Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Людмила Довгань | Добавлено: 2014-11-03

Формирование Российской территории

Развитие геополитического положения России

На протяжении веков геополитическое положение России неоднократно менялось. Предыстория российского государства лежит за плотной кисеей веков. В какую сторону ни глянь, каких раскопок ни коснись, какого Тацита или Геродота ни прочитай, очевидно, лишь то, что равнина, протянувшаяся от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге, с запада стиснутая Карпатами, с востока - Уралом, с центром в Киеве, была человеческим отстойником, вселенским захолустьем. Где жили или кочевали, куда скатывались слабо заселенные государственные пограничные этносы: скандинаво-балтийские, финно-угорские, греко-византийские, скифо-кипчакские. Великое переселение народов привело в эти края славянские племена из Европы.

Однако после монголо-татарских завоеваний 13 в. здесь формируется новый центр русских земель, во главе которого становится Москва. Именно вокруг этого центра начинается территориальное приращение Российского государства, и именно за счет его жителей заселяются новые территории.

С середины 16 века после присоединения Казанского и Астраханского ханств, Русское государство включает в свой состав весь бассейн Волги и выходит к Каспийскому морю и Уралу. В 1581 году первый русский отряд под командованием Ермака пересекает Уральский хребет, а в 1639 русские появляются уже на берегах Охотского моря. Огромные территории Сибири и Дальнего Востока, очень слабозаселенного в то время, с легкостью присоединяются к России. Но в середине 17 века движение русских по Амуру встретило противодействие маньчжурской Цинской империи, и в результате военного конфликта (и Нерчинского договора 1689 года). Приамурье осталось за маньчжурами, а заселение русскими проходило севернее (и основными русским портом на Тихом океане стал Охотск).

Границы России конца 17 века очень похожи на её границы в конце 20 века. Из окраинного восточноевропейского государства Россия превратилась в евразийское государство, богатое природными ресурсами, с жесткой централизацией в управлении и сильной армией.

Однако подобное геополитическое положение имело и недостатки. Во-первых, у России появились сильные соперники: на юге - мощная Османская империя и ее вассал, Крымское ханство, на Дальнем Востоке - Китайская империя, остановившая освоение русскими землепроходцами Приамурья. Во-вторых, огромная территория России была слабо освоена, особенно на востоке (в частности, побережье Тихого океана). И наконец, главное - у России не было выхода к торговым морям. На Балтике дорогу преграждала Швеция, на Черном море -Турция, а на Тихом океане торговать пока было не с кем. Постоянные войны с Польшей и Литвой мешали развивать политические и торговые отношения с европейскими государствами. Установлению прочных отношений с ними препятствовали и религиозные разногласия. После падения Византийской империи Россия осталась единственной православной державой в мире; официальной религией большинства европейских государств были католичество и протестантизм

Геополитическое положение нашей страны вновь изменилось в 18 - середине 19 веков. При Петре 1, по словам АС. Пушкина, Россия вошла в Европу как спущенный корабль, под стук топора и грохот пушек. Появление Русского флота на Балтийском море (а с конца 18 века - и на Черном море) и возросшая мощь России делают ее одним из основных участников европейской политической истории. Границы России продвинулись на запад и на юг: в состав государства вошли Прибалтика, Финляндия, Польша, Южное Причерноморье, Кавказ и Казахстан.

Чуть позже Россия была вынуждена отказаться от Аляски, открытой экспедицией Витуса Беренга и Александра Чирикова в 1741 г. Дальневосточный участок границы с Китаем в этот период приобрел свои современные черты. В 1858 г. и в 1860 г. подписываются договора с Китаем, устанавливающие границы России по Амуру и Уссури, и в 1860 г. в южной части полуострова Муравьева-Амурского, на берегу бухты Золотой Рог основывается порт Владивосток, уже название которого свидетельствует о его предназначении. Закрепив приобретения в 1860 г. на восточных границах, Россия начинает дальнейшее проникновение - уже не на свободные земли, а на территории Северо - Восточного Китая. Однако поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. нарушило эти проникновения: на договорам с Японией в сферу влияния России вошла лишь северная часть Манчьжурии (включая КВЖД).

