Культура  ->  Универсальное  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-19

Народное творчество шорского народа

Легенды и предания - древнейший жанр народного творчества. Они учат человека жить, утверждают веру в торжество добра и справедливости, пытаются объяснить явления природы, раскрывают национальные особенности культуры и мышления своих сочинителей. Современной наукой лингвокультуроведением считается, что фольклор – источник сведений о национальном характере, культуре народа, его мировоззрении.

Жителям Кузбасса привычны шорские названия гор, рек, но не всем известно, что они обозначают. Необходимую информацию можно получить из шорских легенд и преданий .

Объект нашего исследования – сфера устного народного творчества. Предмет – анализ топонимических легенд шорцев о возникновении гор и рек Кузбасса.

Рабочая гипотеза включает предположение о том, что поэтические легенды древнего народа нашего края о примечательных местах – результат попыток объяснить явления природы, формирование поверхности территории Кузбасса.

Работа имеет прикладной характер. Основными методами исследования являются изучение специальной литературы по российскому народному поэтическому творчеству – пособий Д. Нагишкина, А. Новиковой; изучение сказаний, легенд и преданий, собранных шорскими писателями: В. Колюпановым, А.И. Чудояковым и другими. Используется анализ языковых и стилистических средств фольклорного материала.

В своем исследовании мы опирались на историю возникновения фольклора и его жанра, легенды, в пособиях Д. Нагишкина и «Русское народное поэтическое творчество» . Нам также был интересен материал о сюжетах и мотивах, связанных с формированием ландшафта, окаменением героев, параллели образов северных и сибирских тюркоязычных народов. Из предисловий авторов и авторов- составителей сборников шорских сказок и легенд мы узнали об основных сюжетах легенд шорцев, посвященных формированию ландшафта нашей области, которые восходят к древнему мифотворчеству. Топонимику местных названий рек и гор мы нашли в географическом словаре А. А. Мытарева , нашего земляка, бывшего деканом географического факультета Новокузнецкого государственного педагогического института в 70-х годах 20 века.

А.И. Чудояков, составитель одного из сборников - представитель коренной национальности, доктор филологических наук НГПИ. В. Колюпанов - также известный Кузбасский литератор, поэт, представитель коренного народа. Мы использовали его предисловие к серии книг «Золотая шория» . Мы также сверяли некоторые сюжеты по его шаманским песням.

В ходе исследования гипотеза подтвердилась.

Работа имеет практическую ценность не только для расширения кругозора автора, но и может использоваться на занятиях спецкурсов по литературе, краеведению, туризму, на уроках географии.

Новизна в нашем подходе к объяснению особенностей ландшафта родного края. Научность - в использовании источников, методов исследования.

Работа, знакомящая школьников с культурой коренного народа, способствует также воспитанию уважения и толерантности, взаимопониманию населения Кузбасса, любви к малой родине. Автор работы расширил свой кругозор не только в области филологии, но и в краеведении, получил представление об исследовательской деятельности, усовершенствовал навыки поиска информации, отбора информации, оформления работы и т.п.

Данная работа заслушана на гимназической конференции и рекомендована для участия на региональных и федеральных научно-практических конференциях школьников.

Несказочная проза и ее особенности

Большое место в народном творчестве занимает так называемая несказочная проза, включающая в себя такие жанровые образования как предания, легенды, сказы.

Несказочная проза отличается от сказочной рядом признаков. Главный из них – установка на достоверность. Яркий признак произведений устной несказачной прозы – их тяга к местному приуроченью. Важным отличием несказочной прозы является ее прикладной характер. Произведения фольклорной несказочной прозы возникают и бытуют в народе не для развлечения, а как средство дополнительной информации о явлениях природы и общества. Эстетическое значение произведения несказачной прозы зависит от самого объекта информации, от его исключительной исторической масштабности, загадочности .

Как правило, предания, легенды и даже сказы не вычленяются из потока бытовой речи. Сюжетный мотив каждый раз может быть разным.

Жанровые разновидности устной речи несказочной прозы характеризуются определенным кругом устойчивых сюжетных мотивов, так как сферы жизни, изображенными ими, различны. Следовательно, сюжетные мотивы могут быть основой внутрижанровой классификации несказочной прозы.

