Культура  ->  Универсальное  | Автор: Олег Попов | Добавлено: 2014-11-04

Как действует вид здания на настроение

Историческая справка

Человек разумный как биологический вид формировался в условиях визуально сложной, гетерогенной, т.е. насыщенной множеством разнообразных элементов среды. Уже далёкие предки человека, обитавшие в лесах тропической Африки 18-20 млн. лет назад, имели бинокулярное, цветное зрение, позволяющее ясно видеть на значительном расстоянии и в то же время манипулировать предметами в ближнем зрительном поле. Считается, что около 15 млн. лет назад произошло разделение предкового ствола приматов на две ветви – понгид (обезьян) и гоминид (представителей рода Гомо). Эволюция гоминид протекала в качественно новой ландшафтной зоне – в саванне. В отличие от многих видов млекопитающих – обитателей саванны – зрение стало для древнего человека основным каналом, по которому поступала информация о постоянно меняющемся окружающем мире. Его глаза следили и за бегущими по небу облаками, и за колышущейся травой, не скользят ли по близости легконогие антилопы, и за хищными птицами на вершинах далёких деревьев, и за тысячей неизвестных нам примет, говорящих о сложной динамике насыщенного видами и формами биоценоза древней саванны.

Объём информации, поступавшей к зрительному анализатору, резко возрос – глаз человека настроился различать малейшие нюансы в таких оптически сложных средах, как предгорья, долины и дельты крупных рек, берега морей, смешанные и таёжные леса. Эта достаточно высокая сенсорная нагрузка стала нормой для глаз, состоянием, необходимым для ощущения комфортности.

Первые города были крошечными островками в предельно разнообразном природном мире. Архитекторы древности стремились подражать природе. В египетских святилищах высекались колонны, подобные стеблям тростника и стволам пальм, фризы греческих храмов украшались листьями аканта и раковинами моллюсков. Средневековые зодчие вводили в декор своих зданий стилизованные изображения диковинных животных и цветов. Древние города с их невысокой разноплановой застройкой были удивительно гармонично вписаны в окружающий пейзаж. Древнерусские зодчие издревле руководствовались золотым правилом: вписывать архитектуру каждого здания в окружающий ландшафт, создавая гармонию рукотворных форм природы.

Уже древние понимали, что здоровье человека зависит от выразительности ландшафта. Психоэмоциональное восприятие природной среды оказывает влияние на состояние всего организма. Линия, цветовое пятно, звучащая нота могут тревожить, успокаивать, раздражать, радовать (в зависимости от характера подсознательных ассоциаций), - т. е. вызывать эмоции. Поэтому восприятие природной среды как прекрасного способствует улучшению общего состояния человека. Тем самым выявляется связь эстетического наслаждения и переживания с удовлетворением практических потребностей человека, в первую очередь, потребности сохранения здоровья. Виды речных долин ассоциируются с миром, любовью и бодростью. Особенно сильный оздоровительный эффект наблюдается в лесах с их прохладой, тишиной, мягким освещением, гармонией звуков и красок, приятным запахом.

С появлением городов индустриальной и постиндустриальной эпохи человек начал жить в искусственной среде, но физиологические потребности человека и фундаментальные механизмы зрения остались прежними. Ландшафты, сформированные под влиянием деятельности человека – унылые, прокопченные производственные ландшафты стали стереотипом восприятия города.

Мнения учёных

Генезис любого искусства, в том числе архитектуры, в значительной мере, как отмечал Аристотель, обуславливается стремлением человека к подражанию природе и гармонизации, таким образом, своих взаимоотношений с ней. Некогда понятие гармонии играло важную роль и в практической, и в познавательной сфере различных культур. По словам архитектора И.Жолтовского, тема гармонии – единственная, которой жива человеческая культура.

По мнению Горелова А.А., архитектура изначально является одним из способов предметно-пространственной организации внешней для человека среды, его дома в широком смысле слова. Архитектура – одна их основных форм творения очеловеченной природы, и этим определяется ее значение для гармонизации взаимоотношений человека со средой его обитания. По буквальному смыслу слова архитектура призвана осуществлять синтез различных видов искусств, связывать воедино искусство, науку, технику. Архитектура – прообраз гармонии человека с миром. Она выражает в камне душу культуры (или её бездушие).

В различные эпохи архитектура по-разному выполняла свою синтезирующую задачу. Было время, когда «строили в единении с природой, присматриваясь к окружающему пейзажу» (Лихачёв Д.С. Заметки о русском. – М., 1981. – С. 13).

