Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Лидия Власова | Добавлено: 2014-11-04

Как появился российский герб

Возникновение государственнного герба россии

Рождение Российского герба приходится на время правления Великого Князя Московского Ивана III Васильевича и тесно связано с историей Восточной Римской империи и становлением и развитием христианства. Нелишне было бы вспомнить, что в 1054 году в Константинополе произошел раскол христианской церкви на западную и восточную, в связи с чем произошло окончательное разделение христианской церкви на римскую католическую и православную греческую церковь с центром в Константинополе.

29 мая 1453 года турки-османы захватили Константинополь, тем самым положив конец Византийской империи и могуществу греческой цивилизации в целом. Культурный центр православия перестал существовать.

На фоне данных событий в более выгодной ситуации предстает Российское государство в период правления Ивана III (1462-1505 г.г.): происходит объединение русских земель вокруг Великого княжества Московского, укрепляется авторитет страны во взаимоотношениях с европейскими государствами, отражается вторжение Литвы. Очень важной вехой является окончательное высвобождение из татаро-монгольского ига в 1480 году -году, в котором произошло стояние на реке Угре, в результате которого был предотвращен поход хана Ахмата на Москву.

Именно в этот период Иван III принимает решение о женитьбе на племяннице последнего Византийского императора Зое (Софии) Палеолог, в связи с чем принимает родовой герб Византийских царей -Двуглавого Орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад. Император Максимилиан II не дал однако Софии своего Императорского орла, орел изображенный на стяге Софьи Палеолог, имел не Императорский, а только цесарский венец (рис.1).

12 ноября 1472 года состоялась свадьба Ивана и Софии, в результате чего Иван III становится Царем Московским и принимает Византийский герб как геральдический символ своего государства, возложив на обе главы орла Цесарские венцы. Вместе с тем, новый герб объединил в себе как византийский символ – двуглавого орла, так и символ города Москвы – икону святого Георгия Победоносца, располагающуюся у орла на груди (рис. 2). Таким образом, Русское государство объявило себя приемником рухнувшей Византии, и приняло на себя титул Третьего Рима, по-сути став главным православным культурным центром Восточной Европы.

В связи с этим отнюдь не случайно в 1480 году, когда Царь Московский становится Самодержцем, русский герб видоизменяется -в лапах орла появляется меч и православный крест (рис. 3), символизирующие независимую сильную государственную власть и государственную религию -православие.

В официальной же русской геральдике герб появился только в 1497 году. Этим годом датирована двусторонняя красновосковая печать Великого князя Московского Ивана III: на одной стороне печати изображён всадник, поражающий копьём дракона, а на обороте -двуглавый коронованный орёл (рис. 4).

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) на обе главы орла возлагается одна общая самодержавная Шапка Мономаха, а двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки (рис. 5). Если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает «злиться», что безусловно является откликом внешней и внутренней политики русского государства – оно начинает существенно укреплять свои позиции, становясь истинным центром православия.

Царствование Ивана IV Васильевича (Грозного) ознаменовалось значительными военными победами и завоеваниями: были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, а также присоединена Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной явно западного образца. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной или “германской” формы с единорогом, являвшимся личным символом царя (в традиционной геральдике единорог – символ удачи, успеха) (рис. 6). Включение личной царской символики в государственный герб является отражением ярко выраженной авторитарной политики Ивана Грозного. На оборотной стороне печати на груди орла -щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

При царе Федоре I Ивановиче “Блаженном” (1584-1587), последнем из династии Рюриковичей, между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест (рис 7). Появление его на гербе можно связать с приобретением церковной независимости России путем утверждения русского патриаршества. Религиозный характер герба также объясняется тем, что царь Федор по причине слабого умственного здоровья фактически не принимал участия в управлении государством, что привело к концентрации власти в руках самых разных людей, в том числе представителей духовенства.

В период Смутного времени на печати Лжедмитрия I (Григория Отрепьева), учитывая обстоятельства его прихода к власти, вполне логично отразились польские мотивы, в связи с чем орёл стал очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием (рис. 8).

Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в орле, лишенном всех державных атрибутов (рис. 9), и, как бы, в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка.

