Культура  ->  Универсальное  | Автор: Лидия Власова | Добавлено: 2014-11-04

Культура древнего Египта

В 14 веке до н. э. фараон Аменхотеп четвёртый (1368- около 1351 гг. до н. э.) провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. На шестом году царствования Аменхотеп четвёртый, изменивший своё имя на Эхнатон, покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон. Яркий, но недолгий период царствования фараона- реформатора принято условно обозначать как «Амарнский период», а в искусстве - как Амарнский стиль. Многообразные художественные поиски периода восемнадцатой династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона- реформатора Эхнатона. После смерти Эхнатона его противники постарались стереть город Ахетатон с лица земли. При разрушении Ахетатона многие произведения погибли или сильно пострадали. Один из преемников Эхнатона - Тутанхамон - вновь сделал Фивы столицей.

В эпоху Нового царства фараоны 23 династии (16- 11 века до н. э.) установили господство Египта над многими соседними странами. В столицу Египта - Фивы - везли драгоценные металлы, самоцветы и слоновую кость из Нубии, ценную древесины из Финикии, благовония, редкие растения из загадочной африканской страны Пунт. Хлынувшие в Египет богатства превратили Фивы в процветающий город, украшенный великолепными храмами и дворцами. При всех утратах и разрушениях в Фивах не исчезли бесследно древнеегипетские памятники подобно памятникам других цивилизаций.

Поздний период в истории Древнего Египта - пора тяжёлых воин и иноземных вторжений. Свой последний расцвет искусство Египта пережило при фараонах Саисской династии в 7 столетии до н. э. Однако в целом произведения архитектуры, скульптуры и живописи этого периода свидетельствуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали.

В 332 году до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. На основе античной и древнеегипетской художественных традиций в правление греко- македонской династии Птолемеев (305- 330 годах до н. э.) в Египте сложилась одна из самых значительных школ эллинистического искусства - александрийская.

Религия

Обращение Египта в христианство в третьем столетии нашей эры привело не только к уничтожению языческой литературы, но также и к борьбе с письменностью, которая являлась её носителем, и которая уступила место коптскому алфавиту, разработанному на основе греческого и принятому египетскими христианами. Древние египтяне называли своё письмо «речь Бога», поскольку верили, что Тот, бог мудрости с головой ибиса, дал им как язык, так и письменность, чтобы записывать речь. Когда греки вторглись в Египет в 322 году до н. э, они назвали эти символы «иероглифами» (в переводе с греческого «священные вырезанные»). Письменность была частью религии, делом жрецов; писцы считались служителями бога Тота, возносили ему молитвы и приносили жертвы. Религия и культура этого государства питали собой религию и культуру Ассирии, Финикии, Иудеи и, наконец, Греции. Это государство Древнего Египта в долине Нила.

Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно - обрядовых обычаях египтян. Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему - зверю, покровителю племени. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот - бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войн Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов. Высшим же культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь испепеляющего. Египет называли «страной Солнца, фараонов - «сынами Солнца». Каждый царь объявлялся сыном бога, высшем существом, царём царей, покровителем земли. И все подвиги, весь героизм человечества, преодолевшего первобытную скованность, относились на долю тех, кто завоевал и поработил себе подобных. Властелин окружался ореолом божества. Его господство приписывалось сверхъестественному могуществу, загадочной силе, родственной силам природных стихий. Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона. Его существование подчинялось сложным церемониалам, пышность, которых возрастала по мере того, как Египет расширял свои владения.

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растений, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Египетская религия была гуманной: она никогда не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства.

В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона - Ра, а эпоху нового царства был недолгий период, когда фараон Аменхотеп четвёртый (Эхнатон) упразднил все культы, кроме солярного, и ввёл единобожие - поклонение всемогущему солнечному диску Атону. После смерти фараона - реформатора был восставлен культ Амона - Ра. Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обычай мумифицировать тело умерших, т.е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу - архитектурное сооружение, размеры и пышности убранства, которого зависели от знатности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться всеми благами, окружавшим его при жизни. Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых.

Скульптурный портрет в Египте, подобно рельефу, был связан с религией, с той сложной системой анимистических представлений, которое были разработаны жречеством в целях утверждения существовавших классов отношений. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («ка»), так же его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи - магического двойника. Лицо в статуе должно было быть портретным, чтобы эта жизненная сила человека нашла свою земную оболочку. Из этих своеобразных идей египетского анимизма, идея дублирования в статуе действительно существовавшего лица, рождается реалистический скульптурный портрет.

