном подвиге 240 козьмодемьянцев - участников Азовских походов Петра I 1 695-96гг. Часовня была построена в 1697-98гг. на свои средства стрельцами, вернувшихся в Козьмодемьянск, во исполнении обета, данного ими, по благополучном возвращении из похода против крымского хана.

Часовня имеет вид несколько растянутого к Волге прямоугольника с небольшим куполом; для входа служит небольшое крыльцо и 2 двери - железная из орнаментов и деревянная со стеклами. Стены часовни были расписаны ликами святых, крылатые ангелы украшали купол. Сбоку часовни со стороны Волги - деревянное крыльцо, ведущее в нижнее подземное помещение. Оно освещается единственным небольшим окном, сделанным в стене, противоположной Волге. В числе образов, помещенных в часовне, обращает на себя внимание икона Нерукотворный образ Спасителя, на оборотной стороне которого была сделана надпись: 1644 «Строена сия икона Спаса Нерукотворный образ при царе и великом князе Михаиле Федоровиче, и всея Руси по вере Козьмодемьянска города всяких людей». По преданию, икона была написана иконописцем Григорием Черным. Интересно оформлены иконы Иоанна Предтече и Иоанна Воина. Они вложены в складень и обшиты кожей. В часовне можно было увидеть статую Николая Чудотворца выполненную из дерева в полный рост. В одной руке он держал кинжал, а в другой — модель часовни. Здесь же было двухъярусное медное паникадило с двуглавым наверху орлом стиля XVII в. Образы почитались местными жителями, особенно рабочими, отправляющимися на плотах вниз по Волге, которые перед путиной служили молебны в часовне. Часовня была приписана к Спасо-Юнгинскому монастырю, а по упразднению - в 1767г. была передана в собственность Троицкой Церкви. В советское время часовня была превращена в лавку по продаже керосина и сильно разрушена. Лишь в 80-е годы ХХв. ее восстановили.

Церковь Богоявления Господня

Среди местных жителей сохранилось предание, что ранее каменного храма существовала деревянная церковь во имя Богоявления Господня, которая была первой по времени церковью в городе. Каменный же храм был построен в 1734г. в традициях русского зодчества 18в. Его основной объем составлял широкий восьмерик на четверике, перекрытый граненым сферообразным куполом, на котором возвышался барабан с главой. Грани в верхней части были украшены декоративными закомарами. С запада к храму примыкала трапезная с крыльцом, а с юго-запада отдельно была построена шатровая колокольня .

Церковь была двухпрестольной: главный - в честь Богоявления Господня и придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Главной святыней храма являлась Киево-Печерская икона Божией Матери , были и другие старинные иконы в ризах. Имелся также храмосвятительный крест, на котором была написана дата освящения храма - 22 декабря 1734г. На углу ограды церкви имелась каменная часовня. При храме действовала церковно приходская школа, открытая в 1888г., где в 1905г. обучалось более 80 мальчиков.

Храм имеет каменную колокольню. В церкви было 9 колоколов. Большой колокол, отлитый в 1882г весил 111 пудов 28 фунтов, имел надпись: «Вылит сей колокол в городе Чебоксары на заводе братьев Рязановых».

Второй колокол весил примерно 50 пудов, имел надпись : «...Вылит в городе же Козьмодемьянск в церкви Богоявления Господня»

Третий колокол весил примерно 20 пудов, имел надпись: «Сей колокол лит на заводе Торгового дома потомственного почетного гражданина П.И. Оловяшникова», «Благоветствуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу».

В 30-е годы XX века церковь была полностью разрушена. На ее месте сначала был построен памятник Сталину, а затем обелиск Воинской славы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Одна из древнейших в городе. Церковь эта каменная и имеет таковую же колокольню. Внутри она делиться на две половины. Главный холодный храм с шестиярусным иконостасом, имеющим изображения старинного письма - во имя Успения Пресвятой Богородицы и два придела теплых, правый - во имя св. Николая Чудотворца, левый - во имя св. бессеребренников Косьмы и Дамиана. В храме была чтимая икона святого Николая Мирликийского чудотворца. Эта икона особо почиталась жителями. Во имя этого угодника Божия первоначально и храм назывался Никольским. Когда и кем был построен храм, неизвестно, хотя на основании устного предания козьмодемьянцы предполагают, что где -то в конце 17в. В 187 |г. храм был расширен на средства купца Ж.М.Зубкова. Основной куб храма - четверик, завершался граненым сферообразным куполом с маленьким барабаном и главой. К трапезной и приделам с запада примыкала трехъярусная колокольня, выполненная в стиле позднего классицизма.