Конец Смутного времени ознаменовался избранием Земским собором в 1613 году царя из новой и последней в России монархической династии Романовых – Михаила Федоровича. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью закончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе образца 1625 года (рис. 10). Над орлом вместо голгофского креста появилась третья корона, что на тот момент символизировало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единения трех Россий: Великой, Малой и Белой. На грудь орла вместо иконы был помещен щит с изображением Георгия Победоносца. Также было изменено традиционное для икон направление движения всадника – слева на право, т.е. с запада на восток по направлению к извечным неприятелям -монголо-татарам. Теперь всадник повернулся в противоположную, западную сторону, где Римская католическая церковь не теряла надежды на обращение России в латинскую веру.

Сын Михаила Федоровича -Алексей Михайлович Романов (1645-1676), прозванный Тишайшим, сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами.

История Государственного герба России знала орла и трехголовым. В 1654 году состоялась знаменитая Переяславская Рада, результатом которой стало включение в состав России Малороссии (Украины). На торжествах по поводу этого события был представлен новый герб, где византийский орел был впервые изображен с тремя головами (рис. 11), которые должны были символизировать собой новый титул русского царя: "Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец". В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями.

В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башни Московского Кремля.

4 июня 1667 года Алексей Михайлович впервые представил официальную семантику (объяснение) символики трёх корон. 14 декабря 1667 года появился первый в истории России Указ о гербе ("О титуле царском и о государственной печати"), в нём приводилось следующее описание царского герба:

"Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях изображение наследника; в пазноктях скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя".

Со смертью царя Алексея Михайловича, правление его сыновей Федора и Ивана ничем примечательным ознаменовано не было. Фактическое царствование их сестры царевны Софьи вызвало к жизни нового орла (рис. 12). Продержался он, однако, не долго. После новой вспышки смуты -Стрелецкого бунта появляется еще один герб (рис.13). Причем старый Орел не исчезает, и оба они существуют некоторое время одновременно, тем самым ярко характеризуя период политической нестабильности в стране.

Государственный герб россии в имперский период

В 1696 году с приходом к власти Петра I Алексеевича началась новая эпоха в истории России. Петр Великий, будучи исключительно одаренным и деятельным человеком, провел в стране ряд кардинальных реформ, благодаря которым Россия из средневековой патриархальной страны превратилась в могущественное абсолютистское государство, стоящее на одной ступени с ведущими европейскими державами. При Петре Великом было одержан ряд значительных военных побед, как то первая в российской истории морская победа русского флота в сражении у мыса Гангут 1714 года или разгром шведов в Полтавской битве 1709 года. Разумеется, все это не могло не сказаться на гербе государства.

Любопытно отметить один из гербов, который хоть и не стал государственным символом, но как нельзя лучше демонстрирует политические устремления молодого царя. Его нарисовал Петр, будучи в совсем юном возрасте, для знамени своего Потешного полка. Он представлял собой двуглавого орла с одной лапой (рис. 14), что царь объяснил следующим образом: "Кто только одно сухопутное войско имеет -одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет".

Российский государственный герб при Петре приобретает новые атрибуты (рис. 15). Во-первых, орел по геральдическим правилам, в отличие от прежнего золотого цвета, стал изображаться черным. На этот факт повлияла Северная война со шведами, после которой Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства, а следовательно и ее герб должен был быть не только “украшением” государственных бумаг и грамот, но и отражать силу русского государства. Во-вторых, в связи с принятием царем титула императора, царские короны заменяются императорскими. В-третьих, на груди орла появляется орденская цепь первого высшего российского ордена -ордена святого апостола Андрея Первозванного. Апостол Андрей вводится Петром в государственную символику не случайно: по легенде, Андрей Первозванный, родной брат апостола Павла, с проповедями посетил Херсонес и земли по реке Днепр, дойдя до того места, где позже был построен Киев, что и явилось для императора основанием для объявления его своим небесным патроном и покровителем России. В то же время в качестве символики российского военно-морского флота принимается Андреевский флаг – прямоугольное белое полотнище с синим Андреевским крестом.

