Культура  ->  Универсальное  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-05

Народное творчество северных народов

Музыкальное творчество народов Севера очень древнее. Невозможно точно указать дату его зарождения. Песни и танцы передавались от поколения к поколению. Молодых людей обучали мелодиям, движениям танца. При этом и слова песни, и фигуры танца могли меняться. Ведь каждый новый певец или танцор исполнял их по-своему, добавлял что-то новое.

Музыкальное искусство северных народов было тесно связано с поклонением духам и богам. Уже на ранних металлических бляхах средневековья изображены люди в танцевальных позах. Так как такое зрелище было посвящено богам, то главным исполнителем являлся шаман. Именно он обращался к жителям Верхнего мира с просьбами, он знал и пел о жизни верхних людей. Шаманы посвящали каждому духу свою особую мелодию. Мифологических персонажей славили в песнях и просили о помощи в песнях. О чём пелось в словах, то изображали в движениях танцоры. Танец и песня существовали в неразрывном единстве. В танце шаманы изображали поступки духов и героев сказаний. Напевая мотив, шаман мог вызвать духа охоты, духа реки, духа какого-то места. Все они любили слушать звуки музыкальных инструментов и пение. А всемогущий селькупский дух Кандальдук считался веселым, любил песни, пляски, игру на кагах (музыкальный инструмент). Слушая завывание ветра, пение птиц, шум рек, крики животных, человек голосом воспроизводил то, что слышал, выражая тем самым свое душевное состояние.

Самыми древними музыкальными инструментами были ударные — бубен и струнные инструменты. Струны в древние времена делали из сухожилий животных. Конечно, в сравнении с керамикой или металлом, выполненные из дерева и кожи музыкальные инструменты не были долговечными. Но их форма, способы изготовления повторялись из века в век, поэтому и сегодня инструменты почти не отличаются от тех, что использовались в глубокой древности.

Ненцы считают, что музыкальный инструмент должен быть похож на птицу, он и обозначает приносящую в дом счастье птицу. И называется по-птичьи: «журавль» или «лебедь». Его делают из пораженного молнией дерева ели или осины. Это значит, бог указал, какое дерево нужно использовать для изготовления. Есть повседневные, бытовые инструменты. Но мастера делают и «великие» инструменты, предназначенные для культовых праздников. На них можно играть только во время обряда.

Музыкальные инструменты северных народов

Основные музыкальные инструменты народов Ямала – это пензер (барабан), куйп (шаманский бубен), томран (губной инструмент), тор сапап и нарасьюх (струнные инструменты), полян (дудка), чипсан (свистулька), еярган (деревянная трещотка), курай (дудка).

Особо известными считаются такие инструменты, как тумран, нин-юх, нарс-юх, тор, бубен. Тумран, или конколь-лонколь, - это костяная либо деревянная пластинка с прорезным язычком и привязанной к нему ниткой. Его подносили ко рту и, передергивая за нитку, извлекали негромкие звуки, в том числе подражания голосам животных, стуку копыт и т.п. Существовали две разновидности струнных смычковых инструментов с деревянным корпусом: у нин-юх и хум-юх корпус был овальный, а у кугель-юх с выемкой, наподобие скрипки. Две-три струны делались из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках. Нин-юх камерный мужской инструмент. Играли на нем в небольшом обществе по вечерам.

Более звучны два широко известных мужских инструмента: нарс-юх, панан-юх типа цитры и тор, тороп-юх типа арфы. У первого корпус выдолблен из цельной плахи и напоминает плоскодонную лодку с выступающей нижней частью. Верхняя часть раздвоена и соединяется перемычкой. Три, а чаще пять струн, изготовлены из сухожилий, либо оленьих кишок или проволоки. Под этот инструмент исполнялись героические песни, танцы на медвежьем празднике. Им пользовались шаманы и певцы-музыканты-лекари «арэхтаку».

Тор, тороп-юх имеет птицеобразный внешний вид и называется по русски «лебедь», «гусь», «журавль». Это дугообразная арфа с корпусом и шейкой из цельного дерева. На конце шейки вырезана птичья, а иногда конская голова. В угловом пространстве между корпусом и шейкой натянуто от 9 до 13 струн. Есть у хантов и духовой инструмент – деревянная труба, видимо охотничья.