Религиозно - анимистические представления о двойнике, связанные с необходимостью оживления статуи, несомненно, привели египетских скульпторов и к употреблению инкрустированных вставных глаз. Так, например, радужная оболочка в статуях Рахотена и Нофрет сделаны из серовато - голубого халцедона (так называемого сапфира). Поразительна жизненность взгляда этих серо - голубых глаз.

Религиозные знаки и символы.

Знаки, а в особенности символы, могут нести информацию и более глубокую, и нигде это не проявляется ярче, чем в религии, где символы и символические образы, взятые у природы или созданные человеком, позволяли передать понятие, суть которых многозначна и неисчерпаема. Анх - наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как крукс ансата, или «ансате, или крест с рукояткой». В этом кресте объединяются два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Также этот крест символизируют объединение женского и мужского божеств, Осириса и Исиды, а, таким образом, союз земного и небесного. В иероглифическом письме этот знак ставили со значением «жизнь», и он являлся частью слов «благосостояние» и «счастье». Египтяне изображали анх на амулетах для того, чтобы продлить жизнь на земле; с этим амулетом хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших жизнь в другом мире. Вера в силу анха зиждилась (основываться на чём - ни будь, опираться на что - ни будь) на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть ворота смерти. Символ этого «ключа» также ставили на стенах каналов в надежде, что присутствие анха убережёт от наводнений и колебаний уровня воды. Ранние христиане Египта, копты, использовали этот символ для обозначения загробной жизни. В более близкие к нам времена анх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании. Во времена движения хиппи в конце 60 - х годов анх был популярным символом мира и правд.

Сфинкс символизирует достоинство, королевскую власть, мудрость, могущество и силу. В Древнем Египте существовало три разнообразности сфинкса: с человеческой головой и телом льва (андросфинкс); с головой сокола (хиеракосфинкс) и с головой барана (криосфинкс).

Также такие амулеты оставляли рядом с покойником для того, чтобы предохранять его в путешествии в следующую жизнь:

  • Амулет против ранений «уджат», «Глаз Гора».
  • Рыба была амулетом, не позволяющим его обладателю утонуть; его брали с собой мореходы, иногда детям заплетали амулет в конец косы.
  • «Джед» обозначает позвоночник бога Осириса; это знак выносливости и стабильности.
  • Знак, обозначающий восход солнечного диска над горами, что символизировало периодичность появления солнца и, таким образом, говорило о дальнейших воплощениях человека после смерти.
  • Наиболее могущественный из всех иероглифов: «анх». Хоть он изображает всего лишь завязку сандалии, знак символизирует «вечную жизнь».

Мифология

Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис - бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой - богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. Для понимания египетского искусства особенно важен миф об Осирисе и его сыне боге Горе. Согласно мифу, бог благородия Осирис некогда был царём Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворяющим начало мрака и зла. Сын Осириса, Гор, вызвал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис же не вернулся на землю, он стал господином подземного царства, царём живых, стал Гор.

История Осириса есть не что иное, как трансформация древнейшего сказания земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающим зерне, брошенном в землю. А Гор, возвращающий Осириса к жизни, - это животворный солнечный свет. Интересно, как старый миф был переосмыслен в рабовладельческой монархии Египта и как соединился с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. Похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом. В Древнем царстве осирийские ритуалы относились только к особе фараона; в последствии они распространялись более широко и стали частью погребальной церемонии всякого знатного и богатого человека. Только рядовых общинников и рабов хоронили без всяких церемоний: их просто зарывали в песок. Умершего вельможу бальзамировали, на грудь ему клали священный амулет - фигурку жука - скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса. Долгий путь умершего к престолу Осириса подробно описан в религиозных текстах «Книга мёртвых» (16 - 11 вв. до н.э.) - сборнике текстов, молитв, заклинаний, магических формул, гимнов. Вместе с мумией «Книгу мёртвых» клали в саркофаг. Осирис вершит суд в Великом Чертоге Двух Истин. Умершего сопровождают Анубис, бог бальзамирования (его изображали в виде чёрного шакала или собаки, чаще с человеческим телом и головой шакала), боги Гор и Тот, богиня Исида и павиан (священное животное, посвящённое Тоту). Усопший произносит «Исповедь отрицания» («не убивал», «не врал»…). Перед сидящим на троне Осирисом совершается ритуал психостасии (от греч. «психе» - «душа», «статис» - «неподвижный» «стоящий»): сердце умершего взвешивают. На одной чаше весов лежит сердце, вынутое Анубисом, на другой - страусовое перо богини истины Маат. Если равновесие весов нарушиться, значит, сердце покойного отягчено грехами, и тогда его пожирает охраняющее весы чудовище Амп с головой крокодила и туловищем гиппопотама. Непременный участник психостасии - бог мудрости Тот. Во время суда он обычно стоит справа от весов, записывая результаты взвешивания.