Вершины своего могущества Россия достигла в начале 19 века. Однако теперь Российское государство включало области настолько разнородные (по культуре, религиозным традициям и т.д.), что это ослабляло его.

В середине 19 - начале 20 вв. влияние России на Западе уменьшилось. Страна отстала от ведущих европейских держав в военном и экономическом отношении и уже не могла играть роль первой скрипки в европейском политическом оркестре. Зато на восточном и южном рубежах она продолжала расширять границы. В состав Российской империи (так называлось наше государство с 1721 по 1917 г.) вошли Средняя Азия и юг Дальнего Востока. В этот период геополитическое положение имело как свои выгоды (огромная территория, выход к морям трех океанов, возможность вступать с политическими союзами с разными соседями), так и недостатки (значительная культурная и природная неоднородность территории и ее слабая хозяйственная освоенность). Россия оставалась одной из ведущих мировых держав, но по экономической и военной мощи, влиянию на мировую политику уступила пальму первенства другим странам -Германии, Франции. Великобритании.

Крушение Российской империи в 1917 г. вызвало и ее территориальный распад. Наиболее устойчивыми оказались отколовшиеся от России Финляндия и Польша, а провозгласившие независимость Украина, Грузия, Армения и Азербайджан были вновь объединены в 1921 году в единое государство (с 1922 года называется СССР).

Советский Союз - унаследовал некоторые геополитические традиции Российской империи, в частности стремление к расширению территории. Социалистический строй, утвердившийся в СССР, мешал установлению прочных политических отношений со странами Запада. Поэтому до начала Второй мировой войны (1939-1945 гг.) СССР находится в политической изоляции.

Во время ВОВ большие изменения государственной границы произошли в азиатской части В1944 г. парламент Тувинской Народной Республики обратился к СССР с просьбой о вхождении i состав Союза. В1945 г. в соответствии с актом о безоговорочной капитуляции Японии СССР были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова. К концу войны Советский Союз почти на всех рубежах приблизился к границам Российской империи начала 20 века. В сферу влияния вошли вся Восточная и часть Центральной Европы.

На процессы размещения населения в течение советского периода сильное влияние оказала политика индустриализации национальных окраин. Строительство крупных промышленных предприятий при отсутствии местных квалифицированных кадров приводило к массовому притоку русских рабочих в Среднюю Азию, Казахстан, Азербайджан, Грузию, а после второй мировой войны - в Молдавию и Прибалтику.

Последний шаг в сторону расширения зоны влияния России был сделан в 1979 г., когда советские войска были введены в Афганистан. Но присоединить эту страну к социалистическому блоку не удалось, и спустя 10 лет Советская Армия покинула ее. Уход советской Армии из Афганистана был началом конца глобальной роли СССР.

В 40 - 80-х гг. СССР был одной из двух мировых держав (наряду с США), определявших мировой политический порядок. После распада Советского Союза в 1991 г. Россия не имеет такого влияния в Восточной и Центральной Европе. Ухудшилось приморское положение, многие черноморские порты перешли к Украине, а балтийские - к государствам Балтии. В конце 20 века Россия уже не может сравниться по военной и экономической мощи с США и Западной Европой, однако она по-прежнему остается крупнейшим государством Евразии.

Географическое положение России

Россия по занимаемой площади самое большое государство в мире (почти с два раза превосходит КНР и США и более, чем в три раза территорию Западной Европы). Она охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии. Территория -17,1 млн. км. Протяженность ее с запада на восток ( без Калининградской области) составляет 9 тыс. км, а с севера на юг - от 2,5 до 4 тыс. км.

Территория России расположена в пределах одиннадцати часовых поясов. Большая часть ее находится в средних и высоких широтах между 50 параллелью и Северным полярным кругом.

Протяженность границ составляет 58,6 тыс. км: из них 14,3 тыс. км - сухопутные и 44,3 тыс. км - морские. На северо-западе Россия граничит с Норвегией и Финляндией; на западе - с Польшей, Эстонией, Латвией и Белоруссией; на юго-западе - с Украиной; на юге - с Грузией, Азербайджаном и Казахстаном; на юго-востоке - с Китаем, Монголией и КНДР. Морская граница проходит на северо-востоке - с США и на востоке - с Японией. Кроме того, обозначен российский сектор Арктики (установлен в 1926г.) по меридианам, проходящим через крайние северо - западную и северо-восточную точки. Границы с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем и КНДР закреплены международными договорами; в стадии оформления находятся установление государственных границ с прибалтийскими странами - бывшими союзными республиками, и не оформлены международными договорами границы со странами СНГ: Белоруссией, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном.

