Дом  ->  Мода и красота  | Автор: Лидия Власова | Добавлено: 2014-11-19

Как вышить узор на ткани

Выбор ткани и ниток

Вышивку ришелье лучше всего выполнять на плотных тонких тканях: льняных, хлопчатобумажных, шерстяных и др. Редкие ткани для нее не подходят, так как после вырезания они осыпаются и узор нарушается. Нитки должны быть крепкими и не линять при стирке. Такими свойствами обладают мулине, кроше, ирис, шелк, капрон, тонкие катушечные № 40, 50, 60, 80. Прочность нитки проверяют, растягивая ее руками: хорошая нитка должна пружинить, рваться не сразу. Прочность окраски ниток можно проверить, положив их на солнце или прогладить горячим утюгом влажную нитку на белой ткани – не должно оставаться следа.

Инструменты и приспособления

Для вышивки я беру короткую иглу с удлиненным ушком, чтобы можно было быстро вдеть нитку.

Ножницы желательно иметь трех видов: маленькие с острыми концами для подрезания нитей, средних размеров с загнутыми концами для их обрезки и большие для разрезания ткани. Все они должны быть хорошо наточены, концы лезвий полностью замыкаться.

Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань, для чего его надеваю на средний палец правой руки и подбираю точно по размеру последнего.

Пяльцы нужны для удержания ткани в затянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Использую деревянные пяльцы круглой формы диаметром 20 – 40 см., состоящие из двух обручей, входящих один в другой.

Калька и копировальная бумага применяются для перевода рисунка.

Карандаш должен быть твердо – мягким , остронаточенным.

Запяливание ткани в пяльцы

После нанесения рисунка на ткань последнюю запяливают. На меньший обруч накладывают материал, расправляют его, следя за тем, чтобы нити не перекосились.

В случае если кусок ткани по размеру меньше пялец, к нему временно с четырех сторон пришивают какой – либо другой большего размера материал.

При вышивании на тонкой ткани необходимо соблюдать осторожность, так как ее можно легко растянуть, или порвать.

Закрепление нитки и начало работы

Закрепляют нитку вдоль рисунка по контуру без узелков. Существуют три способа выполнения этой работы. Можно сделать несколько мелких стежков в том месте, которое в дальнейшем закроется вышивкой, или один стежок, не вытягивая нитку из ткани до конца, а оставшийся ее кончик пришивают вторым стежком и обрезают. Затем это место также закрывают вышивкой. Наконец нитку перегибают вдвое, сложенные вместе ее концы продевают в ушко иглы и делают один стежок, не вытягивая до конца из ткани; в образовавшуюся петлю пропускают рабочую нитку и затягивают ее, вкалывая иголку в ткань.

Начиная работу, для рельефности и прочности шва, контур по наружной линии прошивают мелкими стежками катушечными нитками швом вперед иголку. Для получения более рельефной вышивки такую прометку делают два – три раза, чтобы получился настил. Одновременно с его выполнением в местах просветов делают соединительные перекладины , связывающие отдельные элементы узора.

Основные линии узора обшивают гладьевым валиком или петельным швом петлей к той стороне, которая будет вырезаться. Стежки должны плотно прилегать один к другому. Работа значительно выиграет, если будет выполнена шелковыми нитками. Заканчивая ее, рабочую нитку пропускают мелкими стежками под рисунок.

Увеличение или уменьшение рисунка

Иногда габариты вышиваемого изделия не совпадают с размером рисунка. В этом случае перед нанесением на материал его приходится уменьшать или увеличивать. Предположим, что рисунок нужно увеличить вдвое. Для этого его разлиновывают на квадраты. Чем они мельче, тем точнее получится изображение. Затем такую же сетку делают на листе бумаги, но уже с вдвое большими квадратами. Теперь осталось перенести узор с малых квадратов на большие.

Перенос рисунка на ткань

Для этого используют несколько способов, но во всех случаях узор с оригинала сначала переводят на кальку и уже, потом его переносят на предварительно отглаженную ткань, следя за тем, чтобы не было перекоса ее по нитям основы и утка.

Под кальку с нанесенным узором подкладывают копировальную бумагу и прикрепляют булавками к ткани. Обводят узор остро отточенным карандашом. Желательно иметь набор копировальной бумаги различных цветов: для светлых тканей темную , а для темных – светлую . Лучше всего использовать копировальную бумагу, бывшую в употреблении, тогда линии узора не будут жирными, загрязняющими ткань. Новую копировальную бумагу следует предварительно протереть сухой ватой или тряпочкой.

Переводом рисунка «на просвет» пользуются для нанесения узора на тонкие, прозрачные ткани. При этом бумагу с контуром рисунка подкладывают под ткань и прикрепляют булавками. Обводят контур тонко отточенным карандашом.