После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всём похожая на земную. Чтобы покойник мог счастливо жить за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Верили, что кроме души и тела есть ещё нечто промежуточное - призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая Ка. Чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в неё, кроме самой мумии в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причём портрет должен был быть очень похожим. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Но мало было сохранить тело - нужно было сохранить умершему богатства: и рабов, и скот, и семью. Переселяясь в загробный мир, египетские дамы и туда берут с собой наборы туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости, фаянса: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, изящные туалетные ложечки.

Фараонов стали хоронить в Долине царей из - за стремления оградить их могилы от ограбления. И, тем не менее, уже в древности все гробницы были опустошен (за исключением гробницы Тутанхамона). Ограбление и осквернение погребений достигли таких масштабов, что в 12 веке до н.э. жрецы по приказу фараона собрали мумии и спрятали их в горном тайнике. Французский египтолог Гастон Масперо совершенно случайно обнаружил в подземной, тщательно скрытой камере сорок мумий фараонов семнадцатой, девятнадцатой и двадцатой династий и членов их семей: саркофаги с мумиями были составлены штабелями друг на друга.

Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскошных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изысканная красота находок до сих пор производит ошеломляющее впечатление. Спрятанные искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

Архитектурный облик

Пирамида выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джосера (28 века до н.э.) - первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она находиться в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Сложенная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой 60 метров воздвигнута зодчим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. В конструкции пирамиды Джосера отражены три основных принципа возведения подобных сооружений - гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала.

На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов пятой династии: Хуфу (Хеопса), Хафрана (Хефрена), Менкаура (Микерин). Пирамиды были когда - то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка. Основание пирамид имеет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные треугольники. Величайшая из них - пирамида Хеопса - построена в 27 веке до н.э. Её создатель - племянник фараона Хемиун. Пирамида (высотой 146,6 метров, со стороной основания 233 метра) сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. Подсчитали, что, для того чтоб перевезти все камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов. На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотёсов и других ремесленников. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжёлые камни. Сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь, каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Это поистине необычайный памятник непреклонной воли фараона и каторжного труда сотен тысяч рабов. Пирамиды строили для того, чтобы охранять тела умерших фараонов и их сокровища. Когда-то у пирамид были ровные края, но из внешних сторон камни вытащили, и сейчас они выглядят ступенчатыми. Они являются одним из семи чудес света, оставшимся от Древнего мира, которое дожило до наших дней. К пирамидам примыкали низкие заупокойные храмы, у подножья располагались гробницы придворных фараонов – так называемые мастаба. (Буквально: каменные скамьи). Гробницу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена, - прадет всех бесчисленных египетских сфинксов. Его длина 57 метров, а высота 20 метров – это вырубленное в основной части из скалы изображение льва с человеческим лицом. Некрополь в Гизе и его гигантский страж возводились в эпоху Древнего царства – в первой половине третьего тысячелетия до н.э.

Тогда уже сложились монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков.

Момент, когда архитектура в первый раз в истории создаёт большой комплекс роскошных покоев, проникнутых особым жизнеощущением,- эта эпоха создания храма Мёртвых фараона Хефрена. Здесь впервые создана ритмическая композиция помещений. В обеих постройках перед залом располагается тесное помещение; после узкого прохода большое пространство зала вызывает ощущение свободы. В главном здании помещения следует в рассчитанной градации (последовательности). После переднего помещения посетителя встречает широкий зал, заставленный столбами, затем его принимает узкий глубокий зал, с сильным движением в глубину, выводящий его, наконец, в большой двор со статуями. Анфилада (длинный сквозной ряд комнат в дворцах) зал открывается в перспективе ещё до вступления в парадное помещение. Затем противопоставляются узкие, как бы задерживающие движение покои со статуями, благодаря чему главный алтарь, двор пирамиды и сама гробница, находящиеся за узкими ходами, производят впечатление неприступной массы. Господствует целостное движение в глубину, которое конденсируется во дворе, как в чаше, и упирается в закрытые задние помещения. Всё выдержано в крупных размерах, особенно на резких контрастах, на суровой простоте расположения, с немногими основными мотивами. Эти мотивы состоят из зала со столбами трёх вариантов, из двора с аркадой, имеющего двери для выхода наружу, и одинаковых коробкообразных помещений. Внутри - никакого орнамента или рельефного физа, только культовые статуи. Абсолютное преобладание прямых углов не только в плане, но и в конструкции. Зал со столбами сохранился настолько хорошо, что на основании его можно восстанавливать остальные части сооружения, известного пока лишь по плану. Он состоит из четырёхгранных, монолитных столбов; на каждых двух покоится прямой, лишённый украшений антаблемент. Через стропила крыши и через окна, находящиеся в верхних частях зальных стен, проникает косой свет. Высочайшая техника обработки камня гладко отполированных стен и столбов, благородная роскошь красок белого алебастрового пола и тёмно- красных гранитных стен и столбов соединяются с пестротой расставленных статуй. Размеры большие, но не громадные, сооружение в целом и в частях носит отпечаток рациональной ясности и вещественностью, величия и простоты…

