Общество  ->  Универсальное  | Автор: Олег Попов | Добавлено: 2014-11-21

Уральские казаки - все подробности

В отечественной истории много удивительных фактов и событий, требующих изучения и познания и среди них есть один, менее изученный, но полный загадок, который требует тщательного изучения – это история казачества.

История казачества напоминает то античную трагедию, то авантюрный роман, то волшебную сказку о людях сильных духом, смелых и храбрых воинах, которые не жалея своей жизни защищали наше Отечество.

Казак – значит человек свободолюбивый и непокорный. Он не потерпит несправедливости и гнета, не потерпит насилия над собой. Не случайно, что слово «казак» в сознании русских людей устойчиво сочетается со словом «вольный».

Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Самого популярного героя русского эпоса – Илью Муромца – былины нередко зовут казаком.

Историю казачества рассматривали такие отечественные историки как Карамзин, Соловьев, Ключевский, она отражена в литературных произведениях наших писателей и поэтов Пушкина и Лермонтова, Толстого и Шолохова.

Но история казаков до конца не изучена, ученые до сих спор спорят о самом происхождении слова «казак», недостаточно рассмотрены вопросы об истории казаков Урала и Сибири, история казачества не изучается в учебных заведениях страны.

Рождение казачества Урала

История казачества полна загадок. И первая из них – происхождение самого слова «казак». Вот уже много десятилетий ученые спорят о происхождении слова «казак», о том, что означало у русских, татар или половцев. Существуют различные версии и подходы к объяснению происхождения данного слова.

В половецком словаре 1303 года слово «козак» означало сторож. У татар оно обозначало что–то вроде «вольный человек», «удалец» и термином этим назывались «безсемейные и бездомовние одинокие воины, служившие авангардом при походах и передвижениях татарских орд» .

По другой версии слово «казак» восточного, скорее всего тюркского происхождения. Этим или сходным по звучанию словами называли и называют сегодня ряд племен и народов. Византийский император Константин Багрянородный еще в X веке писал, что на Кавказе существует страна, называвшаяся «Казакия». Русские до монгольского нашествия казаками называли, по–видимому, тюрков, берендеев и другие племена, переселенные в XI веке на юго-восточную границу Древнерусского государства. Эти племена служили князьям Киевским, Черниговским, Переяславским, Тмутараканским сторожевую службу. В конечном счете они слились с русскими .

В русских летописях слово «казак» или «козак» начинают использовать довольно широко в XIV–XVI веках для обозначения двух родственных, но не совпадающих одно с другим явлений. С одной стороны, летописи называют «казаками» служилых людей, размещавшихся в пограничных с Золотой ордой княжествах , использовавшихся для предупреждения набегов кочевников. Они высылались в сторожевые разъезды и караулы, ими заселялись пограничные укрепленные городки. И назывались эти казаки «городовыми». В то же время летописи отмечают существование артелей казаков и другого типа. Они не состояли постоянно на государственной службе, пополнялись почти исключительно беглыми или деклассированными людьми, их главное занятие было – набеги на окружавшие их племена и народы, нападения на купеческие караваны. Жили они, не только за счет военной добычи, а нередко промышляли охотой и рыболовством.

В реальной жизни служилые городовые казаки нередко уходили к казакам вольным или принимали участие в их предприятиях, в то же время ватаги вольных казаков порой поступали на службу к князьям, причем, такого рода служба оплачивалась напрямую из государственной казны.

В XV–XVI веках получает все более широкое распространение термин «казачество». Крупные казачьи общины сложились раньше всего на Днепре, Дону, затем в Поволжье. На Урале формирование таких общин происходило позднее.

Уральский казак

На каменный пояс, как назывался Урал в старинных русских летописях, первые казаки пришли, по–видимому, свыше пятисот лет назад. Прежде всего, конечно, в те земли, которые непосредственно граничили с Русским государством. Из них наиболее важной и богатой была Биармия – легендарная страна скандинавских саг, за которой, как считали викинги, лежит уже земля Нотангейм – родина ужасов природы и злого чародейства. Русские называли Биармию Великой Пермью.

Населенная фино–угорскими племенами и управляющаяся местными князьями Великая Пермь платила дань русским князьям еще в X–XI веках.

Распад Древнерусского государства и татаро–монгольское нашествие ослабили, но не прервали полностью связь Руси с Великой Пермью. За влияние на эту землю соперничали в XIII–XV веках Новгородское и Ростовское княжества, а также все более усиливавшееся Великое княжество Московское .

В 1472 году Иван III направляет против Пермского князя Михаила дружину, которая разбила пермяков, захватила в плен князя, и фактически присоединила Великую Пермь к Российскому государству. Вместе с московскими дружинниками на Урал приходят и служилые казаки.

Служилые казаки

Практически одновременно с этим идет процесс освоения районов по течению реки Яик казаками вольными. Сохранились предания и легенды, в которых говорится о вольных людях обосновавшихся еще со времен Тамерлана на берегах Яика, т.е. в конце XIV – начале XV веков.

На Яике обосновалась ватага удальцов во главе с атаманом Василием Гугней. О его происхождении рассказывали разное – одни считали Гугню донским казаком, другие – новгородским ушкуйником, бежавшим на Дон к казакам.

Сначала он со своей ватагой промышлял на Волге и в Каспийском море, нападая на купеческие суда и караваны, потом сделал базой берега Яика, где лишь зимовал, отправляясь каждую весну на свой обычный промысел. Эта–то ватага, состоявшая из трех десятков человек и положила, судя по преданиям, начало заселения Яика казаками .

Легенды и относящиеся к началу XVIII века документы – донесение в Военную коллегию атамана Рукавишникова, прошение на имя Петра I Яицкого станичного атамана Федора Михайлова и некоторые другие, в немногих словах, но довольно выразительно рисуют жизнь и быт первых на Яике русских поселенцев. Первые казачьи ватаги были невелики – по нескольку десятков человек. Управлялись они выборными атаманами, власть которых была ограничена, т.к. практически все главные вопросы решались на общем собрании казачьей артели .

Первые казачьи поселения строились обычно на островах – для безопасности. Это были временные жилища вроде землянок, предназначенных для того, чтобы лишь перезимовать.

По традиции, установившейся со времен Василия Гугни, весной казаки уходили промышлять на Волгу или на Каспийское море, причем возвращаясь осенью на Яик, зачастую выбирали для стоянки новое место.

Постоянные казачьи «городки» возникают позднее, в конце XVI – начале XVII веков.

Полуземлянка в казачьем городке

Берега Яика были заселены очень слабо. Живших здесь татар – сначала подданных ханов Золотой орды, а потом Ногайских князей, конечно, не радовало столь близкое соседство с казачьими ватагами. Мелкие вооруженные столкновения между теми и другими были нередки, тем более что у казаков довольно долго держался обычай добывать себе жен, нападая на окрестные селения.

Ханы Золотой орды, видя храбрость казаков, хотели привлечь их к себе на службу, обещая за это дать им улусы и сделать мурзами. Казаки отказались. Татарское войско обложило со всех сторон казачий городок, надеясь уморить его обитателей голодной смертью. Голод среди казаков был ужасен. Они «от голода ели подошвы и кожи, и коренья и иную всякую нечистоту», – говорится на этот счет в одном из документов .