На Россию приходится более 2/3 всех внешних границ СНГ. Из СНГ не имеют с РФ общей границы Молдавия, Армения, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия. В соответствии с двусторонними соглашениями погранвойска в настоящее время несут охрану государственных границ Грузии, Армении, Азербайджана, Туркмении. Таджикистана и Киргизии.

На юге к охране границ СНГ приступили погранвойска Казахстана и государств Средней Азии, на западе - Молдавии, Украины и Белоруссии.

Образование России как независимого государства привело к существенным геополитическим изменениям и возрастанию роли экономико - географического положения Российской Федерации как морской и сухопутной евразийской державы. Отрицательным моментом современного геополитического положения ее является отсутствие прямых выходов к развитым странам Европы. За пределами территории России остались важнейшие морские порты и перевалочные базы (13- на Черном море и 5- на Балтийском), поэтому возрастает значение выхода России к странам Тихоокеанского бассейна, поскольку на Дальнем Востоке действует 21 порт, обеспечивающий устойчивые экономические связи со странами Азии, Америки и Океании. Уникальное экономико - географическое положение территории Российской Федерации обеспечивает широкие возможности как экономического, так и политического сотрудничества с зарубежными странами с различными уровнями экономического развития и ориентацией.

За тысячу с лишним лет истории России, границы её постоянно менялись, поэтому возникает вопрос о спорных территориях. Страны претендуют на участки земли. Давайте же попробуем разобраться, являются ли эти земли российскими.

Российско-японская граница

Не только стремление приумножать богатства страны, но и неодолимая тяга к неизведанным землям снимала русского человека с насиженного места, влекла всё дальше и дальше на восток. На Курильские о-ва. К этим территориям проявляются более настойчивые территориальные претензии. В Японии спорные о-ва называют Северными территориями, а в России - Южными Курилами. В эти понятия входят острова: Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи. Здесь в один тугой узел сплелись исторические, юридические и ... терминологические обстоятельства.

Япония и Россия впервые установили дипломатические отношения в 1855 году. Японо-русский трактат о торговле и дружбе, заключенный в 1855 году и содержащий договоренность между Японией и Россией о территориальном размежевании, в статье 2 определяет: Впредь границу между Японским государством и Россией установить между островом Итуруп и Уруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, весь остров Уруп и Курильские острова к северу от него принадлежат России. Этот трактат комплексно учитывал деятельность Японии и России в районе Сахалина и Курильских островов вплоть до времени его заключения и был заключен в результате переговоров между Японией и Россией в мирной остановке. Полномочный представитель российской стороны на переговорах адмирал Путятин при подписании трактата заявил: В целях предотвращения будущих споров, в результате тщательного изучения, было подтверждено, что остров Итуруп является японской территорией.

Относительно этого трактата высказывались две точки зрения. Первая состоит в том, что Япония навязала этот трактат России, находившейся в трудном положении во время Крымской войны Вторая точка зрения утверждает, что на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, подтвержденные этим трактатом, в качестве японского владения, Россия якобы имеет исторические права в силу их открытия и экспедиции.

Та же терминология содержится и во втором Японо-Российском договоре от 1875 года. Курильские острова по этому договору в мирном порядке стали японской территорией, а весь Сахалин стал в мирном порядке территорией Российской империи. Весь период до второй мировой войны Северные территории принадлежали законно Японии.

В течение почти всего периода второй мировой войны (сентябрь 1939г. - август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны. Но после окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория Японии подлежала оккупации войсками США. Тайвань - войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова - советскими войсками. Что касается Курил, то советские войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа, продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи.

Далее Советский Союз в период 1947-49 годов насильственно выселил японцев, проживавших на Северных территориях( до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начат заселять оккупированные районы советскими гражданами.

Мирный договор между Японией и США, Англией и другими союзными странами был заключен в 1951 году в Сан-Франциско. В мирной конференции принял участие и Советский Союз, но он не подписал Сан - Францисский договор. В Сан-Францисской конференции и Сан-Францисском мирном договоре относительно проблемы Северных территорий существенны следующие два момента.