Рассмотрим особенности жанровых образований фольклорной несказочной прозы. Устные прозаические рассказы, повествующие о фактах прошлого и передающиеся из поколения в поколение, относятся к преданиям. В основе их содержания лежит реальный факт, который за давностью лет вызывает различные слухи и толки, допускает различные толкования, благодаря чему к нему возникает дополнительный интерес, приобретающий подчас ярко выраженную эмоциональную окраску. Предание не может говориться от лица очевидца. Историческому содержанию преданий полностью доверять нельзя. Историзм этого жанра таков же, как и у многих других жанров фольклора, самое важное в нем не факт, а его оценка народом. Тематика преданий практически неисчерпаема. Выделяют следующие тематики преданий:

  • Топонимические
  • Генеалогические
  • О выдающихся событиях и лицах

Топонимические предания рассказывают об истории происхождения различных географических названий: рек, озер, гор, сопок, скал, камней, урочищ, деревень, сел, городов, заводов, отдельных строений…Топонимические предания могут давать точное, т.е. проверенное практикой объяснение того или иного названия; как правило, в этом случае они отражают историческое событие, оставившее после себя вещественные, материальные памятники: «Пугачевский вал», «Атаманова гора». Все эти предания с большей или меньшей точностью отражают действительные события и факты, подтверждаемые историками. Но чем точнее передаются в устах народа исторические события, тем отчетливее проступает в преданиях «неэстетическая» функция, тем меньше в них «воображаемого», поэтического. Такие топонимические предания по форме являются слухами.

Другой тип топонимических преданий – исторически неоправданное, но поэтическое истолкование того или иного названия. Записано множество поэтических рассказов о героях и героинях, давших свои имена рекам Омь, Тара, Кама, Агидель, но каждый раз оказывается, что герои здесь ни при чем, ибо названия рек возникли в соответствии с физическими свойствами объектов наименования: «Омь»- тихая, «Тар»- каменная, «Кама»- выдренная, «Кайна»- березовая, «Агидель»- белая. Часто толчок к созданию топонимического предания давало поэтическое звучание географического названия. Многие топонимические предания порождены внешними сходствами объекта с живыми явлениями природы .

В отличие от предания в основании легенды лежит не реальный исторический факт, а вымысел, который преподносится рассказчиком как правда. Вымысел в легендах – это то, о чем говорится в произведении, ради чего оно создано. Вымысел в легендах – это ее содержание. Природа вымысла может быть двоякой, она может определяться религиозными верованиями людей и их социально-утопическими идеями.

Устные рассказы о различных событиях реальной жизни, совершившихся на глазах повествователя или в условиях близких к нему, относятся к сказам. Сказы часто являются как бы продолжением преданий: передав сперва то, что он слышал от своих предков, повествователь затем излагает эпизоды из своей жизни, связывая их с событиями более отдаленного прошлого.

Объекты изображения сказов – разнообразные, необычные обстоятельства из прошлого местной жизни. Все сказы начинаются с указания на реальность и точную географическую приуроченность описания. Вслед за этим идет краткая динамичная характеристика главных персонажей. Дальнейшее повествование строится на последовательном обострении конфликта. Завершается сказ какой-либо оценочной риторической фразой. Отдельный сказ – это результат индивидуального творчества. Сказы, хотя и повествуют о реальных событиях, но не редко заимствуют фантастические мотивы из смешанных жанров несказочной прозы .

Легенды шорского народа как попытка объяснения явлений природы.

Легенды призваны что-то объяснить .

Легенды о животных объясняют, например, почему у ласточки хвост вилочкой, а шмель гудит «о-о-а» , почему барсук такой жирный . Легенды о животных со сказами о животных, поэтому их синкретичны лучше назвать сказками-легендами о животных, так как они все построены по законам сказки, лишь концовка этих сказок-легенд собственно легендная, т.е. объясняет происхождение той или иной черты, особенности реального животного, птица или насекомого.

Топографические легенды тоже объясняют: почему Мрас-Су впадает именно в Томь, а не в какую другую реку , почему раздвоена вершина Поднебесного Зуба, тупая вершина у горы Огудун, как образовался порог на реке Мрас-Су, почему вершина Мустага белая , почему гора называется Темиртау .

Легенды представляют собой этикоэстетически преломленное изображение народом той исторической действительности, того мировоззрения, при помощи которых они создавались, своих идеалов, которые при этом преследовались, своего характера, своего духа, которые были источниками и побудительными мотивами создания произведений .

В словаре русского языка С.И.Ожегова на стр.655 даны значения слов «топонимика» и «топография».

Топография:

  • Раздел геодезии, занимающийся измерением участков земной поверхности и изображением местности на планах и картах.
  • Поверхность и взаимное расположение отдельных пунктов местности.