Тем не менее казаки не сдавались. Они сделали себе деревянные пушки, заряжали их за неимением ядер костями и камнями и били по противнику. В конечном счете, татары были вынуждены уступить, оставив казачий городок в покое. Когда произошло это сражение, сказать трудно. Судя по тому, что речь здесь шла о ханах Золотой орды – не позднее XV века.

Надо отметить, что казаки не всегда враждовали с местными татарами. Некоторые из них, по–видимому, вступали в казачьи артели, участвовали в их походах. Характерна и такая деталь: буквально все предания и легенды о первых поселившихся на Яике казаках, отмечают, что а их артелях были также татары. Предание рассказывает, что уже в ватаге Василия Гугни был по крайне мере один татарин. В прошении же на имя Петра I Яицкого станичного атамана Федора Михайлова с «товарищами» прямо говорится, что предки яицких казаков – вольные люди с Дону, а также татары «из Крыму, с Кубани, из иных мусульманских народов». Но русские, православные составляли все–таки подавляющее большинство.

Яицкие казаки поддерживали постоянные связи с казаками волжскими и донскими, нередко объединялись с ними для организации совместных военных экспедиций. Постоянных же связей с Московский правительством, по крайней мере, до конца XVI века, у яицких казаков, по–видимому, не было. Поданными московских князей и царей они себя не считали. Границы Московского государства больше чем на тысячу верст отстояли тогда от Яика.

На рубеже XV–XVI веков два события предопределили развитие политических процессов в Восточной Европе: завоевание независимости Русским государством и распад Золотой орды, окончательно завершившийся к концу XV века. Связь между ними очевидна. По мере того, как усиливалась Россия, падало влияние монгольских ханов, распоряжавшихся раньше в Восточной Европе, как в своем улусе.

Возникшие на развалинах Золотой орды Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства, а также более мелкие монгольские государства враждовали между собой, и это их значительно ослабляло. Уже в конце XV века некоторые из них находились в зависимости от Великих князей Московских.

Платя дань Московскому государству, в то же время казанские князья и мурзы грабили приграничные русские села. В 1551 году в Казанском ханстве содержалось до ста тысяч русских пленных .

В 1552 году Иван Грозный организует поход против Казани. Этот поход в памяти народной и в летописях рассматривается как важнейшее событие в борьбе за свое Отечество от иноверных врагов, прямое продолжение борьбы против татаро–монгольского ига. В этом походе важная роль была отдана казакам. Сообщая о действиях русских войск, летописи, отмечают, что Иван Грозный приказал идти из Нижнего Новгорода на Казанский посад князю Петру Серебряному; «а с ним дети боярские и стрельцы, и казаки». Казачьи отряды были посланы царем перекрыть перевозы по рекам Вятке, Каме и Волге с тем, чтобы отрезать Казань от северных и северо–восточных районов ханства. Из Мещеры на Волгу были посланы две с половиной тысячи пеших казаков под командованием атаманов Саверги и Елки. Им было приказано, сделав суда, идти вверх по Волге, завоевывая подвластные казанским ханам селения.

В общем же в казанском походе Ивана Грозного по самым минимальным подсчетам принимало участие не менее десяти тысяч казаков, немало способствовавших успеху похода. Это обстоятельство достаточно прочно запечатлелось в памяти народной. Не случайно, что многие исторические песни, былины и предания называют Ермака Тимофеевича в числе участников казанского похода, а некоторые из них рисуют дело даже таким образом, что Казань взял собственно даже не Иван Грозный, а казачий атаман Ермак, хотя и по поручению Московского государя .

Присоединение к Русскому государству Казанского, а в 1556 году и Астраханского ханства коренным образом изменило ситуацию на востоке Европы. Более чем трехсотлетнему господству татар в Поволжье был положен конец. Резко выросло влияние Московского царства. Сибирский хан прислал Ивану Грозному дань и шертную грамоту, свидетельствовавшую о его переходе под покровительство Москвы.

В это же время Башкирия, ранее находившаяся в зависимости от Казанских ханов, присоединяется к Русскому государству. Сразу же после заявления башкир о подданстве русскому царю, Иван Грозный направил в Башкирию довольно крупный отряд московских войск, состоявший из конных казаков и пешей роты стрельцов во главе с воеводой Иваном Нагим. Они основали в 1574 году на реке Белой Воложке небольшой острог, который и был первым поселением русских в Башкирии. Острожек был занят гарнизоном, состоявшим в основном из городовых казаков. С этого и начинается история уфимского казачества, влившегося позднее в Оренбургское казачье войско. Со времени основания острожка, а значит и первой службы казаков государству, позднее стало исчисляться старшинство Оренбургского войска.

Острожек на Белой Воложке, мало чем отличающееся от обычных на юго–восточной границе «застав», «засек» и тому подобных сооружений. Защищать такие укрепления в случае нападения кочевников было нелегко. Они выдерживали натиск противника зачастую лишь благодаря отчаянной храбрости занимавших их гарнизонов, в которых каждый казак, каждый житель прекрасно понимали: если крепость падет, пощады им не будет.

В 70–х годах XVI века в Башкирии развертывается строительство и других русских крепостей, форпостов, острогов и острожков, которые должны были преградить путь грабившим Башкирию кочевникам. Московское правительство укрепляет свое политическое и военное присутствие в этом районе: направляя сюда русские войска и строя русские крепости. Проводя мероприятия по укреплению своих восточных рубежей, оно переселяет сюда городовых казаков, но наряду с этим севернее и южнее Башкирии, тогда же, в 70–х – 80–х годах XVI века развертывается вольная колонизация Урала казаками .

Кордон

Традиционно принято считать, что толчком для освоения Яика русскими послужили репрессивные меры, принятые Иваном Грозным против волжских казаков. Волжские казаки были в это время особенно многочисленны и настолько преуспели в своих «заботах» о купеческих караванах, что практически поставили под угрозу всю восточную торговлю Московского царства. Дерзкие удальцы на своих легких лодках и стругах грабили не только купеческие суда, но нередко нападали и на посольские караваны, даже на послов царя Московского. Выведенный из терпения многочисленными жалобами русских и иностранных купцов, а также соседних государств Иван Грозный приказал очистить Волгу от казаков. 1 октября 1577 года стольнику Ивану Мурашкину был дан царем весьма категоричный указ: где бы он тех «воров–казаков» ни застал, там же их пытать, казнить и вешать.

Однако отдать такой приказ было конечно же гораздо легче, чем выполнить. Действительно, только атаман Ермак, в это время промышлявший на Волге, имел под своей командой не менее пяти тысяч казаков. А Ермак ведь был далеко не единственный атаман, добывавший здесь «зипуны». Во всяком случае царские войска, если и не смогли всех казаков «казнить и вешать», то серьезно затруднили им промысел. Надо было искать новые места, более безопасные и столь же прибыльные. И в 1579 году крупные отряды волжских казаков отправились осваивать новые места. Часть из них ушла с Ермаком в Чусовские городки Строгановых, другая – на Терек, третья – на Яик.

Появившиеся на Яике в 1580 году казаки мало напоминали спасавшихся от царского гнева беглецов. Скорее наоборот. Они располагали внушительной военной силой и думали не столько о спасении бегством, сколько о завоевании новых территорий. Они захватывают с бою целый ряд принадлежавших ногайским татарам городков, в том числе Сарайчик, бывший тогда довольно крупным торговым центром.