Колонна является изобретением египетского искусства, богатым последствиями для всей последующей архитектуры. Для Египта встала проблема замены дерева каким-либо другим материалом в подпоре, служившей основным элементом его примитивной архитектуры и оставшейся таковым для лёгких строений и позднее. Страна Нила бедна деревом, зато богата превосходным строительным камнем. С введением каменной балки был введён и каменный столб, а тем самым и новый способ создания подвижности пространства. Большие помещения могут быть перекрыты потолком, варьированы в плане, снабжены пролётами. Благодаря игре света и тени подпора кажется пластическим телом со светлыми и тёмными плоскостями. Однако вскоре мощные столбы, как в постройке Хефрена, показались слишком тяжёлыми для восприятия; они занимали слишком много пространства, заслоняли пролёты, были недостаточно живыми. Тогда они заменяются колонной. Например, в памятнике Заху-ре, колонна является просто стержнем цилиндрической формы с основанием и абакой, иногда у равноугольного столба срезаются края, четырёхгранная форма превращается в восьми - или шестнадцатигранную и стороны «каннелируются»…

Совсем иные, фантастические, колонны, воспроизводящие растительные формы, появляются в храмах-усыпальницах пятой династии; постепенно усложняясь, они встречаются и в позднейшее время. Эти колонны восходят по своей форме к пальме, пучку папируса, цветку лотоса, лилии. Египетский храм, как образ сада, в котором из колонн и из украшений стенного цоколя вырастают грациозные пальмы и водяные цветы, над которыми широко раскинуто открытое небо, - это чистейшая поэзия.

Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями - они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль - аллея сфинксов, совершенно одинаковых, с телом льва и головой барана.

У входа во двор храма высились обелиски, мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы. Из открытого солнцу двора, обнесённого колоннадой, путь вёл в сумрачный гипостильный зал, а затем в полутёмное святилище. Здесь-то и был настоящий лес: чаша колонн (в одном только гипостильном зале Карнака их было 144, папирусообразных, лотосовидных, пальмовидных. Центральный проход, обрамлённый колоннами высотой более 20 метров и диаметром около трёх с половиной метров, с капителями в виде раскрытых цветов папируса, освещался из боковых проёмов. Потолки густо-синего цвета были украшены жёлтыми звёздами и парящими священными коршунами. Из гипостильного зала можно было пройти в маленькое тёмное святилище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам.

Храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания. Передние помещения рассчитаны на многолюдную толпу, тесные главные помещения - на немногих. Основной мотив - это чередование колонн, знакомые нам уже по дворам и помещениям эпохи пятой династии.

Самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи, ставшим для современного Египта символом национальной гордости, по праву считаются два связанных друг с другом храма в Абу-Симбеле в Нубии, целиком, вырубленные в скале на левом берегу Нила в период правления Рамсеса второго. Фасад Большого храма в Абу-Симбеле, посвящённого Амону-Ра, украшают высоченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса второго, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры царицы Нефертари - они кажутся совсем небольшими, но на самом деле достигают высоты человеческого роста. Малый храм, более простой и меньшего масштаба, украшен на фасаде стоящими в глубоких скальных нишах статуями Рамсеса второго и царицы Нефертари в облике богини Хатор, которой храм посвящался. Храм стоял так, что обращённые на восток каменные колоссы окрашивались красками утренней зари. Два раза в год,

22 февраля и 21 октября (по другой версии, один раз в год - в день рождения фараона ), можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входной портал в проход длиной 65 метров, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и фараона Рамсеса второго.

Царский фаворит, архитектор Сенмут построил храм в Дейр эль - Бахри. Храм расположен на трёх террасах, соединёнными пандусами (наклонными площадками) и обрамлёнными столбами и колоннами. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на верхних частях которых была высечена голова богини Хатор; росписи и раскрашенные рельефы. На просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья.