Нелишне также было бы отметить, что Петр Великий, как человек весьма разносторонних интересов, внес большой вклад в российскую геральдику, помимо прочего учредив в 1722 году герольдмейстерскую контору и должность герольдмейстера.

Царствование императрицы Екатерины I, вдовы Петра Великого, было отмечено её указом от 11 марта 1726 года, который содержал официальное описание герба: "Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле".

Царствующие друг за другом Петр II (1727-1730), Анна Иоанновна (1730-1740) и Иван VI (1740-1741) не привнесли ничего существенного как в политику государства, так и в российский герб – он остался практически неизменным. Исключение составляет то, что при Анне Иоанновне на цепи ордена святого Андрея появляется надпись: «За веру и верность» (рис. 16).

Царствование императрицы Екатерины II (1762-1796) было характерно приведением в жизнь огромного количества реформ в сфере образования и государственного устройства: был реформирован Сенат, заложена основа народного образования, отменена украинская автономия, духовенство лишено имущественной самостоятельности, превратившись в своего рода государственных чиновников и пр.

Вместе с тем, герб во времена Екатерины Великой остался в практически неизменном виде. Данный факт можно объяснить тем, как проводились реформы: если Петр I реформировал Россию жесткими, варварскими мерами, то Екатерина использовала при этом мягкие либеральные европейские методы, что и определило её геральдическую политику – изменять устоявшуюся символику страны не являлось столь большой необходимостью. Единственное, что можно отметить, орел при Екатерине II в изображении стал приобретать более могучие и грандиозные формы, что явилось следствием здоровых имперских амбиций императрицы, а также больше стал походить на орлицу, нежели чем на орла (рис. 17).

В правление сына Екатерины Великой императора Павла I (1796-1801) герб России обрел новые, абсолютно не связанные с российской историей элементы – Мальтийский крест и корону. Дело в том, что Мальтийский рыцарский орден, потомок средневекового рыцарско-монашеского Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, в 1792 году попал в сложную ситуацию: Великая Французская революция лишила рыцарей всех их владений на территории Франции, в корне подорвав финансы ордена. После взятия Мальты в 1798 году император Павел взял госпитальеров под свое покровительство и стал великим магистром ордена. Тщеславие Павла и его любовь к средневековым ритуалам привела к тому, что 10 августа 1799 года им был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны (рис. 18). На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как "коренной герб России"), наложенный на мальтийский крест. Впрочем некоторые историки трактуют данный поступок императора, как довольно последовательный -ненависть и страх перед Французской революцией, пошатнувшей троны всех европейских самодержцев, заставили Павла I сблизиться с рыцарским орденом, который традиционно был оплотом монархии.

Помимо этого, Павел I сделал попытку ввести так называемый полный герб Российской империи, составленный по всем правилам и в лучших традициях европейской геральдики, но этому проекту не суждено было сбыться – он так и не был окончательно утвержден (рис. 19).

При императоре Александре I Благословенном (1801-1825) мальтийские символы с герба исчезают, в связи с чем появляется новый герб. Он возник, безусловно, благодаря победе России над Наполеоном Бонапартом, которая отнесла Россию в разряд победителей, контролирующих все процессы в Европе, и не избежал французских веяний: герб имел одну корону, крылья орла широко раскинуты в сторону, перья опущены вниз, пропала цепь ордена, вместо традиционных скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты -перуны или громовые стрелы, перевитые лентой, факел и лавровый венок, символизирующие могущество и величие (рис. 20). Подобные орлы в стиле «ампир» характерны для первой четверти XIX века.

Император Александр II Освободитель (1855-1881), прозванный так за принятие решения об отмене крепостного права (1861), продолжил начатую своим отцом геральдическую реформу, проводившуюся под руководством барона Б.В. Кене. В декабре 1856 года был утвержден рисунок Малого герба России (рис. 21). Герб отличался от предшествующих не только изображением орла, но и так называемыми "титульными" гербами на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом -щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года – памятная дата в русской геральдике. В этот день император Александр II впервые утвердил Большой государственный герб Российской империи (рис. 22), который полностью соответствовал требованиям европейской рыцарской геральдики и содержал все без исключения традиционные геральдические элементы (щит, щитодержателей, короны, шлем, намет, мантию, девиз, девизные ленты и др.), символизируя единство и могущество России.

