Отдых  ->  Туризм  | Автор: Алена Межова | Добавлено: 2014-11-05

Путеводитель по Копорьево крепости

Расположение крепости Копорье

История крепости Копорье восходит к XIII веку. Ее суровый и живописный силуэт занимает небольшую, размером 70x200 м, площадку скального мыса на северо-западной кромке каменистого Ижорского плато. Кажется, что сама природа создала это место специально для крепости. Ведь удачно расположить крепость – значило максимально использовать защитные свойства рельефа местности, найти такие естественные препятствия, которые затрудняли бы противнику подход к крепостным стенам, сделали бы невозможным внезапное, скрытое нападение.

Трудно представить, но согласно преданию, всего несколько сотен лет назад, Копорье стояло на берегу моря. Точнее, на берегу Финского залива: известно, что Балтийский щит, тектоническая плита, на которой покоятся все берега Восточной Балтики, медленно поднимается, болота постепенно пересыхают, реки мелеют, а Финский залив год от года отступает. Теперь Копорье находится в 10-12 км от моря. Хотя высота Копорской скалы позволяет видеть панораму во все стороны на многие километры, море отсюда разглядеть уже практически невозможно. В книгах авторов XVIII века указывается, что моряки видели копорскую крепость с воды за 40 верст до берега, то есть она служила своеобразным маяком.

Фасад Копорской крепостной стены повторяет в плане конфигурацию мыса - вытянутого с востока на запад: стена закруглена, и на внешней, выпуклой части массивной каменной кладки выделяются немногочисленные бойницы. Сама площадка мыса не была строго горизонтальной, она имела небольшой уклон к северу. С двух сторон – южной и западной – мыс ограничен глубоким оврагом небольшой речки Копорки. Кромка обрывистого склона к реке, его крутизна делает невозможным прямой штурм с южной и юго-восточной сторон. Эти стороны надежно защищены самой природой. С северо-запада и с севера скальный мыс тоже защищен оврагами. Еще в XVIII веке на дне этих оврагов было озеро родникового происхождения. На северной стороне крепости стоят три из четырех ее башен. И это не случайно, так как эта сторона крепости наименее защищена естественными препятствиями.

С восточной стороны путь к крепости преграждает глубокий и широкий ров, искусственно проложенный в скальной породе. В восточном, самом коротком прясле крепости находятся ворота, к которым ведет узкий арочный каменный мост.

Обойти крепость вокруг с внешней стороны невозможно. В древности подступа к крепости не было с востока и с севера, где проходили искусственные глубокие рвы. С южной и юго-западной стороны прямо от основания стен начинается гигантский обрыв глубиной около 50 метров, а глубоко внизу по дну обрыва вьется небольшая речка Копорка. Она и дала название крепости – Копорье.

Следующая страница в истории Копорья связана с именем князя Переяславского, Владимирского, Новгородского Дмитрия Александровича – сына Александра Невского. За короткий промежуток времени, на копорском скальном мысу были построены одна за другой три крепости: в 1279году – деревянный замок князя Дмитрия. В 1280 году - каменный замок Дмитрия. В 1281 году князь Дмитрий потерял ярлык на княжение, который перешел к его брату Андрею. Князь Дмитрий решил переждать неспокойное время в Копорье, но такое решение не понравилось Новгороду. Новгородцы разрушили каменные стены и срыли земляные валы. Последствия этой ошибки не заставили себя долго ждать – участились набеги немцев, к ним присоединились шведы, высадившиеся в устье Нарвы.

В 1297 году – была возведена четвертая по счету каменная крепость в Копорье, в период княжения Андрея Александровича, остававшаяся на протяжении всего XIV века военно-административным центром Водской пятины. Именно ее кладка стала основой стен, которые мы видим сегодня, хотя более поздние строительные работы могли полностью уничтожить следы оборонных работ предшествующих лет.

Такое интенсивное оборонное строительство свидетельствует о стратегической важности Копорской крепости: в то время она была единственным форпостом, прикрывавшим неприятелю подходы к Новгороду с северо-запада. Борьба Новгорода с немцами и шведами шла на всем протяжении XII –XV веков.

Таким образом, всего за 57 лет в Копорье сменили друг друга две деревянные и две каменные крепости.

Копорская крепость конца XIII века – типичный образец русской фортификации доогнестрельного периода. Это проявляется в криволинейности крепостных стен, рассчитанных на ведение преимущественно фронтального огня, и в отсутствии бойниц нижнего (подошвенного) боя.