Храм был окружен каменной оградой, в которой были две часовни. В них имелись иконостасы с местночтимыми иконами. Третья часовня, принадлежавшая церкви, была построена в 1896г. в память чудесного спасения Государя Императора Николая II .

В церкви было 8 колоколов, три из которых имели надписи.

Большой колокол весил 164 пуда 15 фунтов, имел надпись: « Лил мастер Василий Иванов Рязанов с детьми».

Второй колокол был отлит в 1869г весом 30 пудов 21 фунт, имел надпись: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу», «Лит на заводе потомственных почетных граждан саратовских первой гильдии купцов братьев Гудковых».

Третий колокол весом 41 пуд 14 фунтов, вероятно, отлит чебоксарским мещанином В.И.Рязановым.

Храм взорвали в 30 - е годы, кирпичи были использованы при возведении на этом месте кинотеатра и школы.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Смоленский собор - храм-памятник Александру П. Он был один из первых в Поволжье, поставленных еще при жизни. 4 апреля 1866г. студент Дмитрий Каракозов совершил в С.Петербурге первое покушение на Александра П, оно оказалось неудачным. В память чудесного спасения жизни царя - освободителя крестьян, отменившего крепостное право в 1861г., горожане закладывают этот собор. Он был построен в 1872г. на средства прихожан. Храм каменный и имеет каменную колокольню, обнесен таковой же оградой. Внутри своды храма поддерживаются четырьмя колоннами, стены и верх храма покрыты орнаментальной и иконной живописью. Собор трехпрестольный, главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел с правой стороны во имя Архистратига Михаила, с левой - во имя святого благоверного князя Ал. Невского. Все три престола освящены 10 сентября 1872г.

Собор является интересным памятником церковного зодчества второй половины 19в. Огромный куб собора завершают килевидные закомары. Монументальность храму придают спаренные граненые колонны по углам четверика. Килевидные завершения окон, барабанов делают храм устремленным ввысь. Собор венчают 5 глав, символизирующие И.Христа и его апостолов. По композиции и декоративному убранству Смоленский собор схож с храмом Христа Спасителя в Москве.

С 1878г. П.Ф.Бычков состоял церковным старостой Смоленского собора. В 1881г. в пользу города и городских учреждений он купил на нижегородской ярмарке за свои деньги икону Божией Матери в позолоченном окладе.

К 15 июля 1888г. городская управа выписала для раздачи жителям города 500 экземпляров «Жития Равноапостольного Великого князя Владимира» и брошюру «Крещение русского народа» П.Ф.Бычков выписал «на свой счет» 500 экземпляров для раздачи ученикам. В память сего события им была приобретена для Смоленского собора икона Святого Равноапостольного великого князя Владимира» Большую по размерам, богатую по убранству, бесценную по значимости икону прислали из Киева.

30 ноября 1888г. при Смоленском соборе была открыта центральная церковно - приходская школа, в ней начали обучение 32 мальчика. Старостой был почетный гражданин города П.Ф.Бычков.

В Соборе было 7 колоколов, 4 из них имели надписи.

Большой колокол весом 139 пудов 10 фунтов имел надпись: «Христобожественского прихода перелит из разбитого колокола с прибавлением от прихожан».

Новый колокол весом 51 пуд 33 фунта имел надпись: «Вылит сей колокол на заводе потомственной почетной гражданки А.К. Александровой 1882г. Мастер Константин Бакулев.» , «Благоветствуй, земле радость велию, хвалите небеса Божию славу. Заутра услыши глас мой Царю мой и Боже мой».

Третий колокол весом 31пуд 39 фунтов с надписью: «Лили сей колокол на заводе Вятской губернии в городе Слободском братья Бакулевы», «Благовестите день от дне спасение Бога нашего», «Заутра услыши глас мой Царю мой и Боже мой».

