Дом  ->  Семья  | Автор: ДМИТРИЙ МАНАХОВ | Добавлено: 2015-03-03

Рассказ о детях войны

Так получилось, что моя бабушка, Мария Федосеевна, рано осталась сиротой. В семье она была самая старшая. Лишившись родителей, ей пришлось заботиться о своих братьях и сестрах, а их было шестеро. Самой Марусе, так ее тогда называли, было всего четырнадцать лет. Маруся начала работать. Уже тогда она проявила твердый характер, когда не позволила отдать детей в детский дом.

У Маруси была мечта стать певицей. Казалось, она родилась для сцены. Высокая, стройная. Темные волосы, обрамлявшие лицо, делали его выразительным, а яркие зеленые глаза таили в себе что-то очень потаенное. Родные, соседи заслушивались, когда из дома слышался задушевный голос. Только песни чаще всего были печальные, так что сердцу становилось тоскливо. В это время зеленые Марусины глаза становились темнее и задумчивее. Чувствовалось, что в это время она далеко от дома, мысленно встречается с отцом и матерью, как будто просит помощи и защиты.

Мечте не суждено было сбыться. Началась война. Маруся пошла работать в детский сад воспитателем. Детей она всегда любила, полюбила и свою профессию, которой посвятила всю свою жизнь. На фотографии военных лет, сохранившей в нашем альбоме, я вижу бабушку такой молодой и красивой в окружении ребятишек, одетых, в так отличающуюся от нашей, одежду, с другими прическами и лицами. И, когда я смотрю на нынешнюю фотографию, то хочется хоть на мгновение увидеть бабушку того времени.

Год назад бабушки не стало, но я очень хорошо помню ее такие же зеленые добрые глаза. В их уголках собирались тонкие лучики. Казалось, от ее улыбки становилось всем теплее вокруг. Мы часто разговаривали с ней. Бабушка очень много знала. Ее наблюдательность и хорошая память позволяли вспоминать и рассказывать интереснейшие истории, особенно из ее молодости. Когда я слушал ее воспоминания и видел искорки в глазах, то представлял ее молодой и озорной девчонкой. Только бабушкины руки говорили, сколько им пришлось работать.

Бабушка была уважаемым человеком. Ее любили и родители, и дети. Даже став взрослыми, они навещали бабушку и рассказывали о своей жизни. Бабушка была награждена трудовой медалью. В людях она всегда ценила честность и порядочность. Эти черты она передавала своим детям, воспитанникам, а также братьям и сестрам. Благодаря бабушке они получили образование и выросли замечательными людьми.

Бабушка никогда не рассказывала, почему она, ее братья и сестры остались без родителей. Долгое время о семейной тайне не знала и моя мама. Только год назад я узнал, что мой прадед, отец моей бабушки, был священник. Звали его - отец Федосий. За пять лет до войны его арестовали, не предъявив никаких обвинений. Кому мог помешать простой русский священник Федосий Александров, до сих пор не знает никто. Через некоторое время какими-то путями, через много рук, прабабушка Пелагея получила от него долгожданную весточку, письмо, свернутое треуголкой. Переписка в то время была запрещена, поделиться с кем-то известием было опасно. Поэтому письмо было спрятано, за икону, самое укромное место в доме. Однако радость была преждевременной. Единственным человеком, узнавшим о весточке, была соседка Пелагеи, которая и донесла соответствующим органам о письме. Прабабушку арестовали на следующий день. В тот момент она занималась домашними делами и держала на руках самую младшую дочь, было которой четыре года. Соседка указала, где спрятано послание. Пелагею забрали. Больше дети ни отца, ни матери не видели. Маруся осталась за старшую.

Спустя годы, дети получили извещения, где было написано, что родители скончались от болезней и посмертно реабилитированы. Теперь я понимаю, почему в глазах бабушки затаилась такая печаль. Как жаль, что я не знал об этом. Мне бы хотелось сказать ей добрые слова, выразить сочувствие и свою любовь. Может быть, бабушке стало бы легче.