Копорская крепость является самым древним окном в Европу, прорубленным новгородцами задолго до Петра I.

Судьба каменной крепости постройки 1297 года на протяжении почти всего XV века совершенно не освещена письменными источниками.

Стены крепости

Крепостные стены сохранились на всем своем протяжении неодинаково. Во время археологических исследований 1970-1973 годов, были обнаружены фрагменты древних стен. Первоначально было не совсем понятно, почему древняя стена имеет довольно причудливую форму – отдельные ее участки то плавно круглятся, то вдруг как бы ломаются под углом. Это удалось объяснить. В XIII веке планировка крепости во многом диктовалась рельефом местности. Так, стена 1297 года стоит на гребне северного склона холма и полностью повторяет его первоначальную конфигурацию. Древняя стена построена в характерной манере: лицевая кладка стены состоит из толстых, продолговатых, необработанных блоков известняка. Блоки уложены длинными сторонами поперек стен. Внутреннее пространство между двумя лицевыми кладками забутовывалось более мелкими плитами, булыжным камнем и обильно заливалось скрепляющим раствором. Раствором заливали и уложенные лицевые плиты. Затем укладывали следующий ряд. Есть участки стены, где смыкаются кладки XIII и XVI веков, где стена облицована тесаным камнем.

Стены крепости, сложенные из серого силурийского известняка, как бы естественно продолжают ее скальное основание, которое с южной и юго-западной сторон переходит в обрыв глубиной 50 метров. На дне обрыва вьется небольшая речка Копорка.

Трудно дать ответ на вопрос, какие иноземные мастера участвовали в создании Копорской крепости XVI века. Доктор исторических наук

В.В. Косточкин первый отметил в Копорской крепости некоторые черты европейского оборонного зодчества: воротные опускные железные решетки, воротной проем в коротком прясле стены, две мощные башни у входа.

Башни крепости

Количество башен необычайно мало, нигде более на Северо-западе России мы не найдем столь длинные прясла (пролеты стен от одной башни до другой). В обилии башен у Копорья и не было острой необходимости — сама по себе скала, на которой стояла крепость, была надежной защитой.

Крепость имеет четыре круглые пятиярусные башни , сильно выступающие вперед за линию стен, для обеспечения флангового обстрела. Три из них – угловые: Северная, Южная, Наугольная, и одна делит северную стену на два прясла – Северная башня.

Внешний диаметр Южной, Северной и средней башен – 15 м, Наугольной – 10м, толщина стен у основания – около 5 м, в верхней части башен – 2,5 м. Башни новгородских крепостей XIV – XV веков, как правило, сужаются кверху. По мере роста высоты башни ее стены делаются тоньше, и поэтому они не отвесны, а слегка наклонены. Во всяком случае, наклон заметен. В высоту башни достигают 20м, что позволяло вести не только прицельный огонь по приближающемуся к воротам и стенам противнику, но и наблюдать за маневрами врага на дальних подступах к крепости. А толщина стен вполне позволяла выдержать удар тяжелого каменного ядра, пущенного из средневековой осадной пушки.

Все башни имели 5 ярусов боя. Нижние ярусы перекрыты сферическими сводами, а бойничные камеры имеют воронкообразную форму с узкой щелью боевого отверстия. Второй, третий и четвертый ярусы имели деревянные потолки, настланные на бревна-балки. Секторы обстрела разные у каждого яруса, так как система огня была создана таким образом, чтобы перекрыть все подступы к крепости.

Все башни крепости в плане круглые, только одна — Средняя — имеет форму усеченного круга, но это только потому, что она стоит на самом краю обрыва и вынести ее за пределы крепости, так же как и остальные башни, было нельзя — для этого просто не было места.

Важную роль в обороне западной части крепости играла северо-западная Угловая башня. На третьем этаже башни имелись входы и бойничные камеры, амбразуры которых находились в толще крепостных стен. Еще одна важная черта, характерная для всех копорских башен, - ось бойниц каждого последующего этажа отклоняется от оси предыдущего, то есть секторы обстрела из бойниц этажей не совпадают. Это свидетельствует о том, что система огня была тщательно продумана.

Над всеми копорскими башнями возвышались шатровые крыши, которые не сохранились до наших времен.

В Копорье вход в крепость расположен не в воротной башне, как в крепостях XVI века Новгородских земель, а непосредственно в восточной стене крепости между двумя башнями. Ворота в Копорье представляют собой мощный оборонительный комплекс. Архитектор И.А.Хаустова предполагает, что он строился в два приема через небольшие промежутки времени.