Первый состоит в отказе Японии по договору от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Однако, в понятие Курильские острова, Северные территории никогда не входили.

Второй момент связан с тем. Что на акт присоединения Советским Союзом Южного Сахалина, Курил и Северных территорий не было получено международного признания. Первый заместитель министра иностранных дел СССР А. Громыко пытался добиться признания советского суверенитета над этими районами, в частности, предлагая поправки к договору, но они были отклонены конференцией, и не приняты в содержание договора. СССР по этой и ряду других причин не подписал договор. Сан-Францисский договор ясно указывает, что он не предоставляет никаких прав, возникающих из договора, странам, не подписавшим его.

Если обобщить упомянутые два момента, получится следующее: Это вполне закономерно, что Япония считает Северные территории своими собственными с точки зрения Сан-Францисского договора.[Но Россия в то время заселила вместе с Курильскими островами Северные территории.

Во второй половине 20 века территориальный вопрос остается открытым. Спорят о Северных территориях Япония и Россия и по сей день. В настоящее время работает комиссия, которая изучает документы, подписанные Японией и СССР

О перспективах переговоров по мирному договору между Японией и Россией.

В апреле 1991 года Японию посетил тогдашний Президент СССР М. Горбачев. В опубликованном в то время японо-советском Заявлении недвусмысленно упоминались гряда Хабомаи, острова Шикотан, Кунашир и Итуруп. Стороны согласились, что мирный договор должен стать, документом окончательного послевоенного урегулирования, включая решение территориального вопроса, а также была достигнута договоренность об ускорении подготовки мирного договора.

После Августовской демократической революции экс - Президент России Б. Ельцин предложил новый подход к территориальному вопросу, унаследованному Россией от СССР. В этом новом подходе, во-первых, подчеркивается понимание того факта, что в результате позитивных перемен в сегодняшнем мире возникает новый международный порядок, в котором больше не существует деления на победителей и побежденных во второй мировой войне. Во-вторых, подчеркнуто, что при решении территориального вопроса важными принципами становятся законность и справедливость, включая уважение заключенных в прошлом международных соглашений. Северные территории - территории Японии. Это доказывается многими фактами. Но ситуация усугубляется тем обстоятельством, что в течение последних примерно 50 лет острова являлись частью нашей политической, экономической, социальной и военной структуры. Этот факт истории игнорировать уже нельзя.

Российско-китайская граница

История разграничения между Россией и Китаем насчитывает свыше 300 лет. Первый договор о российско-китайской границе - Нерчинский - был заключен в 1689 году. Он не относил к России ни Приамурья, ни Приморья. По Айгунскому договору 1858 года Приамурье объявилось принадлежащим России, а Приморье - общим владением двух государств.

14 ноября 1860 года был заключен Пекинский договор между Россией и Китаем, установивший российско-китайскую границу, порядок дипломатических отношений и торговли. Подписывали Н.Игнатьев и великий князь Гун.

В первой статье Пекинского договора устанавливалась восточная граница между Китаем и Россией на всем ее протяжении. Определялось, что от слияния реки Шилки и Аргуни она пойдет вниз, по течению реки Амура до места слияния сей последней реки с Уссури. Земли, лежащие по левому берегу (на юг) до устья Уссури, принадлежат китайскому государству. Далее, от устья реки Уссури до озера Ханка, граничная линия идет по рекам Уссури и Сунгача. Земли лежащие по восточному (правому) берегу сих рек, принадлежат России, а по западному (левому) Китаю. Затем граница от истока реки Сингача пересекает озеро Ханка и идет к реке Тур, от устья последней - по горному хребту к устью реки Хубту, а отсюда по горам, лежащим между рекой Хуньчжунь и морем, до реки Тумыньцзян. Здесь также земли, лежащие на восток, принадлежат России, а на запад - Китаю. Граничная линия упирается в реку Тумыньцзян на двадцать китайских верст (ли) выше впадения ее в море.