Топонимика:

  • Совокупность топонимов какой-нибудь местности, страны.
  • Раздел языкознания, изучающий топонимы.

Топоним - собственное название отдельного географического места.

Термин «топографические» легенды встречается в предисловии к сборнику «Шорские сказки, легенды» , написанному кандидатом филологических наук Г.В. Косточаковым.

Вводя свой термин он, видимо, хотел подчеркнуть, что в легендах Горной Шории раскрывается не столь объяснение значения самого слова, например, Мрас-Су , Томь , Кондома , как объяснение расположения гор, рек на территории.

Мы будем придерживаться общепринятого термина «топонимическая легенда» .

Мы изучили часть легенд из цикла «Возникновение мира» : «О реках Томь и Мрассу», «Горы Кисмар, Манак, Мрасский порог», «О горе Мустаг», «Семь девиц плачут», «Шанчилык», «Кизей», «Мазарак», «Чедыгыз», «Семь красавиц», легенды из сборника «Шорские сказки и легенды» составителя А.И. Чудоякова : «Мрас-Су и Кара-Том», «Пус-Таг». Последние две легенды подверглись литературной обработке. Легенды сборника «Девять бубнов шамана» не подвергались художественной обработке, они короткие, достаточно древние и скупо рассказывают нам о том, как создавался мир. В легендах горы одушевлены, наделены свойствами характера. По одним легендам древние богатыри превратились в горы, по другим – внутри горы существует особый мир, похожий на земной. Там тоже живут люди, пасут скот. Это - «хозяева гор».

Солнце и луна там светят лишь наполовину и поэтому там стоит полумрак. Иногда некоторым отважным людям удается вступить в брак с дочерьми «хозяев».

Мы остановились на наиболее интересных и цельных на наш взгляд легендах о горе Мустаг и реке Мрас-Су.

Мустаг - в переводе с шорского «ледяная гора», находится в междуречье Кондомы и Мрассу к северо-востоку от Таштагола. Ее высота 1580м. Гора тянется на 5км. и имеет шесть отдельных вершин .

Легенда «О горе Мустаг» объясняет, почему эта гора стала двугорбой . Это погибшие шорцы-богатыри, которые сразились за красавицу Ак Пурбу. Сама красавица стала облаком и оплакивает их, проливая слезы. Богатырская кровь превратилась в золото. Так объясняется наличие золота в этих горах. Из более поэтичной, художественной легенды «Пус-Таг» мы можем узнать, почему раздвоена вершина Поднебесного Зуба, почему тупая вершина у горы Огудун, как образовался порог на реке Мрас-Су, почему вершина горы Мустаг белая и т.д. Молодая гора Пус-Таг рос шаловливым, неуживчивым. Окружающие его горы были ниже и смирные. Хозяин местности- старая гора Киндик-Каан посоветовал женить Пус-Тага. Вскоре у Пус-Тага появились дети: дочь Манак и сын Огудун. Пока дети были маленькие Пус-Таг жил со всеми в мире. Дети выросли и стали такими же своенравными, как и отец. Дочь Манак легла поперек реки Мрас-Су, загородила ей дорогу. Молодая гора Огудун тоже имел характер. Разгневался Пус-Таг и саблей перерубил дочь пополам. От этого удара на реке остался большой порог. Сына, который отвернулся от отца, Пус-Таг тоже ударил саблей и срубил ему голову, его голова теперь называется Кара-Таг. Гневный Пус-Таг не пощадил старого хозяина Киндик-Каана и стрелой разбил его голову на две части. Его жена с горя убежала в Абакан. И лишь потом задумался Пус-Таг, что на один на свете остался. У Поднебесного Зуба раздвоенная вершина; а Пус-Таг – горячая голова - зимой и летом белую шапку из толстого льда не снимает, охлаждает себя, чтобы не натворить новых бед. О семье Мустага можно прочитать и в другом сборнике .

В легенде «Кизей» мы узнаем, что младший сын Пус-Тага, Кизей был прогнан вон из родительского дома из-за плохого поведения . У него так же был плохой, вспыльчивый характер. Когда любопытная гора Утья стала его расспрашивать, почему, да отчего того выгнали, Кизей ударил ее и пробил в вершине окно величиной с большой дом. В настоящее время Кизей стоит у реки Мунзас .