Музыкальные жанры Ямала

В музыкальном искусстве, как и в изобразительном, существуют различные жанры. Они зависят от темы произведения. Песня и танец, посвященные богам, связанные с обрядом, называются ритуальными. В ритуальном действии разыгрывались сюжеты из жизни богов, из жизни тотемных предков людей медведя или филина. Эти сюжеты примыкают к героическим песням.

В эпических песнях воспеваются мифологические персонажи, герои фольклорных сказаний. В ненецком роду Салиндеров существует песня о человеке, подобном медведю. Находчив и смел был великан Варк Хаби. О дерзком и находчивом Варк Хаби народ сложил песню. А в другой песне-легенде сказочный герой Тохо Пани спасал свой древний род, которому грозила после вымирания стада оленей голодная смерть. Похожие песни есть о веселом народном герое селькупов по имени Ича (Иче, Ите). Он предстает то храбрым и мудрым, то хитрым, веселым и добродушным.

Эпические песни так же несли в себе многочисленные сведения о традиционных формах поведения в различных обстоятельствах, содержали данные по оленеводству, охоте. В них воспевались красота и быстрота бега оленей, удаль героев-оленеводов, описывались характерные черты быта. Все это способствовало воспитанию у младшего поколения любви к традиционным занятиям, расширяло кругозор.

Финский ученый М. А. Кастрен наблюдал в Березовском округе сложные обряды, на которых происходили воинственные пляски с оружием. Шаман раздавал каждому участнику обряда саблю или копье. Сам он взял в обе руки по сабле, стал спиной к деревянному идолу бога, ударил саблями одна о другую. Тогда, по его команде остальные начали танец, покачиваясь и переваливаясь, продолжали танец около часа. Военные песни и танцы с оружием исполнялись для того, чтобы они принесли людям победу, укрепили воинский дух народа. Кроме военных и ритуальных плясок и гимнов существовали ещё песни, связанные с бытом. Они сопровождали человека на протяжении всей его жизни. С самого момента рождения младенец слышит пение матери. Она утешает малыша песней, помогает ему заснуть колыбельной песней. В звуках и словах колыбельной мать передает ребенку свою любовь и согревает малыша в холодной суровой тундре. Плавная, нежная мелодия обязательно сопровождается четким ритмом. Этот ритм напоминал цоканье оленьих копыт.

Особый жанр, существующий в песенном творчестве народов Севера, личная песня. Ее дарили мать или отец своему ребенку как талисман-хранитель. В словах песни воплощались родительские мечты о будущем ребенка, даже его характер отмечался. Личная песня подобна имени или родовому знаку. В древние времена сколько существовало жителей, столько было и личных, неповторяющихся имён. Песня связана с человеком до конца жизни.

У народов Севера немало шуточных песен, ведь люди бывают то серьёзными и глубокомысленными, то веселыми и насмешливыми. Часто поют о повадках зверей и рыб. В этих песнях отношение человека к природе. Её красотами не принято восхищаться, ведь природа это повседневное жизненное пространство, окружающее людей. Они дети природы и должны с почитанием и бережностью к ней относиться. В песнях поётся о каждодневных занятиях охотников и рыболовов, о необычных ситуациях, в которые они попадают. Темы музыкальных произведений бесконечно разнообразны.

Песни исполнялись не только зимними вечерами, чтобы скоротать время. Песни сопровождали людей во время работы. Женщины пели за шитьем и другим рукоделием. Пели во время сбора ягод, на рыбалке и на охоте. Когда труду сопутствует песня, работа кажется легче. Песни, исполняемые в процессе работы, посвященные труду, так и назывались трудовые.

Немногословность, сдержанность характерные черты в отношениях между мужчиной и женщиной на Севере. Лишь в песне традиция разрешает мужчине или женщине, юноше или девушке словами выражать свою нежность, преданность, ревность, говорить о разочарованиях. Мужчина поет о женщине, дающей возможность гореть родовому огню: «Моя мама меня крепко поставила на ноги, я никогда не падаю. У истоков реки моя жена, мать моих детей, сама пасет наших оленей. Ожидая меня, она стоит у входа в чум, качаясь, как на качелях, не зная покоя». Женщина не уступает в своем поэтическом творчестве мужчине: «Я своего мужа всегда жду, жду и смотрю, когда он появится за семью поворотами реки. Его вырастила моя свекровь на оленьем молоке. Мои десять сыновей пусть красуются в одежде, сшитой мною».

