Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Юрий Уюрченко | Добавлено: 2014-10-31

Откуда появились прозвища

В дохристианский период (до конца X в.) среди восточных славян (предков современных русских, украинцев и белорусов) было принято использовать исключительно славянские самобытия и языческие имена-прозвища, созданные средствами древнерусского языка (например: Буян, Первой, Третьяк, Большой, Меньшой, Ждан, Неждан) . Прозвища чаще формировались по: внешнему виду человека ( Красивый, Лысый), по месту жизни, рождения, смерти ( Невский, Грек) по виду деятельности ( Креститель, Кузнец, Мельник), по характеру человека ( Грозный, Шалтай, Ткач), по деяниям (Великий, Победитель).

В процессе жизни прозвища могли меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Обычно полученное во взрослом возрасте прозвище отражало какую-то особенность данного человека (например: Толстый, Кудрявый, Сильный, Сын Крысы, Метка, Стрела, Одинокий пень и т.д.). В дальнейшем некоторые из таких прозвищ закреплялись традицией. Часто свои прозвища новорожденные получали в честь каких-то других людей, чаще всего умерших родственников. Отражение этих имен можно обнаружить в современных фамилиях Волков, Третьяков, Нежданов и т. п.

С принятием христианства стало принятым давать канонические («библейские»), то есть еврейские или греческие имена (например: Даниил/эль, Гавриил/эль, Михаил/эль, от «Эл» - Бог). Иногда библейские имена переводились на русский язык – так появилась Вера, Надежда и любовь.

В России долгое время имя человеку могла дать только церковь. Лишь в 1905г эта прерогатива церкви была несколько ослаблена. С 1917 г. стало возможным называть ребенка любым именем без каких бы то ни было ограничений. Но этот период уже не имеет отношения к становлению русских фамилий.

После октябрьской революции в русский именослов поникает большое число заимствований (Лилия, Изабелла, Артур) и активно создаются новые имена (Вилен, Ким, Мэлс).

Источники прозвищ

Во многих странах мира дети при рождении получают двойные, а то и тройные имена. Это делается для того, чтобы ребенок, достигнув совершенствования, смог сам определиться, с каким именем ему прожить всю жизнь.

У нас же, русских, когда малыш появляется на свет, ему дается одно имя. Но очень часто в школьном возрасте и у наших подростков появляются вторые «имена» - прозвища и клички. «Толстый», « хромой» и «рыжий» есть практически в каждой школе страны. Почему ребята придумывают подобные прозвища?

В основе кличек и прозвищ лежит сравнение. Родители прибегают к сравнениям по признакам: мягкий, пушистый, добрый, красивый. Таким образом, они выражают свою любовь к детям, которые чаще находят сравнения по иным признакам: некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к кличкам и оценочные слова-характеристики (неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный характер. Прозвища могут отражать физический недостаток (хромота, слабое зрение), внешний вид (полнота, худоба, большие уши, веснушки), стиль поведения (быстро говорит, быстро ходит, постоянно дерется); единичный поступок, который запомнился; фамилии (Козлов, Баранов).

Еще одним неиссякаемым источником кличек являются литературные произведения, кинофильмы и мультфильмы. Сейчас их огромное количество, а совсем недавно любая премьера, показанная по телевизору, вызывала у детей такую бурю эмоций, что уже через несколько дней все роли между ними были распределены, а сами роли получали « новых хозяев» в строгом соответствии с экранным «оригиналом».

Чаще всего «награждение» прозвищами кончается, когда человек взрослеет, но в мир взрослых приходят в основном лишь прозвища, взятые из детства. Как правило, они точно указывают на самые яркие черты личности, бросающееся в глаза, видимое в первые моменты. Именно поэтому есть Пончики и Скелеты, Куклы и Жирафы, Крохи и Знайки. Характер человека, его манеры поведения и общения с другими формируются в раннем детстве и фактически не меняются в течение жизни. Вот почему некоторые «удачные» клички отражают натуру и в 10 и в 45 лет одинаково.

Дети зачастую очень метко схватывают суть человека - ведь, в зависимости от отношения, девочку можно за яркую внешность назвать Барби или Бабка. Подростки не одарят того, с кем дружит весь класс, именем отрицательного персонажа.

Школьники непосредственны и не только не любят, а попросту не умеют притворяться. Они еще не умеют лукавить и непосредственно говорят всю «правду» в глаза.

Прозвище связывает ребенка с его сутью, с самим собою. Таких имен-прозвищ в жизни человека будет еще несколько: в школе, в дружеской компании, в компании любимого человека, имя, которым называла мама и бабушка - так и останется для человека самым важным и самым дорогим. Такое прозвище может стать не только описанием человека, но и формой его защиты, и клеймом, и сценарием его судьбы.

  • Еще лет 20 назад американские психиатры обнаружили, что люди с забавными странными именами в 4 раза больше остальных предрасположены к разного рода психическим комплексам.
  • Ребенок с именем, вызывающим насмешки, обладает более «пробивными» качествами, поскольку с детства вынужден оборонятся и добиваться нормального к себе отношения.
  • Девушки с привлекательными именами плохо продвигаются по службе в деловом мире, но зато могут достичь заметных успехов в шоу-бизнесе. Имя может даже нести в себе зачатки будущей болезни: английский терапевт Тревор Уэстон выяснил, что сердечно-сосудистым заболеваниям больше подвержены лица, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита.
  • Во многих первобытных племенах подлинное имя скрывалось – считалось, что в противном случае им может воспользоваться враг для обретения власти над человеком. В обиходе запретное имя заменяло прозвище.
  • Крестильные имена использовались в официальных документах и договорах, но в миру человек чаще был известен под прозвищем или языческим именем. Считалось, что «подлинное» имя, связывающее его с ангелом-хранителем, не стоило говорить, чтобы не подвергнуться порче и сглазу.
  • Прозвище, которое давалось матерью наряду с христианским именем, выполняло роль оберега: никто из представителей злых сил не польститься на Нелюба, Хворошу или Клячу. Но с течением времени привычные нашему уху имена постепенно вытеснили в быту неканонические и странновато звучащие прозвания.

Психологи утверждают, что, если у ребенка нет клички – это серьезный повод для беспокойства, потому что прозвище – является проявлением симпатии или средством оскорбления – это признание. То есть сверстники заметили ребенка, подумали о нем, оценили. С этим трудно согласиться. Мы считаем, что отсутствие прозвища у подростка в период его обучения в школе не следует воспринимать как доказательство неуспешности социализации в детском коллективе.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)