ТРУДОВЫЕ БУДНИ ТЫЛА

В годы войны Маруся работала в детском саду. Людей не хватало, поэтому приходилось оставаться на вторую смену. Как бабушка рассказывала: «Уставали очень. Дома надо было все успеть, обшить, обстирать. Ушел на фронт один из братьев, Алексей. А в Доме культуры крутили пластинки играл баян. И так хотелось потанцевать...» Маруся иногда находила время с подружками ходить на танцы. «Жили мы бедно, - продолжала бабушка, - носили сатиновые платья, шифоновое считалось роскошью. На суконном пальтишке был пришит заячий воротник. Из обуви носили зимой-валенки, весной - полуботиночки. Но никто нас не осуждал, все так одевались».

А потом была Победа! «Какая была радость! Люди плакали, незнакомые обнимались, целовали друг друга». Маруся радовалась вместе со всеми и плакала, на войне без вести пропал брат Алексей. С того времени в семейном архиве сохранилась только одна его фотография.

СУДЬБА

Весной 45-го цыганка на улице пристала к молодым девушкам, спрятавшимся под навесом дома от дождя, «давай погадаю». Как они не отказывались, «платить- то нечем», цыганка не отставала. «Дай, что есть в кармане». А в кармане у Маруси была горстка кедровых орехов. «Давай орехи, - сказала цыганка. - Познакомишься, красавица, ты скоро с военным и выйдешь за него замуж. Уедешь в другой город, и будет у тебя двое детей. Будешь жить ни бедно, ни богато». Маруся только рассмеялась. Но очень скоро, и правда, познакомилась с военным, лейтенантом, только что прибывшим с войны. Он и стал моим дедом. Они поженились и уехали из Тобольска в Омск. Цыганка оказалась права.

ВОЙНА

На фронте дед Павел дважды был тяжело ранен, имел боевые награды. Я родился, когда его уже не было. Мой старший брат, мама, бабушка и все родные много о нем рассказывали. Сохранилась даже фронтовая газета Вперед, за Родину!», где описываются боевые заслуги деда. Газетная страница с годами стала ветхой, пожелтела, но время от времени мы достаем эту газету и читаем: «Бойцы - офицеры овладели вражеским опорным пунктом. Захватили пленных и вооружение. В короткой, но жестокой схватке вышли победителями.

Бойцы - офицеры ответили на призыв командующего практическими боевыми делами. Они дрались с проклятой немчурой без промаха, по-гвардейски. Особенно отличились коммунисты».

В числе перечисленных в газете офицеров был и мой дед - Павел Иванович Желтовский. За тот бой в апреле 1944 года он был награжден Орденом Красной Звезды.

На военных фотографиях я вижу деда бравым офицером, в гимнастерке и галифе. На одной из них видно, как он покидает госпиталь после лечения, куда попал раненым в правую ногу, был контужен. У деда были все основания не возвращаться на фронт, но он вернулся в часть и воевал до победного конца.

Сегодня мы смотрим фильмы, читаем книги и видим, какое страшное было время, как горели города и села, горели танки и люди, как гибли солдаты, мирные люди и дети. Мне очень хочется, чтобы войны никогда не было, чтобы мы забыли, что есть такое слово «война».

ПАМЯТЬ

C бабушкой дед прожил много лет. У них действительно родилось двое детей. Одна из них - моя мама. Мы не забываем о бабушке. Бывает, когда тяжело, думаешь, а что бы сделала сейчас бабушка, и решение приходит само. Она всегда говорила: «Будь честным, внучек, и все у тебя будет хорошо». Я вспоминаю, как тяжело пришлось бабушке в жизни, но она всегда шла вперед и не забывала о людях. Когда они с дедом переехали в Омск, они забрали с собой и братьев, и сестер. Все они устроили свою жизнь благодаря Марусе, ведь она заменила им мать.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)