Четвертый колокол отлит в 1856г. весом 15 пудов 25 фунтов с надписью «Лили сей колокол на заводе Вятской губернии в городе Слободском».

Соборному храму принадлежала деревянная часовня, устроенная на ключе в 1890г. на средства мещанки города Симбирска Праскевны Глебовой-Каржевой, в память чудесного спасения Государя Императора Александра III с Августейшим Его Семейством от угрожавшей опасности 17 октября 1888г., близ станции «Борки»

Храм был закрыт в 1929г., здание лишилось пятиглавия, и было передано музею. В конце 90 -х годов Смоленский Собор вновь обрел свое предназначение.

Храм Вознесения Господня

Каменный однопрестольный храм был воздвигнут в 1759г. усердием и старанием прихожан бывшего в то время здесь Вознесенского женского монастыря. Сохранилось предание, что церковь построили прихожане в одно лето своими руками из своих материалов. Это предание подтверждается незатейливой архитектурой церкви, и тем, что построена не знатоками дела, сравнительно скоро пришла в ветхость.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Каменная, построена в 1872г. на средства прихожан. Была двухпрестольной: главный престол во имя Тихвинской иконы Божией Матери, придел с правой стороны во имя святителей Василия Великого, Георгия Богослова и Иоанна Златоуста.

Тихвинский храм является памятником архитектуры, принадлежащим эпохе высокого классицизма. Композиционно состоит из четверика, увенчанного световой ротондой и куполом, одноэтажной трапезной и двухъярусной квадратной в плане колокольни.

4 октября 1890г. при церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой начали обучение 57 мальчиков и 6 девочек. Учащихся обоего пола насчитывается ежегодно до 50 человек, находится она в здании, выстроенном на средства купца А.Пономарева.

В церкви было 9 колоколов, четыре из которых имели надписи.

Большой колокол отлит в 1844г. весом 102 пуда 1 фунт имел надпись: «Лил сей колокол на заводе Вятской губернии в городе Слободском братья Бакулевы», «Заутра уелыши глас мой Царю мой и Боже мой»

Второй колокол отлит в 1843г. весом 52 пуда 9 фунтов имел надписи: «Лил сей колокол на заводе Вятской губернии в. городе Слободском братья Бакулевы».

Третий колокол отлит в 1817г и имел надпись: «Заутра уелыши глас мой Царю мой и Боже мой».

Четвертый колокол весом 25 пудов , имел надпись: «Лит сей колокол тщанием козьмодемьянского мещанина Луки Васильева...»

Храм был закрыт в 30-е годы, бездействовал. Осквернен присутствием в его стенах пивзавода. Разрушен северный четырехколонный портик четверика, исчезли завершения купольной ротонды и шпиль колокольни.

Козьмодемьянский Свято -Троицкий женский монастырь

В 1875г. по инициативе козьмодемьянского купца И.М.Зубкова и 5 черемисских обществ образовалась община из девиц, обучавшихся в церковно-приходской школе . Община разместилась в доме Зубкрва, потом он приобрел два дома в городе для размещения, пожертвовал 3 тыс. рублей на ее содержание. С 1877г. девичья община уже называлась монастырем, а через 10 лет официально учрежден Козьмодемьянский Троицкий черемисский женский монастырь как «центр религиозного просвещения инородческого населения». Женская школа обители считалась образцовой в Казанской губернии. Большая заслуга в организации и постановке всего дела христианского просвещения принадлежала игуменье Варваре. В 1904г. в монастыре находилось 36 монахинь, 6 послушниц и 268 белиц.

Монастырские строения включали в себя двухэтажный корпус, в котором располагалась домовая церковь в честь Афонской иконы Божией Матери. В этом же корпусе размещались кельи игуменьи, рукодельная мастерская, трапезная. В 5 двухэтажных корпусах находились кельи сестер, школа, больница, живописная мастерская, просфорня. Храм во имя Божией матери «Скоропослушницы»

Монастырское хозяйство имело три дворовых участка, пашни сенокосы, 156 десятин леса, рыбные ловли на Волге. В 1899г. к монастырю была причислена Спасо-Геронтиева Владимирская Чебоксарская пустынь.

