Дом  ->  Мода и красота  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-20

Что носили модницы прошлых лет

Сейчас вновь возрождается интерес к рукоделию, которое во все времена считалось изысканным и благородным, а вещи, сделанные вручную, всегда ценились.

Возможность сотворить своими руками прекрасное – такая необходимая остановка в бесконечной суете дел.

Ручное вязание смело можно причислить к самым старинным видам рукоделия. Оно перестало быть чисто практическим ремеслом: чулки, шапки, кофты, а переросло в настоящее искусство. Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли "гулять по Европе", а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.

Вязаные вещи снова вошли в моду, а одежда ручной вязки особенно ценится в наш век всеобщей механизации, роботизации, автоматизации.

Вязаные изделия не только красивы, они удобны и позволяют каждой женщине, девушке проявить свой вкус и фантазию. Подбор цвета, нитей, создание узора, фасоны и отделки изделия – все это воспитывает чувство гармонии, красок, творческого отношения к любимому занятию, приносит радость.

Используя опыт прошлых поколений, навыки и приемы мы имеем возможность создать свой неповторимый образ, раскрыть особенности своей личности.

Нас заинтересовали история вязания крючком, опыт прошлых поколений. Подражание формам, силуэтам прошлого, заимствование деталей и техники выполнения, использование образцов вязки – все это бесценный дар из «бабушкиных сундуков» для молодого поколения.

Занятия вязанием помогают реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А также способствуют развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалом и инструментами.

Развивается творческое начало. Расширяются возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды.

Нами связано уже много интересных вещей: салфетки, игрушки. Почти все они стали подарками родным и близким.

Любая вещь, сделанная своими руками, уникальна. Было решено создать свой маленький «шедевр»: коллекцию вязаных костюмов на куклу. Но из какого материала и в каком наряде будет наш «шедевр»?

Мы обратились к книгам. Знания по истории костюма 18 века помогли с выбором наряда.

Силуэт платьев того времени определяется естественной длиной талии, пониженной линией плеч и огромной волосяной юбкой или кринолином.

«Кринолин» - это французское слово, состоит из слов crin и lin .

Кринолин мы решили заменить проволочным каркасом. Так возникла идея создания костюмов для куклы-грелки на заварочный чайник.

Изучив литературу, пришли к выводу о том, что можно использовать куклу Барби в качестве основы куклы-грелки, а утеплителем будет служить синтепон. Мы решили связать платья разных цветов в соответствии с «характером» 12 месяцев года.

Каждой хозяйке хочется сделать свой дом уютным и непохожим на другие. Оригинальная кукла-грелка на заварочный чайник в костюме 18 века, который ещё и соответствует 12 месяцам года, займет достойное место на кухне или в гостиной. В отличие от традиционной русской красавицы Барби привнесет легкий шарм в убранство дома и, конечно, не останется незамеченной гостями во время чаепития.

Въезжая в новый дом или в новую квартиру, каждый человек думает о новой жизни, новых делах, приятных хлопотах, которые предстоят ему по благоустройству квартиры.

Каждая хозяйка мечтает создать уголок к квартире, в котором она будет проводить не только большую часть времени, но и чувствовать себя комфортно.

Здорово, если на кухне есть новая мебель, различные электромеханические приспособления, которые облегчают домашнюю работу. Но кухня не будет выглядеть уютной, если её не украсили добрыми картинами, прихватками и сувенирами, которые улучшают настроение и делают жизнь приятнее.

Издавна считается, что женщина – хранительница семейного очага и создательница домашнего уюта. Что такое уют?

Во-первых, это порядок в доме. Во-вторых, уют – это дом, где все предметы, мебель гармонируют друг с другом. Спокойные теплые тона, мягкие ткани, натуральное дерево. Не в обиду любителям хайтека, но почему-то ужин за круглым деревянным столом, покрытым белоснежной скатертью, когда ветер колышет нежную ажурную тюль, а с наступлением сумерек включается классическое бра, становится вкуснее, а обстановка теплее.

