СМИ  ->  Телевидение  | Автор: Игнатова Марина Леонтьевна | Добавлено: 2015-02-28

Влияние СМИ на человека

Кто из нас на сегодняшний день не умеет включать телевизор, кто не умеет читать газеты и журналы? Все умеют. Но вот в чем дело, а кто-нибудь из нас хоть раз задумывался о роли СМИ в нашей жизни? Конечно, скажут многие: играют очень важную и положительную роль, так как благодаря телевизору и газетам мы узнаем новости. И с этим никто не поспорит. Но мало кто из взрослых задумывался, сколько времени проводит их ребенок, да и они сами, у телевизора. И что самым страшным наказанием, по крайней мере, для ребенка является лишение телевизора и компьютера. А все почему? Потому что у людей развивается зависимость от телевещания.

Конечно, новости - это хорошо, но дети и подростки вовсе не интересуются ни политической обстановкой в мире, ни тем более событиями, происходящими в мире, они смотрят мультфильмы, боевики, ужасы, развлекательные ток-шоу и т.д.

С декабря 1997 г. в России существует закон «О средствах массовой информации», который гласит:

Ст.2 «… под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы…»

Ст.3 «Недопустимость цензуры»

Ст.4 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации»

Таким образом, правительство нашей страны, не допуская цензуру и злоупотребление свободой СМИ, посчитало, что тем самым ограничило народ от ненужной ему информации, но, увы.

Тревога общественности о пагубном влиянии телевидения на воспитание и развитие подрастающего поколения подтолкнула заняться этой проблемой и депутатов Государственной Думы. В 2005 г. по их распоряжению было проведено исследование влияния СМИ на сознание подростка. Было рассмотрено влияние телевидения. В итоге оказалось, что процент программ, адресованных детям, составляет лишь 10%. Если раньше дети были основными потребителями детских мультфильмов и кинофильмов, то сейчас они интересуются рекламой. Это отрицательно складывается на стиле разговора, повадках. Да, именно повадках. Кто хоть раз был в зоопарке или где-то видел обезьян, то можно заметить, что они любят передразнивать, повторяя различные движения. Также можно говорить и о подростках, павших жертвами, в частности, пивной рекламы.

По итогам исследования был разработан законопроект «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». В Российском законодательстве имеется лишь один закон «Об основных гарантиях прав ребенка», в котором содержатся декларативные положения о необходимости информационной защиты детей. Вместе с тем, данный закон не может быть применен напрямую, так как в нем отсутствуют правовые механизмы защиты ребенка. Нет необходимых норм права, как мы видели, и в законе о СМИ. В новом законопроекте ставится вопрос об определении возрастных категорий детей: 6, 12 ,16 и 18 лет, которые позволят с учетом возраста ребенка решать вопрос о полезности или недопустимости для него той или иной информации, как это происходит во многих странах. В проекте закона указано, что ребенок подлежит защите от информации, связанной с употреблением наркотиков, насилия, жестокости, информации, содержащей порнографию, или имеющую эротический характер, способной вызвать не соответствующей возрастной норме сексуальный интерес. Очень важно, что закон предусматривает необходимость обязательной экспертизы информационной продукции, которую возможно будет оспорить в суде, а также производство общественной экспертизы.

О необходимости такого закона говорит в нашей жизни многое. На это обращают внимание и работы психологов. Так, Валерий Синельников в своей книге «Таинственная сила слова» проводит параллель между негласным институтом по формированию у детей модели окружающего мира (институт бабушек и дедушек) и американскими мультфильмами и кинофильмами. Итог таков: сейчас родители чаще доверяют воспитание своего чада телеэкрану, забыв о том, какое прекрасное воспитание могут дать их детям те люди, которые прошли жизнь, которые более научены опытом, чем молодые родители. Но ведь большинство американских видеопроектов смотреть нельзя, а то, что осталось, можно, но лишь под цензурой родителей.

Автором данной работы был проведен эксперимент. Был взят один каникулярный день (8 ноября 2007 г.) и проведен анализ предлагаемых телепередач. Это было сделано с целью посмотреть, какую же информацию дети могут получить, находясь на каникулах. Итог

Первый канал: Проведя анализ программ этого канала, можно сказать, что предназначенных для детей программ нет. Он создан для бабушек, дедушек и для тех, кто вечером, придя с работы, смотрит телевизор.

Tелеканал Россия: Рассматривая программы этого канала, можно говорить, что здесь для детей постарались и даже выделили отдельный раздел, который называется Бибигон. В это время нет ни боевиков, ни ужасов, а только те телепередачи, которые дети могут смотреть без ущерба для своей психики и сознания.