В сборнике «Девять бубнов шамана» Мустаг до того, как жениться на горе из Абакана любил Китайскую гору, сватался за дочь богатыря Шанчилыка . Тот не отдал дочь и Мустаг, оскорбившись, отколол кусок от горы саблей и взял его дочь силой. Осколок горы до сих пор стоит рядом с Шанчилыком.

Немало легенд сложено о реке Мрас-Су . Это река Горной Шории, которая берет начало в отрогах Абаканского хребта. Около города Мыски она впадает с левой стороны в реку Томь. Длина ее 338 километров, в нее впадает множество притоков. В верхнем течении это типичная горная река: бурная, каменистая, порожистая. Затем она становится шире, спокойнее от впадения рек Кабырзы и Пызаса. В 20км. ниже впадения реки Ортон на 6км. по Мрас-Су тянутся большие пороги .

В переводе с шорского Мрас-Су - «желтая река». Название объясняется тем, что в верховьях реки и в устье вымываются глиняные породы, и вода в реке становится темно-желтой, непрозрачной, не пригодной для питья .

В поэтической обработке река Мрас-Су находится в родстве с Абаканскими горами, они ей приходятся братьями; Пус-Таг - ей дед, гора Огудун - бабушка. Повзрослев, она слышит призыв молодой реки Кара-Тома, который зовет ее и объясняется в любви. Родственники советуют молодой речке то идти на Алтай к Бию, то к племени Аба, к старику Хему, но Мрас-Су уже предпочла Кара-Тома. Путь ей преграждают Манак-гора и Шаман- гора . Они занимаются собой и не дают пройти молодой речке. Мрас-Су стала биться о скалы, пробивать себе путь. Ей помогает человек, который разбирает часть камней Манак-горы. На том месте, где река билась о гору, появился большой порог Убу .

Эта легенда объясняет, почему Мрас-Су впадает именно в Томь и почему на ней множество порогов.

В другом сборнике парень Томь, охотник, влюбился в дочь бая Мрассу. Влюбленным мешают. Мрассу оплакивает гибель парня, превращается в реку. Томь тоже превратился в реку. Разбив преграду в районе Тажалги, Мрассу сливается с Томью, оставляя за собой пороги.

Появление порогов на Мрассу объясняется целым рядом коротких легенд «Горы Кисмар, Манак, Мрасский порог». По одной версии пороги – результат ссоры богатырей, которые, поссорившись, стали бросать друг в друга камни через реку. Дух гор за это заколдовал их и превратил в горы.

В других легендах упоминается, что когда-то Мрас-Су текла сквозь гору. Шаманы по просьбе людей поколдовали, и ущелье провалилось, потому что шаманы принесли в жертву старую женщину по имени Манак.

Ученые же определили, что Мрас-Су вырвалась из своего плена в результате землетрясения.

В этом цикле легенд интересно то, что гора Огудун уже не сын Пус-Тага, а женщина, жена Пус-Тага. Манак - старушка, принесенная в жертву, а не дочь Пус-Тага, перерубленная им.

По мнению исследователей- фольклористов расхождение в легендах вызваны временем, тем, что до нас дошло мало легенд, часть их была утеряна во времена сталинских ссылок . Кроме того, шорцы не однородны этнически, выделяются отдельные роды, есть разница в языке, традициях.

Сохранившиеся до нас легенды смогли донести образ жизни древних шорцев. Так, мы узнаем о том, что отцы семейства вспыльчивы, горды , они родоначальники и власть их безгранична – могут убить сына и дочь за неподчинение.

Вместе с тем женщина может отстоять свое право на любовь, сделать свой выбор . Хотя вспомним судьбу девушки, дочки Шанчилыка. В условиях родоплеменного общества были одни обычаи, с феодальным строем они меняются.

Фольклор- источник мудрости народной. Полны житейской мудрости слова гор, дающих советы молодой речке Мрас-Су: «…Старик Хем - труженик. У него будешь жить в достатке»; «Не ходи к Бию, внучка. Он такой медлительный, на ходу спит. Век с ним длинным покажется» ; «Где любовь, там и свет». А как житейски правильны рассуждения Киндик-Каана о молодом Мустаге: «…Молодой еще, скучно ему. Жените его - всю дурь, как рукой снимет!».

Нужно отметить еще одну особенность анализируемых легенд. В них иносказательно порицаются людские пороки, показывается, к чему приводят жестокость, вспыльчивость ; малодушие и нежелание думать .

Порицается упрямство и неподчинение детей главе рода ; критикуется чрезмерное любопытство ; несогласие выдать дочь по любви замуж приводит к печальным последствиям: гора Шанчилык разрублена пополам, дочь ее взята силой; девушка Мрас-Су от горя превращается в реку и т.д.