На восточном берегу Нила расположена Долина царей, где была найдена гробница Тутанхамона. Сокровища гробницы Тутанхамона стали самой большой находкой за всё время археологических работ в Египте, так как подавляющее большинство захоронений разграблено ещё в древности. Сокровища Тутанхамона хранятся в Каирском музее. Долина царей является только частью Города Мёртвых. Там находится несколько десятков храмов, среди которых великолепных храм Хатшепсут, Долина Цариц, сотни захоронений сановников и мастеров, которые работали на строительстве. В открытом поле возвышаются 18метровые статуи фараона Аменхотепа-3.

Добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с прокладкой из щебня и песка между стенами, они быстро разрушались. Вырубленные в скалах гробницы номархов постепенно превратились в сокровищницы произведений искусства.

В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов.

Изобразительное искусство

В эпоху Древнего Царства ( 28 - 23 вв. до н. э. ) город Мемфис стал религиозным и художественным центром страны. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Ведущие художники - зодчие, скульпторы и живописцы - были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почётом. Они гордились деяниями своих рук едва ли не так же, как цари своими победами; только гимны царей начинались словами: «я разрушил…», «я покорил…», а гимны художников - «я воздвиг…», «я соорудил…», «я выполнил работы прекрасные…». И, тем не менее, проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась как роль хранителя священных канонов. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке, и затем тщательно отделывались в деталях. Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равновесие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц. В то же время они удивительно жизненны. Существовало несколько видов канонического изображения фараона: идущего - с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне - его руки лежат на коленях; усопшего - в облике бога Осириса со скрещенными на груди руками, которые держат символы власти - жезл и плеть. Атрибутами фараона были так же клафт - полосатый платок с концами, спускающимися на плечи; немос - белая, в форме кегли, и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади. Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреплялся урей - изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор имел вид синего шлема.

В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Примером тому может служить деревянная статуя вельможи Капера (середина третьего тысячелетия до н. э.) - дородного степенного пожилого египтянина с посохом в руке - так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина третьего тысячелетия до н. э.) на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. В парных статуях царевича Рахопета (первая половина третьего тысячелетия до н. э.), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. По традиции статуя Рахопета окрашена в красновато- коричневый цвет, а статуя Нофрет - в светло-жёлтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике, на шее у неё разноцветное ожерелье. У молодой женщины плотная фигура, её округлое, несколько тяжеловатое лицо, выразительные глаза подкупают непосредственной жизненностью. Эти типы статуй неизменно повторялись потом и в Среднем, и в Новом царстве, и в поздний Саисский период египетской истории. В рельефах Древнего царства утвердилась традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости. Голова и ноги изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища - в трёхчетвертном развороте; вся фигура обрисована единой, упругой линией. Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Сначала опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. Затем переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет. Позже широко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изображение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт. Рельефы развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами - в схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко выделялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые – женщин. Изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная ловля, процессии носителей даров, погребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. Из столетия в столетие переходили каноны сюжетных композиций. Даже в деталях египетское искусство отличалось удивительным постоянством. И всё же его нельзя назвать застывшим. Под покровом канонов в нём шёл процесс внутреннего развития, и, как ни странно, в своих бесконечных повторениях оно не утрачивало чувства жизни и природы. Классический пример такой композиции – рельеф из гробницы в Саккара. Слуги усопшего ведут быков, выступающих с царственной важностью. В нижнем поясе этого же фриза шествуют стайками гуси и журавли. Движения слуг довольно непринуждённы – они нагибаются, оглядываются назад, поглаживают быков по спине, (такая вольная трактовка допускалась при изображении слуг, но никогда при изображении хозяев). Надо обратить внимание на то, с каким декоративным вкусом всё это расположено на плоскости, какими безошибочно точными линиями обрисованы контуры животных и как одни фигуры по контрасту оттеняются другими. Нельзя не заметить особую художественную роль иероглифов в этой композиции, как и в любом египетском рельефе. Среди иероглифических знаков, идущих по верху фризы и заполняющих пустоты между фигурами, встречаются и фигурки гусей и быка – такие же, только маленькие; они чередуются с неизобразительными геометризованными знаками, и всё, вместе с основным изображением, создаёт впечатление одухотворённого узора.