Уют – это еще и те самые милые сувенирчики: фигурки, прихватки, куклы-грелки и т.д.

Каждая хозяйка в семье считает себя на кухне и поваром и дизайнером и директором-распорядителем.

Вы хотите сделать свою кухню уютной и красивой, но у вас нет больших средств на дорогого дизайнера? Надеемся, наша работа вас вдохновит.

Женский костюм. Эпоха кринолина

Силуэт платьев этого времени определяется естественной длиной талии, пониженной линией плеч и огромной волосяной юбкой или кринолином. «Кринолин» – это французское слово, полученное от объединения слов crin , восходящего к латинскому crinus, и lin от латинского linum. Еще в конце 30-х годов XVIII века французский предприниматель Шарль Ундино рекламировал в печати нижние юбки из такой ткани Позже название кринолин было перенесено на металлическую конструкцию, получившую распространение в середине XIX века. Изобретение конструкции кринолина принадлежит Чарльзу Ворту. Пик моды на необычайно широкие кринолины относится к 1856-1860 годам. К 60-м годам круглый каркас приобрел овальную форму .

Платья в это время шили из шелковых тканей, из атласа, репса, штофа, бархата. В моде самые яркие расцветки - лиловые, ярко-розовые, красные, синие, голубые, зелёные и другие. Отделкой служили искусственные цветы, бахрома, галуны, вышивки, кружева .

Самой примечательной чертой женского костюма стал кринолин. Он позволял придать юбке особую пышность. Для женских платьев была характерна естественная длина талии и спущенная линия плеч. Под платьем обязательно носили туго зашнурованный корсет .

Западноевропейский костюм XVIII века

Классической страной XVIII в. стала Франция с ее своеобразием экономического развития, техническими изобретениями и «просветительством».

Франция становится почти единственным создателем новых форм костюма. Влияние Англии также затронуло часть искусств и особенно сказалось в костюме. Влияние Франции на развитие женского костюма и Англии на развитие мужского в XVIII в. позволяет ограничиться исследованием костюма этих двух стран. Сохранение местных особенностей в костюме Германии, Испании и ряда стран Восточной Европы являлось проявлением феодальной замкнутости, но оно не повлияло на развитие европейского костюма.

В искусстве XVIII в. на смену барокко приходит более изящный декоративный стиль рококо. Название его происходит от французского слова «рокайль», которое означает «украшение», «элемент декора в форме раковины». Под его влиянием изменился эстетический идеал. Если стиль барокко налагал на все печать величавости, помпезности, перегруженности, то стиль рококо, наоборот, принес воздушность, изящество и легкость, утонченную хрупкость и изнеженность.

Возникнув во Франции, рококо получает особое развитие во времена правления короля Людовика XV. Центром формирования моды на долгие годы становится

Париж. Королевский двор перестал быть единственным распространителем моды и ее законодателем. В салонах собирались знаменитости: музыканты, художники, поэты, литераторы, — которые приковывали теперь внимание всего Парижа, как некогда королевские особы.

Эпоха регенства. Переход от Барокко к Рококо

После долгого правления Людовика XIV Французского во всех областях искусства, во вкусах и нравах стали ощущаться новые веяния, которых не избежала и одежда.

Французский двор окончательно застыл в жестких рамках этикета и показного благочестия. Новое поколение искало выхода для своей энергии.

Одежда постепенно избавляется от жесткости и парадности. Регентство

— это ярко выраженный переходный период, когда в зачаточном состоянии, так сказать, «в бутонах», находилось все то, что расцвело в эпоху рококо. Женщины в это переходное время изменили очертания своей фигуры основательно. К 1720 г. исчезают высокие чепцы «фонтанж» и парадные платья-манто. Теперь на припудренную головку надевается лишь маленький чепчик с кружевами; платье с круглым вырезом вокруг шеи только слегка зашнуровывается в талии; его юбка поддерживается кринолином умеренной ширины.

Вместо тяжелой парчи темных цветов теперь в моде более легкий и светлый шелк.