24 июля 1882 года Император Александр III Миротворец в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи (рис. 23), который стал последним гербом такого геральдического масштаба и уровня в истории России. Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, он соединил в себе все идеи русской императорской монархии и государственности, его геральдические символы и элементы отразили триединую национальную идею России, сформулированную в фразе: «За веру, Царя и Отечество»:

  • Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, щитодержатели святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз “Съ нами Богъ”, восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью;
  • Царь, идея самодержца выражена в атрибутах государственной власти России: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого ордена святого Андрея Первозванного;
  • Отечество отражено в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого правоверного князя Александра Невского. Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы -стремление к единению Руси вокруг Москвы исторического центра земли русской.

И, наконец, лавровые ветви, обрамляющие герб, символизируют славу, честь и заслуги, а дубовые – доблесть и мужество.

Большой государственный герб Российской империи создает монументальный образ великой и процветающей России.

Царствование последнего императора Николая II Кровавого (1894-1917), принесшее России Мировую войну, народные волнения и, как результат, революцию, не привнесло в российскую геральдику ничего нового, что можно объяснить как великолепной существующей символикой, так и безвольностью самого императора, не проявлявшего особого рвения к государственным делам.

Российский герб в периоды революций и новейшей истории

Февральская буржуазная революция 1917 года, девизом которой стал лозунг «Вся власть Учредительному собранию», отрешила царя от престола, провозгласило Россию республикой, и, как следствие, решительным образом изменила российский герб. Изображение нового герба было абсолютно закономерным – Временное правительство отобрало у него все атрибуты царской власти и сделало его похожим на герб времен Ивана III (рис. 24). Довольно примечательно, что на банкнотах, выпускаемых Временным правительством появился другой герб с изображением древнего символа солнца – свастики (рис. 25). Объяснить такой ход в гербовой символике России можно, скорее всего, обострившимся в начале XX века интересом к модному тогда оккультизму и эзотерике, что в свою очередь, безусловно, являлось признаком нестабильности в обществе и государстве.

Пришедшие 7 ноября 1917 года к власти большевики первое время использовали старые символы, однако уже в начале 1918 года была начата работа по разработке нового герба государства. В процессе этой работы Советское правительство приняло решение полностью отказаться от прежних российский символов, и уже 10 июля 1918 года была принята первая в России конституция -Конституция РСФСР, которая официально утверждала герб республики (рис. 26), который оставался неизменным до 1978 года, когда в герб была включена воинская красная звезда.

Семантика герба была такова: серп и молот в гербе символизировали нерушимый союз рабочих и крестьян, красный цвет -революцию, творческое созидание, борьбу; солнце -благородную цель построения коммунизма; венок пшеницы -мирный созидательный труд и благополучие державы; девиз -верность марксистскому учению.

Полное отсутствие веками почитаемых в России символов и включение в новый герб обезличенных элементов, которые абсолютно не отражают национальные идеи российского государства, легко объяснимо – вожди Октябрьской революции В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий намеревались установить социализм не в отдельно взятой стране -России, а в масштабах всего мира, для чего поощрение национальных чувств народа не только оказалось не нужным, но и даже мешало. Именно поэтому лозунг Карла Маркса «Пролетарии всех стран соединяйтесь» стал девизом герба РСФСР. Нелишне напомнить, что таким же обезличенным стал и герб СССР (рис. 27), центральным элементом которого стал Земной шар, как символ грядущей победы социализма во всем мире.

5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. Окончательное восстановление герба произошло в 1993 году, когда Указами Президента РФ Бориса Ельцина он был утвержден в качестве государственного герба (рис. 28), а 25 декабря 2000 года был принят Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации", который закрепил Государственный герб РФ на законодательном уровне.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV -XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах -скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди -изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Он намеренно лишен религиозных атрибутов, т.к. Россия является светским государством, в котором установлена свобода вероисповедания.

Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории -он отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)