Конечно, каждая песня исполняется по конкретному случаю. Каждому событию жизни соответствует определенный жанр песни. Но всегда песня помогает пережить трудности, рождает воспоминания, создает настроение. Тогда не кажется столь долгой полярная ночь, не кажется столь трудной любая работа, не такой длинной дорога. С помощью песни люди лучше понимают друг друга, становятся ближе друг другу. Словом, в суровых условиях Севера очень помогают человеку обрядовые, дорожные, эпические, героические песни, шуточные песни о животных, лирические и колыбельные.

Особенности северных мелодий

В песнях проявляется характер народа, его представления о жизни. Нежные и плавные мелодии ненецких и селькупских песен широки как бескрайние просторы тундры. А четкий ритм напоминает стук копыт бегущего оленя. Песня будто соткана из звуков природы. Слова без рифмы свободно ложатся на мелодию. Это своеобразная черта песенного искусства народов Ямала.

Некоторые песни поются почти без мелодии, как будто выговариваются ритмично. Иногда в ненецкой песне ритм создавался ударами в бубен. В основном же песня звучала без сопровождения музыкальных инструментов. Так как слова были свободными, то возникал сложный неровный ритм. Чтобы не нарушался размер, чтобы такую песню удобно было слушать, у ненцев к короткой песенной строке прибавлялись восклицания (ей, ой, ое, уэй). Тогда по количеству слогов все строки песни оказывались равными.

В селькупской песне этот прием встречается редко. Каждая пропетая фраза имеет свой размер, поэтому ритм и мелодия песен разнообразны. Каждый автор создает свой напев. Даже если повторяются песни-легенды предков, они никогда не звучат одинаково. Если песня-легенда передается от поколения к поколению, невозможно в точности повторить ее так же, как исполнял первый человек. При каждом новом исполнении возникает новый вариант песни. Меняются интонации. Каждый добавляет какие-то свои штрихи. Одно и то же произведение звучит по-новому, с новым настроением, измененным текстом, меняющейся мелодией. Бывает трудно припомнить, кто же является автором такой песни, поэтому их называют народными.

Народные исполнители

Традиции народной песни продолжаются по сей день. Многие песни теперь записаны на магнитофонную ленту и переведены в нотную запись. Благодаря этому они останутся в памяти народа, даже если люди не обучались пению. Теперь мы можем запомнить имена исполнителей, так как они зафиксированы и записаны.

Хранительницей народных песен является Татьяна Петровна Куболева из поселка Ратта. Многие её песни посвящены «людям наверху, которые обитают в обличье медведей в верхнем царстве». Значит, это песни о первопредках, об их жизни, то есть героические. Таких песен она хранила в памяти великое множество. Пела за любой работой: и в нарте, и в лодке, и в чуме. Мелодии песен Татьяны Куболевой ярко национальны. Они напоминают старинные протяжные народные напевы. Это придаёт песням душевную теплоту, искренность в передаче простых человеческих чувств.

Сочиняет и поет песни жительница поселка Красноселькуп Марта Ивановна Федорова (урожденная Ирикова). Ее мягкий задушевный голос подкупает благородством и настоящим талантом. Тонко чувствует М. Федорова мудрость народной песни, её сердечность и искренность. Исполнительница, используя разнообразные мелодические возможности национальной музыки, поёт о современных темах. В песнях «Знай, свой язык», «Живи, язык» она призывает молодежь говорить и читать на родном языке. Забвение родной речи грозит бедой народу. Марта Ивановна, услышав песни слепого селькупского сказителя Константина Силантьевича Чекурмина, посвятила ему песню «Слепой музыкант».

