Дом  ->  Мода и красота  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-03

Национальный костюм России

На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимой от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. Важно и другое. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался от своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешнего влияния, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус – внутренняя суть коренного русского человека. Вот отчего в течение долгих веков, прежде всего крестьянство являлось хранителем национальных традиций в костюме. Особенно же после знаменитого указа Петра 1, обязавшего всех, кроме крестьян и духовенства, носить платье европейского образца. Горожане вынуждены были перейти на “немецкую” одежду, и только жители деревни продолжали носить народный костюм.

Каким же он был? Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Макарьеве или Ирбите, вы бы поразились разнообразию нарядов, особенно женских: и двух одинаковых не сыскать! Действительно, за века чуть не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции – так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом. Костюмы различались по губерниям.

Костюм Вологодской губернии

Основные формы народного костюма крестьянок Вологодской губернии не отличались от форм характерных для одежды Севера России. Как правило, материалом для рубах служили льняной холст (археологические находки, датируемые эпохой неолита (I! тыс. до н. э.), обнаруженные в Вологодской области, подтвердили древность возделывания льна) или шерсть. Как и везде на Руси, любимой одеждой на вологодской земле была рубаха, особенностью которой были пышные рукава, собранные ниже локтя. В одних костюмах сложная и многоузорная вышивка рубах особенно эффектно выглядит на фоне темной гладкой ткани сарафана, в других - мягкие и спокойные тона этой вышивки великолепно сочетаются с многоцветьем атласных лент, нашитых вдоль сарафана спереди.

Особая красота этого костюма, в котором поражают пропорциональные соотношения между орнаментальными деталями и рубахой в делом, создавалась под влиянием многовековой культуры декорирования одежды. Необходимо отметить и удивительно логичное расположение вышивки по отношению к конструктивным линиям кроя. Подолы рубах часто вышивали крестом и только одними красными нитками. Хлопчатобумажные нитки имели густо-розовый цвет, а льняные - красно-коричневый. Сначала их красили в красный цвет, а затем для прочности отваривали в льняном масле. Судя по деталям верхней части рубахи, хранящимся в Вологодском краеведческом музее, ее часто делали из полосатой или клетчатой пестряди и украшали по рукавам, вороту и плечам геометрическим тканым узором или полосками кумача.

Костюм Тамбовской губернии

В костюме Тамбовской губернии соединились традиции народов разных национальностей. Он поражает разнообразием составных элементов, цветовой гаммой и тщательной отделкой, которая порой полностью закрывает ткань. Определенный отпечаток на формирование народного костюма Тамбовской губернии и его отличительных особенностей наложило не только соседство в пограничных районах с народами разных национальностей, но и то, что в Тамбовскую губернию съезжались беглые крепостные крестьяне со всей Руси, скрывавшиеся от крепостной неволи на просторах Черноземья. Своеобразие костюма, нашедшее свое отражение в характере орнамента и цветовом решении, объясняется еще и тем, что эта часть России была в значительной степени заселена мордвой и татарами. В мотивах вышивки и технике ее выполнения наблюдается немало общего с народным орнаментом Поволжья.

Но основой тамбовского народного костюма, известного нам сегодня, стала одежда потомков военно-служилых людей, составлявших изначально оседлое население этого региона. Они были причислены к однодворцам - особой социальной категории, занимавшей промежуточное положение между дворянами и крестьянами, что повлияло на формирование особенностей костюма, который долгое время сохранял свою первозданность и индивидуальность. Как и по всей Руси, женская одежда Тамбовской губернии подразделялась на нарядную и будничную. Русские крестьянки богато украшали праздничные наряды красноузорным тканьем, вышивкой и кружевом, дополняя поясами и различного рода украшениями. Самой яркой была одежда молодых - женщин, недавно вышедшиx замуж. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали ткаными, вышитыми и набивными узорами.

Будничная одежда, не отличавшаяся составными элементами и кроем, делалась из более грубых тканей и почти не украшалась. При всем своеобразии костюма Тамбовской губернии наблюдается общность его кроя с одеждой крестьянок других южнорусских губерний. Это было связано с шириной домотканого полотна, называемого «ШИРИНКОЙ», которая зависела от устройства ткацкого стана. Изготовленные вручную ткани использовались рационально. Отсюда монументальная целостность рубах, сарафанов и верхней одежды, изготовленных из прямых полос.

Шили и вышивали эту одежду крестьянские девушки долгими зимними вечерами на «посиделках» или «беседах». За эту работу девочек усаживали с раннего возраста. Глядя сейчас на любую вещь - сарафан, юбку или рубаху, - удивляешься, как аккуратно положены стежки, как красиво и туго собраны сборки. Все ловко и крепко - не распороть! Да и как же иначе? Девушку, приходившую на гулянье в небрежно сшитом наряде, осуждали женщины, сидевшие в сторонке и наблюдавшие за весельем молодых: «Худа швея, так шила, криво ведь!» Качество холста зависело от тщательности обработки волокон: из грубого холста шили повседневную одежду, а из тонкого - праздничную. Позднее нарядные рубахи стали шить из полубумажного холста, основа которого была конопляная, а уток - из бумажной покупной пряжи.

К верхней женской одежде относится зипун. Это распашная одежда из домотканого сукна, чаще всего коричневого цвета. Спинку делали слегка приталенной, а в боковые швы ниже линии талии вшивали два или три клина. Зипун мог быть без воротника или небольшим воротником, застегивающимся на одну или две пуговицы. Края рукавов иногда украшали полосками кожи или плиса.

Костюм Воронежской губернии

Воронежский Костюм поражает своей изысканностью, исключительно тонким колоритом, изяществом узоров и законченностью композиции. Воронежская губерния находилась в центральной земледельческой полосе европейской части России, где издавна жили Славянские племена.

Большую часть населения этой губернии составляли однодворцы, и всего одну четверть - крепостные крестьяне. Это не могло не сказаться на своеобразии народного воронежского костюма. Он резко выделяется среди костюмов других губерний смелостью композиционного решения, оригинальностью декоративного оформления и притягательной силой строгих графических узоров вышивки. Как и в других губерниях России, одним из самых распространенных видов здесь была рубаха, и чаще всего с прямыми поликами, пришитыми по утку. Рубахи делали из конопляного или полубумажного холста и украшали вышивкой с тончайшей вязью черных узоров, окружавших белые ажурные полосы с мотивами ромбов. Невозможно спутать четкий графический орнамент вышивки на рубахах воронежских крестьянок, с каким – либо другим.

Особый восторг вызывают воронежские клетчатые шерстяные поневы, которые шились как с прошвой, так и без нее. Их обильно украшали вышитыми узорами, яркие краски которых контрастно выделялись на фоне сочной зелени лугов и соперничали с радужной россыпью полевых цветов. На фоне глубоких синечерных оттенков вытканной клетки вспыхивали оранжево-желтые, красные, изумрудно-зеленые, васильковые и красно-фиолетовые оттенки узоров вышивки. Праздничные поневы отличались разнообразие и красочностью оформления. Другой характерной особенностью декора воронежской поневы были расшитые белой шерстью контуры ткань клеток, а этот прием назывался «выложить белью. Особенно своеобразны были «поневы с кумачами», характерные для Павловского уезда, подол которых украшали прямоугольниками из кумача, а промежутки между ними вышивали разноцветным блестками, галуном и тесьмой. Стоит отметить, что, несмотря на много цветность понев, в целом воронежский костюм не создавал ощущение пестроты или чрезмерной яркости, так как ткани и нитки для вышивки окрашивались растительными красителями, дающими приглушенные оттенки.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)