Дом  ->  Семья  | Автор: Маринич Алина Андреевна | Добавлено: 2015-03-11

Причины эмансипации подростков

В своей работе я хочу рассказать о таком сложном процессе в обществе, как эмансипация детей. Дать ему однозначную оценку будет нелегко, так как эмансипация - явление противоречивое и разностороннее, но я постараюсь соблюдать принцип максимальной объективности.

Мне кажется, что термин «эмансипированный ребенок» стоит понимать не только как частично независимый от власти родителей, семьи, но ещё и морально раскрепощённый, свободный от предрассудков, устоявшихся в обществе.

Чем больше у него физической свободы, тем больше раскрывается сама личность, индивидуальность и творческие способности маленького человека. Такой международный документ, как Конвенция о правах ребенка, направлен именно на то, чтобы освободить детей от физического и духовного угнетения. В статье 3 Конвенции о правах ребенка говорится, что «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными и законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

На мой взгляд, важнейшим правом для эмансипированного ребенка является право свободно выражать свое мнение (Конвенция о правах ребенка, ст.13, Семейный Кодекс РФ, ст.57). Лишение этого права, во-первых, создает неравенство в правах между взрослым и ребенком и, как следствие, некоторую зависимость от взрослого. Во-вторых, это, по сути, лишение права выбора, возможности высказать свои взгляды, то есть отказ от реализации ребенка, как личности.

Когда все права ребенка максимально выполняются, он эмансипирован. Но, к сожалению, в нашей стране так было не всегда, поэтому я рассматриваю эмансипацию детей как нечто новое, до сих пор не изученное.

Возможно ли, что излишние свободы представляют угрозу для общества?! Не приведут ли они к ощущению вседозволенности, не превратится ли моральное раскрепощение в моральную распущенность?! Ведь свобода- это не столько неограниченные возможности, сколько огромная ответственность за свои действия и поступки. Способен ли развивающийся организм ребенка с несформированной психикой и неустойчивой жизненной позицией выдержать тот груз ответственности, который накладывает на него эмансипация, как массовое явление?! Или же борьба за свои права, самостоятельность, наоборот, поднимет современных подростков на более высокий уровень духовного развития?!

Проведя социологический опрос среди учащихся одиннадцатых классов, анализируя поведение отдельных представителей нового поколения, я попытаюсь дать ответ на эти, безусловно, актуальные сегодня вопросы.

Исходя из цели, обозначу более конкретные задачи для ее достижения. Во-первых, исследовать сам процесс эмансипации подростка современности, найти положительные и отрицательные аспекты этого явления.

Во-вторых, проанализировать источники международных, локальных и федеральных документов, влияющих на процесс эмансипации подростка, выявить некоторые противоречия между ними. И, наконец, в-третьих, понять, как влияет эмансипация на нравственность, духовное развитие и моральный облик подрастающего поколения.

В представленной работе предлагается частичный анализ Преамбулы к Конвенции о правах человека.

Исходя из вышеизложенного, целью своей работы считаю исследование роли явления эмансипации подростков на формирование всесторонне развитой личности.

Задумывались ли вы о свободе человека вообще?! Насколько человек может быть свободен, и где та грань, до которой мы можем позволить себе двигаться вперёд в своём освобождении, да и должна ли она быть?!

Ещё древние философы ввели понятие абсолютной и относительной свободы, рассуждая о человеке как продукте биологическом и социальном. Возможно ли существование этой абсолютной свободы или это лишь ещё один призрачный огонь, к которому стремится наш разум?! Но каждое новое поколение людей стремится к свободе, облекая её в свои придуманные формы. Древнеиндийская философия называла свободу нирваной, понимая под этим духовное освобождение. Древние греки, спустя 200 лет изменили представление о свободе, рассуждая о ней в жизни, они, пожалуй, одни из первых заговорили о правах человека, освобождении от зависимости.

Следует предположить, что истоки эмансипации скрыты именно в древнегреческой философии, но, увы, древние греки не желали, да и не смогли бы избавиться от всех предрассудков в отношении уравнивания в правах.

Возможно, дальше всех пошли социалисты-утописты, показав (естественно формально) миру свободных обитателей коммуны, равных в правах, независимых.

Но были ли они при этом счастливы?! Эмансипация – это освобождение от зависимости. Человек зависит от природы, от работодателя, от обстоятельств, в конце концов, от семьи. Так разве всегда это плохо?! И будет ли счастлив он, освободясь от этой зависимости?! Ответ на этот вопрос найти достаточно сложно и в каждом случае он будет индивидуален.

Но если эмансипация это освобождение от угнетения, ущемления прав и свобод, от ограничения, предрассудков, то ответ напрашивается сам собой.

Это вовсе не так уж и плохо. Бороться за свои права необходимо и важно для всего общества. Противоречие скрыто в другом: правильно ли человек понимает свое стремление к свободе и равноправию. Русская интеллигенция 80х годов XIX века тоже стремилась к свободе, но приоритеты, на мой взгляд, были не совсем верные, что стало причиной порождения нигилизма в обществе, повлекшего за собой порождение целого поколения, воспитанного на бездуховности и беспринципности.

Явление эмансипации крайне противоречиво, и в отношении нас, подростков, тем более.

Наше мировоззрение только в стадии формирования и, как мне кажется, любые идеологические эксперименты здесь не всегда уместны.

Одной из причин, заставляющих подростков стремиться к эмансипации является «вечная» проблема «отцов и детей». Современные подростки и их родители часто не понимают друг друга. Причиной же этих разногласий является различие в воспитании, принадлежности к определённому времени, в тех ценностях или их отсутствии, которые были привиты тому или иному поколению. «Отцы» почти всегда придерживаются консервативных взглядов, а «дети», наоборот, прогрессивно либеральных, а зачастую и прогрессивно радикальных.

Странно, но ведь когда-то «отцы» тоже были детьми и тоже стремились к свободе. Значит ли это, что каждое новое поколение подростков по-своему эмансипированно, но всё же в меньшей степени, чем поколение последующее. Но, в таком случае эмансипация подростков есть явление повторяющееся, крайне индивидуальное.

Причин у него множество, начиная с проблемы «отцов и детей». Одной из них является зачастую противоречие локальных правовых актов с международными и федеральными, касающимися правил поведения подростков. Противоречия между социальной, культурной и духовной сферами общества и противостоящими субкультурами. Так или иначе, проблема эмансипации подростков в современном обществе одна из наиболее острых и нуждающихся в более глубоком изучении, позволяющем прийти к серьезным выводам и выработке методов работы, направленных на ее решение.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)