В Древнем царстве впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Камень и дерево – главные материалы, из которых делаются статуи. О высокой, например, техники обработки мягкого известняка можно судить по статуям Нофрет, Хемеона, луврского писца, напротив, диоритовая статуя Хефрена из Каирского музея – показатель высокого мастерства в обработке твёрдых пород камня. Одним из лучших образцов деревянной скульптуры является статуя

Ка-Апера-Шейх эль Беледа («сельского старосты») в Каире. Как известняковая, так и деревянная скульптура была первоначально раскрашенной. На многих скульптурах эта раскраска прекрасно сохранилась. Художник не был свободен в выборе цвета: цвет был установлен для каждого определённого объекта. Как уже упоминалось в тексте мужское тело и в круглой скульптуре и в рельефе окрашивалось всегда в кирпично-красный цвет, женское - в коричневато- жёлтый.

Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греч. «хиерос» - «священный» и «глифе» - «вырезанное») - рисунки - значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. Иероглифические надписи включали в росписи и рельефы.

Иероглифы вырезались на стенах храмов и на колоннах, на статуях и гробницах. Так же их рисовали на кораблях и орудиях труда, а так же использовали для составления научных, законодательных и исторических документов. Главный писчий материал изготовляли из папируса - тропического водяного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя - вдоль и поперёк, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости. Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развёрнутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки длиной до сорока метров.

Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение «красная строка»), а весь остальной текст был чёрного цвета.

Неизвестно, где и как возникла эта древняя письменность. Одни полагают что она была заимствована у ранних шумерских письмён, поскольку появилась во времена первой династии (3110 - 2884гг. до н. э.) уже в довольно развитом виде. Первоначально использовались примерно 700 иероглифов; многие из них имели формы человека или животных, а так же объектов природы и предметов, сделанных человеком. Однако довольно быстро прибавилось значительное число новых символов, и около 500 года до н. э. этих иероглифов насчитывалось уже несколько тысяч. Они писались и читались справа налево, реже - слева направо или сверху вниз. Направление письма показывали иероглифы, обозначающие живые существа - они всегда смотрели на начало надписи. Традиционно иероглифы делились на три группы: идеограммы, фонограммы и определители. Поскольку многие символы выполняли несколько функций (как идеограммы, фонограммы и определители), то такая система была, конечно, в высшей степени сложной. Казалось бы, необходимо было перейти на простую систему из 24 знаков, но в Египте этого не произошло, вероятно, по соображениям элитарности. Письмо было искусством, доступным только высшим слоям - королевской семье, чиновникам, священникам, врачевателям и, конечно самим писцам.

Считалось, что египетское письмо - самое сложное, но и самое красивое из всех изобретённых. Как и в египетском искусстве в целом, в иероглиф старались вложить максимальную гармонию минимальными средствами, и это диктовало размещение и пропорции иероглифа. В дополнение к эстетическому и смысловому значению иероглифам приписывалось магическое значение « вдыхать жизнь» в вещи, которые изображались. Египтяне полагали, что если их имена записаны, они и их имена могут существовать и в загробной жизни. Особенно важными были королевские фамилии, которые заключались в овальную рамку. Это имело двойной смысл - тем самым говорилось, что обладатель имени правит всем, что обходится солнцем, а так же это предохраняло человека и само имя от влияния злых сил. С другой стороны, боялись некоторых знаков (с изображением человека или созданий вроде скорпиона ), которые могли покушаться на пищу и питьё, оставлявшимися с мёртвым телом для того, чтобы человек поддерживал ими свои силы при путешествии в загробный мир; считали, что существа с этих знаков способны даже написать на мёртвое тело. Поэтому таких знаков стремились избегать, а когда это было невозможно, разбивали знак, оставляя его без головы или рук или же в совершенно расчленённой форме. Помимо иероглифического, египтяне разработали ещё два вида письма. Иератика - которая была другой формой иероглифов и появилась где-то около 2900 года до н. э. Эти знаки были намного проще и часто представляли собой соединения нескольких отдельных знаков; писались они справа налево тростниковой палочкой на папирусе, поверхность которого по своим свойствам похожа на бумагу. Это делало запись легче, быстрее, и предложение умещалось в одной - двух строках. Ещё более лёгким было демотическое письмо. Оно появилось в начале 7 века из иератического (и вскоре вытеснило его совсем) и использовалось для административных, законодательных и торговых документов, в научных работах, а позднее и для мемориальных надписей на камне и дереве. К концу 5 века всё знание старой письменности исчезло. Начало прорыва в их дешифровке относится к 1799 году, когда солдаты Наполеона, роя фундамент для форта около Розетты у устья Нила, обнаружили треснувший кусок чёрного базальта величиной 118 на 77 сантиметров. Этот «Розеттский камень» содержал текст, написанный священнослужителем из Мемфиса в честь египетского царя Птолемея пятого. Этот текст был на двух языках: египетском и греческом в виде трёх частей - первая часть из 14 строк была написана иероглифами; ниже располагались 32 строки демотического письма, а внизу находились 54 строки, написанные по-гречески. Основываясь на этом последнем разделе, который перевести, было легко, учёные всей Европы пытались разгадать смысл написанных на камне иероглифов. Это заняло 20 лет, разгадка долго не приходила главным образом потому, что имеют дело с идеограммами. Удача улыбнулась Жану-Франсуа Шампольону, нашедшему ключ к тайне овала, в котором находилось имя Птолемея. Сравнивая иероглифы, заключённые в овале, и греческую запись имени Клеопатры, Шампольон доказал, что данные иероглифы - не идеограммы, как это полагали, а фонемы. Его расшифровка текста на камне в 1822 году проложила дорогу развитию египтологии.

