Культура  ->  Универсальное  | Автор: Юрий Михалик | Добавлено: 2014-10-30

Что такое креативность

В нашей стране и за рубежом были выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и специальных способностей. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выведена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление – это вид мышления, который характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем.

Таким образом, под термином креативность понимается способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Существуют разные точки зрения

  • По Торренсу, креативность проявляется: когда существует дефицит знаний, в процессе включения новой информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов.
  • По Джонсону, в поведении, доступном для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия.
  • Креативность часто рассматривается как нечто противоположное комфортности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы, отличающиеся от общепринятых. Спирмен называл креативность «силой человеческого ума, создающей новое содержание путем изменения и создания новых связей».
  • Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления».

Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или общества).

В 70-х годах возникла новая волна интереса, связанная с концепцией одаренности детей и созданием новых, более широких и разнообразных подходов к идентификации одаренных, талантливых, креативных дошкольников и школьников. В это время крупные американские ученые-психологи Дж. Рензулли, Р. Хартман и К. Калахан явились координаторами создания концепции и системы работы с одаренными детьми. Ими были собраны исследовательские работы всего мира, посвященные проблемам детской и юношеской одаренности .

В настоящее время для оценки уровня креативности в нашей стране наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торренса. Батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.

В нашем исследованиями мы опираемся на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда.

  • Беглость - (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризуется беглостью творческого мышления и определяется общим числом ответов.
  • Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
  • Оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)