По обычаям того времени победоносный штурм города сопровождался последующим его основательным разграблением. Ногайский князь Урус, так писал об этом Ивану Грозному: «Приходили де Государевы казаки сего лета и Сарайчик воевали и сожгли; не только, что живых людей секли, и мертвых из земли вынимали и гробы разоряли» .

На привале

В этом сообщении ногайского князя, кроме конкретных фактов, связанных с захватом Сарайчика казаками, особенно интересна такая деталь: Урус, судя по всему, вполне уверен, что казаки совершили нападение не на свой страх и риск, а с ведома и по поручению Московского правительства. Казаки напрямую названы им государевыми. Иван Грозный отвечал, что он здесь ни при чем. Казаки объявлялись государственными преступниками и ворами. Однако, Иван Васильевич многократно и торжественно отрицавший свою связь с казаками, в полемике с Урусом, незадолго перед этим в союзе с крымскими татарами, вторгшимися в русские земли и порядочно их пограбившим, писал: «За такие ваши неправды и грубость повелим вас самих воевать… казакам астраханским и волжским, и донским, и казанским, и мещерским. И над вами над самими и не таковую досаду учинят, и нам уже нынеча своих казаков унять немочно».

На мысль о том, что связь между захватившими Сарайчик казаками и Московским правительством все–таки существовала, наводит и такое обстоятельство: именно в 80–е годы XVI века, одновременно с действиями казаков на Яике Московское государство принимает меры по укреплению своих позиций в соседней Башкирии, помогает Ермаку в завоевании Сибири, стремится прочнее закрепить за собой низовья Волги. И во всех этих случаях делает ставку на казаков.

Важно и то, что на этот раз казаки стремились уже не просто захватить ту или иную добычу, а обосноваться на Яике всерьез и надолго. Урус через несколько лет вновь вынужден был жаловаться Грозному, что казаки, действовавшие в числе 600–700 человек, поставили на Яике «город большой». В это же время русский посол в Турции боярин Благов сообщал в Москву, по данным ногайских послов Кутлабердея и Тулупара, «казаки на Волге и на Яике и на реке Эмми поставили городки многие». Конечно же все жалобы и ногайских послов, и даже самого князя Уруса были сильно похожи на глас вопиющего в пустыне. Московское правительство считало, что казаки делают важное и нужное для Российского государства дело .

Отметим и такой факт. В 1591 году, т.е. всего лишь спустя одиннадцать лет после захвата Сарайчика яицкие казаки, тогда еще формально независимые от Москвы, принимают участие в походе царских дружин против татарского князя Шахмала. Судя по сохранившимся данным, отряд яицких казаков был довольно велик – 500 человек. Это свидетельствует о том, что яицкое казачество представляло уже тогда серьезную военную силу.

Участие в походе против Шахмала официально считалось первой, твердо установленной службой казаков Яика Российскому государству. С 1591 года исчислялось позднее старшинство казачьего войска.

Наряду с Башкирией и Яиком одним из главных районов казачьей колонизации был в конце XVI века Средний Урал. Великая Пермь, окончательно присоединенная к Московскому государству , была довольно хорошо обжита уже русскими. Дальнейшее расширение на восток русских земель во многом связано с деятельностью именитых людей, промышленников и купцов Строгановых, получивших от Ивана Грозного громадные привилегии и, в частности, право осваивать новые земли, привлекая к себе на службу казаков.

Яицкие казаки в походе

Они и использовали это право, нанимая ватаги вольных казаков еще до прихода на Урал Ермака Тимофеевича. К Ермаку Строгановы обратились, поскольку были наслышаны о храбрости, проявленной атаманом и его казаками в многочисленных стычках с ногайскими татарами, а также при нападениях на купеческие караваны. В апреле 1579 года Строгановы послали Ермаку и его товарищам «дары многие» вместе с грамотой, в которой звали их в свои Чусовские городки и острожки для ратной службы.

Казаки Ермака пробыли на Урале до похода в Сибирь по разным подсчетам от двух до четырех лет. Они защищали Строгановские городки от нападения соседских племен, сами совершали походы на эти племена, причем даже довольно отдаленные – за Уральский хребет.

Есть достаточно убедительные свидетельства того, что казаки, пришедшие на Урал к Строгановым, рассматривали свои поселения здесь не просто как временные жилища, где надо лишь перезимовать для того, чтобы весной можно было идти «за зипунами». Они как будто хотели обосноваться на Урале надолго. Казаки построили небольшой городок, который даже и позднее назывался Ермаковым городищем. В этом городке была построена и освящена церковь Святого Николая, в которой казаки совершали богослужения, благо среди них были три священника .

Сохранились подробные описания, рисующие быт казаков Ермака во время пребывания их на Урале. Судя по этим сведениям, атаман и его ближайшие помощники: Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк установили в своей артели достаточно жесткую дисциплину, не уступавшую, а может быть, даже и превосходившую дисциплину в московских стрелецких полках и дружинах. Даже за сравнительно мелкие проступки виновных наказывали, заковывали в железо на три дня. За ослушание или попытку бежать самовольно из лагеря виновных топили в реке, предварительно завязав в мешки, наполненные песком и камнем. Больше 20 человек было казнено таким образом.

Роль казаков Ермака в обороне расположенных на Урале городков Строгановых была столь велика, что когда они пошли на восток в Сибирь и Пелымский князек, воспользовавшись их уходом, совершил нападение на русские городки, Строгановы получили чрезвычайно сердитую грамоту от царя Ивана Васильевича. Грозный требовал немедленно вернуть казаков Ермака, чтобы защищать российские поселения на Камени. Правда, практического значения эта грамота не имела, поскольку, когда она пришла, Ермак «с товарищи» находился далеко в Сибири. Но данный документ свидетельствует о том, что совсем недавно рассматривавший казаков как «воров» и «разбойников», приказавший переловить их и перевешать Грозный уже до завоевания Ермаком Сибири рассматривал поступивших на службу к Строгановым атаманов и казаков как очень важную силу, необходимую для обороны восточных рубежей государства. О казнях этих «воров» не было уже и речи.

Надо отметить, что не все сподвижники Ермака пришедшие с ним на Урал с Волги отправились на завоевание Сибири. Часть казаков и атаманов осталась с разрешения Ермака в Строгановских городках и основанных казаками по реке Сылве поселениях. Также, после гибели Ермака далеко не все его казаки ушли обратно в Россию. Большая часть из тех, кто уцелел во главе с атаманом Мещеряковым остались либо в Сибири, либо же вернулись на Урал. Они прочно обжились со временем в этих районах. Грамоты Ивана Грозного и его ближайших преемников – Федора Иоанновича, Бориса Годунова, адресованные сибирским воеводам, под управлением которых находилась тогда и значительная часть Урала, постоянно упоминают о поселениях казаков в Пермской земле по рекам Чусовой, Исети, Сылве и другим местам.

На службе царям Московским

В начале XVII века в стране возникла острейшие социально–классовые конфликты, которые в сочетании с польско–литовской, а затем и шведской интервенцией создали реальную угрозу самому существованию Российского государства. Эти бурные и трагические годы получили у современников и потомства название Смутного времени.