Людовик XV и Рококо 1730 — 1770 гг.

В костюме рококо получили развитие все элементы, появление которых относится к периоду Регентства. Это круглый куполообразный кринолин: вторично, после перерыва примерно в столетие, начинается эпоха его неоспоримого господства, которая продлится свыше шестидесяти лет. В новой форме он пришел из Англии, в 1718 — 1719 гг. появившись на парижской сцене, чтобы оттуда завоевать весь мир . Немецкое название «Reisfrock» он получил благодаря каркасу — пяти рядам обручей из тростника, которые кверху становятся все уже и соединяются при помощи клеенки, а позже — хлопчатой бумаги или шелка. Такой каркас стал необходимым, когда по непостижимому капризу моды, стремящейся противопоставить изящную головку с низкой прической и стройную осиную талию, с одной стороны, нижней части женской фигуры - с другой, эта часть была немыслимо увеличена. Юбка по-прежнему открыта спереди, чтобы оставались на виду легкие, воздушные оборки нижнего платья. Цветные оборки по краям одежды, изящно затканные цветами шелковые ткани или тяжелая парча состязаются с воздушными бантами, которые закрывают лиф спереди и украшают кружевные манжеты укороченных рукавов.

Новшества в женском костюме, воплотившие идеалы своего времени, появились в период регентства . Они основаны на новом использовании тканей и новом обыгрывании каркаса — панье, изготовленного из ивовых прутьев, китового уса или железных прутьев, обтянутых полотном.

Каркас представлял собой конструкцию из обручей, диаметры которых постепенно уменьшались к талии. Это было довольно легкое сооружение, которое от ходьбы упруго колебалось, приводя в движение все платье и открывая на ходу ногу в туфельке на высоком каблуке. Платье чаще всего было цельнокроеным, состояло из плотно облегающего спереди лифа с низким декольте, сильно обнажавшим грудь и шею, исчезающего на спинке в широких складках свободно ниспадающей массы ткани, переходящей в шлейф. Юбка, лежащая на каркасе, почти не имела складок, узкие вверху и расширенные книзу рукава заканчивались несколькими рядами пышных широких кружев. Этот новый женский облик, полный обаяния и трепета, был опоэтизирован в живописном творчестве Антуаном Ватто, поэтому спустя время своеобразный покрой спинки платья 20—50-х гг. получил название контуш или «складки Ватто».

Увеличение объема женского костюма сказалось на характере декора тканей. Появились ткани в полоску, а также ткани с крупными рисунками с большим раппортом.

Панье довольно быстро получили распространение, и постепенно они видоизменяются, приобретая различные формы — овальные, круглые и т. д.

Самые большие панье в форме купола при дворе носили только аристократки.

Развитие стиля рококо в середине века приводит к усложнению декора, поэтому главное в костюме — украшательство. Платья отделывают фалбалой, гирляндами, пуфами. Совершенствуются отдельные детали, отделки, появляются новые ткани.

Талия становится неимоверно тонкой, грудь, сильно поднятая кверху, почти обнажается и прикрывается косынкой. Появляется панье «с локтями», разделенное на две половины. В таких панье легче было двигаться, их можно было приподнимать при прохождении через дверь, положить на них руки, что стало непременным жестом. Рукава расширились книзу, подобно крышам китайских пагод, их так стали и называть — «а-ля пагод». Повседневный женский костюм не имел громоздких панье. Его юбка поддерживалась волосяным чехлом со слегка расширенными боками. Большинство женщин в интимной домашней обстановке носили не платье, а юбку и лиф, сверх которого надевали различные распашные кофточки. Этот домашний костюм назывался «неглиже» .

В конце века самым распространенным было платье полонез в многочисленных вариантах. Его композиция была всецело под влиянием рококо. Оно состояло из юбки и лифа, поверх которых надевалось распашное платье. В местах соединения полочек и спинки продергивали шнурок, от чего получались горизонтальные сборки, переходящие в полукруглые драпировки.

