Культура  ->  Универсальное  | Автор: Олег Попов | Добавлено: 2014-11-05

Все о древнем Египте

Исторические этапы развития Древнего Египта

В третьем веке до нашей эры египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царства, а также перечислил тридцать одну династию фараонов, что позволяет нам систематизировать весь материал по истории и культуре Египта, опираясь на три этих блока.

Географическое положение страны - узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустыни, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергались внешним вторжениям, которые выпали на долю стран и народов Древнего мира.

Древнее царство. 2900- 2270 гг. до н. э. (правление первой- шестой династии). Это эпоха создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества, создания особого типа реалистического скульптурного портрета - можно считать подлинно золотым веком египетского искусства.

Среднее царство. 2100- 1700 гг. до н. э.(правление одиннадцатой - тринадцатой династии). В эпоху Среднего царства (21- 18 веков до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. В этот период возросла самостоятельность отдельных областей и их правителей, что привело к расцвету местных художественных школ.

Новое царство. 1555- 1090 гг. до н. э.(правление восемнадцатой- двадцатой династии) - Амарнский период. В 14 веке до н. э. фараон Аменхотеп четвёртый (1368- около 1351 гг. до н. э.) провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. На шестом году царствования Аменхотеп четвёртый, изменивший своё имя на Эхнатон, покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон. Яркий, но недолгий период царствования фараона- реформатора принято условно обозначать как «Амарнский период», а в искусстве - как Амарнский стиль. Многообразные художественные поиски периода восемнадцатой династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона- реформатора Эхнатона. После смерти Эхнатона его противники постарались стереть город Ахетатон с лица земли. При разрушении Ахетатона многие произведения погибли или сильно пострадали. Один из преемников Эхнатона - Тутанхамон - вновь сделал Фивы столицей.

В эпоху Нового царства фараоны 23 династии (16- 11 века до н. э.) установили господство Египта над многими соседними странами. В столицу Египта - Фивы - везли драгоценные металлы, самоцветы и слоновую кость из Нубии, ценную древесины из Финикии, благовония,

редкие растения из загадочной африканской страны Пунт. Хлынувшие в Египет богатства превратили Фивы в процветающий город, украшенный великолепными храмами и дворцами. При всех утратах и разрушениях, в Фивах не исчезли бесследно древнеегипетские памятники подобно памятникам других цивилизаций.

Поздний период в истории Древнего Египта - пора тяжёлых войн и иноземных вторжений. Свой последний расцвет искусство Египта пережило при фараонах Саисской династии в 7 столетии до н. э. Однако в целом произведения архитектуры, скульптуры и живописи этого периода свидетельствуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали.

В 332 году до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. На основе античной и древнеегипетской художественных традиций в правление греко-македонской династии Птолемеев (305- 330 годах до н. э.) в Египте сложилась одна из самых значительных школ эллинистического искусства - александрийская.

Древняя история развивалась не только во времени - она перемещались и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями человеческого прогресса, - на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки. Древние историки и летописцы описывали только то, что совершалось на небольших его участках, а что в это время происходило далеко на западе или далеко на востоке, они не знали. Чем дальше в глубину веков, тем более разобщено, локально протекали процессы исторического и культурного развития. Всемирно - историческая роль Египта в то время уже была исчерпана, и всё ярче разгоралось восходящее солнце Эллады.

Особенности религии и мифологии

Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно - обрядовых обычаях египтян. Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему - зверю, покровителю племени. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот - бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войн Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов. Высшим же культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь испепеляющего. Египет называли «страной Солнца, фараонов - «сынами Солнца». Каждый царь объявлялся сыном бога, высшим существом, царём царей, покровителем земли. И все подвиги, весь героизм человечества, преодолевшего первобытную скованность, относились на долю тех, кто завоевал и поработил себе подобных. Властелин окружался ореолом божества. Его господство приписывалось сверхъестественному могуществу, загадочной силе, родственной силам природных стихий. Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона. Его существование подчинялось сложным церемониалам, пышность, которых возрастала по мере того, как Египет расширял свои владения.

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растений, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Египетская религия была гуманной: она никогда не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства.

В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона - Ра, а эпоху нового царства был недолгий период, когда фараон Аменхотеп четвёртый (Эхнатон) упразднил все культы, кроме солярного, и ввёл единобожие - поклонение всемогущему солнечному диску Атону. После смерти фараона - реформатора был восставлен культ Амона - Ра. Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обычай мумифицировать тело умерших, т.е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу - архитектурное сооружение, размеры и пышности убранства, которого зависели от знатности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться всеми благами, окружавшим его при жизни. Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Древнего Египта ярко выражено в архитектурных и скульптурных произведениях. Скульптурный портрет в Египте, подобно рельефу, был связан с религией, с той сложной системой анимистических представлений, которые были разработаны жречеством в целях утверждения существовавших классов отношений. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («ка»), так же его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи - магического двойника. Лицо в статуе должно было быть портретным, чтобы эта жизненная сила человека нашла свою земную оболочку. Из этих своеобразных идей египетского анимизма, идея дублирования в статуе действительно существовавшего лица, рождается реалистический скульптурный портрет.