Роль казачества во времена Смуты очень велика, но обычно идет речь о казаках донских, украинских, волжских, чьи общины были очень многочисленны и располагались ближе к театру военных действий, чем казаки Урала.

Яицкие казаки с самого начала поселения своего на Яике были, прежде всего, воинами. Поэтому неудивительно, что они участвовали практически во всех войнах, которые вела Российская Империя. Бились они против крымских татар, поляков, шведов, турок, французов, немцев и многих других народов, храбро сражались под Смоленском, Полтавой, Цюрихом, Лейпцигом, Балаклавой, Иканом, Мукденом и т.д., брали Силистрию, Париж, Самарканд, Геок–Тепе, Перемышль и другие твердыни, неоднократно ходили войной на Хивинское и Кокандское ханства .

И в Смутное время они не остались в стороне. Яицкие казаки вместе с донцами, запорожцами, казаками Терека поддержали и довольно активно выступали против Бориса Годунова. Позднее участвовали в походе на Москву Болотникова, выдававшего себя за воеводу, сына царя Федора Иоановича, царевича Петра. Казаки сыграли важную роль в боях под Тулой, они проявили себя дерзкими, смелыми воинами. «Храбрейшие из злодеев» – назвал их Н.М. Карамзин, не сочувствовавший повстанцамвообще и сражавшимся на стороне И.И. Болотникова казакам – в частности. Окруженные со всех сторон, они сражались два дня и лишь на третий тех, кто еще оставался жив, удалось захватить в плен силой. Их тут же всех, кроме семи человек, которых помиловали по просьбе верных Шуйскому дворян, спасенных некоторое время назад казаками, когда дворяне эти были в плену у повстанцев Лжепетра.

После поражения И.И. Болотникова и сдачи Тулы, уцелевшие в боях казаки, поддерживали то Лжедмитрия II, то нового кандидата на Московский престол – Владислава . Они считались Московским правительством настолько опасными, что на переговорах бояр с польскими сенаторами об условиях, на которых Владислав может стать Московским царем было специально оговорено: «О казаках волжских, яицких и терских король должен будет держать совет с боярами и думными людьми: будут ли эти казаки надобны или нет».

Бой

Яицкое казачье Войско считалось самым «бунтарским». Непокорность уральцев проявлялось при малейшем намерении властей ущемить их права и свободы. Не могли с этим примириться вольные люди. Волнения и беспорядки, переходившие иногда в открытое неповиновение и в вооруженное противостояние царским войскам происходили на землях уральских казаков регулярно.

Кончились времена Великой Смуты. Выстоявшее в борьбе с польско–шведскими интервентами, с центробежными разрушительными силами внутри страны Российское государство постепенно восстанавливало былую мощь, возвращало потерянные ранее территории, присоединяла новые. К этому времени относится переход яицких казаков в подданство русским царям. В 1613 году яицкие казаки были приняты в подданство Московского государства, а в 1615 году войску пожалована царская грамота на владение р. Яик.

Принятие яицкими казаками российского подданства создало более благоприятные, чем прежде, условия для использования военной силы казачества на государственной службе.

В 1629 году яицкие казаки в составе отряда воеводы Благова и князя Солнцева–Засекина участвуют в походе против крымских татар. В 1634 году 380 казаков с Яика защищают Смоленск в составе войск боярина М.Б. Шеина. В 1655 году сто казаков командируются в составе войск князя Хованского в Польшу и под Ригу. Эта сотня несла здесь ратную службу в течение семи лет .

В 1681 году сто яицких казаков с атаманом Прокофием Семеновым воевали против поляков под Чигириным в отряде князя Булата–Черкасского. На следующий год туда же были направлены еще две сотни казаков под командованием атамана Белоусова.

В 1684 году полторы сотни яицких казаков во главе с атаманом Прокофием Тагаевским воевала в составе русских войск в большом по масштабу, но неудачном Крымском походе, предпринятом по инициативе и под командованием фаворита царевны Софьи – князя В.В. Голицына. В 1685 году на войну против крымских татар было направлено еще двести казаков во главе с атаманом Яковом Васильевым.

Но, главной задачей, которую ставило Московское правительство пред казаками Урала, была задача защищать юго–восточные рубежи Российского государства от кочевников из степей, называвшихся тогда киргиз–кайсацкими. В XVI–XVII веках Российское государство распространилось далеко на восток вплоть до Китая и Тихого океана. Завоевания эти были однако очень непрочны, поскольку с юга, из киргиз–кайсацких степей русским постоянно угрожали воинственные киргизские племена, джунгары, каракалпаки, а также перекочевавшие в междуречье Яика и Волги из Китая калмыки. Они хоть и приняли российское подданство, но всякий раз, когда представлялась к тому возможность, нападали на русские селения. Столь малонадежными подданными были ногайские татары и постоянно восстававшие башкиры. В результате громадные территории от Каспийского моря до Западной Сибири стали, по существу, ареной продолжавшейся три с лишним века пограничной войны.

Защитники границы

Растянувшаяся на тысячи километров пограничная линия оборонялась не столько регулярными воинскими частями, сколько отрядами казаков. Пограничная линия формировала особый склад людей. Здесь нельзя было выжить, не владея в совершенстве оружием, не выполняя обычаи казачьих общин. Оборона юго–восточной границы носила тогда очаговый характер. Прикрыть в достаточной мере границу казаки, да и вообще вооруженные формирования Российского государства тогда не могли. Поэтому укрепления создавались на наиболее опасных направлениях. Их тогда было три: Башкирия, район по течению реки Исеть с ее притоками и, наконец, Яик .

Яицкое казачье войско несло пограничную и сторожевую службы по Яику. Отдельные казачьи ватаги совершали набеги на кочевников, ходили «за зипунами» вместе с волжскими и донскими казаками. Политика правительства по ликвидации казачьих вольностей, лишение казаков автономии неоднократно вызывало бунты и восстания. Большая часть Яицкого казачьего войска приняла участие в Казацко–крестьянской войне под предводительством С.Т. Разина 1667–71 годах. После окончания войны и разгрома восставших царское правительство лишило казаков многих прав.

В 1677 году часть яицких казаков под командованием атамана В. Касимова вновь подняла восстание, но была разбита царскими войсками. В 1721 году Яицкое казачье войско подчинено Военной коллегии, а в 1723 году была упразднена выборность атаманов и старшин.

В 1748 году Яицкое казачье войско получило постоянную организацию в составе семи конных полков с артиллерией. Возглавлял войско наказной атаман. С середины XVIII века Яицкое казачье войско привлекалось к охране Нижнеяицкой укрепленной линии . Политика правительства по отношению к казачеству вызвала в 1772 году крупное восстание яицких казаков, которое продолжалось около шести месяцев, и было жестоко подавлено .

Яицкие казачьи войска участвовали в Казацко–крестьянской войне под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева, штрафованного и беглого донского казака, выдававшего себя за чудом спасшегося императора Петра III в 1773–75 годах. А после его подавления хотели всем Войском, подобно донскому атаману Игнату Некрасову, уведшему после восстания К.А. Булавина часть донских казаков в Турцию, уйти за границу. Правительство жестоко расправилось с наиболее активными участниками восстания, а в назидание потомкам, и чтобы навсегда искоренить на Яике память о пугачевском восстании, Екатерина II Указом от 15 января 1775 года повелела переименовать реку Яик в реку Урал, Яицкий городок – в Уральск, а Яицкое казачье Войско – в Уральское казачье войско. Так стали Яицкие казаки Уральскими.