К Пекинскому договору прилагалась карта. На этой мелкомасштабной карте река Уссури изображена в одну линию, без показа островов. На реке Амур были нанесены лишь некоторые острова. Красная линия границы на карте кое-где была смещена к китайскому берегу, что послужило в дальнейшем одной из причин возникавших недоразумений. Единственное место, где граница была показана отчетливо, - это протока Казакевичева. К тому же красная линия на некоторых участках в Приморье, как было констатировано позднее, была проведена недостаточно внимательно. По договоренности сторон, карта не была подписана, но размен состоялся. Разрешение вопроса о разграничении территории Уссурийского края бывшей в совместном владении на основании Айгуньского договора, играло большую роль. Цинская империя фактически никогда не осуществляла здесь своей власти. В этом обширном крае не было ни административных пунктов, ни оседлого маньчжурского или китайского населения. Нивхи и удэгейцы - коренное население края - лишь посылали периодически дань Пекинскому двору и рассматривались последними, как инородцы, пограничные с восточными пределами. По сути маньчжуры уступили русским то, чем не владели сами, - край, о котором они имели лишь смутные представления. Разрешение пограничного вопроса с Китаем, возвращение Приамурья одобрительно оценила передовая общественность России. Н.Добролюбов откликнулся статьей Русские на Амуре.

Мирное завоевание нами этого края, совершенно без кровопролития и без всякого участия военной силы, путем чисто дипломатическим, оценено всей Европой.

В 1886 году стороны внесли некоторые изменения в прохождении линии границы в Приморье. В 1911 году заключается Цицикарский протокол, который обозначил линию границы на реке Аргунь и впервые определил принадлежность расположенных здесь островов, не распределенных в свое время Нерчинским договором. 120 островов были отнесены к Китаю, 160 - к России, в том числе 18 островов, находившихся за линией границы. Получилось, что Россия стала владеть территорией, расположенной за границей, что рано или поздно должно было вызвать соответствующую реакцию со стороны Китая.

Договорные документы того времени небыли совершенными. Берега Амура и Уссури распределялись между государствами по принципу: один берег - российский, другой - китайский.

Такая ситуация не могла не вызвать беспокойства. В20-х годах нынешнего столетия предпринимались обоюдные попытки уточнить советско-китайскую границу На это, в частности, было нацелено соглашение об установлении дипломатических отношении между СССР и Китаем от 31 мая 1924 года. Стороны договорились провести ее редемаркацию. Однако на практике это так и не было осуществлено. В середине 30-х годах в условиях оккупации Японией Маньчжурии Советский Союз в одностороннем порядке взял под свой контроль многие острова на реках Амур и Уссури под китайским берегом. Конечно, китайская сторона не могла согласиться с этим. Односторонний порядок установления контроля не является основанием для границы, которая, как известно, представляет собой двусторонний организм и регулируется двусторонними документами.

Происходило смещение охраняемой линии границы и на ряде сухопутных участков. При обсуждении пограничных вопросов на советско-китайской конференции в 1926 году в Пекине в советском проекте документа по пограничным вопросам говорилось: ...пограничная линия между СССР и Китаем неоднократно передвигалась как местным населением, так и местными властями той или другой стороны. Вследствие этого необходимо, прежде всего восстановить первоначальную пограничную линию в том виде, как она была определена различными соглашениями, протоколами и т.д. относительно русско-китайской границы. Совместные с китайцами проверки границы не проводились более 100 лет.

Образно говоря, в итоге разного рода подвижек между Россией и Китаем сложились как бы две линии границы. Одна - договорная, прохождение которой фиксировалось пусть и не совершенными, но признаваемыми обоими государствами двусторонними договорами, другая -фактически охраняемая, смещенная, как правило, в сторону Китая, отличавшаяся от договорной, в двустороннем порядке не определившаяся и китайской стороной никогда не признавшаяся.

Серьезный и обстоятельный разговор с Китаем по проблемам пограничного урегулирования был начат в 1964 году. На состоявшихся консультациях по пограничным вопросам стороны произвели обмен топографическими картами. При их сличении выявилось более двадцати участков, на которых линия советско-китайской границы на Восточной и Западной частях (последняя тогда включала границу Казахстана, Киргизии и Таджикистана с Китаем) не совпадала. В результате переговоров был разработан проект соглашения о Восточной части советско - китайской границы с окном по островам Большой Уссурийский и Табаров близ Хабаровска, о принадлежности которых стороны так и не смогли договориться. Но тогдашнее советское руководство не дало разрешения на парафирование соглашения без окончательного решения вопроса об островах у Хабаровска.

