СМИ  ->  Телевидение  | Автор: Ирина Иванченко | Добавлено: 2014-11-04

Влияние телевидения на детей

История проблемы

К сожалению, данная проблема очень слабо изучается в нашей стране, хотя есть определенный зарубежный опыт. Исследования проводились в США, Польше, Швеции, Великобритании. Первые наблюдения начались в 60-х годах 20 века. Уже тогда возникли вопросы о воздействии телевидения на человека и, в частности, на детей. Были получены данные, которые вселяют опасения за будущее детей и подростков. Многие утверждения спорны, но многие уже сейчас не вызывают сомнения.

Возможна следующая классификация проблем, возникающих в результате взаимодействия детей и телевидения:

  • Проблемы физического здоровья
  • Проблемы психологического состояния детей
  • Моделирование детского поведения
  • Отсутствие грамотной государственной политики в области телевещания, в частности, детского телевидения

Телевидение - один из самых главных источников информации, что для современного человека крайне важно. Вряд ли можно сегодня представить нашу жизнь, лишенную телевидения. И вряд ли кто-то может сомневаться в необходимости телевидения. Но влияние телевидения настолько велико, что часто это наносит вред.

Польский профессор М. Браун-Голковская провела в 60-е годы уникальные исследования, которые повторить в современную эру информационного бума практически нельзя: она сравнила «телевизионных» детей с теми, кто в доме не имел телевизора . Профессор исходила из того, что дети, которые смотрят телевизор, будут более нервными и легко поддаются волнению. Но все получилось наоборот. «Телевизионные» дети оказались менее нервными, они оказались безразличными ко всему.

М. Браун-Голковская считает, что в этом состоит серьезная проблема. Ребенок слабее реагирует на крики, волнения, толкания, погони по мере просмотра все новых и новых телевизионных передач. Чтобы получать свою долю стимуляции дети переключают программы, манипулируют пультом (доказано, что им умеют пользоваться даже 2-х летние японцы). Через некоторое время размахивание ножом их уже не возбуждает. Продолжая свои исследования, М. Браун-Голковская в 1995 году проанализировала программы Польского телевидения для детей, в том числе и учебные . В неделю их всего было 68. Более половины содержали сцены насилия, жестокости, издевательств и лжи. Шестнадцать были полностью агрессивны. В программах в так называемый, магический час от 19 до 20, сцен разрушения было 34 ( из них 14 в программах для детей).

В 60-е годы проводилось интересное исследование в США, посвященные выявлению воздействия телевизионных программ на 8-летних детей. Анализ проводился в течение последующих 22 лет, то есть детей отслеживали до достижения ими 30-летнего возраста. Оказалось, что тот, кто получал, будучи ребенком больше, чем сверстники жестокости, благодаря телевизионным программам, проявлял агрессивность в отношении своих коллег, товарищей по учебе. В возрасте 30 лет он чаще попадал в конфликт с законом, был жесток в отношении своей семьи, сам имел агрессивных детей. Главным здесь является так называемое моделирование: ребенок попросту повторяет в мыслях, играх, а затем и в реальной жизни то, что он видел на экране.

Американский психолог Д.Зингер делает следующее предположение: если вы пришли домой и застали незнакомца, который учит ваших детей, как оглушить своего товарища, ударяя кулаком или палкой? Вы немедленно выгнали бы его, подали в суд и выиграли дело. А что вы делаете, когда приходите домой и застаете включенный телевизор с «уроками» насилия? Ничего!

Американская академия педиатрии в 2006 году провела исследования и выпустила предупреждение не демонстрировать телепередачи детям до двух лет. Но что может быть опасного в просмотре мультиков самыми маленькими телезрителями? В коре головного мозга детей связей между нейронами вдвое выше – мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира, в котором для маленького человека все новое, непознанное и неожиданное. Это самый критический период для развития навыков зрения и языка. В это время активно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакт с другими людьми. Поэтому с такими маленькими детьми нужно больше разговаривать, играть, общаться, а не садить их перед телевизором. Сьюзен Джонсон, исследовательница из Калифорнии, изучающая

взаимодействие мозга и телевидения, утверждает, что телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка. Детские глаза от рождения приспособлены для того, чтобы смотреть на другие человеческие лица. Некоторые родители надеются, что телевидение поможет научить детей чему-то полезному – новым словам, цифрам или алфавиту, но большинство специалистов говорят, что это не так. Во время одного из экспериментов врачи регулярно показывали детям с нормальным слухом, рожденным от глухонемых родителей известную детскую образовательную передачу «Улица Сезам». Целью было проверить, не научатся ли они говорить. Этого не произошло. Доктор Джонсон утверждает: « Телевизор точечный источник звука, тогда как в реальном мире звуки объемные и идут с разных сторон. Поэтому дети, привыкшие к телевизору, хуже других детей умеют определять направление на источник звука. Телевизор дает плоское изображение, и увлечение им мешает развитию стереоскопического зрения, которое продолжается до четырехлетнего возраста». Еще один важный аспект – привязанность к сидению у телевизора ведет к нарушению обмена веществ – вот почему у многих американских детей все чаще отмечается ожирение.