Во главе войска стояли наказной атаман и войсковое управление, с 1782 года подчинявшиеся астраханскому или оренбургскому генерал–губернатору, с 1868 года генерал–губернатору вновь образованной Уральской области.

Территория Уральского казачьего войска в военно–административном отношении с 1868 года делилась на три отдела , каждый отдел – на станицы и поселки. Отделы возглавляли атаманы, назначаемые губернатором, а станичные и поселковые атаманы избирались казачьими общинами. Порядок службы уральцев определялся Положением о военной службе казаков Уральского казачьего войска 1874 года. Все население Уральского казачьего войска было обложено налогом, из средств которого снаряжались казачьи войска для несения службы.

Несли свою службу казаки исправно. Они участвовали в Азовском походе Петра I в 1695 и 1696 годах, в боях они проявляли выдержку, смелость, находчивость, всегда были в авангарде армии. Начавшаяся в 1700 году Северная война со Швецией потребовала значительного увеличения русской армии. Соответственно резко возросла потребность в казачьих войсках. В 1701 году, вскоре после поражения русских войск под Нарвой, в Прибалтику в корпус генерал–фельдмаршала Б.П. Шереметьева были направлены шестьсот яицких казаков с атаманом Витошновым. В 1703 году туда же дополнительно направляются пятьсот казаков под командой атамана Матвея Миронова, в 1704 году – еще один казачий полк пятисотенного состава во главе с атаманом Матвеем Рекуновым, в 1706 году – еще пятьсот человек под командованием Митрофана Пименова. Эти 2100 яицких казак воевали в составе русской армии до самого конца Северной войны .

Суриков. Казачья история

В 1711 году во время Прутского поход русской армии два полка яицких казаков во главе с Кононом Никеевым участвовали под командованием боярина П.М. Апраксина в военной экспедиции на Кубань. Главная цель экспедиции состояла в том, чтобы не дать возможность Крымскому хану оказать достаточную поддержку туркам.

Если рассматривать историю участия уральских казаков в войнах и боевых походах XVIII – XIX веков, то можно отметить, что во всех этих предприятиях принимали участие уральские казаки, но все же главной их задачей оставалась защита пограничных территорий русского государства на юго–востоке.

Уральские казаки служили и под командованием полковника Суворова, участвовали в Отечественной войне 1812 года против Наполеона, отряды уральских казаков входили не только в состав русской армии, но и в трудные военные годы участвовали в партизанских отрядах. Так, например, в отряде Д.Б. Давыдова, состоявшего из 130 человек, было 50 гусар и 80 казаков. И всегда в бою они проявляли мужество, смелость, находчивость. Среди победителей, которые 19 марта 1814 года вступили в Париж, были и казаки Урала. Оренбуржцы, уральцы, башкиры и калмыки поили своих неказистых на вид коней в Сене и в парижских фонтанах. Потерявший средства к сопротивлению Наполеон был низложен. Война была победоносно завершена русскими. Уральские казаки, награжденные как и все участники взятия Парижа, учрежденными по этому случаю медалями, возвратились в 1814 году в Россию.

Уральские казаки, не участвовавшие в войнах, а несшие службу в приграничных областях русского государства тоже не раз отмечались в приказах по войску Яицкому и Оренбургскому за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с постоянными набегами кочевников. Не раз казаки даже казалось бы самых захолустных крепостей и редутов удостаивались наград и не только со стороны собственного начальства, но и со стороны правительства.

19 февраля 1861 года император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права в России. Вслед за этим были проведены и другие реформы, продвигавшие страну по пути буржуазного развития. К ним относились: земская, городская, судебная, военная, финансовая реформы, реформы в области просвещения. Существенные преобразования произошли и в жизни казачества. Они были направлены на сближение казачества с прочим населением, вели к обновлению строя внутреннего быта казачества.

Хозяйство и быт казаков

Осваивая Уральский край, казаки первоначально не вели оседлый образ жизни, приходя на Урал, они селились на небольших островках, где строили землянки, полуземлянки и шалаши, которые соответствовали походному образу жизни казаков, здесь они зимовали. С наступлением теплого времени года они совершали походы «за зипунами» на Волгу и Каспий, а возвращаясь из похода, селились на новом месте.

Поступив на службу, охраняя юго–восточные рубежи русского государства, они строят крепости и форпосты. На низовой Яицкой линии было создано 10 укреплений–крепостей и 15 форпостов. Крепости и форпосты располагались в 20–30 верстах друг от друга. Гарнизон крепости составлял около 1000 человек, а форпоста 100 человек.

По требованию правительства в гарнизонах форпостов поддерживалась строгая дисциплина. Каждый казак должен был иметь наготове: оседланного коня, исправное оружие и необходимый запас пороха и свинца. Казак не имел права отлучаться с форпоста. За самовольный уход виновный подвергался тюремному заключению сроком на 1–2 месяца.

Казачьи городки, слободы, острожки тоже теряют черты временных поселений. Казачество по–настоящему обживает заселенные им районы. Хозяйство казаков становится более устойчивым, разносторонним.

Благосостояние казаков зависело, прежде всего, от размеров правительственного жалованья, а также прав и привилегий. Важнейшей привилегией казачества было – освобождение от каких–бы то ни было налогов и повинностей, кроме военной службы. Эта привилегия полностью сохранялась в XVIII веке. Казаки в значительно большей степени, чем уральские и сибирские крестьяне наделялись землей, сельскохозяйственными угодьями вообще. Земельные наделы казаков в среднем 4–6 раз, а иногда в 10 раз превышали наделы соседних с ними крестьян. Главными сельскохозяйственными культурами стали: рожь, яровая пшеница, просо. Пахотные орудия почти везде – плуг, сабан, для рыхления почвы использовали рало с деревянными и железными зубьями, бороны. Убирали хлеб серпами, косами . При обмолоте использовали каменные и деревянные катки, обмолачивали зерно при помощи животных – гоняли быков и лошадей по разостланным на току снопам. В хозяйствах богатых казаков с конца XIX века применялись уборочные машины, нередко несколько казаков совместно арендовали или покупали сельскохозяйственную технику. Развитие земледелия сдерживала постоянная военная опасность со стороны кочевников, особенно охотно нападавших на работавших в полях, в удалении от крепости или форпоста казаков.

Зато животноводство, прежде всего разведение лошадей, было развито хорошо. Животноводство имело товарный характер. Ведущими отраслями были коневодство и овцеводство, также разводили коров, птицу и свиней. На юге Уральского казачьего войска разводили верблюдов.

Одной из главных статей дохода казаков была охота, благо в уральских лесах и степях водилось много самой разнообразной дичи, также важное значение, кроме владения наделами, для казачества имело право на пользование озерами, богатыми рыбой, право вести речной промысел ценнейших пород рыбы. Рыболовство для казаков было делом значительно более доходным, чем даже походы «за зипунами», не говоря уже о воинской службе. Не удивительно, что казаки так долго боролись с рыбопромышленниками Гурьева. В конечном счете с помощью правительства удалось найти компромиссное решение проблемы. В 1743 году правительство обязало откупщика гурьевских казенных учугов в устье Яика отворять в них ворота с каждого берега по 8 саженей для свободного прохождения рыбы вверх по Яику .