Высокий каменный арочный мост на восточной стороне ведет к единственным крепостным воротам, зажатым между двумя могучими башнями. Размещенные в толще стен и в обеих приворотных башнях бойницы повернуты как раз в сторону ворот. Таким образом, враг, прорвавшийся к самым воротам, оказывался под трехсторонним обстрелом.

Архитектор И.А.Хаустова высказала предположение об оригинальном устройстве подъемного моста Копорья. Конструкция его была основана на действии противовеса, или по принципу «коромысла». Та часть настила, которая лежала в проходной части ворот, служила также мостом через глубокую «волчью яму». Десятиметровой глубины яма с заостренными и торчащими вверх деревянными кольями, являлась западней для прорвавшегося в ворота неприятеля. Проще говоря, когда ворота открывались, вторая, внутренняя часть моста поднималась и закрывала «волчью яму», а когда ворота поднимались, внутренняя часть моста опускалась, обнажая страшную яму.

Проникнуть внутрь крепости, если даже мост не успели поднять, было невозможно: железная решетка – герса – преграждала путь, причем ее действие было мгновенным. Копорская герса, единственная, сохранившаяся до наших дней. Сейчас можно увидеть только самую нижнюю ее часть – зубцы. Герса охраняла вход в длинный, узкий, слегка изогнутый коридор – захаб. В коридор выходили амбразуры бойниц.

Если пройти толщу воротных стен, то справа и слева видны входы в помещения, встроенные прямо в стену. Таким образом, если бы врагу удалось разрушить внешнюю часть стены, то он попал бы не внутрь крепости, а просто в одно из внутристенных хозяйственных или сторожевых помещений. Общая толщина крепостной стены вместе с пристроенными к ней помещениями в воротной части —более 12 метров. Помещения эти расположены друг над другом в 3 яруса. Причем идущий между ними въезд в крепость не прямой, а несколько коленообразный (что создавало штурмующим дополнительное препятствие). Над системой помещений располагалась ровная площадка — раскат , площадью 70 м2, с внешней стороны прикрытая бойницами. Раскат позволял осажденным защищать ворота, стоя прямо над ними, и стремительно перемещаться с одной башни на другую. На этой же площадке располагались и вороты - подъемный механизм герсы.

Сейчас верхняя часть стен сохранилась лишь частично, а когда-то по всему периметру шел боевой ход с прямоугольными бойницами (остались лишь некоторые из них). Кроме того, между Северной и Средней башнями ход шел не только по поверхности стены, но и в ее толще (это было новинкой в новгородском крепостном строительстве). Ныне этого хода уже не существует, но он отмечен на шведском чертеже крепости 1645 года.

Тайники

Большинство русских крепостей, построенных в ту пору, имели тайники – скрытые выходы из крепости. Тайник позволял осажденным выбраться из крепости для доступа к воде и для сообщения с внешним миром. Крепость Копорье имела тайный ход, который обеспечивал осажденных водой. Он был построен в 13 веке и считается наиболее древним из известных подобных сооружений. Это узкий каменный коридор, расположенный под землей и имеющий выход в ложбину, где когда-то находилось озерцо, питаемое ключами. Его входная арка находилась в северо-западной части крепостного двора. Узкий и длинный ход, вырубленный в скале, служил для защитников крепости источником водоснабжения. Со временем тайный ход обветшал и обвалился. В настоящее время вход в него засыпан многотонными массами разрушившихся частей стен.

Другой – появился при модернизации крепости в XVI веке и находился с южной стороны крепостной стены . О его существовании в Копорье известно по изображениям крепости на планах XVIII века, но он не обнаружен.

Крепость Копорье в XVI веке

В начале XVI века по приказу московского правительства в Копорье возвели новую каменную крепость, которая и сохранилась до наших дней.

Одновременно с крепостью в XVI веке были воздвигнуты каменные зелейные (пороховые) погреба, в которых хранились пороховые запасы. Два из них – у западной и южной стен крепости, один – у «рухлого места». Они были обнаружены во время раскопок. В начале XVIII века на крепостном дворе появились деревянный дворец князя А.Д.Меньшикова и каменное двухэтажное здание комендантской канцелярии.

Кроме храма Преображения из построек на территории крепости в настоящее время не осталось ничего.