Людовик XVI. Позднее Рококо, или эпоха Кос

Во второй половине XVIII ст. округлый кринолин постепенно становится овальным, уплощенным спереди и сзади и сильно расширенным в бедрах благодаря ложным «карманам» на боках. В противоположность более простому кринолину эпохи рококо теперь широкие плоскости платья стали покрывать - часто сверх всякой меры - гирляндами из лент и бантами, а края обшивать оборками из лент и кружев.

Англия и Германия 1770 — 1800 гг.

В Англии и Германии налагала свой отпечаток на моду практичная одежда поместных дворян. Английские дамы тоже старались придать своей одежде практичный вид, и только придворные круги, как, например, в Вене и Петербурге, еще в течение нескольких лет после Великой Французской революции сохраняли верность большим кринолинам, зашнурованным корсажам, высоким прическам и туфлям на высоких каблуках.

Французская революция 1789 — 1794 гг.

Во второй половине XVIII в. в европейской культуре возникает новое течение — классицизм, связанное с возрождением интереса к прекрасным образцам античного мира. Женская мода приняла культ античности почти безоговорочно.

В женской моде отдавалось предпочтение мужскому покрою одежды.

Директория 1795 — 1800 гг. «Античная» одежда

В женском костюме периода Директории распространяется влияние нового стиля — классицизма.

С наступлением менее напряженного времени во французской модной одежде становится заметным стремление к простым и естественным формам. Желание выразить в костюме республиканские убеждения и принципы поведения привело к подражанию одежде древних греков и римлян, или всему тому, что считалось подлинно античным. Подражание греческим образцам обнаруживается в женских платьях с высокой талией , в свободно струящихся прозрачных муслиновых одеждах, в антикизированных сандалиях с завязками вокруг икр, в оголенных руках, в глубоком вырезе на груди; римским — в прическе «и la Ttitus» — короткой, гладкой или слегка завитой.

Русский костюм XVIII века. Петровская реформа костюма

Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Однако для ее внедрения в жизнь потребовались государственные указы, принуждающие силой, штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику .

По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для женщин — широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика .

Таким образом, основные формы европейского костюма — «платья саксонского, немецкого или французского» — заменили абсолютно несхожий с ними по конструктивному и декоративному решению древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы. Преобразования

Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства.

Энергичная натура Петра, активное привлечение им дворянской молодежи к разнообразной деятельности обусловили более практичную и простую форму одежды. Судить о ней можно по гардеробу Петра I, представленному в коллекции Эрмитажа. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе . В 1720 г. появляется платье со складкой Ватто.

Основные формы и виды одежды второй половины XVIII века

Новым этапом в развитии эстетических вкусов и идеалов русского общества является период царствования Екатерины II , связанный с усилением влияния французской моды на дворянский костюм, с утверждением роскоши и пышности его форм. Целый ряд государственных указов, регламентирующих формы костюма, говорит о том большом значении, которое придавалось костюму как выразителю сословных, социальных и моральных идей класса в этот период.

Женский костюм

Основным силуэтом женского костюма второй половины XVIII в., за исключением последнего его десятилетия, был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка — панье, позднее фижмы. В 70-е гг. в моду, как и на Западе, входит профильный силуэт, высокие прически и головные уборы, украшенные лентами, перьями, оборками.

Для женского костюма применялись дорогие привозные ткани с богатой отделкой: вышивкой , драгоценными камнями, тончайшим кружевом, газом. Эта роскошь часто граничила с расточительством и приводила к разорению дворянских семей. Распространенная в период расцвета дворянского государства иллюзия о разумном и образованном монархе, который с помощью гуманных и справедливых законов решит все социальные конфликты, нашла отражение в указах Екатерины, предписывающих умеренность в использовании дорогих тканей, отделки, украшений.