Позднее в 1752 году по ходатайству И.И. Неплюева казаки получили в откупное содержание казенный учуг за определенную ежегодную плату и таким образом стали полноправными хозяевами нижнего течения реки Яик с его богатейшими рыбными запасами. Ежегодно казаки отлавливали и продавали в центральные районы России по нескольку сот тысяч осетров, белуг, севрюг свежих и просоленных, большое количество икры, получая за это деньги, значительно превышавшие стоимость их выплат казне за эксплуатацию рыбных промыслов. Рыба, выловленная в Яике, ценилась значительно выше, например, волжской.

Казаки самым ревнивым образом оберегали эту свою привилегию – право багрения. К багрению допускались лишь исключительно служащие казаки . Те из служащих казаков, кто не хотел или не могли багрить сами, могли продать это право за значительную сумму. Удачное багрение приносило казаку прибыль во много раз превышающую размеры жалованья .

Казаки занимались рыболовством и на многочисленных озерах Уральского края. На Южном Урале этим искусством широко славились казаки станицы Верхнее–Миасской. Они еще в XVII – начале XVIII веков в довольно больших масштабах практиковали разведение рыбы в соседних озерах, что тоже давало немалые доходы.

В целом казачество на Урале было довольно зажиточным, особенно по сравнению с крестьянами центральных губерний России, этот более высокий уровень жизни достигался ценой постоянных, очень нелегких трудов мирных и военных.

Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенные участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Нередки были случаи смены первоначального местопоселения. Резкое увеличение численности поселений в XVIII – начале XIX веков связано с созданием военно–оборонительных линий.

Специальными правительственными распоряжениями регламентировались характер застройки и планировка поселений, расстояние между ними и др. Основными типами поселений были станицы, крепости, форпосты, реданки и пикеты . Строительство фортификационных сооружений активизировалось в периоды обострения военно–политических отношений между Россией и среднеазиатскими государствами. После «замирения» исчезали и укрепления вокруг поселений, менялась их планировка. Хутора, зимовья, коши и выселки – временные поселения, в которых казаки содержали скот, меняли свое обличье – рядом с ними располагались посевы.

Средние размеры казачьих станиц намного превосходили размеры крестьянских сел. Первоначально казачьи поселения имели круговую застройку, облегчавшую оборону при неожиданном нападении неприятеля. В XVIII–XIX веках планировка казачьих станиц и форпостов регламентировалась правительством и местным войсковым начальством: вводились улично–квартальная планировка и деление на кварталы, внутри которых казаки выделяли участки для усадьбы, строго соблюдалась фасадная линия .

В центре казачьей станицы находились церковь, станичное или поселковое правление, школы, торговые лавки и др. Большинство казачьих поселений располагалось вдоль рек, иногда растягиваясь на 15–20 километров. Окраины станиц имели свои названия, их жители иногда различались по этническому или социальному признаку. Дома иногородних находились как среди казачьих усадеб, так и в некотором отдалении от них.

Усадьбы казаков обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или был повернут к улице глухой стороной .

Усадьбы средних и богатых казаков отличались сравнительно большими размерами двора, несколько задних дворов). Хозяйственные постройки чаще всего сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую семья переезжала в теплое время года.

Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинками с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи.

Старый казак

Для традиционной одежды казаков характерно раннее вытеснение домотканины, использование покупных тканей уже с середины XIX века. Во второй половине XIX века городская одежда почти полностью вытеснила традиционный костюм. Повсеместно широкое распространение получили у мужчин пиджак, брюки, жилет, пальто, у женщин – юбки с кофтой, платье. В казачьей среде в конце XIX – начале XX веках большой популярностью пользовались головные уборы , обувь и украшения фабричного производства.

Этносимволизирующие функции одежды проявлялись и в особом отношении казаков к военной форме и ее компонентам . Форма и фуражка хранились как семейные реликвии. Современные потомки казаков нередко помещают на видном месте в жилой комнате казачью фуражку.

Традиционная мужская одежда казаков разнообразных войск имела сходные черты, связанные с общностью военизированного образа жизни и хозяйственно–бытового уклада. В XIX веке в комплекс традиционной одежды входили рубаха и штаны . Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шелка, кожи и др. В конце XIX века помимо туникообразных рубах с прямым разрезом ворота получили распространение косоворотки, рубахи с кокеткой . Характерным для казаков был обычай заправлять рубаху в штаны .

Старинные одежды яицких казаков

Уральские казаки в XVIII – первой половине XIX веков носили халат, чекпень, бешмет и малахай, мягкие сапоги – ичиги, покрой которых аналогичен крою сапог у татар, башкир, ногайцев и др. Верхней одеждой служили тулуп, шуба на меху, полушубок, куртка, кожух, армяк, зипун, бурка. В дорогу надевалась двух– и трехслойная одежда . Во время промысла или охоты предпочитали укороченную одежду . Уральские казаки в таких случаях заправляли в шаровары полы верхней одежды. Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Рабочая обувь – порши, бахилы. Зимой носили валенки, летом – сапоги, ботинки. Лапти почти не бытовали .

Женская одежда отличалась большим разнообразием. Основным комплектом женской одежды в конце XIX века были юбка с кофтой. В XVIII – первой половине XIX веков у уральских казачек – косоклинный сарафан, украшенный лентами из галуна, кружевом, вышивкой, сарафан обязательно подпоясывали. В конце XIX века сарафан встречается редко, преимущественно в качестве праздничной и обрядово–ритуальной одежды. У уральских казаков традиционная женская рубаха имела плечевые вставки. Со второй половины XIX века распространилась бесполиковая рубаха, а также рубаха на кокетке . Особенностью уральской рубахи были очень пышные, цветастые рукава, украшенные галуном, вышивкой золотой или серебряной нитью. Юбки с кофтой шили из ткани одного или разных цветов. В соответствии с покроем различали кирасы, гусарки, гейши, матене и др. Юбка и кофта украшались лентами, кружевом, шнуром, стеклярусом.

Старинный головной убор уральской казачки состоял из кички, кокошника , поверх которой повязывался платок. Исчезновение старинных головных уборов, изменение традиционных форм во второй половине XIX века связано с влиянием города. Девичий головной убор: чаще всего лента, украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывался вокруг головы.

Одежда старообрядцев отличалась в целом большей консервативностью, преобладанием темных тонов, сохранением архаичных деталей кроя и способов ношения. Старинный казачий костюм бытовал и как праздничная , сценическая одежда наряду с современной.

Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Повсеместно наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в русской печи , из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи и др. У уральских казаков в хлеб, предназначенный в дорогу, запекали яйца. Пироги – праздничное и повседневное блюдо с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод, в том числе и дикорастущих.

