Общество  ->  Универсальное  | Автор: Денис Петров | Добавлено: 2014-11-18

Как жили шорцы

На территории Кузбасса с древних времён проживали шорцы, старое название народности – кузнецкие, кондомские мрасские татары. Особое влияние формирования шорцев и их диалекта оказали древние тюрки Алтая, а также енисейские кыргызы и телеуты. Малочисленная народность шорцев располагалась на огромной территории, жила разрозненно, в малых поселениях всего на несколько семей каждое. Она не имела своего самоуправления, подчинялась шаманам, хотя многие факты и документы, дошедшие до нашего времени, говорят о довольно высоком уровне развития этого народа.

Промыслы

Охота. Шорцы обычно охотились в «своей тайге», лишь в исключительных случаях заходили не территории соседних родов, откуда брали мне себе жен. Из-за уменьшения численности копытного зверя и роста спроса на меха доминирующее значение получил пушной промысел. Зимой, начиная с декабря, шорцы отстреливали белку, капканами добывали соболя, ловушками – зайцев, в апреле ставили петли на глухарей. Летом добывали выдр, оленей, коз, маралов, загоняли в сети выводки крохалей. Осенью били барсуков, рябчиков. Охотясь на медведя, прикрепляли к длинной колоде, в которую и падал зверь. Стреляли в медведя прямо в берлоге из ружья.

Инвентарь охотника состоял из фитильного или кремниевого, а позднее пистонного ружья «малтыг», пороха, дроби, сетей «аннык», пулелейки «калып». Ружья приобретали в г. Кузнецке у приезжих торговцев за меха.

Промысловая одежда состояла из домотканой куртки «шабыра», поверх которой одевалась вторая – войлочная, простёганная, с перелиной – воротником из барсучьей шкуры; штаны тоже были из кендыря. Обувью служили кожаные сапоги, вместо носков – трава «азагат». На голове – холщовая шапка, подбитая тряпьём, на руках – рукавицы из кожи. Расположившись на ночлег в балагане, охотники закрывались куском холста, подстилая пол себя телячью кожу.

Рыболовство носило сезонный характер, и наиболее развито было у нижнемрасских шорцев, где оно имело товарный характер. Основным орудием лова были сети «энгме», которыми окружали участок реки и, заплывая в образованный круг на лодке, шестами загоняли рыбу. На маленьких реках рыбу часто ловили «мордами «суген» и корытами «ашпар». Поперёк течения делалались загородки из прутьев, в которых оставлялось несколько отверстий для мордушек.

Крупную рыбу накалывали острогой, стреляли из лука деревянными стрелами, а мелкую ловили сачком из кендырных нитей.

Земледелие делились на: плужное – у северных шорцев и мотыжное – у южных. При первом типе земледелия, заимствованного от русских, использовались деревянная соха «салда» с железным наконечником, деревянная борона, серп.

Мотыжный тип земледелия, распространенный в таёжной части Кузнецкого уезда, более примитивный и древний. Возделывались мотыгами «абылами» небольшие участки на солнечных склонах гор, которые приходились очищать от леса с помощью топора и огня. Выращивали в основном ячмень в основном ячмень, пшеницу, овес, коноплю и картофель.

Собирательство. Недостаток продуктов питания шорцев восполняли заготовкой съедобных растений – корней, кандыка, сараны, пиона, колбы, лука, чеснока, дягиля, борцевика и различных ягод.

Из орудий промысла использовались: терки «паспак», молотки – калатушки «токпак», сито «элек», веялки «саргаш», лукошки для переноса ореха «тергеш».

Было слабо развито скотоводство. Причина – отсутствие удобных лугов, хороших пастбищ.

Наличие медоносных трав дало шорцам возможность развивать пчеловодство.

Обработка дерева выражалась в изготовлении седел, лыж, курительных трубок, мебели, берестяной посуды, рукояток, ножей, плетей, пистонниц, мерок для пороха.

Изготовлением глиняной посуды занимались в основном женщины, а мужчины лишь заготавливали глину, обжигали и сбывали изделия: горшки, подойники, светильники, кружки, чашки.

Известна была шорцам и резьба по кости. Ей украшались табакерки, пистонницы, рукоятки ножей, кольца для нарт.

Особенности шорской национальной кухни

Для добычи пищи первобытные люди объединялись в племена, сообща охотились, занимались земледелием.

В основе каждой национальной кулинарии лежат два важнейших фактора, тесно связанных между собой: набор исходных продуктов и способ их обработки. Набор продуктов целиком определяется тем, что даёт природа и материальное производство – земледелие, животноводство, разнообразные промыслы данной местности.