Самая древняя система нумерации (3200 год до н. э.) появилась то же в Египте; каждый иероглиф повторялся необходимое количество раз. Вертикальная чёрточка представляла числа до десяти, и для каждой последующей позиции были свои иероглифы - изображение пут (для стреноживания лошадей) означало десятки, моток верёвки -100, цветок лотоса -1000, палец -10000, головастик -100000, и человек с поднятыми руками - миллион. При использовании разных иероглифов они ставились по порядку возрастания. Поскольку иероглифы писались как слева направо, так и справа налево и сверху вниз, то так же писались и числа.

Почитание бога Осириса как вершителя человеческой судьбы в загробном мире, покровителя и богатых, и бедных отразилось в многочисленных изображениях божества. Его представляли то в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, то в виде восседающего на троне владыки загробного царства. На голове Осириса высокая корона фараона, его ноги спелёнаты, как у мумии, в скрещённых на груди руках он держит жезл и плеть - символы власти. Как бога растительности, Осириса изображали в короне из стеблей папируса сидящим среди деревьев или оплетённым виноградной лозой. Тело и лицо, как правило, были окрашены в зелёный цвет.

Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочисленные изваяния. Хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлинёнными краской глазами всегда изображалась в мужском облике: с накладной бородкой. Такова была традиция изображения фараонов. После кончины царицы Тутмос третий уничтожил статуи Хатшепсут, её имя в надписях было сбито.

С середины эпохи Среднего царства в храмах начали воздвигать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. Это потребовало большего внимания к воссозданию характерных портретных черт, в том числе и возрастных изменений. На изображениях Сенусерта третьего и Аменемхета третьего (19 век до н. э.) резкие крупные черты лица , складки на щеках придают им суровое, почти скорбное выражение. При Сенусерте третьем наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота, блюдечко из серебра. Головной убор царевны в виде золотого обруча с изображением священной кобры, её пояс из золотых раковин - лишь малая часть ювелирных изделий, созданных в ту эпоху. К числу самых изысканных относятся пекторали (нагрудное украшение в виде прямоугольной пластины, которую клали на грудь умершему). На них часто встречаются изображения жука-скарабея (символа солнца и воскресения из мёртвых) и разных божеств.

Сохранилось множество прекрасных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. В сюжетах рельефов гробниц господствует движение. Кони, запряжённые в колесницы, мчатся галопом; от стрел охотников убегают звери; падают поверженные враги. Лодка фараона вторгается в глубь нильских зарослей, отчего гнётся цветущий тростник, взлетают птицы, хлопая крыльями; рыжая кошка успевает схватить зубами утку, а лапами - двух иволг. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Большое внимание уделяется деталям: пышным одеждам, сложным причёскам, драгоценностям. Удлинённые лёгкие тела приобретают гибкость, очертания плеч - округлость. Тонкой красотой отмечены точёные профили. Миндалевидные глаза слегка прикрыты веками, что придаёт взгляду таинственность. Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов; условность раскраски исчезает: передаются более близкие к реальным оттенки светлой и тёмной кожи; на женских лицах заметен румянец; сквозь прозрачные одежды просвечивает тело; часто изображаются нагие молодые служанки, танцовщицы, музыкантши. Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) обычно украшались изображениями юных девушек, которые несут большой сосуд, играют на арфе, плывут с лотосом, уткой, рыбой в руках. Впервые появились изделия из стекла, в том числе и скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступали место так называемым ушебти (ответчикам). Это статуэтки из терракоты, фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытыми головой и руками.