Пограничные вопросы с Китаем остались неурегулированными, что и привело к вооруженным конфликтам на границе в 1969 году - в марте на острове Даманский и в августе в районе Жаланашколя.

15 марта 1969 года завершился вооруженный советско-китайский конфликт на острове Даманский, трагическая страница в истории взаимоотношений двух великих народов. Искусственно созданная политиками проблема спорных территорий вылилась в кровопролитные бои с участием регулярных частей Советской Армии и Народно-освободительной армии Китая. По окончании боев все походы к острову с китайской стороны были заминированы, а на правом берегу Уссури было сосредоточено большое количество армейских соединений и частей. Однако еще на протяжении полугода пограничники регулярно пресекали огнем с окрестных сопок, попытки китайцев высадится на остров. С тем чтобы избежать их в дальнейшем. 11 сентября 1969 года главы правительства СССР и КНР договорились начать пограничные переговоры. Диалог велся с 1969 по 1978 год. Не дав практических результатов - дело до конкретного рассмотрения линии границы так и не дошло. Он возобновился лишь в 1987 году. Совместная работа началась без каких-либо предварительных условий. Она проходила на фоне прогресса в отношениях двух стран и завершилась подписанием 16 мая 1991 года Соглашения о советско-китайской границе на ее Восточной части. Острова Даманский и прилегающей к нему острова на реке Уссури были переданы КНР.

Безусловно, процесс разработки соглашения 1991 года был отнюдь не гладким. Советской делегации удалось отстоять наши интересы там, где существующая линия границы полностью отвечала договорным документам.

Такая линия была подтверждена соглашением. Там, где прежние договоры объективно допускали различное толкование, были найдены компромиссные, взаимоприемлемые решения. В тех

случаях, когда договорные положения явно говорили не в нашу пользу, а линия границы по каким-то причинам отклонилась от договорной, было восстановлено договорное прохождение границы. И наконец, граница определялась там, где вообще не устанавливалась ранее двусторонними документами, прежде всего на реках Амур и Уссури

В этом соглашении впервые были разработаны принципы и критерии концептуального характера, которые ранее не встречались в международно-правовой практике. Одни из них применены при условии линии государственной границы на речных участках, например упоминавшиеся критерии определения истинного положения главного фарватера и его середины на судоходных реках, принимаемой за линию границы, - глубина, ширина и радиус закругления брались в комплексе как единое целое, а не по раздельности. Впервые применен метод двойного контроля при гидрографических измерениях на тех участках, по которым могли возникнуть вопросы о положении главного фарватера или о принадлежности отдельных островов.

Использовались новые оригинальные решения и при обозначении линии границы на сухопутных участках. Так, впервые в российской практике граница на сухопутных участках обозначена в одну линию, а пограничные знаки установлены непосредственно на линии государственной границы, один за другим, четные пограничные столбы - российской стороны, нечетные - китайской.

Заключением Соглашения о границе с Китаем на ее Восточной части от 16 мая 1991 года и Соглашения о границе с Китаем на ее Западной части от 3 сентября 1994 года было снятие спорных вопросов прохождения границы, длительное время служившие острейшим раздражителем в наших отношениях с КНР.

Длина китайско-российской границы составляет 4334 км, кроме отдельного района, граница между двумя странами в основном уже дилимитирована, были выполнены первые работы по демаркации границ и установлении ясных пограничных знаков по линии границы. К тому же в 1996 и 1997 гг. главы Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали согласование об усилении доверия в военной области в приграничных районах и соглашение о взаимном сокращении там военных арсеналов, на протяжении 7 тыс. км.

В июле 2000 года В.Путин посетил Китай, с деловым визитом. МИД Китая заявил нашему правительству ноту протеста по поводу расширения инфраструктуры на острове Большой

Уссурийский и острове Тарабаров, а также наличие там воинских частей. После посещения Китая, В.Путин посетил Благовещенск. По поводу Островов Большой Уссурийский и Тарабаров, В.Путин заявил, - что это исконно русские территории Известно. Что острова были выведены за рамки переговоров о демаркации российско-китайской границы, оставив за ним статус КВО. Но китайская сторона его нарушила, пока, правда, только методами дипломатии, объявив эти острова спорными территориями. Не смотря на то, что отношения России и Китая развиваются, как считают, наиболее благоприятно. В течение последних 10 лет они непрерывно прогрессируют, между странами установили дружественные, добрососедские отношения и взаимовыгодное сотрудничество, конструктивного партнерства.