В эпоху Петра I женщинам было нелегко осваивать новые костюмы. Для нарядов всего века были характерны широкая юбка, тесно облегающий торс и сильно декольтированный корсаж. Женщинам пришлось побороть прежнюю стыдливость и оголить руки и грудь . Корсажем назывался нарядный лиф платья с декольте и плотной подкладкой с вшитыми эластичными косточками китового уса, обтянутыми шелком. В первой половине XVIII в. перед корсажа имел острый мыс, спинка соединялась с передом на плечах при помощи тесемок. Корсаж надевали на рубашку, как из гигиенических соображений, так и для того, чтобы случайно «освободившиеся» из текстильного плена кости корсажа не поранили кожу. Край рубашки по вырезу открытого платья сворачивали жгутом и заправляли внутрь декольте. У переднего края выреза делали карман. С 12 лет девочек приучали носить корсаж. Французский корсаж шнуровался сзади снизу вверх, поэтому его можно было затянуть довольно туго. Английский корсаж стягивался спереди и был не таким тугим. Платья на груди и рукавах украшали ангажантом - кружевными или муслиновыми трехслойными оборками. Ассортимент кружев был богат: «блондовые» кружева, серебряные с белым или фиолетовым шелком, золотые с битью или стеклярусом. Корсажи спереди украшала так называемая лестница - каскад из бантов разной величины, которая делала зрительно талию намного тоньше. Лента была контрастного платью цвета, ее нашивали на грудь, рукава и подол. Украшением корсажей служили шателены - широкие цепочки с большим плоским крючком наверху. К нему прикреплялись часы, медальоны, брелоки и ароматницы. Дышать в корсаже было нелегко, отчего многие дамы с непривычки даже падали в обморок. Корсажи делали из штофа, атласа, гризета, тафты и парчи. У корсажа были две хитрости, которые помогали платьям сидеть хорошо. Внизу по краю корсаж имел многочисленные разрезы, такие, что нижний край расходился в виде лепестков - торнедо и ложился красиво по бедрам. Слева и справа корсаж имел специальные валики, на которые и ложилась юбка. Один нарядный корсаж можно было носить с несколькими юбками и распашными платьями. Дама всегда одевалась с помощью служанок, которые затягивали корсаж и при помощи палок натягивали верхнюю юбку на каркас. Женщина вставлялась в этот каркас, который напоминал похожее на абажур сооружение. В первой половине века каркасом служило панье . Оно действительно было похоже на корзину, состоящую из 5-8 обручей с полосками плотной ткани и встроенными в них косточками китового уса. Панье было жестким и широким, и дамы не могли пройти в одностворчатую дверь, сесть в обычный экипаж.

Чарльз Фредерик Ворт

Высокая мода волнует сердца женщин с давних пор. Парадные портреты императриц, дам высшего света демонстрируют нам моду прошлых веков. Наряды на портретах тоже имеют своих кутюрье. Чарльз Фредерик Ворт как раз тот самый модельер, в платьях которого предстают перед нами известные женщины мира, написанные художниками на холстах .

Ворт изобрел кринолин из легких металлических обручей, соединенных между собой прочными лентами, конструкция имела форму абажура. Кринолин придавал фигуре величественность.

Юбки на каркасах были известны не одно столетие. Вначале каркасы поддерживали тяжелые ткани, придавая форму. Затем настало время жестких нижних юбок из шерсти на конском волосе . Чарльз Ворт придумал новую облегченную металлическую конструкцию . Его кринолин из гибких стальных колец, соединенных по вертикали подвижными лентами, избавил дам от обилия нижних юбок . Кринолины увеличивались в размерах, обрастали воланами, оборками, рюшами. Кринолин служил своего рода пьедесталом для торса с маленькой головной, покатыми плечами и осиной талией. Он придавал фигуре величественность: дамы не просто ходили, а выступали, принимая "благородные" позы. И наконец, кринолин создавал некую преграду, которую рьяным поклонникам женщин столь приятно было преодолевать .

Немного из истории вязания

Мы обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории.

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.

Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер.

Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли "гулять по Европе", а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.

Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии . Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене.

В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.

В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий рукодельниц, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами.

Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком , так и отделочных элементов одежды или украшений .

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)