Из пресного теста пекли лепешки , бурсаки, колобки, кныши, маканцы, орешки, розанцы . Готовили их в русской печи или обжаривали в масле. Из кислого заварного теста готовили булки и крендели. Блюда из муки, заваренной в кипятке, – затируха, джурьма, баламык, саламат составляли основу постного рациона, их готовили во время рыболовного промысла, в дороге, на сенокосе. Галушки, вареники, пельмени входили в число блюд повседневного и праздничного стола. Из муки варили также кулагу , кисель для поминальной и постной трапезы. Большую роль в питании играли крупы, каши на воде и молоке, в них добавляли овощи . На основе каш готовили блюда наподобие пудинга – пшенники , с добавлением яиц и масла. «Каша с рыбой» была известна у уральских казаков.

Молочные блюда были важной частью повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали арян – напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы, сушеный сыр . Каймак добавлялись во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу – блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов. Из молока делали варенец, ряженку, сметану, творог.

Блюда из рыбы – основа питания уральских казаков. Рыбу варили , жарили , томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты и тельное. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили .

Из мяса готовили первые блюда , вторые блюда , начинку для пирогов.

Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Самым популярным овощным блюдом у уральских казаков были щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Морковник, тыквенник, тушеная капуста, жареный картофель входили в ежедневный рацион. Уральские казаки делали вялушки из дыни так же, как и туркмены, только после вяления на солнце их томили в русской печи. Овощные блюда с квасом были популярны. Бахчевые культуры – арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище казаков в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту. Широко распространенным блюдом из арбузной и дынной патоки был бекмес.

Дикорастущие употреблялись повсеместно.

Напитки были разнообразны: квас, компот , кислое молоко, разведенное водой, сыта из меда, буза из солодкового корня и др. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: брага, кислушка, чихирь – молодое виноградное вино, самогон . Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Он проник в повседневный быт казаков довольно рано – во второй половине XIX века. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезу казаков.

До конца XIX – начала XX веков для казачества характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное положение казачества и специфический уклад жизни: необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до ее начала, замкнутость семейного быта. У казаков Уральского войска существовали 3–4 поколенные семьи, численность которых доходила до 25–30 человек. Наряду с большими были известны и малые семьи, состоящие из родителей и неженатых детей.

Интенсивное развитие товарно–денежных отношений в начале XX века ускорило разложение большой семьи. Сословная и конфессиональная обособленность казачества в XIX веке значительно ограничивала круг брачных связей. Браки с иногородними и представителями местных народов были крайне редки даже в начале XX века.

Глава семьи был полновластным руководителем всей семьи: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы, он обладал единоличной властью. Аналогичное положение в семье казака занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины–казачки по сравнению, например, с крестьянкой. Молодежь в семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян.

Длительное сосуществование казачьей земледельческой, промысловой и военной общины определило многие стороны их жизни, быта и духовной жизни. Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств во время рыболовного промысла, совместном выпасе скота, добровольной безвозместной помощи во время строительства дома и др. .

Для уральских казаков характерны традиции совместного проведения досуга: обществ, трапезы после окончания сельскохозяйственных или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью многих из них были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу». Игры и соревнования часто проводились по инициативе войсковой администрации, особенно конноспортивные состязания.

На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному стрелы, патроны, ружье и развешивали их на стене. Посвящение более старших ребят в казаки назывался – постриг.

Постриг

Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого – покровителя войска. Аграрно–календарные праздники составляли важную часть всей праздничной обрядности, в них отразились следы дохристианских верований. У уральских казаков в XIX веке в число праздничных забав входило развлечение, известное у тюркских народов, без помощи рук со дна котла с мучной похлебкой полагалось достать монету.

Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устно–поэтического творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Традиции хорового пения имели глубокие корни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение сельскохозяйственных работ все «миром».

Войсковое начальство поощряло увлечения казаков хоровым пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко–героические песни, связанные с конкретными историческими событиями, а также те, которые отражали военный быт. Обрядовые песни сопровождали праздники календарного и семейного цикла, популярными были любовные и шуточные песни. Из других жанров фольклора значительное распространение получили исторические предания, былины, топонимические рассказы.

Властью у казаков считался Круг. Когда вместе собираются люди из разных земель, носители разных культур и хранители разных вер, то, чтобы ужиться, им приходится в своем общении отступить на уровень самой простой, опробованной тысячелетиями, доступной для любого понимания. Вооруженные люди становятся в круг и, глядя в лица друг другу, решают. Решения принимаются единогласно. Круг считался неправомочным если на нем присутствовало менее 2/3 списочного состава общества, нет совета стариков и священника. В ситуации, когда каждый миг рискуешь жизнью, вооруженное большинство не потерпит вооруженного меньшинства. Либо изгонит, либо просто перебьет. Несогласные могут отколоться, но впоследствии внутри своей группы разномыслия тоже не потерпят.

Когда решение принято, на срок его выполнения выбирался вожак, называемый «атаманом». Ему подчинялись беспрекословно. И так пока не выполнят то, что решили .

Казачество в XX веке

Бурное начало XX века стало для казачества тяжелым испытанием. Большое число уральских казаков участвовало в Русско–Японской войне 1904–1905 г.г. В революции 1905–1907 г.г. казачьи войска в составе русской армии были привлечены к наведению и поддержанию порядка в стране, за что получили торжественные императорские грамоты, снова подтвердившие бытовые и земельные льготы казаков. Напряженная общественно–политическая атмосфера способствовала проявлению негативных настроений в среде казачества. Первая мировая война 1914–1918 г.г. принесла казачеству огромные людские потери.

Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское , Кубанское , Терское , Астраханское , Уральское , Оренбургское , Сибирское , Семиреченское , Забайкальское , Амурское , Уссурийское и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. , в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские , на втором месте были украинцы , на третьем буряты . Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев , а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.

На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков . Война показала неэффективность использования больших конных масс в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев–казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов.

Февральские события 1917 года и отречение императора Николая II казаки, утомленные кровопролитной войной, встретили без особого сопротивления и заняли нейтрально–выжидательную позицию. Сменявшие друг друга составы Временного правительства, на словах демонстрируя свою лояльность к казакам, реальных мер для решения их проблем не предпринимали. Большевики, видя в казаках значительную военную силу, способную влиять на военно–политическую обстановку в стране, пытались нейтрализовать его в ходе Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, а затем сделать и союзником.

Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. Земельный передел на уравнительных началах по советскому закону о социализации земли, развернувшийся в начале 1918 года и в казачьих районах, затронул паевые участки рядовых казаков, что вместе с бесчинствами революционных отрядов в казачьих станицах подтолкнуло казаков к сопротивлению в рядах Белого движения. Весной 1918 года Гражданская война охватила всю территорию России. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания .

В Красной Армии также имелись казачьи подразделения. Красные казаки сыграли весьма существенную роль в знаменитом рейде партизанской армии под командованием В.К. Блюхера, И.Д. и Н.Д. Кашириных. Многие из участников рейда стали впоследствии бойцами и командирами красной армии, а некоторые, в том числе и братья Каширины, сделали в ней блестящую карьеру.

По окончании Гражданской войны большое количество казаков в возрасте от 20 до 40 лет оказалось в эмиграции , главным образом в пределах Турции, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Франции, Китая, откуда впоследствии расселилась по всему миру. Огромные потери, понесенные казаками в годы Первой мировой и Гражданской войн, значительно ослабили казачество. Советские преобразования в станицах и упразднение сословности существенно деформировали казачье мировоззрение .