Повседневной едой были хлеб и молочные блюда, хлебом называли ржаной хлеб, который ели обычно с супом, белый пшеничный хлеб был лакомством, его подавали к чаю. До прихода русских он был в виде пресных лепешек затем он принял форму колец и круглых булочек. По праздникам ели пельмени, пироги.

Излюбленным блюдом у шорцев была лапша –«тутпаш».

Основной пищей охотников на промысле и бедных шорцев был «талкан» – ячменная волокно, это истолченный и обжаренный ячмень.

Лакомства делались в основном из муки – «токчок» – шарики из толченных орехов и талкана. Любили хворост –«катгам», медовые вафли – «пакли», заварное печенье , блины, оладьи.

Мясная пища состояла из мяса домашних и диких животных и птиц. Скотина, забиваемая на зиму называлась «согумом». Деликатесом была вареная кровь и икра – «орткен».

Молочная пища состояла из сметаны – «каймак», масла – «сармыя», пресного сыра –«пыжлак», творога – «аарчы».

Растительная пища состояла из колбы, полевого лука – «оскула», чеснока, пиона – «шенданажы». Острым блюдом был – «ячигжала».

Напитки шорцы употребляли такие – «сыра-пиво» из меда, «абыртка-квас» из толкана, алкогольные – «абыртка», и пшеничная водка – «ашарак». Чаем служил травяной настой из бадана , белоголовника, листьев смородины.

Пища является одним из стойко сохраняющихся компонентов национальной культуры.

Изготовление ткани

Наиболее древним ремеслом было ткачество. Основным сырьём для выработки нитки служили стебли конопли, которые осенью выдергивали с корнем, вязали в снопы и ставили под крышу в сухое место. После этого молотили коноплю палками, веяли и, обжарив зерна, употребляли с талканом.

Когда стебли высыхали, их ломали по середине, оставшиеся волокна сдирали руками и собирали в пучки . Процесс такой работы они называли Кендирь сойорага, т.е. сдирание конопли. Затем волокна сращивали в одну нитку, для чего концы волокон смачивали слюной, смягчали зубами и не много закручивали указательным пальцем. Сращенные волокна сматывали в круглую трубочку и клали в берестяную коробочку. Эта работа у шорцев называлась кендир уланна,т.е. соединение конопли.

Затем следовала пряжа ниток . Пряли коноплю веретеном, имеющем на одном конце круглый плоский камень и косой разрез для задерживания нитки. Веретено приводилось в движение ладонью правой руки об оголенную голень, а пальцем левой руки придерживалась нитка, которая закручивалась слева на право. При прядении соединенные волокна пропускались через колечко или крючок, который прикреплялся к потолку или стенке. Клубов из ниток не делали, как русские, а оставляли на веретеньях. С веретена пряжа непосредственно сматывалась в основу , на колья, которые вбивались в доме в стену или на улицу в снег. Основа имела 12 аршин в окружности. После этого ее белили, для чего опускали в котёл с водой и березовой или осиновой золой и варили 2-3 дня. После варки основу промывали на реке в чистой воде.

Вся работа по подготовке основ делалась у шорцев зимой, а весной они начинали ткать на особом ткацком станке . Он состоял из двух кольев, которыми натягивалась основа. Подвижная нитченка укреплялась на деревянной опоре для основы, поддерживаемой двумя параллельными дощечками, длиной 50 см, а шириной 12 см, скрепленными деревянными гвоздями, удерживающими дощечки на расстоянии 12-15 см одна от другой. Основу дополнительно разделял также деревянной перекрест, покрытый мелкими зарубками, в которых вкладывались по одной все нити основы. Палочка образовывала второй ряд основы. Челнок заменяла круглая палочка. Нитки набивали острым краем деревянного ножа, длинной 61 см.

Вытканный таким образом холст, употребляли для шитья скудного набора одежды, включая голенища для обуви.

Промысловая одежда состояла из домотканной куртки «шабыра», поверх которой одевалась вторая – войлочная, простёганная, с перелиной – воротником из барсучьей шкуры; штаны были тоже из «азагат». На голове – холщовая шапка, подбитая тряпьём, на руках – рукавицы из кожи. Расположившись на ночлег в балагане, охотники закрывались куском холста, подстилая под себя телячью кожу.

Мужская и женская одежда состоит из рубахи , штанов , и халата с вышивкой ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоясывали кушаком . Женская рубаха – длинная с разрезом на груди. Южные шорцы делали одежду из конопли и кендыря, северные – чаще из покупных тканей. Зажиточные носили покупную одежду, зимой - овчинные шубы, крытые материей.

Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами . Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой – осокой. Женщины носили платки, мужчины – шапки: картузы из ткани, кожи, бересты, круглые. Холщовые шапки форме колпака с круглой тульей, на макушке, собранной в сборке, иногда вышитой, зимой меховые.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)