Но Россия не должна оставлять без внимания тот факт, что это наш ближайший сосед на востоке, что КНР уже сейчас обладает мощным экономическим и военным потенциалом, самыми многочисленными вооруженными силами в мире, регулярные компоненты которых достигают 3,9 млн. человек. По оценкам экспертов, через 10-15 лет Китая может оказаться на пороге демографического и сырьевого кризиса. Его заинтересованность в территориях Сибири, Дальнего Востока, Монголии и Восточной Азии просматривается уже сегодня. Это выражается в нарастающей нелегальной эмиграции китайцев, которые оседают в Забайкалье, Хабаровском и Приморском краях, Амурской области. Значит, в ряде дальневосточных регионов могут возникнуть территориальные проблемы с их последующим превращением в межгосударственные. Как известно, в Китае на политических картах граница государства Китай выделяется вплоть до Забайкалья.

Российско-финская граница

Финны и финские племена всегда проживали на территории, которая сейчас составляет Россию. Фактически историческим домом всех финно-угорских племен обычно считалась территория, расположенная где-то вдоль реки Волги. Столетиями финны находились на перекрестках дорог между Россией и Швецией, ведя торговлю с русскими, а довольно часто и воюя против них. В 1809 году после многих веков шведского правления Финляндия стала частью Российской империи. Включая Финляндию в состав России, царь Александр 1 заявил, что он возвысил Финляндию до уровня членов семьи нации. Новая страна стала называться Великим Княжеством i Империи Александра 1. Большую часть времени российского правления финны оставались довольны своим правлением. Им было разрешено пользоваться старинными шведскими законами и исповедовать лютеранскую веру, а финские крестьяне, защищенные старым законодательством, всегда оберегали свою свободу.

Развивая экономику, Великое княжество к концу 19 столетия стало процветающей частью империи. Однако конец столетия ознаменовался началом русификации, рост которой шел рука об руку с усилением финского национализма.

В декабре 1917 г. был принят декрет о предоставлении независимости Финляндии. Большевики - новая власть в Петрограде - были первыми, кто признал независимость Финляндии. Это породило миф о том, что независимость Финляндии была дана Лениным. А в марте 1918 года подписан договор между РСФСР и Финляндией, в соответствии с которым наша страна уступала Финляндии область Печенги (Петсамо) при условии, что население не будет возражать против передачи, а Финляндия обеспечит беспрепятственный торговый транзит из территории Карельского перешейка с г. Выборгом (Винпури), которую в 1809 г. император Александр1

Подарки Финляндии

Загадочная сущность Советского Союза была идеологически чужда государству Финляндии, но еще большая напряженность и даже враждебность появилась в эпоху правления Сталина. Вследствие между Финляндией и Советским Союзом за период 1939 по 1944 гг. прошло две войны. После завершения советско-финской войны (1939-1940 гг.) в составе СССР был включен Карельский перешеек городом Выборгом, Выборгским заливом и островами, западное и северное побережье Ладожского озера, вследствие чего обеспечивалось безопасность Ленинграда находившегося до этого в 32 км от Государственной границы с Финляндией.

Одновременно была организована Карело-Финская ССР, объединившая Карельскую АССР, входившую в состав РСФСР по мирному договору, заключенному с Финляндией.

В результате войны Финляндия потерпела 1/10 часть своей территории, а все население утраченных территорий - около полу миллиона людей было расселено по всей стране.

После Второй мировой войны по решению Берлинской (Потсдамской) конференции Советскому Союзу был возвращен район Печенги (Петсамо) вследствие чего СССР получил 196 км сухопутной границы с Норвегией, сохраняющейся у России и сегодня.

Вслед за распадом СССР заметно активизировались территории притязания Финляндии. Речь идет о территориях, перешедших к России после 2-й мировой войны, а именно Карельский перешеек с городом Выборгом, реки Печенга-Никель и часть Карелии.