Главной святыней монастыря являлся Троицкий собор, строившийся с 18 84-1891г. Храм строился на средства благотворителей. Усадебное место было предоставлено купцом А. Пономаревым.

Монастырь выглядел с реки внушительно, он придавал разбросанному на горе Козьмодемьянску вид неправдоподобной мирной, бестревожной собранности. В начале ХХв. силуэт обители являлся едва ли не визитной карточкой города. Троицкий собор с колокольней был виден с любой точки нижней части города. Соборный Троицкий храм был интересным памятником русского церковного зодчества конца Х1Хв., совмещая в своем облике традиционные древнерусские элементы и черты нового храмового стиля - конструктивизма. После революции 1917-18г. Троицкий женский монастырь был закрыт, обитель подверглась разрушению и запустению.

В настоящее время от Троицкого собора ничего не осталось. В 60-е годы ХХв. Основное здание собора еще стояло, а колокольня была приспособлена под пожарную каланчу.

Старообрядческая церковь Преображения Господня

В 1821 г беглопоповцами была выстроена каменная моленная, «закрытая в царствие Императора Николая Павловича». После 17 апреля 1906г. старообрядцы Белокриницкого толка отремонтировали эту церковь, придали ей вид немецкой кирки с тремя главами, а рядом поставили деревянную колокольню. В 1937г. большевики арестовали и посадили в тюрьму настоятеля прихода отца Евгения. Церковь окончательно закрыли, здание осквернили, порушили звонницу. Вскоре здесь открыли комсомольский клуб, в 1947г. в здании расположился мальтозный цех, в 70-е годы - цех по металлоремонту, а в 1987г. к алтарю пристроили кирпичный сарай.

В 1997г. остатки здания передали официально зарегистрированной общине Козьмодемьянских старообрядцев. Уроженец Козьмодемьянска, профессор, доктор технических наук Б.Н.Родионов, живущий ныне в Москве направил личные средства, разработал техническую документацию, готовил чертежи, выезжал на лесозаготовительные делянки. Множество людей бескорыстно и с добрым сердцем помогало возрождать храм. Старообрядцы Москвы прислали в дар три колокола на звонницу.

Церковь во имя Нерукотворного Спаса

Каменная однопрестольная церковь была надстроена на здании тюрьмы в 1892г., шириною З сажени, длиной 4 сажени, имела 5 окон с железными решетками, и 2 круглых печи, обтянутых железом. С Северной стороны к храму примыкала каменная паперть длиной 14 аршин, шириной 4 аршина. Оградою вокруг храма служит стена тюрьмы. Колокольня устроена была отдельно от храма на тюремном дворе на деревянных столбах. Колоколов было 6.

  • Первый весил 11 пудов 10 фунтов, имеел надпись: «Сей глас даст своему гласу силу» отлит на заводе наследницы Николая Бакулева - Любови Николаевны Куршаковой в городе Слободском Вятской губернии» Изображение - Богоявление Господня и Св. Николай Чудотворец.
  • Второй колокол весом 1 пуд 37ф без изображений
  • Третий - весом 1 пуд ЗОф
  • Четвертый - 30 3/4ф
  • Пятый-19 3/4ф
  • Шестой- 16 1/4ф

Колокола на основании требования заведующего Карательным отделением Казанского Губ.Отд. Юстиции сданы под расписку Начальника Козьмодемьянской тюрьмы А Же... 1919г, 6сентября.

В храме имелось много икон, написанных на досках в серебряных позолоченных ризах 84 пробы. Иконы, Евангелие, копие с деревянною ручкой были пожертвованы Я.Ф.Бычковым и П.Ф.Бычковым - городскими купцами.

1919г. 25 июня все церковное имущество церкви передано на хранение игуменье Свято-Троицкого женского монастыря, матери Алевтине священником Спасской тюремной церкви Михаилом Брагиным.

Конец 80-х-90-е годы стали новым зтапом в жизни Православной Церкви, церковного возрождения. Люди потянулись к своим истокам. Подвижники Православной веры, сплачивая вокруг себя людей, начали поднимать из руин храмы. С учреждением Марийской епархии в 1993 году это движение в нашем крае обрело новую силу. Епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освящал престолы восстановленных храмов, благословлял народна добрые дела.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)