ТВ КОМ и РЕН ТВ: анализируя телепередачи, можно сказать, что для подростков здесь запланировано всего лишь пять минут, в программе «Куда пойти учиться?» Все остальные передачи можно разбить на такие группы: новости – суд – фильмы.

СТС: С 6:00 до 10:30 на этом канале присутствуют те программы, которые могут смотреть дети. С 12:30 до 13:30 познавательные программы. Далее с 13:30 и до 19:30 также программы, которые могут смотреть дети. Пять минут с 20:55 до 21:00 время уделяется познавательной программе.

Таким образом, проанализировав телепередачи нескольких каналов, можно сказать, что в нашей стране мало телепередач уделяется детям. А если и есть такие программы, нацеленные на познавательную деятельность ребенка, то они идут не на каникулах, а в учебное время, на выходных и при чем рано утром, когда дети еще спят.

Это то, что касается детских программ. Что же смотрят подростки кроме них и как это сказывается на их сознании, поведении, моральных принципах?

Как показывает анализ предлагаемых фильмов и ток-шоу, в наше время детям с раннего детства прививается вкус крови и насилия, которое есть даже в мультиках. Пусть это не ярко выражено, но все-таки это присутствует. Рассмотрим мультфильмы DISNEY, конкретно мультфильм о Микки Маус. Ненавязчиво Микки может сбить машина, упасть на голову гиря в несколько тонн или просто облить его бетоном, и ведь что? Ничего, он просто останется жив и как ни в чем не бывало мультфильм будет продолжаться. Так в раннем возрасте детям закладывается в сознание принцип насилия.

Далее, уже в подростковом возрасте, дети отдают предпочтение не советским фильмам, научным программам, а таким фильмам, как ужасы и боевики. Любой может понять, как же влияют такие фильмы на психику, просто нервы оказываются на пределе после такого просмотра. Чем это может обернуться? Во-первых, психическими расстройствами, отсюда вытекают нервные срывы и как следствие плохая учеба. Но если бы это было самым страшным…

Порой, насмотревшись подобных фильмов, подросток начинает, не контролируя себя, подражать главному герою, отсюда и вытекают всеразличные преступления.

Если рассматривать телешоу, которые интересуют подростков, не всех конечно, но многую их часть, то ярким примером может стать программа «Дом-2». Это программа длится уже более трех лет. Про нее можно смело сказать, что она без смысла. В начале проекта целью было заполучить дом, но постройка закончилась в первый же год. Сейчас же цель этого проекта остается неизвестной. Однако влияние на подростков таки идет. Девиз этого проекта: «Построй свою любовь». На первый взгляд невинная тема, не предполагающая ничего такого, что могло бы негативно сказаться на сознании и мировоззрении подростков. Но стоит хотя бы один раз посмотреть это телешоу, становится дурно. В этой программе в полном объеме «воспевается пошлость и разврат». Т.е. именно та тема, которая может заинтересовать подростков, но не взрослых. При просмотре этого шоу у подростка складывается представление о том, что все общество строится на пошлости и разврате. Именно из таких подростков вырастают будущие маньяки.

Так же в полном объеме можно рассмотреть и рекламу. Подростки, насмотревшиеся фильмов и всеразличных телешоу, насмотревшись на героев рекламы начинают подражать и им, и при чем подражают не положительным персонажам, а как раз наоборот, отрицательным. И подражают, не копируя манеры речи или что-то на подобие, а копируют вредные привычки: курение и пьянство. Так вот, возвращаясь к рекламе, можно сказать следующее: рекламодатели даже не задумываются, как они травмируют жизнь подростков, ведь они работают под лозунгом: «Мы рекламируем – вы покупаете». Им не важно, кто будет являться потребителем предлагаемого товара, а важна лишь прибыль. Они просто зарабатывают деньги. А многие рекламные сюжеты ненавязчиво предлагают подрастающему поколению образ жизни человека, которого интересуют только развлечения и удовольствия.

Конечно, немногие задаются таким вопросом: А что же будет с нашими детьми, как решить эту проблему? Наверное, ответ у всех всегда готов один: убрать с телевидения все те программы, которые отрицательно влияют на сознание и психику подростка. На мой взгляд, этого недостаточно. Подростки - это не дети с банальной эрудицией и выход найдется всегда. Эту проблему нужно решать не путем ограничений подростков в чем-либо, нужно просто занять их чем-то, будь то уборка по дому, спортивные секции и т.д. Тогда на такую ерунду, как телевизор времени будет оставаться меньше и меньше, и тем самым можно будет ограничить влияние СМИ на сознание и психику подростка.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)