Сфинкс – как один из скульптурных символов, символизирует достоинство, королевскую власть, мудрость, могущество и силу. В Древнем Египте существовало три разнообразности сфинкса: с человеческой головой и телом льва (андросфинкс); с головой сокола (хиеракосфинкс) и с головой барана (криосфинкс).

Архитектурный облик Древнего Египта ярко представлен в пирамиде выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джосера - первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она находиться в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. В конструкции пирамиды Джосера отражены три основных принципа возведения подобных сооружений - гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов пятой династии: Хуфу (Хеопса), Хафрана (Хефрена), Менкаура (Микерин). Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Это поистине необычайный памятник непреклонной воли фараона и каторжного труда сотен тысяч рабов. Пирамиды строили для того, чтобы охранять тела умерших фараонов и их сокровища. Когда-то у пирамид были ровные края, но из внешних сторон камни вытащили, и сейчас они выглядят ступенчатыми. Тогда уже сложились монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков.

Страна Нила бедна деревом, зато богата превосходным строительным камнем. С введением каменной балки был введён и каменный столб, а тем самым и новый способ создания подвижности пространства. Большие помещения могут быть перекрыты потолком, варьированы в плане, снабжены пролётами. Например, в памятнике Заху-ре, колонна является просто стержнем цилиндрической формы с основанием и абакой, иногда у равноугольного столба срезаются края, четырёхгранная форма превращается в восьми - или шестнадцатигранную и стороны «каннелируются»… Совсем иные, фантастические, колонны, воспроизводящие растительные формы, появляются в храмах-усыпальницах пятой династии; постепенно усложняясь, они встречаются и в позднейшее время. Эти колонны восходят по своей форме к пальме, пучку папируса, цветку лотоса, лилии. Египетский храм, как образ сада, в котором из колонн и из украшений стенного цоколя вырастают грациозные пальмы и водяные цветы, над которыми широко раскинуто открытое небо, - это чистейшая поэзия. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями - они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания. Самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи, ставшим

для современного Египта символом национальной гордости, по праву считаются два связанных друг с другом храма в Абу-Симбеле в Нубии, целиком, вырубленные в скале на левом берегу Нила в период правления Рамсеса второго. Фасад Большого храма в Абу-Симбеле, посвящённого Амону-Ра. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов.

В эпоху Древнего Царства город Мемфис стал религиозным и художественным центром страны. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Ведущие художники - зодчие, скульпторы и живописцы - были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почётом. Они гордились деяниями своих рук едва ли не так же, как цари своими победами; только гимны царей начинались словами: «я разрушил…», «я покорил…», а гимны художников - «я воздвиг…», «я соорудил…», «я выполнил работы прекрасные…». И, тем не менее, проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась как роль хранителя священных канонов. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равновесие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц. В то же время они удивительно жизненны. В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Из столетия в столетие переходили каноны сюжетных композиций. Даже в деталях египетское искусство отличалось удивительным постоянством. И всё же его нельзя назвать застывшим. Под покровом канонов в нём шёл процесс внутреннего развития, и, как ни странно, в своих бесконечных повторениях оно не утрачивало чувства жизни и природы. В Древнем царстве впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Сохранилось множество прекрасных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. В сюжетах рельефов гробниц господствует движение. Египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает.

Музыка и хореография Древнего Египта

Музыка - одна из проблемнейших областей в истории древнеегипетской культуры. Главная сложность состоит в том, что сами музыкальные произведения почти не сохранились. Нам хорошо известны только древнеегипетские инструменты, среди которых особое место занимала арфа, духовые и ударные, причем, как, по росписям и рельефам, так и благодаря раскопкам, прекрасные образцы музыкальных инструментов имеются в Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее. Многочисленные изображения музыкантов и певцов на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке. Точных сведений об основных жанрах египетской музыки нет. Предположительно они были связаны с мистериями - музыкально - драматическими представлениями, посвященными жизни богов. Самая популярная тема мистерий - повествование о смерти и воскресении Осириса. Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе - инструментальной музыке. Разнообразие инструментов, на которых играли древние египтяне, велико. Это были трещотки из слоновой или обычной кости, арфы и лютни, ударные инструменты типа барабанов, систров, тарелок. В Древнем Египте существовало четыре основных типа музыкальных инструментов. Это: самозвучащие инструменты (идиофоны): трещотки, систры, тарелки и колокольчики. Эти инструменты обычно использовались в религиозных культах обрядах и церемониях. Ударные с мембраной (мембранофоны). Это тамбурины, на которых обычно играли на пирах, общественных сборах и т.п., и барабаны, для военных процессий и религиозных ритуалов. Были духовые (аэрофоны), инструменты типа флейт, Самый ранний пример аэрофонов - флейта из тростника. Струнные (хордофоны) были трёх типов: арфа, традиционный египетских инструмент, лютня и лира, которую принесли с собой азиатские захватчики. Древние египтяне жили полной жизнью, и не один их праздник не обходился без музыки и танцев. Музыкальные и танцевальные выступления содержали в себе большую часть светской и религиозной жизни Древнего Египта. Чернорабочие трудились в ритм песен и ударов, уличные танцовщицы развлекали прохожих. Акт танца был неотделим от музыки: на изображениях танца в гробницах фараонов и храмах неизменно присутствуют танцовщицы, сопровождаемые группой музыкантов, или играющие на кастаньетах или колокольчиках в поддержку ритма.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)