Революция и гражданская война фактически окончательно раскололи казачество. В ходе братоубийственной войны оно понесло сущности невосполнимые потери. Наиболее активная часть Уральского и Оренбургского казачьих войск, прежде всего офицерство и значительная часть казачьей интеллигенции вообще была физически уничтожена. Многие казаки с семьями оказались за границей. Казачьи станицы, через которые не раз с востока на запад и с запада на восток прокатилась линия фронта, были серьезно разрушены, хозяйства многих казачьих семей разорено. Было формально упразднено казачье сословие, как и все сословия вообще, фактически полностью ликвидированы особые казачьи органы управления и другие учреждения, Выступив в большинстве своем на стороне контрреволюции, казачество стало политически подозрительным для советской власти. И это также сказалось на дальнейшей судьбе казаков Урала, да и казачьей страны в целом .

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее, казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936 году, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий , отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. В тяжелое для страны время подавляющая часть казаков встала на защиту Родины. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г. за боевые заслуги большинство кавалерийских частей и соединений были удостоены почетных наименований и награждены орденами.

Тысячи уральских и оренбургских казаков, сражавшихся в составе кавалерийских, стрелковых частей и соединений Красной Армии были награждены орденами и медалями за проявленное мужество. Казаки Г.М. Губарев, Н.М. Дмитриев, Ф.М. Занкин, И.А. Кузнецов, С.П. Лабужинский, П.И. Орехов, Г.Т. Чумаков, Н.В. Черненко, Ф.К. Чегодаев, В.А. Сорокин и ряд других удостоены звания Героя Советского Союза.

«Упраздненное» и формально давно уже «ликвидированное» казачество Урала дало Отечеству не только много славных воинов, но и героев труда, строивших Челябинский тракторный завод и Магнитку, шахты Копейска и Коркино, выращивавших хлеб. Среди казаков немало ученых, педагогов, деятелей литературы, и искусства. Знаменитый уральский поэт Борис Ручьев, строивший Магнитку и пронесший через лагеря Гулага, веру в свою Родину, свой народ, тоже происходит из потомственной казачьей семьи, гордился этим своим происхождением, хотя далеко и не всегда мог в полный голос сказать об этом .

Конечно, за долгие годы, когда казачество было фактически под запретом, оно понесло громадные людские потери. Уничтожены многие культурные ценности, нарушены интереснейшие традиции, которые следовало бы беречь и хранить. И все–таки, несмотря ни на что, казачество Урала выжило, продолжало и продолжает служить Отечеству.

Бурные девяностые годы открыли новый этап в истории казачества Урала. В трудное для Родины время казачество вновь возродилось. 14 апреля 1990 года в помещении Союза писателей Оренбурга состоялся учредительный сход потомков казаков Оренбургского войска. Участников схода было сравнительно немного. Да и речь шла преимущественно о возрождении культурных традиций Оренбургского казачества. На этот сход было принял решение создать общину «Оренбургское казачье войско». Атаманом общины был избран местный молодой писатель И. Пьянков. Примерно в это же время подобные общины возникают в Уральске, Магнитогорске, чуть позднее – в Челябинске и ряде других городов Урала. Движение за возрождение казачества шло на Урале снизу, охватывая все большее число людей.

В этом движении особенно в первое время было немало непоследовательности, противоречивости. Многие его участники, в том числе наиболее тогда влиятельные, довольно смутно представляли сами цели движения, его организационные формы. Важное значение для решения этих вопросов имел проходивший 22–30 июля 1990 года в Москве учредительный Большой круг Союза казаков. В работе круга принимали участие уральцы. Делегация Уральского казачьего войска во главе с ВОдолазовым и Качалиным была на круге одной из самых крупных. От Оренбургского войска на круг были делегированы Востряков, Князев, Пьянков. Решение круга , а также состоявшаяся на нем дискуссия помогли выработать единые подходы к подходы к проблемам возрождения казачества страны .

Вскоре после Московского учредительного Большого круга община «Оренбургское казачье войско» была официально зарегистрирована в Оренбургском областном совете как областная общественная организация. Но практически уже в это время с ней устанавливают связь потомки оренбургских казаков, которых судьба разбросала по всей стране и даже казаки зарубежья. 23 декабря 1990 года на круге общины принят ее новый устав и положение о чинопроизводстве. В связи с тем, что на круге сложил свои полномочия И. Пьянков исполнять обязанности атамана было временно поручено начальнику ученой архивной комиссии войск В. Семенову. Три месяца спустя на очередном круге общины атаманом был избран В.И. Косянов, потомственный казак, кандидат педагогических наук, работавший тогда в Оренбургском педагогическом институте.

24 марта 1991 года круг утвердил программу общины Оренбургского казачьего войска «За возрождение казачества», в которой формулируются цели и задачи организации, пути их достижения.

В процессе воссоздания Оренбургского казачьего войска как одна из сложнейших проблем стала проблема выработки принципов его организации и структуры. Жизнь с самого начала показала, что в этом смысле нельзя было просто ограничиться восстановлением старых, существующих до 1919 года структур. Изменились условия, изменилось само казачество, прежние поселки и станицы – одни исчезли с лица земли, другие превратились в крупные города – например, Магнитогорск, Челябинск. Изменилась география расселения казаков, административное деление. Все это необходимо учесть.

В крайне сложных условиях происходит возрождение Уральского казачьего войска. Дело в том, что территория войска была в свое время передана Казахстану. Это не имело существенного значения, пока существовал СССР. Но после его распада уральские казаки также как и семиреченские оказались вне пределов Российского государства.

В сентябре 1991 года праздновалось 400–летие Уральского казачьего войска, чему пытались помешать казахские националисты, но праздник состоялся. В нем приняли участие казаки Оренбуржья, Дона, Сибири и других районов страны. Сейчас Уральское казачье войско воссозданное, несмотря на все препятствия и трудности, играет весьма существенную роль в борьбе за возрождение российского казачества.

Казачье движение на Урале растет, набирает силы. Социальная природа современного казачества отличается большим разнообразием составляющих его этнических, сословных и иных элементов, что обуславливает существование различных подходов к возрождению казачества. Наиболее сложными являются вопросы, связанные с воссозданием казачьих национально – государственных образований, казачьих структур местного самоуправления, возвращения казакам незаконно отторгнутых у них земель и др. Ряд казачьих обществ выступает за создание казачьих округов на базе существующих районов с преобладающим казачьим населением, резервирование в местных органах самоуправления мест для представителей казачьих структур, использование традиций общинного землепользования при выборе форм землевладения в местах компактного проживания казаков. Существуют проекты казачьих образований, основанных на принципах культурно–национальной областной автономии в рамках сложившегося административно–территориального деления. Это означает, сто на территории той или иной области, края, республики, где живут казаки, могут создаваться зоны жизни и бытии, центры казачьей культуры и образования, кафедры истории казачества в образовательных учреждениях, издаваться казачьи газеты и др. Возможны и иные варианты решения проблемы возрождения казачества, учитывающие интересы как самих казаков, так и остальных слоев населения, в том числе и возрождение казачества на Урале.

Особое значение приобретает принятие Федерального закона «О казачестве», призванного законодательно определить статус казачества, порядок становления казачьих общин, взаимоотношений с местными органами власти и другие вопросы .

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)