Для перевода узора «припорохом» на ткань накладывают лист белой бумаги, а сверху – кальку с рисунком и скалывают вместе. По контуру рисунка аккуратно тонкой иглой прокалывают дырочки на равном расстоянии друг от друга. Получается «форма» припорашивания. Затем с помощью ватного тампона, смоченного в растворе керосина и зубного порошка , слегка протирают рисунок по проколотым точкам. Раствор, проходя через дырочки, оставляет отпечатки его контура на ткани. Такой формой можно пользоваться много раз.

Соединение деталей узора с помощью брид, паутинок, паучков

Бриды - это перемычки, соединяющие отдельные части узора. В ажурной вышивке их можно делать тремя способами: петельным швом, просто обвивая их, или перештопыванием. При любом способе сначала прошивается деталь узора, затем делается брида, после чего деталь обвивают петельным швом или гладьевым валиком. Например, деталь узора обшивают до бриды, затем прокладывают нитку в обратном направлении к детали узора и продолжают выполнять стежки по контуру узора до следующей бриды.

Выбор способа обшивания брид зависит от качества ткани. Например, на тонкой ткани бриды лучше делать обвиванием. Для этого деталь узора прошивают по контуру до начала бриды, выводят иголкой с ниткой у края контура, прокладывают ее до противоположного края узора, слегка натягивая и закрепляя маленькими стежками, и, возвращаясь обратно, обвивают.

Обшивая бриду, нитку не надо ни слишком натягивать, ни слишком ослаблять. Брида не должна задевать ткань, а свободно соединять одну часть узора с другой.

На более плотных тканях бриды делаются в несколько ниток: натягивают 2,4 или б их и обшивают петельным швом или перештопыванием. Последнее выполняют так: натягивают несколько ниток, делят их на две группы и поочередно обвивают каждую "восьмерками', вкалывая иглу между нитками. Получаются прочные, плоские бриды, не скручивающиеся во время стирки,

Паутинки - это пересекающиеся бриды. Нитку протягивают от одного конца рисунка к другому, обшивают ее до середины и затем протягивают до следующего контура. Возвращаясь к середине, обшивают эту часть паутинки и т.д.

Паучки делают в сложных рисунках, когда контуры узора находятся друг от друга на большом расстоянии. Их выполняют двумя способами: на пересечении брид, поочередно пропуская иголку под бридой и над нею, делают 2-3 круга в одном направлении, затем 2-3 - в обратном, пока не получится кружочек, после чего, дойдя до неоконченной бриды, обметывают; между бридами и основной ткани делают островки, в которые сходятся бриды. Островки обшивают узким петельным швом.

Края салфеток, воротников, низ рукавов, юбок и т.д. могут иметь зубчатый край в виде фестонов. Их также обшивают петельным швом после того, как будет сделан небольшой настил.

Обшивание узоров гладьевым валиком или петельным швом

Гладьевой валик представляет собой ряд плотно прилегающих один к другому параллельных стежков. Для него делается настил – несколько строчек швом вперед иголку; затем выполняют собственно валик, который должен полностью закрыть все дорожки настила. Стежки валика тесно укладывают один за другим. При этом надо стараться, чтобы они были хорошо натянуты, не свисали, ни в коем случае не были тугими, не оттягивали ткань и были одинаковыми с лицевой и изнаночной стороны.

Петельный шов основан на принципе образования петли из рабочей нитки. Он имеет много вариантов: может быть редким и плотным, с ровным и неровным краем, выполняется как слева направо, так и справа налево. Высота стежков петельного шва и расстояние между ними могут изменяться в зависимости от характера работы.

При его выполнении нужно обязательно следить за тем, чтобы проколы иголкой делались на одинаковом расстоянии друг от друга.

В начале работы ткань прокладывают с изнаночной стороны, а все остальные проколы делают с лицевой на изнаночную. После первого прокола нитку укладывают петлей, придерживая ее большим пальцем левой руки; делают прокол с лицевой стороны на изнаночную и направляют острие иголки в образовавшуюся петлю. Иглу протаскивают через петлю и тянут вниз на «себя», после чего петлю затягивают.

Для получения более рельефного петельного шва можно, как и для гладьевого валика, сделать настил в 2-3 нитки и обшить его так, чтобы стежки не просвечивались.

В растительных узорах с цветами, с листьями сначала выполняют стебли, затем цветы и листья, а в сложных цветках – сначала нижние лепестки, потом верхние. При вышивании сложных цветков, например, розы, сначала делают настил из 2-3 стежков там, где необходимо выделить изгиб лепестка или край сердцевидки нитками мулине или нитями, выдернутыми из тканями. Каждый листочек начинают вышивать у основания и там же заканчивают, не прерывая шва. Если в процессе работы кончилась нитка, то ее закрепляют на лицевой стороне, делая несколько стежков вдоль необшитого края нитки. Новую нитку закрепляют на изнанке и выводят на лицевую сторону между последним и предпоследним стежками петельного шва.

Сквозное шитье сочетается с гладью, швом роспись, мережками, дырочками. Иногда цветы и листья вышивают гладью «вливанием тонов» .

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)