Благодаря записям на магнитофонной ленте есть возможность услышать сильный красивый голос Константина Чекурмина. Множество сказок, легенд своего народа знал поэт. Много сочинял сам. В его песнях поется о памяти, об одиночестве, о старых дорогах. Сам автор подчеркивал свою связь с традицией. В одной из своих песен он выразил эти чувства: «Пять старых дорог заросли иван-чаем. Я пытаюсь ходить по проторенным предками тропам». Мелодии К. Чекурмина часто сдержанные, лиричные, распевные. Они всегда поражают своей глубиной, выразительностью и ярким национальным духом. Песни К. Чекурмина — это яркое проявление селькупского национального песенного творчества.

Древние танцы народов Ямала

Танцевальное искусство северных народов имеет такие же древние корни, как и песенное. Как вы уже знаете, в старину пение, музыка и танец были неразрывно связаны между собой и исполнялись во время обряда. Участники действия рассказывали и показывали мифы и сказания о богах, о героях-богатырях, о животных-прародителях.

Большое значение придавалось танцам, посвященным духам воды, неба, матери земли и другим, от которых, по народным представлениям, зависела вся жизнь на земле. Еще в начале XX века ненцы, застигнутые грозой, исполняли обрядовую пляску вокруг посаженного на специальную нарточку деревянного идола. Участники ритуального танца обращались к духу грома с просьбой сохранить им жизнь и не разрушать их жилища, обещая принести ему белого оленя.

В пении и произносимых словах актеры-исполнители подражали голосам героев легенд, духов, животных, в танце изображали их действия. Плавные движения рук женщин в медленном ритме, напоминают стаю птиц, взмахивающих крыльями. Мужчина может неуклюжей походкой, переваливаясь с бока на бок, изобразить медведя. Можно подражать бегу оленей, вскидывая высоко ноги и держа руки над головой словно рога. Магическое ритуальное священнодействие в честь богов можно считать основой современного танца народов Севера.

Но кроме ритуальных танцев в искусстве угров и самодийцев существуют танцы, пляски, посвященные повседневной жизни. В движениях люди могут изображать различные действия, которыми они занимаются изо дня в день. Мужчины в плясовом ритме подражают охотникам, выслеживающим зверя. Женщины в танцевальных движениях изображают, будто собирают ягоду, качают люльку с младенцем. В зависимости от того, чему именно посвящен танец, он называется бытовым или трудовым. Танцы всегда были связаны с народными празднествами и гуляниями. Только в наше время они стали исполняться на сцене.

Игровые (развлекательные) танцы, бытовавшие у народов Сибири наряду с обрядовыми, также отражали хозяйственный и бытовой уклады, раскрывали отношение людей к природе. В основе их лежат наблюдения над окружающей природой и точное воспроизведение всего того, что отводится птицам чайке, морскому топорку, журавлю, уткам и другим. Исполнители мужчины и женщины — очень искусно подражали им. Многие игровые танцы, сюжеты которых связаны с промысловой деятельностью народа, в прошлом носили магический обрядовый характер и отражали древние верования.

Народные танцы Сибири делятся на мужские и женские. Так, например, женщины в танцах показывают свои повседневные занятия: сбор съедобных растений, приготовление пищи, обработка шкур, шитье и другие домашние работы. Мужчины же в танцах изображают свои главные занятия: охоту на кита, моржа, уток. Занятие оленеводством нашло отражение в мужских танцах, воспроизводящих бег оленя, высматривание стада оленей.

В танцевальной культуре почти каждого народа Сибири выявляются хореографические традиции других народов, что свидетельствует об их этнокультурных связях. Распространение на территории Сибири у разных народов одних и тех же видов традиционных танцев наглядно отражает этническую близость этих народов или их культурные взаимовлияния.

В современном искусстве народов Севера в живописи, танцах, в устном художественном творчестве сохраняется и продолжает обогащаться память об отношениях человека и природы. Каждое произведение художников Севера от древних, безымянных мифов и легенд, до сегодняшних, авторских несет в себе нравственные правила, повествует о человеческих ценностях. В наблюдающемся за последние годы обращении молодежи к традиционному искусству, в сознательном выборе профессии мастера по бересте и меху, в активном формировании песенно-танцевальных ансамблей проявляется национальное самосознание, чувство гордости за свою древнюю культуру.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)