В конце ХХ века родилась новая отрасль экологии, изучающая взаимоотношения человека с окружающей его визуальной средой, - видеоэкология. Родоначальником нового направления экологии – видеоэкологии - в нашей стране является доктор биологических наук Василий Антонович Филин. Он впервые показал, что постоянная оптическая среда, насыщенность зрительными элементами оказывает сильное воздействие на состояние человека, в особенности на его органы зрения, т.е. действует как любой другой экологический фактор.

В.А. Филин с тревогой отмечает, что человека в современном городе окружают сплошные гомогенные (однообразные) поля. Это и голые стены из бетона и стекла, и глухие заборы, переходы, сплошное асфальтовое покрытие. В них слишком мало деталей, за которые может «зацепиться» глаз. В гомогенной среде не могут полноценно работать и другие механизмы зрения, в частности бинокулярный аппарат глаз, так как импульс к слиянию двух изображений правого и левого глаза является несовпадение их контуров, а оно-то как раз и отсутствует в гомогенном поле. Следовательно, встретив в поле зрения гомогенную поверхность, глаза будут сканировать её – такова их природа.

В свете видеоэкологии множество декоративных элементов, которые характерны для старинных зданий (арки, колонны, карнизы, затейливые балкончики, лепнина, плафоны, пилястры, гербы, атланты и т.п.), вовсе не кажутся дорогостоящими излишествами, они выступают скорее как архитектурная норма, отвечающая фундаментальным механизмам восприятия человеком окружающей среды, как необходимый компонент его экологической ниши.

Точно такую же функцию в наших стандартных жилищах, заставленных полированной мебелью, выполняют комнатные растения, картины и произведения прикладного искусства. Они оживляют голые стены, избавляют нас от статичности и дискомфорта.

Горожанин, особенно житель мегаполиса, постоянно сталкивается ещё с одной опасностью – его окружают оптически агрессивные поля.

В.А.Филин считает, агрессивной средой является то пространство, в котором человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов. В такой среде невозможно отделить один зрительный элемент от другого, возникает эффект «ряби в глазах», и отсюда – усталость, раздражительность, агрессивность.

Каким образом ландшафт воздействует на организм? Эстетически привлекательная форма возбуждает определённое отношение к нему, что сопровождается сильными положительными эффектами: переживанием радости, удовольствия, любви, наслаждения. Эти переживания включаются в жизненные процессы личности, создавая ощущения бодрости, желания и потребности действовать. Кроме этого, окружающая среда воздействует на организм психологически, целостно, а не локально на отдельные органы. Если окружающий ландшафт прекрасен, то он способствует улучшению общего состояния человека и всех его органов.

Типичными примерами агрессивных полей в городе являются многоэтажные здания с множеством одинаковых окон, гигантские стены – «сетки», стены с накладными вертикальными рустами, ровные линии крыш без башен и шпилей, трубы, заборы, построенные из секций с одинаковым геометрическим рисунком. Агрессивную среду формирует многолюдье на наших улицах. Поток людей, толчея на автобусных остановках и станциях метро воспринимается как среда, состоящая из большого числа одинаковых объектов. Движущиеся по магистрали автомашины создают динамические оптически агрессивные поля. Действие этих полей испытывают и пассажиры (как, впрочем, и водители), когда их глаза воспринимают вереницы проносящихся мимо домов, кафельные стены станций, платформы электричек с решётками ограждений, мчащиеся встречные поезда. В наших квартирах оптически агрессивны поверхности, выложенные однотонной кафельной плиткой, оклеенные обоями с назойливо повторяющимся рисунком типа «кирпичей», «ситчика»; жалюзи, в одежде – столь любимые многими ткани «в горошек», «под леопарда», «тельняшка». Но основным источником агрессии, по-видимому, служит телевизор. С телеэкрана на отдыхающего человека воздействуют агрессивные прямые линии, прямые углы, заставки в виде решёток или бегущих световых лент, мелькание кадров.

Кардинально изменить что-либо в городской среде чаще всего не в нашей власти. Но в своих домах в наших силах, создать оптимальную зрительную среду, опираясь на законы видеоэкологии и на свои собственные субъективные ощущения, доверяя мысли, что в нас живет эталон красоты как высшей целесообразности.

И всё же города, являясь, по мнению архитекторов, живыми организмами, как любой организм, постоянно обновляются, меняют свой облик. Принцип формирования города с позиций комфортной визуальной среды мог бы стать той «идеей города», которая объединила бы всех его жителей. Всё, что проектируется для человека, должно удовлетворять по меньшей мере физиологической потребности его зрения. Можно и нужно вносить коррективы в уже созданные архитектурные ансамбли, насыщать разнообразными деталями гомогенные пространства, «драпировать» (малыми архитектурными формами, настенными растениями, наличниками, оградами и т.д.) агрессивные поля.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)