В народных сказках и легендах мира присутствуют великаны и «каменные люди».

Великаны населяли горный рельеф Северной Осетии, в Альпах живут одноглазые гиганты Тролли, в Хакассии – каменные люди.

По-мнению ученых лес, степь, пески, горы, моря с их грандиозными масштабами всегда поражали воображение человека. В образе богатырей, великанов, сочетались черты человека и черты самого явления природы.

Отношение человека к исходному материалу было противоречивым. Безгласный камень возбуждал ужас человека своей холодной тяжестью, но твердость его, перед которой бессильной становился меч, порождала мысль о таком же твердом противодействии врагу. Сталь высекала из камня искры, - и мысль об огненной природе этого холодного вещества беспокоила воображение. Горы стояли, казалось, вечно -создавалось впечатление о вечной неизменности их, и это порождало мысль о стойкости, вызывающей уважение. Протяженность и высота их вызывали восхищение человека, неприступность рождала страх. С гор текли реки, орошавшие долины. Но с гор обрушивались лавины и обвалы. И если течение рек несло с собой жизнь человеку, то лавины и обвалы со слепой яростью уничтожали эту жизнь. Про человека говорили с ненавистью: «у него каменное сердце», но про него же говорили с обожанием: «он стоял в бою, как скала»! Уже в этой противоречивостью была заложена возможность творческого развития мысли об этом явлении. Да и сама природа не скупилась тут на подсказки.

В горных местностях, особенно там, где горные породы состояли из песчаников, известняков, легко подвергавшихся выветриванию, выкашиванию и выдуванию, - часто встречаются причудливые формы скал, утесов, в очертаниях которых угадывают фигуры животных, людей, жилищ.

Невдомек нанайцу, удэгейцу, чукче, казаху, хакасу, как могло высоко в горах возникнуть, появиться изображение человеческого «лица» или фигур «людей», - там, куда не ступала нога человека. Однако если случалось смельчаку приблизиться к этим местам, знакомые с детства очертания вдруг размывались, исчезали в изломах породы, дробились на выступы, грани, уступы, менялась масштабность, монументальные формы делились на составные - изображение «лица», фигура «человека» циклопических размеров пропадали, и, кроме беспорядочного нагромождения камней всех размеров и форм, смельчак ничего не видел. «Не хочет показываться!» - делал заключение охотник о воображаемом «каменном человеке».

Явление это беспокоило пытливый ум горца, охотника, оно не могло остаться необъяснимым. И он объяснял его мотивом окаменения или мотивом существования особого мира «каменных людей», которые недвижны только в присутствии человека. А кто же устраивает обвалы в горах, кто бросает лавины снега на людей, стирая их в порошок? Не эти ли загадочные «каменные люди», которые не допускают человека, простого смертного, в свое «царство»?

Охотник боялся таких мест, избегал посещать их, и шаманы в своих заботах об охране рода от всяческих опасностей накладывали на посещение таких мест «табу», провозглашая их неприкосновенность.

Выветривающиеся породы не прочны. Процесс из разрушения не ослабевает ни на минуту, и структура их меняется беспрерывно. Иной раз встречаются такие скалы и камни, которые лишаются связи со своим основанием при звуке голоса, не говоря уже о прикосновение к ним, которое неизменно вызывает вибрацию, сотрясение почвы, нарушает равновесие. Следствие этого - обрушивание их, осыпание, оползни и обвалы. Вошел человек в ущелье - и пропал. Спутники слышали только крик да грохот камней, увидели, «как камни стронулись с места и набросились на человека». Был человек - и нет его, только пыль тяжело оседает вниз после обвала. «Съели его камни!»

С «каменными людьми», правда, можно встретиться, с ними можно войти в сношение, в какой-то контакт. Но этот контакт возможен только в исключительных случаях, в необычных обстоятельствах, только тогда, когда человек заблудился, ищет кого-то, выполняет какой-то завет, долг, то есть, будучи «человеком не своей воли», подчиняясь стечению не зависящих от него обстоятельств.

В сказках присутствует мотив окаменения. И в этом мотиве жизненные формы и работа воображения сливаются в одно действие, поэтически окрашивая его и внося в него смысловую, этическую нагрузку.

Этот мотив прослеживается в одной из легенд про пороги Мрас-Су, когда Дух гор заколдовал поссорившихся богатырей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)