К концу XIV века, после возведения крепости Ям, Копорье уже играл роль второй линии обороны. Но свое важное оборонное значение Копорская крепость сохраняла и в XIV и в XV, и в XVI веках. Однако изменение способов ведения военных действий, появление новых видов вооружения, особенно мощной артиллерии, привели к тому, что в Копорье было проведено много изменений и реконструкций. Были доделаны и укреплены стены и бойницы, усилилось значение башен, организована система боевого хода по всей стене, увеличена высота стен. Население крепости очень малочисленно: в крепости всего 4 двора, в которых есть жители. Это воротники, сторожи – то есть служилые люди. Около крепости находился небольшой посад, на котором жили «городские люди», связанные службой с крепостью и посадские. Всего 6 дворов и в них 6 семей.

Те части крепостных стен, которые в начале XVI века ставились заново, имеют солидную толщину – 5 метров. Ширина боевого хода – 2, 15 метра. Кладка задней (обращенная в сторону крепостного двора, скорее всего, представляла собой аркаду) стенки боевого хода – 0,8 метра.

В середине XX века в центре крепости была обнаружена полуразрушенная

церковь Преображения. Этот небольшой по площади (10,4 м ×14 м) каменный одноапсидный четырехстопный храм был построен новгородскими мастерами в первой четверти XVI века, единственное сохранившееся внутри крепости здание. Богослужения в нем совершались до 1835 года включительно.

Согласно легенде, храм этот был заложен еще в конце XIII века, однако археологические изыскания указывают на более позднюю дату: вторая половина XIV — начало XV века. В XVII и XVIII веках собор переделывался. В этом храме крестили будущего великого художника Кипренского Ареста Адамовича.

В 1962 году по храм сгорел. Долго стоял он с прокопченными стенами, и трудно было представить себе его первоначальный облик.

Сейчас Преображенский собор восстанавливается на средства Епархии. В храме уже несколько лет проходят службы.

В период Ливонской войны у Копорья проходили боевые действия. В 1581 году крепость была на 9 лет была захвачена шведами. В1590 году стараниями русских войск и интригам московских дипломатов крепость удалось вернуть. В очередной раз Россия утратила Копорье в 1612 году, теперь уже на 91 год.

В период шведского господства населении Копорья и его окрестностей страдало от разрухи и непосильных налогов. Опустели селения на берегу Финского залива. Вокруг остались пепелища и пустоши.

Освобождена крепость была в конце мая 1703 года генералом-фельдмаршалом Б.П.Шереметевым.

Место, где была разрушена стена и русские войска ворвались внутрь крепости, с тех пор называют «рухлое».

В начале XVIII века в Копорье побывал Петр I. В его архивах сохранилось несколько написанных отсюда писем.

1703год стал последним годом в истории Копорья как военной крепости. После победы над шведами граница России переместилась на север и запад и стратегическая необходимость в Копорской крепости отпала. В 1763году Копорье официально исключено из состава действующих крепостей, согласно утвержденному Екатериной II «расписанию».

Первый герб Копорья — это шведский герб 1581г. в виде щита, разделенного на четыре части с изображением крепостных стен, и двух стен, пробитых четырьмя ядрами. Сверху щита помещалась шведская герцогская корона. В конце 20-х гг. XVIII века по поручению Военной Коллегии был составлен и в 1730 г. утвержден императором Петром II другой герб Копорья. При этом отмечалось, что герб этот «старый». Герб описан так: «камень белый, над ним облако, поле лазоревое». Больше гербов в истории Копорья не было.

Роль крепости в войнах XX века

Войны XX века — и Гражданская, и Великая Отечественная—пощадили Копорье. В 1919 году со стороны Эстонии к Петрограду рвались части генерала Юденича, отбивавшиеся от них красногвардейцы засели в башнях крепости и отстреливались из них от наступавшего противника.

В мае 1919 года в районе Копорья бойцы 166-го стрелкового полка 6-ой дивизии Красной Армии под командованием Н.Ф. Бравировского. Заняв оборону за стенами древней крепости, они прикрывали отход и перегруппировку своего полка. Вражеское наступление на Копорье было сорвано.

В августе 1941 года советские войска вели у Копорья ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Этот рубеж сыграл важную роль в 28-месячной обороне плацдарма, вошедшего в историю героической обороны Ленинграда как Ораниенбаумский «пятачок».

Со временем разрушились и практически исчезли все деревянные элементы крепости, рухнули верхние части башен и стен. В 1970 году в крепости начались реставрационные работы. Но они в основном сводятся к консервации архитектурного памятника, чтобы не дать ему разрушаться.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)