В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны рабов плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров (даже психология рабов начинает интересовать художников!), здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, - он обнимает жену, ласкает ребёнка. Амарнское искусство уже на раннем своём этапе создаёт шедевры. Это портреты Эхнатона, впервые в истории Египта изображающие фараона просто человеком, а особенно - портреты его жены Нефертити. Портрет царицы Нефертити в высоком головном уборе сейчас стал знаменитым, не менее чем Афродита Милосская и «Джоконда» Леонардо да Винчи. Говорить о нём много не надо - достаточно посмотреть. Он действительно достоин, стоять в ряду поэтичнейших женских образов, созданных мировым искусством. Имя скульптора, изваявшего эту прекрасную голову, - Тутмес. Этот бюст, сделанный из известняка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совершенной красоте царицы: гармоничности её точёных строгих черт, безупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посадке головы. На шее у Нефертити ожерелье, на голове высокий царский убор синего цвета. Искусство амарнского периода не утратило своего влияния на последующее развитие египетской культуры. Прежде всего, это сказалось в произведениях середины 14 века до н. э. сокровищах, которые были найдены в 1922 году при раскопках гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей. Египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает.

Музыка Древнего Египта

Музыка - одна из проблемнейших областей в истории древнеегипетской культуры. Главная сложность состоит в том, что сами музыкальные произведения почти не сохранились. Нам хорошо известны только древнеегипетские инструменты, среди которых особое место занимала арфа, духовые и ударные, причем, как, по росписям и рельефам, так и благодаря раскопкам, прекрасные образцы музыкальных инструментов имеются в Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее. Никакого вида «нотной» записи не существовало, музыка входила в число священных искусств, обучение которым происходило непосредственно от учителя. В Египте были даже знаменитые музыкальные коллективы, такие как хор и ансамбль жриц храма Мут в Каире (19 династия), которых приглашал к себе на торжества храм Птаха в Мемфисе. Многочисленные изображения музыкантов и певцов на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке. Точных сведений об основных жанрах египетской музыки нет. Предположительно они были связаны с мистериями - музыкально - драматическими представлениями, посвященными жизни богов. Самая популярная тема мистерий - повествование о смерти и воскресении Осириса, бога созидательных сил природы и загробного мира; в них исполнялись хвалебные гимны и скорбные песнопения - плачи. Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе - инструментальной музыке. Разнообразие инструментов, на которых играли древние египтяне, велико. Это были трещотки из слоновой или обычной кости, арфы и лютни, ударные инструменты типа барабанов, систров, тарелок. В Древнем Египте существовало четыре основных типа музыкальных инструментов. Это: самозвучащие инструменты (идиофоны): трещотки, систры, тарелки и колокольчики. Эти инструменты обычно использовались в религиозных культах обрядах и церемониях. Ударные с мембраной (мембранофоны). Это тамбурины, на которых обычно играли на пирах, общественных сборах и т.п., и барабаны, для военных процессий и религиозных ритуалов. Духовые (аэрофоны). Инструменты типа флейт, двойных кларнетов, двойных гобонов, труб и горнов. Их главным образом использовали для исполнения армейских и военных гимнов. Самый ранний пример аэрофонов - флейта из тростника. Струнные (хордофоны) были трёх типов: арфа, традиционный египетских инструмент, лютня и лира, которую принесли с собой азиатские захватчики. Древние египтяне жили полной жизнью, и не один их праздник не обходился без музыки и танцев. Музыкальные и танцевальные выступления содержали в себе большую часть светской и религиозной жизни Древнего Египта. Танцевали и слушали музыку люди любого социального положения. Чернорабочие трудились в ритм песен и ударов, уличные танцовщицы развлекали прохожих. Акт танца был неотделим от музыки: на изображениях танца в гробницах фараонов и храмах неизменно присутствуют танцовщицы, сопровождаемые группой музыкантов, или играющие на кастаньетах или колокольчиках в поддержку ритма. Между древним танцем и сегодняшней акробатикой с виду мало различий: многие танцовщицы изображены на росписях и рельефах гробниц и храмов в спортивных позах, такие как колесо телеги, стойка на кистях и мостик. Все танцы Древнего Египта ученые разделили на шесть видов: религиозные танцы, нерелигиозные танцы на фестивалях, танцы на пирах, танцы в гаремах, танцы в сражениях и уличные танцы. Художники часто копировали ряд различный шагов в некоторых танцах, и кое-какие из этих танцев даже были восстановлены. Движения египетских танцев получали названия тех движений, которым подражали танцоры. Например, существовали «продвижения вперед животного», «добыча золота» и «удачных захват лодки». На древних египетских изображениях мужчин и женщин никогда нет вместе, а наиболее распространены изображения групп танцовщиц, выступающих в парах.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)