Ученые Гарвардского университета Великобритании установили, что просмотр детьми телевидения в течение одного часа можно сопоставить с получением дополнительно к рациону питания 167 калорий. В год это способно привести к набору почти 7 килограммов веса. По итогам 20-месячного исследования, в котором участвовало более 500 мальчиков и девочек в возрасте 11-12 лет, было установлено, что дети съедали значительно больше сладостей и продуктов «быстрого питания», рекламу которых они чаще видели на экране телевизоров.

Обследования показали, что дети, сидя перед телевизором по 3 часа в день, за год успевают увидеть около 14 тысяч сцен связанных с сексом и около 8 тысяч убийств.

Российские ученые уделяют теме дети и телевидение пока не очень большое внимание, хотя некоторые публикации и исследования в этой области стали появляться чаще. В работах Л.М. Баженовой 1989г., В.С. Собкина 1992г., Л.С. Зазнобиной 1999г., А.А.Журина 2000г. утверждается, что для современного школьника телевидение стало важнейшим источником информации о мире, в котором они живут. Они видят в увлечении телевидением детей и подростков троякий вред. Во-первых, облучение приводит к развитию нервно-соматических нарушений, во-вторых, астеноневротические нарушения, связанные с длительным сидением, общей обездвиженностью, в-третьих, психоэмоциональные расстройства, связанные с информационным воздействием. Результаты исследований не утешительны:

  • Такие дети, как правило, мало или вообще не читают, их интересы сужаются до размеров экрана телевизора
  • Постоянное облучение от кинескопа приводит к истощению нервной системы – память слабеет, ребенок хуже учится, становится вялым, безынициативным
  • Нарушается сон, ребенок плохо засыпает, нередкость - кошмарные сны. Утром он плохо встает, не чувствует себя отдохнувшим.
  • В школе эти дети плохо концентрируют внимание на учебном процессе, хуже соображают при решении задач.
  • Развивается раздражительность, повышенная возбудимость, впечатлительность, поэтому часто ссорятся с одноклассниками, становятся неуживчивыми. Успеваемость снижается
  • Интеллектуальное развитие замедляется, а черты характера ухудшаются
  • Развиваются хронические заболевания

Важным является и то, что дети настолько вживаются в мир, показываемый по телевидению, что начинают жить по его заповедям. ТВ вольно или невольно кодирует поведение ребенка или подростка, заставляя жить по законам. Кодирование при этом не обязательно должно быть прямым, а опосредованным: у детей вырабатывается своеобразный психологический

стереотип поведения и мышления. Исследователь этой проблемы В.Тростников считает воздействие «электронных монстров» не менее вредным, чем воздействие наркотиков.

Телекомпания НТВ открыла телевизионный экспертный дискуссионный клуб для обсуждения актуальных тем, касающихся воздействия телевидения на общественное сознание. Возможно это один из первых шагов руководителей ТВ и общественности России, который приведет к положительным сдвигам.

Влияние телевидения на детей

Нам показалось интересным выяснить степень воздействия и степень зависимости телевидения на учащихся разных классов нашей школы. Полученные данные оказались не только интересными, но могут стать основой для разработки системы дополнительного образования и занятости школьников, а так же для разработки программ для школьников.

Всего в опросе участвовало 215 школьников из них – 65 учащиеся 10-11 классов; 80 – 7-8классов; 70 – 4-5 классов

По вопросу о времени, ежедневно затрачиваемом школьниками на просмотр телепередач, мы получили такие результаты

Из приведенной диаграммы видно, что около 40% школьников 4-8 классов проводят возле телевизора более 7 часов ежедневно. При этом число старшеклассников достаточно велико - более 12%. Не менее настораживающая цифра 5-6 часов, которая характеризует зависимость от телевидения большей части опрошенных.

Интересно и отношение школьников к оценке влияния телевидения на их характер и поведение

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)