После войны Финляндия вынуждена была адаптироваться к еще более сильному Советскому Союзу.

В настоящее время активизируют свою деятельность финские националисты Карельский союз Финляндии (КСФ) - одна из старейших политических организаций, активно выступающих за возвращение Финляндии карельских территорий, отошедших к СССР после второй мировой войны в соответствии с межгосударственным договором от 19 сентября 1944 года. В частности, КСФ выступает за возвращение Финляндии части п-ов Рыбачий и Средний в пределах мурманской области. Части территории Республики Карелия и Ленинградской области, находящиеся восточнее Меркявы и Куолаяви, а также на западном и северном побережье Ладожского озера, включая Сартовалу, Суоярви; ряда островов в Финском заливе, всего Карельского перешейка с Выборгом, Выборгским заливом и островами.

Отметивший в 1998 г. свое 50-летие, Карельский союз сегодня - это объединение, насчитывающее около 80 тыс. активных членов и более 200 тыс. сочувствующих. В настоящее время в Финляндии зарегистрировано около 570 организаций КСФ, имеющих различный статус и осуществляющих свою деятельность на различных уровнях. Ряд филиалов действует за рубежом: в Швеции, США, Франции, Австралии. С 90-х годов филиалы Карельского союза стали возникать и в России.

КСФ недавно вновь напомнил о себе, его председатель Маркку Лауконен в интервью газете Хельсингин саномат, комментируя жесткую позицию Владимира Путина по Карельскому вопросу, в частности заявил ...нашей отправной точкой является разговор обо всех переданных территориях, речах президентов и членов правительства. Мы стоим на своем. И действительно ж только стоят, но и проявляют при этом активность. Одной из дочерних организаций КСФ, коих в Финляндии насчитывается не мало, - Прокарелией разработана одноименная программа, суть которой состоит в социально-экономическом обосновании переселения российских граждан с территорией РФ, которая, по их мнению, будет передана Финляндии. В рабочую группу по разработке программы Прокарелии входят политики, военные, политологи и экономисты. Расходы на выполнение программы определены в сумме 72 млрд. финских марок.

Одним из главнейших направлений карельского союза является работа на российской территории. КСФ является основным организатором поездок финских граждан к местам их прежнего проживания. Это на первый взгляд гуманитарная акция на самом деле преследует далеко идущие цели. А именно - создание эффекта постоянного присутствия финского населения на отторгнутых территориях, оказание психологического давления на местных жителей, постоянное напоминание им, что они проживают на старофинских землях, формирование у них чувства исторической вины. Тем самым целенаправленно закладывается психологическая готовность местного населения к пересмотру страниц. Не так давно в поселке Лахденпохье в Сортовальском районе Республики Карелия состоялся праздник, посвященный поклонению родным листом.

Праздник был организован Карельским союзом по согласованию в официальном порядке с местными органами самоуправления. С финской стороны на праздник прибыло около 500 человек - выходцев из этих районов Карелии. Местному населению раздавались финская газета Карелия, и все владеющие языком могли узнать из нее основные положения программы Прокарелия, изложенной в пространной передовице под заголовком: Карелия в теперешнем состоянии - сервитут для России. Уже в самом заголовке содержится оскорбительный для Республики Карелия вывод. Все содержанье статьи подводило читателей к выводу о том, что для России возврат Карелии в экономическом плане был бы очень выгоден, потому что у Российского государства, дескать, нет достаточных средств на развитие территории, а у финнов есть. Возвращение Карелии - пишет автор, стало бы исключительным примером в разрешении территориальных притязаний для всего мирового сообщества.

За этим далеко неодиночным фактором вырисовывается тенденция активизации Карельского союза, других националистических сил Финляндии по вопросу утраченных территорий. И если раньше деятельность КСФ носила характер общественного движения без выхода на официальный государственный уровень, то в настоящее время его идее находят все больше сторонников среди политической элиты Финляндии. Серьезную опору в достижении поставленных целей КСФ видит в деятельности Европейского союза. Не исключено, что этот вопрос вынесут они на международный уровень, хотя и говорят, что это самая спокойная Российская граница. Так, как такая страна как Финляндия с ее стремлением сделать что-то как можно лучше, является идеальным соседом для кого угодно.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)